Педагогика
УДК:316.61
старший преподаватель Лагутин Андрей Геннадьевич
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); преподаватель Руфф Григорий Валерьевич
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Сидорина Татьяна Владимировна
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОСНОВА САМОУПРАВЛЕНИЯ КУРСАНТАМИ СВОИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной в условиях преобразования войск национальной гвардии и связанных с этим изменений в системе образования в высших военных учебных заведениях, теме совершенствования подготовки курсантов для войск национальной гвардии. Предметом исследования выступает целеполагание как основа развития курсантов в процессе самоуправления собой в образовательной деятельности.
Ключевые слова: образовательная деятельность; учебная деятельность; развитие самоуправления собой; целеполагание.
Annotation. The article is devoted to the issue of improving the training of cadets for the troops of the National Guard in the conditions of the transformation of the troops of the national guard and related changes in the education system in higher military educational institutions. The subject of the study is goal-setting as the basis for the development of cadets in the process of self-management in educational activities.
Keywords: educational activity; educational activities; self-government development by oneself; goal setting.
Введение. Важность целеполагания для обучающихся состоит в том, оно является первичной фазой управления, которая предусматривает постановку генеральной цели и «дерева целей» соответствии с назначением моделируемой системы, стратегическими установками управления ею и характером решаемых задач. Целеполагание представляет собой процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления ситуации. И в силу этого понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования и постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами, как эффективное управление временным и материальным ресурсами, обусловленными деятельностью человека.
Изложение основного материала статьи. Управление представляет собой процесс изменения какой-либо системы в новое качественное состояние [6]. Любое самоуправление, - это движение объектов управления от целей к результату в процессе деятельности, что приводит к необходимости применения личностно-деятельностного подхода в развитии умений и навыков самоуправления [3].
Личностный компонент предполагает, что в центре образовательного процесса находятся обучающиеся, с их мотивами, личностными целями, психологическими особенностями когнитивного процесса. Деятельностный компонент предписывает возможность организации предметно-практической учебной работы в профессионально-социальном контексте, создающем деловой, средово-ресурсный и эмоционально-мотивационный фон образовательного процесса. Личностно-деятельностный подход акцентирует личностный подход к развитию самоуправления собой у курсантов в образовательной деятельности, что позволяет говорить о новом явлении в профессиональной педагогике, а именно: о синтезе свойств личности курсанта и свойств качественного результата образовательной деятельности. Такой синтез дает возможность преодолеть известную обособленность рассмотрения образовательной деятельности и развития самоуправления личности своими действиями [1].
Для детализации этих процессов рассмотрим понятия «учение» и «управление учебной деятельностью», смешение которых приводит не только к подмене значений этих понятий, но и ошибочных действиях в управлении процессом (рисунок) [5].
Процесс обучения, который вместе с Ю.А. Конаржевским рассматриваем как два самостоятельных подпроцесса, - подпроцесс «преподавание» и подпроцесс «учение». Трансполируя его идеи на систему процесса обучения в вузе, рассмотрим бинарность этих подпроцессов на рисунке [2].
Каждый подпроцесс является самостоятельным звеном. Так, процесс преподавания состоит элементов: цель обучающего, деятельность обучающего, организационно методические средства обучающего по передаче социального опыта. Взаимосвязь комплекса этих элементов предопределяет результат, -профессиональное развитие обучающего.
Рисунок. Структура учебного процесса
Процесс учения включает в себя элементы: цель обучающегося, деятельность обучающегося, образовательные средства обучающегося в освоении и применении социального опыта. Взаимосвязь элементов этого комплекса дает такой результат, как некий механизм развития обучающегося.
Каждое кольцо существует само по себе до тех пор, пока не начнет реализовываться управляющая миссия обучающего, ППС. Цель обучающегося станет яснее, если этому способствует глубокая профессиональная цель обучающего. Деятельность обучающегося только тогда становится целенаправленной на освоение высоты профессии, когда деятельность обучающего системна, характеризуется широтой диапазона профессионального и психолого-педагогического воздействия. А механизм профессионального развития обучающегося тогда начинает обретать контуры реального качества освоения профессии, когда его, в процессе взаимодействия, демонстрирует профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава.
Пока взаимодействия нет, обучение носит пассивный характер. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению учебно-воспитательных профессиональных целей. Соответственно, в процессе интерактивного обучения, -главное звено - интерактивные методы обучения.
Учение имеет место не только в учебной, но и в других видах деятельности. Выполняя их, личность узнает новое, ранее не известное. В учебной деятельности получение знаний напрямую зависит от этой деятельности. Когда речь идет об учебной деятельности, то имеется в виду, прежде всего учебная задача и действия выполняемые обучаемым. Многими авторами понятие учебной деятельности рассматривается как система умственных и практических действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач [41. Это определение учебной деятельности полным и исчерпывающем считать нельзя. Если рассматривать на примере венного учебного заведения, то учебная деятельность всегда будет зависеть от специфики подготовки военных кадров и направленна на всестороннее и гармоничное развитие личности будущих офицеров, воспитание их в духе патриотизма, верности воинскому долгу, формирование высоких нравственных и профессиональных качеств, любви к избранной профессии [71.
Учебная деятельность, как составная часть образовательной деятельности, является формой активного взаимоотношения курсанта с изучаемым учебным материалом и имеет направленную взаимосвязь с предстоящей военно-профессиональной деятельностью. Все это способствует в развитии избирательного подхода к объектам знаний, постановку перед собой конкретных целей и задач, которые предстоит в дальнейшем воплощать с применением навыков самоуправления. Такое предметное понимание учебной деятельности позволяет рассматривать курсанта как активного субъекта этой деятельности и это будет являться одним из факторов индивидуального развития курсанта и самоуправлением собой в этой деятельности [81.
Образовательную деятельность нельзя рассматривать как деятельность, основанную только на индивидуальных качествах и действиях курсантов. Это, прежде всего, совместная деятельность руководящего и научно-педагогического состава, командиров курсантских подразделений, самих курсантов и других работников, осуществляющих вспомогательные функции. Вся эта коллективная деятельность направлена на взаимное общение, как со всеми участниками так и в конкретной направленности курсант и преподаватель, курсант и командир, курсант и курсант. В конечном итоге деятельность всех субъектов направлена на достижение конкретной цели по подготовке квалифицированного специалиста для войск.
Целостность учебной деятельности определяется тем, что входящие в нее компоненты находятся в таких тесных связях между собой, что не могут существовать вне целого: цель деятельности ориентирует на то, что нужно сделать и какие ближайшие и отдаленные цели достичь; потребности, мотивы указывают, почему нужно достичь эту цель; из цели вытекают учебные задачи, в которых четко разграничивается то, что курсанту уже известно и что предстоит узнать, цель деятельности реализуется в учебных задачах, способах действий и т.д.
Цель учебной деятельности определяется общей целью обучения и воспитания, воплощенной в учебных программах по каждому учебному предмету и воспитательными целями учебных занятий. Она не ставится преподавателем произвольно, а лежит в сфере социального заказа общества. Преподаватель, реализуя учебную программу, определяет общую цель системы занятий и цель каждого занятия: усвоение научных понятий, общих способов, действий, формирование качеств личности и др. Существуют «цель деятельности» и «цель субъекта», т.е. курсанта, выполняющего учебную деятельность. Цели деятельности могут быть ближайшие и дальнейшие, к реализации которых курсант идет путем осуществления ближайших целей. К первым относится усвоение определенных понятий, правил, законов, навыков в решении учебных задач, ко вторым - усвоение общественно выработанных способностей, свойств и качеств личности [2].
Цели курсанта, являются определенным отражением его потребностей. Общая цель деятельности может не совпадает с целью обучаемого. Он может ее даже не осознавать. В силу индивидуальных особенностей и возможностей курсант по разному может видеть свою цель. А это сказывается на всей его последующей учебной деятельности и конечном результате. Преподавателю необходимо добиваться, чтобы цели каждого обучаемого, осуществляющего учебную деятельность, совпадали с целями образовательной деятельности. Цели каждого занятия должны быть конкретны, понятны обучающемуся и приняты им в качестве ориентира. Но это будет зависеть от того, насколько курсант внутренне готов к восприятию информации и личной его самомотивации.
Если преподаватель будет выводить цель занятия только из учебной программы, не направляя ее на уровень подготовленности обучаемых, то она может оказаться оторванной от реальных учебных возможностей многих курсантов: для одних она окажется легкой, для других - трудной. И желаемый результат не будет достигнут.
Установлено, что определение конкретной цели у курсантов при обучении учебному предмету влияет на особенности восприятия, мышления, памяти, воображения, на эмоциональное и волевое состояние и, естественно, на самоуправление учением.
Отношение курсанта к учению, его поведение в процессе учебной деятельности в значительной мере определяется тем, как он оценивает результаты труда, усилия, эмоционально-волевое напряжение, т.е. тем, как складывается соотношение затрат курсанта (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и адекватности результата.
Каждую учебную задачу следует рассматривать не только в соответствии с целью деятельности, но и в соотношении с личностью обучаемого, с его реальными и потенциальными возможностями. Поэтому мы и дифференцируем систему задач по ряду оснований: содержанию, характеру, учебных действий, степени сложности, а также по этапам их решения - от доступных к более трудным, находящимся в «зоне ближайшего развития» курсанта. При определении учебных задач очень важно иметь в виду, какие психические процессы и состояния вызывают они у обучаемых: обращение к памяти, мышлению, воображению, эмоциональные реакции, чувства, отношение к учебному материалу и характеру учебной деятельности.
Учебные задачи, с одной стороны, направлены на достижение какой-то конкретной ближайшей цели, с другой - они должны быть звеном, ступенькой на пути осуществления отдаленной цели деятельности. Если осуществление ближайшей цели происходит в пределах одного или нескольких занятий, то отдаленная цель достигается целой системой занятий по теме, разделу, курсу. Учебные задачи становятся средством достижения отдаленной цели, когда они представляют собой не случайную совокупность, а систему.
Учебное действие непосредственно связано с решением учебной задачи и обеспечивает достижение намеченной цели. Только единство цели, учебных задач и способов действий приведет курсанта к желаемому результату. Учебное действие, как «клеточка» учебной деятельности, включает в себя все ее элементы: цель, мотивы, условия и способы действий, контроль, самоконтроль, самоуправление и др. Через учебные действия осуществляется учебная деятельность. Они, как указывал А.Н.Леонтьев, являются составными частями, помогающими осуществлению цели.
Цель учебного действия определяется, с одной стороны, целью деятельности, с другой - содержанием, характером, степенью сложности учебного задания, условиями его выполнения, подготовленностью обучаемого предшествующим обучением, т.е. соотношением цели занятия с конкретными условиями действия обучаемого.
Определение цели действия включает анализ содержания, характера, степени трудности учебной задачи, актуального и потенциального уровня познавательных возможностей курсанта, его индивидуальных особенностей. Это позволяет увидеть, способен ли курсант осуществить цель учебного действия, вытекающую из цели деятельности, или необходима ее корректировка с учетом конкретных условий.
Если цель учебной деятельности определяется для всей группы одинаково, исходя из учебных программ, то цели конкретных действий могут временно на отдельных этапах для отдельных курсантов и групп корректироваться, дифференцироваться. Общая цель может включать в себя такие подцели, как показ образца действий, развернутое пояснение к нему, помощь в определении последовательности операции, использовании необходимых правил и т.д. Эти цели - промежуточные, они способствуют включению каждого курсанта в посильную работу и направлены в конечном итоге на осуществление общей цели учебной деятельности. Курсант последовательно продвигается от одной цели к другой на пути к конечной цели.
Прежде всего, курсантом должны быть осмыслены цель деятельности и на первоначальном уровне -образец, с которым он может сличать ход и результат учебного труда. А для этого необходимо специальное инструктирование курсанта, ясно прокомментированный, образцовый показ действия, дальнейшее его выполнение.
Элементы самоуправления закладываются при первоначальном анализе и определения целей и задач обучения, затем развиваются по ходу учебной деятельности, курсант приучается следить за своими действиями и оценивать результаты. Обучение самоуправлению начинается с общей работой над собой, углубляется путем развития самопроцессов, а в дальнейшем переходит в индивидуальное осмысление, анализ, самооценку и коррекцию своих действий.
Таким образом, начальным звеном учебной деятельности является процесс целеполагания, т.е. определение конечной цели, ради достижения которой осуществляется деятельность. Мотивы, побуждающие курсантов учиться, познавательные интересы, сознательное отношение к учению получили признание в психологии и педагогике как личностный компонент учебной деятельности.
Выводы. Источником функционирования учебной деятельности как целостной системы является направленный процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых по разрешению противоречий в организационной, мотивационной, содержательной ее сторонах. Системный подход дает основание рассматривать учебную деятельность в действии как целенаправленную педагогически обусловленную деятельность курсантов. Самоуправление курсантами собой - это развитие личности от целей к конечному результату, а целеполагание является начальным звеном этой деятельности. В результате проведенного анализа целеполагание однозначно будет являться основой для развития самоуправления у курсантов в образовательной деятельности.
Литература:
1. Борисов С.В., Лагутин А.Г. К вопросу педагогического проектирования в военных институтах // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. VIII Межвуз. научно-практич. конф. с международным участием. 2017. С. 138-140.
2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. -М., 1986. - С. 39-40.
3. Лагутин А.Г., Руфф, А.А. Развитие заинтересованности в военной профессии у курсантов в процессе учебной деятельности // Сборник статей межд. конф. Барнаул, 14-17 ноября 2017 г. - Барнаул: Алт. Гос. Ун-т, 2017.
4. Пономарева Н.В. Формирование умений самоуправления курсантов в образовательной деятельности в высших военных учебных заведениях: Дис.канд. пед.наук. - К., 2004. - 200 с.
5. Сидорина Т.В. Психолого-педагогические основы интерактивного обучения в вузе // Приднепровские социально-гуманитарные чтения. Матер Междунар. конф. 22 февраля 2013 г.: Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 2013. - С. 105-108.
6. Сидорина Т.В. Теоретические основы экспертирования образовательных систем. Дисс. ...доктора пед. наук / Сибирская академия финансов и банковского дела. Новосибирск, 2001. - 354 с.
7. Sidorirn T.V., Zotov A. A., Tarasov D. Yu. The development of competence of employees on the formation of psychologically compatible groups // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics "Young scientists' and mentors' non-standart congress", the 31st of January, 2017, Geneva (Switzerland). Geneva (Switzerland), the 31st of January, 2017/ Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists "Science", Geneva, 2017, p.215, dr.480. - p. 60-66.
8. Sidorirn T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 31-35.
Педагогика
УДК 376.1/378
кандидат педагогических наук, заместитель начальника факультета (командного) по работе с личным составом Легаев Александр Павлович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультет подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Супрун Антон Сергеевич Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, (г. Санкт-Петербург)
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты индивидуализация обучения рассматриваются в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым курсантом намеченных целей освоения основных образовательных программ.
Рассматриваются особенности индивидуализации, а также особенности её практического применения.
В статье даны методологические основы индивидуализации. Индивидуализация обучения курсантов рассмотрена в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода.
Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, индивидуальный и дифференцированный подход, индивидуализированное обучение, индивидуальное обучение, личностно-ориентированное образование, индивидуально-психологические качества, компетенция.
Annotation. The article deals with the problem of individualization of the cadets' training of the higher educational institutions of the troops of the national guard of Russia. In the context of the transition of the education system to federal state educational standards, individualization of teaching are considered as an effective mechanism for ensuring that each cadet achieves the goals of mastering the basic educational programs. The peculiarities of individualization of instruction, , as well as the features of its practical application are considered.
The article gives the methodological foundations of individualization. Individualization of teaching along with differentiation of work with students is considered as a basis for implementing the principle of individual approach.
Individualization is considered as creating the necessary conditions for the formation of professionally significant personal qualities of future officers, based on the consideration of their individual characteristics and capabilities.
Keywords: individualization, differentiation, individual and differentiated approach, individualized training, individual education, personality-oriented education, individual psychological qualities, competence.