Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России'

Индивидуализация обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACH / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZED TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легаев Александр Павлович, Супрун Антон Сергеевич

В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты индивидуализация обучения рассматриваются в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым курсантом намеченных целей освоения основных образовательных программ. Рассматриваются особенности индивидуализации, а также особенности её практического применения. В статье даны методологические основы индивидуализации. Индивидуализация обучения курсантов рассмотрена в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Легаев Александр Павлович, Супрун Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization and differentiation of training cadets of military high schools of Russian national guard forces

The article deals with the problem of individualization of the cadets' training of the higher educational institutions of the troops of the national guard of Russia. In the context of the transition of the education system to federal state educational standards, individualization of teaching are considered as an effective mechanism for ensuring that each cadet achieves the goals of mastering the basic educational programs. The peculiarities of individualization of instruction, as well as the features of its practical application are considered. The article gives the methodological foundations of individualization. Individualization of teaching along with differentiation of work with students is considered as a basis for implementing the principle of individual approach. Individualization is considered as creating the necessary conditions for the formation of professionally significant personal qualities of future officers, based on the consideration of their individual characteristics and capabilities.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России»

Выводы. Источником функционирования учебной деятельности как целостной системы является направленный процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых по разрешению противоречий в организационной, мотивационной, содержательной ее сторонах. Системный подход дает основание рассматривать учебную деятельность в действии как целенаправленную педагогически обусловленную деятельность курсантов. Самоуправление курсантами собой - это развитие личности от целей к конечному результату, а целеполагание является начальным звеном этой деятельности. В результате проведенного анализа целеполагание однозначно будет являться основой для развития самоуправления у курсантов в образовательной деятельности.

Литература:

1. Борисов С.В., Лагутин А.Г. К вопросу педагогического проектирования в военных институтах // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. VIII Межвуз. научно-практич. конф. с международным участием. 2017. С. 138-140.

2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. -М., 1986. - С. 39-40.

3. Лагутин А.Г., Руфф, А.А. Развитие заинтересованности в военной профессии у курсантов в процессе учебной деятельности // Сборник статей межд. конф. Барнаул, 14-17 ноября 2017 г. - Барнаул: Алт. Гос. Ун-т, 2017.

4. Пономарева Н.В. Формирование умений самоуправления курсантов в образовательной деятельности в высших военных учебных заведениях: Дис.канд. пед.наук. - К., 2004. - 200 с.

5. Сидорина Т.В. Психолого-педагогические основы интерактивного обучения в вузе // Приднепровские социально-гуманитарные чтения. Матер Междунар. конф. 22 февраля 2013 г.: Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 2013. - С. 105-108.

6. Сидорина Т.В. Теоретические основы экспертирования образовательных систем. Дисс. ...доктора пед. наук / Сибирская академия финансов и банковского дела. Новосибирск, 2001. - 354 с.

7. Sidorirn T.V., Zotov A. A., Tarasov D. Yu. The development of competence of employees on the formation of psychologically compatible groups // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics "Young scientists' and mentors' non-standart congress", the 31st of January, 2017, Geneva (Switzerland). Geneva (Switzerland), the 31st of January, 2017/ Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists "Science", Geneva, 2017, p.215, dr.480. - p. 60-66.

8. Sidorirn T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 31-35.

Педагогика

УДК 376.1/378

кандидат педагогических наук, заместитель начальника факультета (командного) по работе с личным составом Легаев Александр Павлович

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультет подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Супрун Антон Сергеевич Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, (г. Санкт-Петербург)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты индивидуализация обучения рассматриваются в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым курсантом намеченных целей освоения основных образовательных программ.

Рассматриваются особенности индивидуализации, а также особенности её практического применения.

В статье даны методологические основы индивидуализации. Индивидуализация обучения курсантов рассмотрена в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, индивидуальный и дифференцированный подход, индивидуализированное обучение, индивидуальное обучение, личностно-ориентированное образование, индивидуально-психологические качества, компетенция.

Annotation. The article deals with the problem of individualization of the cadets' training of the higher educational institutions of the troops of the national guard of Russia. In the context of the transition of the education system to federal state educational standards, individualization of teaching are considered as an effective mechanism for ensuring that each cadet achieves the goals of mastering the basic educational programs. The peculiarities of individualization of instruction, , as well as the features of its practical application are considered.

The article gives the methodological foundations of individualization. Individualization of teaching along with differentiation of work with students is considered as a basis for implementing the principle of individual approach.

Individualization is considered as creating the necessary conditions for the formation of professionally significant personal qualities of future officers, based on the consideration of their individual characteristics and capabilities.

Keywords: individualization, differentiation, individual and differentiated approach, individualized training, individual education, personality-oriented education, individual psychological qualities, competence.

Введение. Проблематика индивидуализации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии России несомненно является пожалуй одной из самых актуальных и злободневных в течение многих лет в педагогической теории и практике. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся намеченных целей освоения основных образовательных программ стала обучения.

Сегодня, главным образом, обучение в вузах войск национальной гвардии России нацелено на среднестатистического обучающегося. Концентрация педагогических усилий на индивидуальных особенностях отдельно взятого курсанта, уровня его интеллектуального развития, его мотивации и других интересов, на особенностях восприятия им учебного материала, а также скорости и глубине его усвоения, на практике делается очень редко.

Этот фактор несомненно служит одной из главных причин того, что менее сильные курсанты зачастую не выдерживают средний темп работы в учебной группе, в то время как сильные ученики начинают утрачивать интерес к предмету и даже иногда оказываются в числе отстающих. В этой связи проблематика индивидуализированного обучения предстает актуальной и требующей пристального изучения.

Проблематика учета индивидуальных особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе отнюдь не является новой. Об индивидуальном подходе и его роли в развитии личности писали такие корифеи педагогической мысли как Вахтеров В.П., Зеньковский В.В., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Каптерев П.Ф.

На сегодняшний день в педагогических трудах различных авторов вместе с использованием терминов индивидуализация обучения, также распространены и такие понятия как индивидуальный и дифференцированный подход, индивидуализированное обучение, индивидуальное обучение, при этом зачастую нет единства в толковании сущности этих понятий.

В целях раскрытия специфики и особенностей индивидуализации в процессе обучения курсантов войск национальной гвардии России, в первую очередь, необходимо, решить нижеследующие основные задачи:

1. определить специфику и основные особенности индивидуализации обучения;

2. определить основные и наиболее применимые в условиях обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии России методы и приемы индивидуализации.

Изложение основного материала статьи. Изначально следует разобраться в том, как трактуют в своих трудах понятие «индивидуализация» корифеи педагогической науки, занимавшиеся исследованием данной проблемы.

Российская педагогическая энциклопедия дает нам нижеприведённые трактовки понятия «индивидуализация»:

Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [2, с. 359].

В своей работе «Индивидуализация и дифференциация обучения» Унт И. Э. представляет следующую трактовку данного понятия:

Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. [1, с. 31].

И авторы педагогической энциклопедии, и И.Э. Унт одинаково трактуют в своих работах индивидуализацию и видят её, в основном, как учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

В научных работах Кирсанова А.А., Рабунского Е.С. под индивидуализацией обучения подразумевается и деятельность учителя. Аналогичная точка зрения сформулирована в работе Гольхового В.М.: "Под индивидуализацией мы понимаем наиболее полный учет возрастных и психических особенностей, индивидуальных умственных возможностей и способностей учащихся, а также организацию всего процесса обучения" [4].

В качестве методологической основы индивидуализации несомненно следует рассматривать концепцию личностно-ориентированного образования, главной целью которого является развитие в обучаемом личности.

В своих трудах Сериков В.В. говорит, что речь здесь идет "... о развитии способности быть личностью: выбирать жизненные смыслы и принципы, принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, быть самостоятельным, внутренне свободным, инициативным и творческим, владеть собой. Словом, совершать собственно личностные действия" [5].

На наш взгляд вышеперечисленные качества личности курсанта военного вуза войск национальной гвардии России несомненно являются профессионально значимыми для него, как для будущего офицера.

Основой личностно-ориентированного образования выступает создание специфических педагогических ситуаций, ставящих обучаемого в ситуацию, в которой необходимо проявить себя как личность, так как при этом существенным образом затрагиваются вопросы его статуса, признания, а также самоопределения.

Эти ситуации инициируют запуск механизмов личностного развития, на основании ревизии прежней системы ценностей и апробации на практике новых моделей поведения. Самыми характерными критериями реализации личностно-ориентированного образования по мнению Серикова В.В. являются: "включение в деятельность через самостоятельный выбор и обретение опыта поиска смысла, презентации собственного "Я", проявление собственной позиции при решении жизненно-практических задач, самоорганизация, самообразование" [5, с. 9].

При рассмотрении вопроса о целях индивидуализации обучения, необходимо сказать, что практически все авторы научных исследований в этой области видят эту проблему с разных точек зрения. Например, Унт И.Э. основными дидактическими и воспитательными целями индивидуализации обучения считает:

- повышение успеваемости;

- улучшение отношения к трудовой деятельности;

- воспитание чувства ответственности и долга;

- развитие у учащихся индивидуальных познавательных интересов, а также способностей и талантов на основе учета его возможностей.

Также, она высказывает мнение о том, что индивидуальные занятия позволят повысить уровень умений самостоятельно работать, что очень немаловажно для самообразования каждого человека [1, 13].

При рассмотрении вопроса о целях индивидуализации обучения, следует сделать вывод о том, что индивидуализация обучения способствует формированию и развитию личности отдельного обучаемого на фундаменте учета его индивидуальных качеств.

В образовательном процессе, в том числе и военного вуза войск национальной гвардии России, индивидуализация обучения выступает в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода. [3, с. 3].

Учитывая вышесказанное, следует сделать вывод, что индивидуализация направлена на личность ученика, а также на его индивидуальные гностические и психологические особенности, в ходе индивидуализации педагог воздействует на каждого конкретного ученика.

Первоочередная цель индивидуализации обучения состоит в недопущении появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечение максимально продуктивной работы каждого из них, полная мобилизация их способностей, склонностей и интересов. [4, с. 9]. Суть этого подхода отнюдь не состоит в приспособлении содержания обучения к индивидуальным особенностям развития и подготовки отдельных обучающихся.

Обязательно следует учитывать, что в ходе практического использования термина «индивидуализация обучения», практически всегда, подразумевается индивидуализация относительная, а не абсолютная. В реальной практике обучения в военном вузе войск национальной гвардии России индивидуализация всегда носит относительный характер по следующим основным причинам:

1. главным образом уделяется внимание индивидуальным особенностям не каждого отдельного обучаемого, а группе обучаемых, которые обладают приблизительно сходными характеристиками;

2. в основном, имеет место учет только наиболее известных особенностей а также их комплексов, преимущественно важных с точки зрения обучения (речь здесь в большей мере идёт об общих умственные способности);

3. зачастую, имеет место уделение внимания некоторым свойствам или состояниям, лишь только тогда, когда именно это важно для конкретного обучающегося (например, способности и талант в определенной сфере);

4. в основном индивидуализация носит эпизодический характер в определенном виде учебной работы и практически всегда взаимосвязана с неиндивидуализированной работой, то есть, находит свое отражение не во всем объеме учебной деятельности [1, с. 34].

Новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения открываются с внедрением компьютеров в учебный процесс военного вуза войск национальной гвардии России. При использовании компьютера может быть разрешено фундаментальное противоречие образовательного процесса - индивидуализация обучения в условиях его всеобщности.

Использование в обучении компьютерной техники дает огромные ресурсы для индивидуализации темпа изучения материала, а также даёт возможность для варьирования объема выполняемой работы и мер помощи в случае возникновения у обучающихся каких-либо затруднений. По мнению Беспалько В.П. "следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения учебного материала всеми учащимися, хотя и за разное время" [6].

Проводя обобщение мнений исследователей, можно сделать вывод, что основной движущей силой индивидуализации является наличие противоречия между "одинаковостью содержания общего образования и индивидуальными потребностями и особенностями учащихся" [7].

Не стоит списывать со счетов и ряд других противоречий педагогического процесса, к примеру, между объективными требованиями, которые предъявляются к учению, а также направленностью личности обучающегося, проявляющейся в отношении к этим требованиям, между выдвигаемыми учебными задачами а также имеющимся в данный момент уровнем знаний и умений обучающегося.

Основными причинами недостаточно высокой эффективности обучения при организации индивидуализации являются также слабое использование педагогами результатов текущего контроля, отсутствие внесения оперативных корректив в средства педагогического воздействия. Сюда также можно включить отсутствие методических рекомендаций по эффективному сочетанию индивидуальной, коллективной и групповой формы работы. В результате в учебном процессе военного вуза войск национальной гвардии России индивидуализация обучения зачастую выступает лишь в роли "добавки" к традиционным методам и организационным формам учебной работы с курсантами.

Выводы:

1. Индивидуализация обучения создаёт необходимые условия для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров, в основе которых состоит учет их индивидуальных особенностей и возможностей.

2. Преподавателям военных вузов войск национальной гвардии России в целях эффективного применения индивидуализации в учебной практике, необходимо детально разобраться в особенностях индивидуализации обучения, а также в особенностях её практического применения.

3. Преподавателю необходимо прекрасно ориентироваться в индивидуальных психологических особенностях курсантов каждой учебной группы, в которой он проводит занятия, а также в особенностях внутригрупповых взаимодействий, уметь прогнозировать результаты своего педагогического труда, своевременно корректировать свою деятельность в зависимости от изменений обстановки.

4. В процессе должным образом подготовленного и правильно организованного практического применения индивидуализации повышается уровень знаний, умений, интерес обучающихся к освоению учебных дисциплин, но они несомненно являются довольно трудоемкими организационными формами, достаточно сложными для применения на практике, что конечно же требует от преподавателя существенного багажа теоретических знаний, высокого педагогического мастерства, большого опыта, терпения и высокой и устойчивой мотивации к педагогической деятельности.

Литература:

1. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / М.: Педагогика, 1990.

2. Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное общество, 1993, т. 1.

3. Кирсанов А. А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников / А. А. Кирсанов, Казань, 1980.

4. Гольховой В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

5. Сериков В.В. Личностный подход к образованию: от концепции к технологии и опыту //Тезисы доклада городской научно-практической конференции. Волгоград. 28-29 апреля 1998. / Сост. Т.В. Елисеева. -Волгоград: Перемена. 1998. - 180 с.

6. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / М.: Высшая школа, 1989. 143 с.

7. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. 224 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Лошкарева Дарья Александровна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Алешугина Елена Анатольевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье рассматривается процесс реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В этой связи были установлены противоречия, возникающие в образовании на протяжении длительного времени, которые контекстный подход призван разрешить. Было выделено определение контекстного обучения и его сущность. Для более полного раскрытия темы контекстного подхода, выделяются принципы, на которых он основывается. Определен порядок реализации идеи рассматриваемого подхода. Каждому этапу соответствует своя обучающая модель. В статье выделяются семиотическая, имитационная и социальная. Раскрываются основные теоретические положения о структуре, содержании и методических подходах. Также статья отмечает связь между контекстным и, повсеместно использующимся в современном образовании, благодаря новым стандартам, компетентностным подходом, поскольку сущность обоих подходов тесно связана. И первый и второй нацелены на реализацию студентами своих умений на практике. Также, для более полного рассмотрения контекстного обучения, были установлены требования к его содержанию.

Ключевые слова: контекстный подход, компетентностный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное образование, специалист, выпускник.

Annotation. The article examines the process of implementing a competence approach in vocational education. In this regard, the contradictions that have arisen in education for a long time have been established, which the contextual approach is called upon to resolve. The definition of contextual learning and its essence was singled out. For a more complete disclosure of the topic contextual approach, the principles on which it is based are outlined. The order of realization of the idea of the approach is determined. Each stage has its own teaching model. The article highlights the semiotic, imitative and social. The main theoretical provisions on structure, content and methodological approaches are revealed. Also, the article notes the connection between the contextual and ubiquitous use in modern education, thanks to the new standards, the competence approach, since the essence of both approaches is closely related. Both the first and second are aimed at realizing by students their skills in practice. Also, for a more complete consideration of contextual learning, the requirements for its content were established.

Keywords: contextual approach, competence approach, Federal state educational standard, vocational education, specialist, graduate.

Введение. На сегодняшний день проблема модернизации образования все еще актуальна. Совершенствуется структура, содержание, способы оценки знаний. Разрабатываются новые образовательные технологии, способные помочь продуктивному формированию специалистов. Стоит отметить, что это достаточно трудоёмкий процесс. Поэтому возникает необходимость в изучении уже имеющихся подходов к организации эффективного образовательного процесса. Актуальность выбранной темы вызвана тем, что подготовка современных специалистов требует применения практикоориентированного подхода и усиления контекстного, которые соответствуют требованиям новых образовательных стандартов.

Формулировка цели статьи. Проследить особенности построения контекстного обучения в вузе. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить противоречия, которые существуют в современном образовании и которые контекстный подход способен решить; определить порядок реализации контекстного обучения; установить виды профессионального контекста.

Изложение основного материала статьи. Для овладения необходимыми приемами деятельности, важно соблюдать условие связи знаний и опыта. Формирование практического опыта, включающего теоретические знания и практические умения, происходит за счет применения имеющихся знаний и профессиональных умений. От степени сочетания уровня теоретической подготовки специалиста и его профессиональных умений зависит успех вхождения в специальность.

В профессиональном образовании существует множество противоречий, и одно из главных, это то, что профессиональная подготовка специалиста осуществляется в процессе качественно и содержательно иной деятельности, заметно отличной от профессиональной среды [1]. Профессиональные навыки студента должны формироваться в соответствующих условиях, но на данный момент все еще существует проблема выполнения студентами деятельности неадекватной поставленным целям.

В современном образовании широко применяются проблемные ситуации, которые помогают моделировать реальные противоречия профессиональной деятельности в аудиторных условиях [2]. Здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.