Научная статья на тему 'Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях'

Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / DIGITAL PEDAGOGY / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / ПЕДАГОГ / TEACHER / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьев Валентин Александрович

В статье проводятся авторские исследования проблемы перехода на цифровую педагогику в сфере образования. Выявляется, что в создавшихся условиях закономерным является сохранение традиционных подходов и вместе с тем появление инновационных технологий. Определяется, что процесс перехода от классической педагогики к электронной испытывает затруднения в перспективе ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьев Валентин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES OF TRANSITION TO DIGITAL PEDAGOGICS IN RUSSIAN CONDITIONS

The author's research of the problem of transition to digital pedagogy in the sphere of education is conducted in the article. It is revealed that in the existing conditions it is natural to preserve traditional approaches and, at the same time, the emergence of innovative technologies. It is determined that the process of transition from classical pedagogy to electronic is experiencing difficulties in the perspective of its further development.

Текст научной работы на тему «Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях»

1. Разработка актуальных учебных пособий, направленных на финансовое просвещение.

2. Внедрение в учебный процесс инновационные методы изучения предмета.

3. Проведение семинаров, конференций, присутствие на различных бизнес- тренингах [6].

Выводы. Полученные знания, в сфере экономической и финансовой, позволяют выработать

аналитическое мышление, в него входит выделение основных моментов и способность делать выводы, анализировать финансовый рынок, умение выбирать (отбирать) информацию, а также систематизировать, о финансовых рынках из любых источников, при этом использовать новые технологии, приобретение навыков подготовки и проведения различных презентаций, приобретение навыков в коллективной деятельности и эффективной социализации.

При формировании финансовой грамотности у молодежи нужно принимать во внимание их психолого -возрастные особенности, для того чтобы была установлена непосредственная связь между финансовыми знаниями, которые они получают, и возможность их применения на практике, так же нужно учитывать потребности каждого этапа в жизни молодежи, чтобы приучить их к ответственности за свои решения в финансовой сфере.

Литература:

1. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В. Основные направления развития подготовки специалистов финансовой сферы. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов икредита. 2016. С. 158-161.

2. Лаврентьева Л.В., Червова A.A. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза // Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер.-пед. акад.. Н. Новгород, 2004.

3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // «Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti

4. Прохорова М.П., Семченко A.A. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http: //vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 2.03.18).

5. Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин / В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 248-254.

6. «Финансовая грамотность населения России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/index.php?id=1094(flaTa обращения: 28.02.18).

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВУЮ ПЕДАГОГИКУ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье проводятся авторские исследования проблемы перехода на цифровую педагогику в сфере образования. Выявляется, что в создавшихся условиях закономерным является сохранение традиционных подходов и вместе с тем появление инновационных технологий. Определяется, что процесс перехода от классической педагогики к электронной испытывает затруднения в перспективе ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: цифровая педагогика, система образования, школа, педагог, Интернет-пространство, проблемы.

Annotation. The author's research of the problem of transition to digital pedagogy in the sphere of education is conducted in the article. It is revealed that in the existing conditions it is natural to preserve traditional approaches and, at the same time, the emergence of innovative technologies. It is determined that the process of transition from classical pedagogy to electronic is experiencing difficulties in the perspective of its further development. Keywords: digital pedagogy, education, school, teacher, internet, problem.

Введение. Президентом России B.B. Путиным определена траектория развития образования: «нам предстоит решить более широкую задачу ... национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности» [5]. Минобрнауки РФ планирует проводить диагностику в области цифровой педагогики, а по итогам - выявить и определить новые образовательные стандарты, которые очень необходимы для повышения его качества образования. Руководство страны при переходе к всеобщей цифровизации активно поддерживает применение и развитие информационных технологийдля повышения качества жизни людей. Одним из примеров является утверждение паспорта по проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», принятый на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9 [11]. Целью проекта является создание к 2018 году условий для оптимизации российской цифровой образовательнойсреды. Уже в декабре 2017 года в Москве по первым итогам проекта состоялась пресс-конференция. По мнению выступающего на конференции директора Департамента государственной

политики в сфере высшего образования Мииобриауки России А.Б. Соболева, современный мир всё больше становится цифровым, ... и образовательный процесс должен также быть цифровым, ... цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Также А.Б. Соболев высказал отметил, что в таких условиях ответственность за образование человек берёт на себя, определяя перечень необходимых компетенций. Например, в высшем образовании этому способствует так называемое «единое окно», как возможность освоения курсов в онлайн-формате, соответствующие требованиям ФГОС [13].

Одной из первых систем, которая особенно сильно чувствует на себе эти изменения, является система образования: постоянно появляются новые возможности для всех возрастных категорий, интенсивно развивается и доступность образования, появляются новые педагогические методики и формы обучения, интенсивно формируется новая, так называемая, цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, где взаимодействуют все компоненты системы образования, появляется цифровая педагогика.

В соответствии с заданными государственными ориентирами по цифровизации стремительно набирают развитие информационно - коммуникационные технологии. Данный процесс влияет на изменения в развитии во всех сферах жизни каждого человека и всего общества в целом.

Формулировка цели статьи. Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) выпущено издание «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» [7]. Авторы данной книги, провели сравнительный анализ программ внедрения компьютеров в разных школах и странах, пришли к неутешительному выводу - «история ИКТ в школах чревата неудачами». В проведенных исследованиях авторов книги основными направлениями стали: проектирование, разработка и внедрение, а также оценка результатов обучения и опыта электронногообучения через использование различных ИКТ. Анализ подтвердил, что современная школа не является цифровой по сути, даже если в ее деятельность реализуются инновационные ИКТ. В таких создавшихся условиях необходим переход на цифровую педагогику, под которой понимают использование электронных элементов в учебном процессе с целью усиления и изменения образовательного опыта [6].

Начиная с 90-х годов XX в. и по наше время пытаются осуществлять мощный прорыв в образовании при помощи введения в образовательный процесс разнообразных компьютерных технологий. Тем самым добиваются повышения качества в обучении школьников, студентов и слушателей различных курсов повышения квалификации. Именно поэтому на протяжении данного периода не жалеют финансирования на приобретение компьютерных средств и новейшего программного обеспечения [2]. «Цифровой переворот» в дальнейшем отразится на рынке трудовых ресурсов, появится потребность в новых компетенциях преподавателей, и повлечет за собой переформатирование всей образовательной системы. Но данные ожидания не оправдываются, да и стремительное внедрение ИКТ-технологий в процесс образования не стало гарантией получения высокого и качественного образования. И спустя почти три десятилетия глобальной информатизации образования, специалисты стали понимать, что информационные коммуникации не только не повышают качество образования, но и даже наоборот понижают его у всех возрастных категорий учащихся (и в детском саду, и в школе, и в вузе). Это происходит по многим причинам. Одной из них можно назвать непрерывный процесс обновления программного обеспечения ГГ.

На протяжении длительного времени человек обучался при помощи пера или ручки и тетради, а учебники в советское время перед тем как появиться в школе экспериментировались и проверялись. Для сравнения, сейчас новые непроверенные компьютерные программы и печатные версии электронных учебников сразу попадают в школу. Так же и каждая новая компьютерная программа требует переучивания педагогов и изменения традиционных учебных программ [4]. В том числе необходимо обратить внимание на интеграцию технологий, которые будет предлагать Интернет-образование: видеоконтент, игровые программы, элементы виртуальной или дополненной реальности.

Тем не менее, нельзя забывать о том, что все это воздействие оказывается на людей, не желающие тратить время на изучение всего обо всем. Здесь роль и значение данных технологий заключается в качественном сопровождении обучения и помощи в быстром поиске нужной информации и закреплении необходимых навыков. Ведущим фактором становится мотивация обучающегося человека и его готовности постоянно самообразовываться.

Изложение основного материала статьи. До сих пор традиционная педагогика и новая - цифровая -развиваются не замечая друг друга, почти не завися друг от друга и пересекаются лишь иногда: до сих пор не исследованы должным образом психологические, дидактические, методические аспектыприменения в процессе обучения постоянно обновляющихся ресурсов ГГ. Каждое новое обновление ГГ воспринимается в мире как безусловная команда к использованию в образовательном процессе, что способствует, по мнению исследователей к самостоятельному и непрерывному самообразованию, профессиональной мобильности, различным видам научной, исследовательской, проектной и инновационной деятельности [12]. Например, цифровизация в вузе реализуется в создании и внедрении электронного образовательного инновационного продукта - ЭУМК в среде МооШе, разработанного для сопровождения организации учебного процесса [14, 15] (рисунок 1 и 2).

Рисунок 1. Главная страница электронного учебно-методического курса «Управление развитием

персонала» в среде МооШе

Рисунок 2. Главная страница электронного учебно-методического курса «Бухгалтерский учет и

анализ. Часть 1» в среде МооШе

Переход на цифровое образование - неизбежный тренд, обусловленный реальностью, поскольку предлагает ряд возможностей [3]: управление образовательным результатом; «разгрузка» педагога; индивидуальные образовательные технологии; больше образовательных материалов; включение в образовательный процесс всех учащихся; новые технологии донесения знаний и вовлечения: виртуальная и дополненная реальность, мобильное обучение, обучающие игры [3].

Но, ожидаемый результат до сих пор не оправдывается: уровень качества образования молодежи падает, интеллект юных поколений необратимо деградирует, умственные и творческие способности снижаются, нравственные ценности извращаются, религиозные и экстремистские настроения только увеличиваются. К сожалению, не последнее место в этих негативных изменения общества занимают 1Т, уводящие человека в другой - виртуальный - мир, со своими ценностями и правилами общения, мышления и поведения. В режим дистанционного обучения в последние годы переводится практически половина аудиторных часов в вузах. Руководство и научно-педагогический состав вузов понимают, что электронные образовательные ресурсы -это рейтинговый показатель университета и его понижать нельзя. Но электронные образовательные ресурсы по своей эффективности явно уступают традиционным педагогическим. По этой причине перевод многих преподаваемых дисциплин в вузах в электронный формат выявил себя не совсем оправданным. Живое общение студента с преподавателем является более эффективным методом образования, чем виртуальное. Если на Западе хорошо отработан механизм финансирования тьюторства для реализации учебного плана, то у нас средств на данную поддержку студента практически нет.

Электронные образовательные ресурсы чаще рассматриваются у нас как сопровождение аудиторным занятиям и как форма оптимизации учебного процесса (т.е. сокращения педагогических кадров).

Специалисты и исследователи во всем мире осознали, что личность учителя остается незаменимой при любой форме обучения. В то же время все более стремительно растут возможности цифровой педагогики. Это и возможность общения с коллегами-педагогами, и методическая поддержка деятельности учителя, и участие в различных олимпиадах и конкурсах, и возможность обучения на дистанционных курсах повышения квалификации. В то же время необходимо постоянно проводить обучение процессу общения в интернет - пространстве всех участников образовательного процесса. Сеть Интернет постоянно пополняется новыми сервисами, их необходимо внедрять в процесс образования - форумы, блоги, e-mail, skype (и другие программы для видеоконференций), списки рассылки и т.д. Данные возможности могут стать дополнением к традиционным формам обучения. Переход к новым образовательным форматам открывает новые возможности для обучения: педагоги смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, давать на них ссылки. Сегодня обучение - это чаще всего получение информации, заданной той или иной программой или учителем. Электронное обучение направленно на то, что ученик будет проявлять себя в процессе обучения более активно, самостоятельно и продуктивно. В данном формате, несомненно, будет изменяться и роль педагога от трансляции знаний и контроля к тьюторству и менторству. Привычный учебник заменится цифровой образовательной средой, где каждый ученик сможет выбрать собственное направление образования, индивидуальную образовательную траекторию.

Направлениями цифровизации в образовании становятся геймификация, адаптивное и смешанное обучение, работа с большим количеством данных, а также трудоемкое и дорогостоящее переучивание учителей. Геймификация определяется как реализация подходов, необходимых для компьютерных игр в программных инструментах для Неигровых процессов. Ее главной целью является привлечение пользователей и потребителей, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов и услуг. С позиции адаптивного обучения происходит формирование технологической педагогической системы форм и методов, которая способствует эффективному самообучению. Это система учитывает уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживает результаты текущей подготовки [10]. Смешанное или гибридное обучение выступает формой приобретения образования в традиционной очной форме с применением подходов дистанционного обучения.

Переход традиционной педагогики в электронную изменил задачи и принципы современного образования. Сохраняя принципы классической педагогики: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но и добавили инновационные: интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Электронная педагогика, прежде чем называться педагогикой,должна отработать принципы и правила своего функционирования в соответствии с гуманизацией системы образования.

В цифровом пространстве нельзя устно похвалить учащегося или поругать за невыполненное задание. Традиционные педагогические методы и теории реализуются в совершенно новые условия. Создается новая, цифровая педагогика, и никто толком не понимает, как она должна быть устроена и как должна действовать. Ясно только, что нужно пробовать, экспериментировать и искать новые работающие методы.

Выводы. Подводя итог, отметим, существуют неоспоримые достоинства цифровизации в образовании, но и есть у электронной педагогики ряд нерешенных проблем на сегодняшний день. К ним относят: формирование и развитие теоретическо-методологического фундамента, подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения, Интернет-безопасность, воспитательные проблемы, обеспечение качества электронногообучения и его оценка, нормативно-правовое обеспечение, анализ различных форм обучения, стремление объединить с дистанционными вариантами и использовать их в учебном процессе, учитывая психофизиологические возможности обучающегося. Но есть надежда, что решение обозначенных проблем цифровизации в педагогике будет способствовать продвижению педагогической практики в такой инновационной среде на более высокий уровень развития.

Литература:

1. Борисова H.A., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В. Проблемы финансирования образовательных учреждений в России и пути их решения / В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практическойконференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов / Мининский университет. 2017. - С. 167-170.

2. Горячева Т.Е., Лаврентьева Л.В. Финансирование образовательных учреждений / В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов / Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. - 203-206 с.

3. Елисеев Н. Цифровые образовательные продукты и сервисы для современного образования [Электронный ресурс] URL: http://prosv.ru (дата обращения: 26.02.18).

4. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В. Основные направления развития подготовки специалистов финансовой сферы. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов икредита. 2016. С. 158-161.

5. Кондаков А. Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс] URL: http://www.mob-edu.ru/(flaTa обращения: 26.02.18).

6. Опалько С.Г. Цифровая педагогика в системе образования // Успехи современной науки. 2016, Том 2, №12. С. 95-96.

7. Официальный сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс] URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214664/ (дата обращения: 22.02.18)

8. Официальный сайт Российского нового университета [Электронный ресурс] URL: http://www.rosnou.ru/(flaTa обращения 12.01.18).

9. Педсовет. Персональный помощник педагога [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.org/(flaTa обращения 15.01.18).

10. Портал электронного обучения e-learning.by [Электронный ресурс] URL: http://www.e-learning.by/ (дата обращения 10.01.18).

11. Официальный сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/O-proekte/ (дата обращения: 27.02.18).

12. Прохорова М.П., Семченко A.A. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 25.02.18).

13. Соболев А.Б. Образовательную среду переводят в цифровой формат [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/11875 (дата обращение 24.02.18).

14. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №2. С. 92.

15. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. No 51-3. С. 306-313.

Педагогика

УДК:316.61

старший преподаватель Лагутин Андрей Геннадьевич

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); преподаватель Руфф Григорий Валерьевич

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Сидорина Татьяна Владимировна

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной в условиях преобразования войск национальной гвардии и связанных с этим изменений в системе образования в высших военных учебных заведениях, теме совершенствования подготовки курсантов для войск национальной гвардии. Предметом исследования выступает самоуправление как основа управления профессиональным ростом.

Ключевые слова: управление профессиональным ростом, самоуправление и его этапы, планирование карьеры военнослужащим.

Annotation. The article is devoted to the issue of improving the training of cadets for the troops of the National Guard in the conditions of the transformation of the troops of the national guard and related changes in the education system in higher military educational institutions. The subject of the study is self-management as the basis for managing professional growth.

Keywords: management of professional growth, self-government and its stages, career planning for servicemen.

Введение. На современном этапе развития и преобразования войск национальной гвардии компетентное построенное управление профессиональным ростом имеет особое значение для реализации жизненных целей военнослужащих. Понятие профессионального роста рассматриваем как внутреннюю потребность индивида в развитии, то есть мотиватор. Поэтому такая деятельность будет важным средством повышения эффективности служебно-боевой деятельности, то есть фактором внешней необходимости совершенствования. И на основании закона интериоризации внешние действия индивида способствуют формированию на внутреннем плане алгоритма в соответствии с мотиватором Г91.

Изложение основного материала статьи. Среди задач осознанного управления профессиональным ростом выделяем такие, как личная удовлетворенность военнослужащим своей профессиональной деятельностью и связанных с этим реализацию своих карьерных потребностей; накопление и приумножение профессионального опыта и возможности дальнейшего его применения; возможности овладения новыми должностями; также оно связано с вопросами внутреннего накопления профессионального потенциала и внешнего роста. Одновременно самоуправление военнослужащего своим профессиональным ростом занимает важное место в удовлетворении его потребностей материального благополучия, творческой самореализации, самоуважении, личном имидже [21.

Исследования возможностей профессионального успеха базируется на применении акмеологического подхода (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.), на развитии профессионально значимых качеств личности (Ю.В. Синягин, В.Д. Шадриков и др.), а также на мотивации профессионального роста (В.Э. Арутюнян, Е.В. Астапенко, Н.В. Кузьмина и др.). В педагогике профессиональный рост является основным принципом развития, поэтому для совершенствования любой деятельности, работы войск национальной гвардии, в том числе, необходимо обеспечить условия развития военнослужащим.

Е.В. Андриенко выделяет функции профессионального самосовершен-ствования специалиста, которые в нашем случае, кладем в основу функцио-нально-структурного развития профессионального роста. Среди них, - развивающая функция (проявляется в стремлении к преодолению рубежей, которых уже достиг); стабилизирующая (обеспечение предсказуемости положительных результатов); гармонизации деятельности и отношений (обеспечение интегративного соотношения различных видов деятельности); аксиологическая (профессиональной зрелость специалиста); фасилитирующая (способность помогать); инструментальная (уровень реализации профессиональных технологий) [11.

Так как результаты развития индивида сравнимы в первую очередь с его собственными, то контроль результатов самоуправления профессиональным ростом осуществляется минимум тремя этапами, - этапом «вхождения», этапом «освоение» и этапом «реализация», которые выступают в качестве своеобразного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.