УДК 378.635.5
Богомолов Александр Николаевич
адъюнкт
ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, тел. +7(342) 270-39-01
e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ОБУЧЕНИЮ ПОДЧИНЕННЫХ
Alexander N. Bogomolov
Associate
Federal State Military Educational Institution of Higher Education "Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation" 1, Gremyachy Log street, Perm, Russia, 614112 e-mail: [email protected]
FORMATION OF PEDAGOGICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF
MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR THE TRAINING
OF SUBORDINATES
Аннотация. Рассматривается проблема педагогической готовности выпускников военных вузов. Основное внимание сосредоточено на повышении педагогической подготовки выпускников и, как следствие, на повышении качества боевой подготовки их будущих подчиненных. Автор делает вывод о необходимости разработки модели формирования педагогической готовности выпускников военных вузов для продуктивного проведения занятий с подчиненными.
Ключевые слова: военный вуз, выпускник, педагогическая подготовка, боевая подготовка, модель подготовки офицера.
Abstract. ^is article is devoted to the consideration of the problem of pedagogical readiness of graduates of military universities. The author focuses on improving the pedagogical training of graduates and, as a consequence, improving the quality of combat training of their future subordinates. The author concludes that it is necessary to develop a model of formation of pedagogical readiness of graduates of military universities for productive training with subordinates.
Key words: military University, graduate, pedagogical training, combat training, model of officer training.
© Богомолов А.Н., 2018
В настоящее время, в период реформирования структуры войск национальной гвардии, переоснащения войск новейшими образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), использование которых требует твердых знаний по порядку и правилам их эксплуатации, остро стоит проблема качественной подготовки вузами войск национальной гвардии высококвалифицированных офицеров способных прививать подчиненным знания и умения по эксплуатации новейших образцов ВВСТ, правил применения оружия и специальных средств при выполнении служебно-боевых задач, правил поведения военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, правил поведения военнослужащих в общественных местах.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 77 устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, командир (начальник) обязан лично проводить занятия и учения, добиваясь полного охвата личного состава боевой учебой.
В сложившейся в настоящее время ситуации в войсках национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) возникло противоречие между потребностью войск в высококвалифицированных специалистах, твердо знающих свое дело, способных передавать свои знания и умения подчиненным в ходе методически грамотного проведения с ними занятий и недостаточной подготовкой курсантов военных вузов ВНГ РФ в ходе образовательного процесса военного вуза к обучению подчиненных.
В ходе теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме установлено, что проблема формирования готовности личности к тем или иным аспектам деятельности является актуальной педагогических исследованиях [3; 4]. Ряд исследований рассматривали на данную проблему в аспекте подготовки курсантов.
Так, над проблемой формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с подчиненными работали А.А. Баронин [1], М.С. Смирнова [6], Ю.А. Шмаков [7]. Внимание ученых было сосредоточено на формировании готовности курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части (А.А. Баронин), к воспитательной работе в подразделении (Ю.А. Шмаков), к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза (М.С. Смирнова).
Различные аспекты формирования готовности курсантов военных вузов к профессиональной деятельности исследовали М.А. Богданов [2], С.В. Сидоренков [5]: формирования профессионального мастерства у курсантов военных вузов сухопутных войск (М.А. Богданов), военно-профессиональной готовности у курсантов-кинологов (С.В. Сидоренков).
В своих исследованиях, в структуре понятия «готовность» к той или иной деятельности авторы выделяют: А.А. Баронин - когнитивный, деятельностный, коммуникационный, мотивационный компоненты; Ю.А. Шмаков -когнитивный, деятельностный, мотивационный компоненты; М.А. Богданов -целеполагающий элемент, содержательный компонент, оценочно -результативный компонент; С.В. Сидоренков - мотивационный,
ориентационный, операционный компоненты; М.С. Смирнова - мотивационно-ценностный, целевой, когнитивный, эмоционально-волевой, организаторский, конативный компоненты. Отметим, что большинство авторов выделяют когнитивный, мотивационный, деятельностный (операционный, конативный) компоненты. Вместе с тем, в отдельных работах встретились компоненты: коммуникационный (А.А. Баронин), ориентационный (С.В. Сидоренков); целевой (М.С. Смирнова) и целеполагающий (М.А. Богданов); эмоционально-волевой, организаторский (М.С. Смирнова), что обусловливает необходимость обоснования структуры исследуемого понятия.
В проведенных исследованиях обоснованы различные условия формирования готовности курсантов к той или иной деятельности.
Так, А.А. Баронин выделил пути совершенствования процесса формирования педагогической готовности военного специалиста к разрешению конфликтных ситуаций в конфликтогенной профессиональной среде:
1) проектирование и реализация методики поэтапного формирования умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций у курсантов;
2) индивидуализация процесса формирования готовности курсантов к разрешению конфликтов; 3) активизация самостоятельной подготовки курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части.
Ю.А. Шмаков также выделил пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: 1) совершенствование учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведении; 2) формирование навыков воспитательной работы у курсантов; 3) активизация самостоятельной подготовки курсантов.
М.А. Богданов обосновал роль целостной структуры процесса формирования профессионального мастерства включающей в себя элементы: целеполагание; субъектно-объектные связи и отношения; содержание профессиональной подготовки; технологию профессионального обучения и воспитания, а также оценочно-результативный элемент и обратные связи.
С.В. Сидоренков пришел к выводу, что программа формирования военно-профессиональной готовности у курсантов-кинологов в ходе повседневной деятельности должна состоять из практических заданий по основным функциям и формам деятельности офицера.
М.С. Смирнова в своем исследовании пришла к тому, что формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций представляет собой динамический процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных, последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптационного (включение курсантов в образовательный процесс, осмысление норм и ценностей воспитательной системы военного вуза), основного (формирование основных компонентов готовности к реализации воспитательных
функций), итогового (редукция полученных знаний, умений, навыков и способов действия в самостоятельной педагогически ориентированной деятельности).
Проведенный анализ научной литературы показал недостаточную теоретическую разработанность проблемы формирования педагогической готовности выпускников вузов ВНГ РФ к обучению подчиненных.
Исходя из сказанного выше можно сделать вывод об актуальности исследования, что подтверждается:
- возрастающей потребностью войск национальной гвардии в высококвалифицированных специалистах, обладающих четко сформированными знаниями по порядку и правилам эксплуатации вооружения и военной техники, правовых основ применения оружия специальных средств при выполнении служебно-боевых задач;
- высокой потребностью войск национальной гвардии в подготовленных офицерах как основных педагогов для своих подчиненных в системе боевой подготовки военнослужащих войск национальной гвардии;
- недостаточной теоретической и методической обоснованностью процесса подготовленности выпускников вузов войск национальной гвардии к качественному обучению подчиненных, как основополагающему фактору успешного выполнения ими служебно-боевых задач.
Данные факты подтверждают необходимость проведения педагогического исследования, нацеленного на теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную проверку модели процесса совершенствования формирования педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии к обучению подчиненных
Объектом исследования будет профессиональная подготовка курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, а его предметом-совокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию педагогической готовности курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации к обучению подчиненных.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Разработать параметральные характеристики педагогической готовности курсантов военного института к обучению подчиненных, как интегративного личностного образования и оценить уровень существующей педагогической готовности курсантов к обучению подчиненных на начальном этапе педагогического эксперимента.
2. Разработать эффективные организационно -педагогические условия совершенствования формирования педагогической готовности на базе существующего учебного процесса вуза войск национальной гвардии.
3. Разработать и экспериментально проверить методику эффективной модели процесса формирования педагогической готовности курсантов вузов войск национальной гвардии к обучению подчиненных.
Мы предполагаем, что в ходе исследования будет:
- уточнено понятие «педагогическая готовность курсантов военного института, будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к обучению подчиненных», раскрыта сущность данного понятия как
интегративного личностного образования, способствующего наиболее эффективному выполнению служебно-боевых задач;
- выделены и аргументированы структурные компоненты, критерии и уровни сформированности данной готовности (низкий, средний, высокий);
- выявлены и научно обоснованы эффективные организационно -педагогические условия формирования педагогической готовности курсантов вузов войск национальной гвардии на базе существующего учебного процесса военного вуза войск национальной гвардии;
- разработана и экспериментально проверена модель совершенствования процесса формирования педагогической готовности курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации к обучению подчиненных.
Список литературы
1. Баронин А.А. Формирование педагогической готовности курсантов к разрешению конфликтных ситуаций в воинской части: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2012. - 238 с.
2. Богданов М.А. Формирование профессионального мастерства у курсантов военных вузов сухопутных войск в ходе полевых учебных занятий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2011. - 190 с.
3. Косолапова Л.А. Формирование готовности выпускников действовать в ситуации неопределенности в процессе обучения на основе взаимопереходов «практика - теория» и «теория - практика» в открытом образовательном пространстве педагогического вуза // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2018. - № 1 (45).
4. Косолапова Л.А., Гаманенко Н.П. Готовность педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2017. - Т. 5, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN517.pdf (доступ свободный).
5. Сидоренков С.В. Формирование военно-профессиональной готовности у курсантов-кинологов в условиях повседневной деятельности военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2004. - 185 с.
6. Смирнова М.С. Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кострома, 2006. - 183 с.
7. Шмаков Ю.А. Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2010. - 212 с.