Научная статья на тему 'Проблемы формирования компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны'

Проблемы формирования компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SPECIALIST IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY / COMPETENCE / PROTECTION OF STATE SECRETS / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровский Александр Владимирович, Рузаев Николай Владимирович

В современной международной обстановке Российская Федерация встречается все с большим количеством вызовов в области информационной безопасности, а именно: ряд зарубежных государств наращивает возможности в области информационного воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; специальные службы отдельных государств увеличивают масштабы использования информационных технологий в военно-политических целях. Увеличивается рост компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры, усиливается разведывательная деятельность иностранных государств в отношении Российской Федерации. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации развитие кадрового потенциала является одним из направлений обеспечения информационной безопасности. Все это актуализирует задачи по подготовке специалистов в области защиты государственной тайны на базе военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования у будущих офицеров подразделений связи компетенций в области защиты государственной тайны. Проводится анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов к компетенциям в области защиты государственной тайны. Определяются научные подходы к формированию компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPETENCES FORMATION OF COMMUNICATION SPECIALISTS IN THE FIELD OF STATE SECRETS PROTECTION

In the present international situation the Russian Federation can be found with a lot of challenges in the field of information security, namely: the number of foreign countries increases opportunities for the information technology impact on information infrastructure for military purposes; special services individual states increase the use of information technologies for military-political purposes. The growth of computer attacks on the objects of information infrastructure is increasing, the intelligence activities of foreign states against the Russian Federation are increasing. In accordance with the Doctrine of information security of the Russian Federation, one of the directions of information security in the field of science, technology and education is the development of human resources in the field of information security and the use of information technologies. All this actualizes the task of training specialists in the field of protection of state secrets on the basis of military educational institutions of higher professional education. The article deals with the actual problems of the formation of future officers of communication units competencies in the field of protection of state secrets. The analysis of requirements of Federal state educational standards to competences in the field of protection of the state secret is carried out. Scientific approaches to the formation of competences of communication specialists in the field of protection of state secrets are determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.021 УДК 378

Дубровский Александр Владимирович

доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии,

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 614112, Россия, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, e-mail: general-1962@mail.ru

Alexander V. Dubrovskiy

Doctor of Pedagogics,

Professor of the Department of military psychology and pedagogy, Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Gremyachy Log str., 1, Perm, Russia, 614112, e-mail: general-1962@mail.ru

Рузаев Николай Владимирович

адъюнкт очного обучения,

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 614112, Россия, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, e-mail: ruzaev-2016@mail.ru

Nikolay V. Ruzaev

Post-Graduate Military Student,

Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Gremyachy Log str., 1, Perm, Russia, 614112, e-mail: ruzaev-2016@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ

ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Аннотация. В современной международной обстановке Российская Федерация встречается все с большим количеством вызовов в области информационной безопасности, а именно: ряд зарубежных государств наращивает возможности в области информационного воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; специальные службы отдельных государств увеличивают масштабы использования информационных технологий в военно-политических целях. Увеличивается рост компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры, усиливается разведывательная деятельность иностранных государств в отношении Российской Федерации.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации развитие кадрового потенциала является одним из направлений обеспечения информационной безопасности. Все это актуализирует задачи по подготовке специалистов в области защиты государственной тайны на базе военных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования у будущих офицеров подразделений связи компетенций в области защиты государственной тайны. Проводится анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов к компетенциям в области защиты государственной тайны. Определяются научные подходы к формированию компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны.

Ключевые слова: специалист в области информационной безопасности, компетенции, защита государственной тайны, профессиональная подготовка, компетентностный подход.

PROBLEMS OF COMPETENCES FORMATION OF COMMUNICATION SPECIALISTS IN THE FIELD

OF STATE SECRETS PROTECTION

Summary. In the present international situation the Russian Federation can be found with a lot of challenges in the field of information security, namely: the number of foreign countries increases opportunities for the information technology impact on information infrastructure for military purposes; special services individual states increase the use of information technologies for military-political purposes. The growth of computer attacks on the objects of information infrastructure is increasing, the intelligence activities offoreign states against the Russian Federation are increasing.

In accordance with the Doctrine of information security of the Russian Federation, one of the directions of information security in the field of science, technology and education is the development of human resources in the field of information security and the use of information technologies. All this actualizes the task of training specialists in the field of protection of state secrets on the basis of military educational institutions of higher professional education.

The article deals with the actual problems of the formation offuture officers of communication units competencies in the field ofprotection of state secrets. The analysis of requirements of Federal state educational standards to competences in the field of protection of the state secret is carried out. Scientific approaches to the formation of competences of communication specialists in the field ofprotection of state secrets are determined.

© 2019 Дубровский А. В., Рузаев Н. В.

Keywords: specialist in the field of information security, competence, protection of state secrets, professional training, competency-based approach.

За последние годы в Российской Федерации происходят реформаторские процессы в сфере образования, направленные на достижение уровня мировых стандартов. Нормативные документы предусматривают развитие образования, ориентированного на подготовку конкурентоспособных на рынках труда специалистов, которые будут иметь необходимые для этого знания, навыки и компетенции.

В связи с этим основным требованием к высшим учебным заведениям страны является реализация новых подходов и методов, которые обеспечат качественную профессиональную подготовку будущих специалистов связи в области защиты государственной тайны. Таким подходом является компетентностно ориентированное обучение, которое в широком смысле заключается в усвоении специалистами теоретических знаний и использовании этих знаний для решения конкретных практических задач, которые встречаются в их профессиональной деятельности.

Ученые начали активно использовать термин «компетенция» в конце двадцатого века, пытаясь раскрыть содержание и сущность этого понятия, критерии оценки профессиональных задач и, следовательно, определить количество знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных профессиональных функций. Однако эта концепция лишь недавно привлекла внимание исследователей в области подготовки специалистов.

Отдельные проблемы формирования компетенций специалистов связи в области защиты информации рассматривались в публикациях и диссертационных исследованиях В. Г. Ботиковой [1], Л. В. Астаховой [2], Е. Б. Белова [3], Н. А. Банько [4], И. В. Волвенко [5], В. В. Котенко, К. Е. Румянцева [6], Е. Л. Литвиновой [7], И. Б. Федорова, И. П. Норенкова, С. В. Коршунова [8], М. С. Чванова, М. С. Анурьевой [9] и др.

Цель нашей статьи - определить основные научные подходы к формированию компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны.

Говоря о понятии «компетенция» (с латинск. - competentia), подразумевают, что человек хорошо осведомлен в целом круге вопросов, обладает необходимыми познаниями и опытом [10, с. 557].

Квалификационные требования к специалистам связи в области защиты государственной тайны описываются в профессиональных стандартах по группе занятий (профессий) «Информационная безопасность» [1 1]. Разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты Министерство труда и социальной защиты РФ, в то же время специфика в области информационной безопасности предполагает согласование этих документов с ФСБ России и ФСТЭК России.

Основная цель вида профессиональной деятельности и квалификационные требования к специалистам в области информационной безопасности регламентируются профессиональными стандартами по группе занятий (профессий) «Информационная безопасность», путем обобщения трудовых функций. Обобщенная трудовая функция состоит из нескольких трудовых функций. Трудовую функцию уточняют трудовые действия сотрудника, а также необходимые знания и умения.

Указанные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [12] также определяют область и виды профессиональной деятельности выпускников. Кроме того, образовательные стандарты высшего образования определяют, что результатом освоения образовательных программ выпускниками должны быть сформированные общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и соответствующие направленности (профилю) программ профессионально специализированные компетенции. Подчеркнем, что задача образовательной организации при реализации общеобразовательных программ в области информационной безопасности предусматривает разработку совокупности требований к уровню сформированности компетенции по окончанию освоения программы (паспорт компетенций).

Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних и высших учебных заведений в области информационной безопасности должны большей частью совпадать с аналогичными требованиями к знаниям, умениям и навыкам сотрудников, профессиональная деятельность которых относится к группе занятий (профессий) «Информационная безопасность» [13, с. 114].

Исходя из вышеизложенного предлагаем следующие основные научные подходы к формированию компетенций специалистов связи в области защиты государственной тайны.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны формироваться как компонент модели специалиста. Сегодня высшее профессиональное образование ориентируется на решение комплекса сложных задач подготовки квалифицированных специалистов. Глоссарий Европейского фонда образования подразумевает компетенцию в соответствии: а) с умением делать что-то хорошее или эффективное; б) умением соответствовать требованиям для выполнения работ; в) способностью соответствовать требованиям для выполнения определенных функций работы. В литературе термин «модель» часто интерпретируется как изображение, аналог или описание процесса. Российские ученые определяют различные параметры модели специалиста, степень, в которой условия и факторы влияют на его подготовку. Нынешняя модель специалиста - выпускника вуза основана на федеральном государственном образовательном стандарте и не учитывает объективные факторы быстрого развития научно-технического прогресса, а также влияние многих экономических, политических, социальных, демографических и других условий. Следовательно, модель специалиста должна приобретать гибкость, динамизм и постоянную адаптивность в зависимости от изменений и требований к профессии и области. Кроме того, она должна отойти от «полной описательности».

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать не только наличие определенных знаний у такого специалиста, но и его умения ориентироваться в профессиональной информации. Сегодня специалист должен обладать не только специальной информацией, но и способностью ориентироваться в информационных потоках, мобильностью, способностью осваивать новые технологии, самообучением, исследованиями и использованием недостающих знаний.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать самообразование. Основными характеристиками современной профессиональной составляющей являются: гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика. Поэтому специалист должен быть готовым постоянно самообразовываться и модернизировать свою профессиональную квалификацию. Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования специалиста, он включает в себя формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, ответственность, самоорганизация, самостоятельное получение знаний, умений, навыков.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать коммуникативную составляющую. Социальная и коммуникативная компетенция должна включать:

способность владения техникой речи, аргументацией и соблюдения профессиональной

этики;

способность оказывать психологическое воздействие (на основе адекватного восприятия) на рабочий коллектив для решения поставленных задач;

способность продуктивно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать умение действовать в нестандартных ситуациях. Специалист должен знать алгоритмы поведения и уметь действовать в нестандартных и неопределенных ситуациях, быть способным к принятию ответственных решений, при этом обладать критическим мышлением, самоуправляемым поведением, навыками работы в условиях стрессогенных факторов.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать умение действовать комплексно. Быстроразвивающаяся современная наука, появление принципиально новой специальной аппаратуры и техники, увеличение объемов информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также усиление требований государства к защите этих сведений актуализировали потребность в специалистах, способных решать проблемы с использованием технических средств и человеческих ресурсов.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать умение решать проблему. Компетенция в решении проблем должна предусматривать навыки:

формулировку и анализ проблемы;

преобразование проблемы в задачи (поиск недостающих данных);

определение реальных и диагностических целей;

разработка стратегии решения проблем;

анализ ресурсов и рисков;

планирование и организация их деятельности;

контроль и отражение результатов решения проблем.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны формироваться поэтапно. Компетентностно-ориентированный подход в образовании предполагает по-новому оценивать курсантов: не только объем знаний, умений и навыков, но и профессиональную компетентность будущего специалиста в целом. Профессиональная компетентность таких специалистов формируется при изучении фундаментальных и специально-профессиональных дисциплин, а также на учебных и производственных практиках. При проведении учебных занятий по специальным дисциплинам компетентностный подход способствует решению следующих основных задач:

- формирование специальных знаний и умений;

- развитие у обучающихся способностей к самостоятельному решению проблемы при выполнении служебно-боевых задач;

- развитие интеллектуально-творческого потенциала и коммуникативных способностей обучающихся.

Среди этапов процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов можно выделить: начальный (формирование базовых умений и навыков); основной (разработка творческих задач с использованием знаний по всем аспектам профессиональной подготовки); закрепляющий (моделирование типичных профессиональных ситуаций в учебной деятельности); итоговый (оценка уровня сформированности профессиональной компетентности по определенным критериям). На последнем этапе происходит анализ достижений, применяется весь комплекс исследования уровня профессиональной компетентности - устный опрос, анкеты, тесты, разноуровневые задания, корреляционный анализ.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны формировать профессиональное поведение. Профессиональное поведение - это умение вести себя в соответствии с установленными в данной профессии нормами. Должно формироваться отношение к профессии - личное стремление специалиста применить свои знания в выбранной профессиональной сфере, интерес к ней, желание совершенствовать свою профессиональную подготовку и т. д. Профессиональное поведение предусматривает самоанализ - суждение специалиста о наличии в нем тех или иных качеств, о собственном поведении и деятельности в сопоставлении с определенным образцом с целью обеспечения их соответствия поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны контролироваться в процессе обучения. Контроль - одна из главных функций управления, это «обратная связь», которая дает информацию о состоянии процесса. С помощью контроля выявляются и оцениваются результаты выполненных действий. В педагогике контроль понимается как проявление состояния процесса обучение в тот или иной период. Контроль неразрывно соединен с регулированием. Без контроля и корректировки невозможно успешное достижение целей обучения. Процесс контроля в ходе обучения специалистов связи в области защиты государственной тайны должен предусматривать следующие этапы:

1) установление измеримых требований к цели обучения, разработанных в форме показателей эффективности.

2) выравнивание фактических показателей в соответствии со стандартами (требованиями), установленными в виде показателей эффективности, и определенными допустимыми отклонениями.

3) мониторинг результатов.

Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны предусматривать количественные характеристики знания. Количественные характеристики знания оцениваются по системе параметров, в частности гибкостью, полнотой, глубиной, системностью и др. Полнота знаний определяется количеством всех элементов знания об объекте изучения, что предусматривают учебные программы. Глубина знаний определяется как совокупность осознанных

связей и отношений между знаниями. Для преодоления этих трудностей должны учитываться особенности будущей профессии для определения степени потребности определенных знаний, а оценки целесообразно проводить за полнотой знаний. Гибкость знаний - это свойство переноса знаний из одних предметов и явлений на другие, то есть умение находить вариативные способы их применения в изменившихся условиях. Достичь этого можно благодаря продуманной методике проведения теоретических занятий, которая обеспечивает: точность изучения законов, принципов, правил, и формул, которые имеют отношение к большему числу объектов и явлений в будущей военно-профессиональной деятельности; неоднократное и разнообразное самостоятельное применение этих принципов обучающимися к конкретным условиям путем выбора способов использования теоретических принципов в практической деятельности. Систематичность и системность характеризуют различные аспекты знаний. Систематичность - это усвоение учебного материала в его логической последовательности и преемственности. Системность знаний - это осознание определенного объекта познания в целом со всеми его элементами и взаимосвязями.

Итак, резюмируя изложенное, под компетентностью мы понимаем совокупность сформированных знаний, навыков и умений, необходимых для качественного выполнения определенных функций специалистов связи в области защиты государственной тайны и продуктивной деятельности в этой сфере. Компетенции специалистов связи в области защиты государственной тайны должны: формироваться как компонент модели специалиста; предусматривать не только наличие определенных знаний у такого специалиста, но и его умения ориентироваться в профессиональной информации; предусматривать самообразование, коммуникативную составляющую, умение действовать в нестандартных ситуациях, действовать комплексно и решать проблемы. Такие компетенции должны формироваться поэтапно и соответственно вырабатывать профессиональное поведение. Формирование компетенций должно контролироваться в процессе обучения и предусматривать не только описательные, но и количественные характеристики знания.

Библиографический список

1. Ботикова В. Г. Проблемы практического обучения технических специалистов органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Вестник ВИ МВД России. 2009. № 4. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/proWemy-prakticheskogo-obuchemya-tehmcheskih-spetsiaHstov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 20.10.2019).

2. Астахова Л. В. Педагогическая компетенция будущего специалиста по защите информации в вузе: проблемы развития и понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 1. С. 69-76.

3. Белов Е. Б. Состояние, проблемы и развитие профессионального образования в области информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2005. № 1. С. 6-13.

4. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 218 с.

5. Волвенко И. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов инженерного профиля: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 201 с.

6. Котенко В. В. Проблемы организации учебного процесса при подготовке специалистов по защите систем связи [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-uchebnogo-protsessa-pri-podgotovke-spetsialistov-po-zaschite-sistem-svyazi (дата обращения: 20.10.202019).

7. Литвинова Е. Л. Профессионально-педагогическая подготовка инженеров в процессе их обучения в гуманитарно-техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2003. 171 с.

8. Федоров И. Б. Подготовка специалистов в области компьютерных наук, техники и технологий / И. Б. Федоров, И. П. Норенков, С. В. Коршунов // Прикладная информатика. 2006. № 4. С.3-14.

9. Чванова М. С., Анурьева М. С. Подготовка специалистов в области информационной безопасности во Франции // Вестник ТГУ. 2012. Вып. 7 (111). С. 159-165.

10. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1997. 1456 c.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по защите информации в автоматизированных системах»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 сентября 2016 г. № 522н [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.09.2019).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» (уровень бакалавриат): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1515 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.09.2019).

13. Анурьева М. С. Современная система образования в области информационной безопасности в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 23. № 173. С. 111-120.

References

1. Botikova V. G. Problemy prakticheskogo obucheniya tekhnicheskikh spetsialistov organov vnutrennikh del [Problems of practical training of technical specialists of internal Affairs bodies]. Vestnik VI MVD Rossii [Vestnik VI MVD of Russia], 2009, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-prakticheskogo-obucheniya-tehnicheskih-spetsialistov-organov-vnutrennih-del (Accessed: 20.10.2019) [in Russian].

2. Astakhova L. V. Pedagogicheskaya kompetentsiya budushchego spetsialista po zashchite informatsii v vuze: problemy razvitiya i ponyatie [Pedagogical competence of the future specialist in information protection in the University: problems of development and development]. Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of SUSU. Series «Education. Pedagogical science»], 2014, t. 6, no. 1, pp. 69-76 [in Russian].

3. Belov E. B. Sostoyanie, problemy i razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti informatsionnoi bezopasnosti [State, problems and development of professional education in the field of information security]. Bezopasnost' informatsionnykh tekhnologii [Security of information technologies], 2005, no. 1, pp. 6-13 [in Russian].

4. Ban'ko N. A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoi kompetentnosti u budushchikh inzhenerov. Diss. kand. ped. nauk [Formation of professional and pedagogical competence of future engineers. Candidate's of of Pedagogy thesis]. Volgograd, 2002, 218 p. [in Russian].

5. Volvenko I. V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoi kompetentnosti studentov inzhenernogo profilya. Diss. kand. ped. nauk [Formation of professional and pedagogical competence of students of engineering profile. Candidate's of of Pedagogy thesis]. Volgograd, 2006, 201 p. [in Russian].

6. Kotenko V. V. Problemy organizatsii uchebnogo protsessa pri podgotovke spetsialistov po zashchite sistem svyazi [Problems of organization of educational process in training of specialists in protection of communication systems]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki [Technical science], 2002, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-uchebnogo-protsessa-pri-podgotovke-spetsialistov-po-zaschite-sistem-svyazi (Accessed: 20.10.2019) [in Russian].

7. Litvinova E. L. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka inzhenerov v protsesse ikh obucheniya v gumanitarno-tekhnicheskom vuze. Diss. kand. ped. nauk [Professional and pedagogical training of engineers in the process of their training in humanitarian and technical University. Candidate's of of Pedagogy thesis]. Skhodnya, 2003, 171 p. [in Russian].

8. Fedorov I. B. Podgotovka spetsialistov v oblasti komp'yuternykh nauk, tekhniki i tekhnologii [Training of specialists in the field of computer science, engineering and technology]. Prikladnaya informatika [AppliedInformatics], 2006, no. 4, pp. 3-14 [in Russian].

9. Chvanova M. S. Podgotovka spetsialistov v oblasti informatsionnoi bezopasnosti vo Frantsii [Training in information security in France]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2012, vyp. 7 (111), pp. 159165 [in Russian].

10. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Big encyclopaedic dictionary]. Moscow; Saint-Petersburg, 1997, 1456 p. [in Russian].

11. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist po zashchite informatsii v avtomatizirovannykh sistemakh»: Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity RF ot 15 sentyabrya 2016 g. no. 522n [On approval of the professional standard «Specialist in information protection in

becthuk œu

automated systems»: Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation dated September 15, 2016, no. 522n]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 17.09.2019) [in Russian].

12. Federal'nyi Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 10.03.01 «Informatsionnaya bezopasnost'» (uroven' bakalavriat): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 1 dekabrya 2016 g. no. 1515 [Federal State educational standard of higher education in the direction of training 10.03.01 «Information security» (bachelor's level): approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of December 1, 2016, no. 1515]. SPS «Konsul'tant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 17.09.2019) [in Russian].

13. Anur'eva M. S. Sovremennaya sistema obrazovaniya v oblasti informatsionnoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii [Modern system of education in the field of information security in the Russian Federation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki» [Bulletin of the Tambov University. Series «Humanities»], 2018, t. 23, no. 173, pp. 111-120 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.