Научная статья на тему 'Условия формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира'

Условия формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / МЕТОДИКА / ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужаназарова С.Н., Рахматова С.

Статья посвящена методам формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира. Использования современной педагогической технологии в системе школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хужаназарова С.Н., Рахматова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Хужаназарова С.Н., Рахматова С. ©

Преподаватель кафедры «Естественных и точных наук» Сурхандарьинского областного института повышения квалификации и переподготовки

работников народного образования

Аннотация

Статья посвящена методам формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира. Использования современной педагогической технологии в системе школьного образования.

Ключевые слова: география, методика, естествознания, окружающий мир образования, информационная среда.

Условия формирования географических представлений включают в себя методы, формы и средства обучения.

Методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

В методике обучения преподавания естествознания выделяют три группы методов обучения:

Словесные (рассказ, беседа, учебная дискуссия, работа с книгой), в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах. Даже самый яркий и интересный рассказ - это все же словесный путь сообщения знаний. Такой путь противоречит возрастным особенностям учащихся и требованиям времени. Поэтому при каждом удобном случае в рассказе необходимо использовать иллюстрации. А это уже влечет за собой включение в урок беседы, так как необходимо руководить рассматриванием иллюстративного пособия. Вызывать их на рассуждения, обратить внимание на главное. Беседа занимает очень важное место на уроке, так как она способствует активному и сознательному усвоению географических знаний. Самостоятельно продуманные и практически проверенные, они становятся убеждением ребенка.

Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения, деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.

Практические, источником знаний, в которых является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент. Наблюдение -планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Развитие умения младших школьников наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира - одна из главных задач учителя.

Е.В. Григорьева рекомендует при организации наблюдения опираться на жизненный опыт учащихся. Практика показывает, что учащиеся имеют часто весьма нечеткие, а подчас и совсем неверные представления о предметах, с которыми им приходится довольно часто сталкиваться. Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. Проведение эксперимента требует тщательной подготовки.

В методике Российских ученых З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой разработано несколько классификаций средств обучения: вербальные, невербальные, изображения предметов и явлений природы (таблицы, карты, модели, муляжи), аудиовизуальные

© Хужаназарова С.Н., Рахматова С., 2016 г.

(диафильмы, видеофильмы и т.д.), вспомогательные (приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование). Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Среди них, имеющих важное значения при формировании географических представлений можно выделить: глобус, карты, контурные карты. Карты - знаковые иллюстрации, помогающие формированию пространственных представлений у детей.

Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Первое знакомство детей с картой начинается уже во втором классе. К окончанию начальной школы учащиеся должны ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте Узбекистана (границы, главные реки, равнины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.

Е.В. Григорьева рекомендует при знакомстве с физической картой своего края уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, реки и озера. В начальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответствующие названия. Эти умения являются базисными для последующего изучения школьной географии.

Наибольшую роль играют настенные карты, которые рассчитаны на фронтальную работу и хорошо видны издали. Большое значение имеет работа с индивидуальными географическими атласами, которые рассчитаны на работу каждого ученика.

Немалое значение в изучении элементарных географических представлений имеет глобус. Если план дает возможность подойти от крупномасштабного изображения небольших участков земной поверхности к мелкомасштабному изображению крупных участков на карте, то глобус дает изображение Земли в целом и притом в единственно правильной и точной конфигурации земной поверхности. Для понимания вопросов о форме Земли, о различном нагревании частей ее поверхности необходим глобус. Особенно полезным является сочетание работы с картой и глобусом. Оно обеспечивает правильность и глубину географических представлений учащихся.

В теории и практике обучения естествознанию в связи с решаемыми им задачами, особенностями его содержания и методики сложились три группы форм организации учебной деятельности: урок (вводный, смешанный, предметный, экскурсия), внеурочная деятельность (выполнение домашних заданий, наблюдения в природе в уголке живой природы, на географической площадке и т.д.) и внеклассная работа (кружки, экскурсии, утренники, праздники, викторины и т. д.).

Урок как форма обучения уже прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы и признан основной формой организации учебной деятельности учащихся. Экскурсии развивают образное мышление детей, способствуют накоплению достоверных фактических сведений об окружающей реальности, что служит основой формирования и развития понятий, развитие логического мышления.

Важная составляющая внеурочной деятельности учащихся - изучение природы и хозяйства родного края. Без внеурочной работы детей эта часть стандарта практически не может быть выполнена, так как необходимая краеведческая может быть добыта ребенком только в ходе работы с краеведческой.

Внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.

Географические знания закладывают основы пространственного мышления, формируют экологическую культуру личности, способствуют формированию целостной картины мира. А объяснительно - иллюстративная передача готовых знаний недостаточно побуждает школьника анализировать и обобщать получаемую информацию, логически рассуждать, определять пути решения поставленных в рамках учебного курса проблемных ситуаций. Следовательно, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль

учителя в учебном процессе в учебном процессе все более сводится к консультированию учащегося в его познавательной деятельности. Содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в такой познавательной деятельности. Данное изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно ориентированного обучения.

Указанные изменения в организации учебного процесса наиболее эффективно реализуются при использовании игры в обучении, так как, во-первых: а) символико-моделирующие свойства этой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентирует учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями; б) игра предполагает гибкость социальных ролей во взаимодействии, возможность вносить обратимые изменения в содержание этих ролей - в данном случае учебной и обучающей. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач. Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни.

Таким образом, при формировании географических представлений огромное значение имеют условия ее формирования. Но понятия можно формировать не только у урочной и во внеклассной деятельности.

Литература

1. Аквилева Г.Н., Клепинина 3.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: ВЛАДОС, 2001. -240 с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1- 4 классы Методика обучения. - М.: Вентана, 2002. - 202 с.

3. Гайсина Р.С. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2010. - 82с.; 15.

4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 253 с.

5. Миркамолов М.Т., Авезов М.М. Табий географиядан амалий машгулотлар.- Т.:2015. - С.23 - 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.