Научная статья на тему 'Об использовании цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников на уроках окружающего мира'

Об использовании цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулинова К. Г.

В статье рассматриваются возможности и проблемы использования цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников по курсу «Окружающий мир». Приводятся примеры тем из программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», предусматривающих использование на уроках микроскопа. Указывается, что согласно З.Ф. Клепининой, Г. Н. Аквилевой, цифровой микроскоп в системе классификации средств обучения предмету «Окружающий мир» относится как к техническим средствам обучения, так и к группе вспомогательных средств обучения. Автор приводит краткую характеристику отдельных методических разработок по исследованию учащимися начальной школы окружающего мира с помощью цифрового микроскопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулинова К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников на уроках окружающего мира»

prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015-goda.html

3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010.

УДК: 373.33

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Габдулинова К.Г.,2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Аннотация: В статье рассматриваются возможности и проблемы использования цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников по курсу «Окружающий мир». Приводятся примеры тем из программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», предусматривающих использование на уроках микроскопа. Указывается, что согласно З.Ф. Клепининой, Г. Н. Аквилевой, цифровой микроскоп в системе классификации средств обучения предмету «Окружающий мир» относится как к техническим средствам обучения, так и к группе вспомогательных средств обучения. Автор приводит краткую характеристику отдельных методических разработок по исследованию учащимися начальной школы окружающего мира с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, естественно-научная подготовка, окружающий мир, младшие школьники.

Известно, что в основе реализации ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. Инновационным средством обучения в процессе естественно-научной подготовки младших школьников на уроках окружающего мира, позволяющим реализовывать современные образовательные технологии деятельностного типа, является цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп - разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор персонального компьютера.

Цифровой микроскоп по сравнению с оптическим микроскопом имеет ряд преимуществ. Так, возможно использование как прозрачных, так и непрозрачных объектов, как фиксированных, так и не фиксированных микропрепаратов. Благодаря использованию цифрового микроскопа можно проводить исследование больших размеров, которые невозможно рассматривать с помощью светового микроскопа. Большое значение имеет и тот факт, что можно быстро фотографировать или проводить видеосъемку. Все данные автоматически сохраняются при этом на жестком диске компьютера. Фотографии можно сразу же изменять, не покидая программу микроскопа, например, подписывать, оставлять указатели, копировать участки изображения и т. д. При необходимости пользователь компьютера может распечатать увеличенные изображения предметов

Использование цифрового микроскопа в учебном процессе дает возможность: изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера или на проекционный экран; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы; изучать объект в динамике; создавать презентационные фото- и видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях [1].

Так, по программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой во 2 классе предусмотрено использование метода наблюдения с использованием микроскопа на уроках по темам «Кустарники леса»

(рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек), «В некотором царстве» (рассматривание микробов с использованием микроскопа), в 4 классе - при изучении темы «Кровеносная система» [2]. По усмотрению учителя учебный материал с использованием цифрового микроскопа может быть расширен.

Сведения о микроскопе можно встретить в двух изданиях учебника З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», подготовленном в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» (квалификация «бакалавр»). В главе о средствах обучения предмету «Окружающий мир» цифровой микроскоп указывается одновременно в двух группах средств обучения: в группе компьютерных средствах обучения в списке аппаратных средств и в группе вспомогательных средств обучения в списке лабораторного оборудования. В качестве примера темы по окружающему миру с использованием цифрового микроскопа авторами приводится традиционно изучаемая во 2-3 классах тема «Развитие растений из семени» с использованием семян фасоли или гороха. С помощью цифрового микроскопа, пишут З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева, можно не только наблюдать за развитием процесса, но и проводить его фотофиксацию. Если потратить несколько минут в начале и конце дня, чтобы посмотреть, что произошло с семенем за прошедший промежуток времени, и каждый раз делать фотографию, то к очередному уроку можно получить полную фотокартину развития растения. Благодаря ряду фотографий, представленных на экране компьютера, дети увидят весь процесс развития растения. В других экспериментах учащиеся увидят строение листьев, перьев птиц, шерсти животных и др. Все это, по мнению авторов учебника, стимулирует познавательный интерес школьников [3].

Ю.А. Васильевой, Л.В. Гудзь разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по исследованию окружающего мира младшими школьниками с помощью цифрового микроскопа. В рекомендациях подробно представлено устройство и программное обеспечение цифрового микроскопа MicroLife ML-12-1,3, а также описаны режимы его работы, включая основные элементы интерфейса.

Пособие содержит также разработки шести практических занятий с использованием цифрового микроскопа, которые прошли апробацию и внедрены в практику работы прогимназии № 1611 и школы № 208 г. Москвы. Для каждой практической работы перечислены темы из курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»), при изучении которых эта работа может быть использована.

Практические работы, представленные в указанных методических рекомендациях: 1. «В гостях у полезных ископаемых» (1- 4 классы), 2. «В гости к весне» (1- 4 классы), 3. «Чистота - залог здоровья» (1- 3 классы), 4. «Шоколад» (2- 3 классы), 5. «Насекомые» (1- 3 классы), 6. «Рыбы» (1- 4 классы).

В практической работе «В гостях у полезных ископаемых» с помощью цифрового микроскопа предусмотрено рассмотрение учащимися особых свойств камней. Согласно заданиям, в работах «В гости к весне», «Чистота - залог здоровья», «Шоколад» и «Рыбы» учащиеся должны рассмотреть и сделать самостоятельно снимки изучаемых объектов с подписями (соответственно препаратов «Почка в разрезе», пыли, плитки шоколада и препарата «Чешуйка рыбы»). Согласно рекомендациям, должна обеспечиваться возможность разнообразной самостоятельной работы учащихся с цифровым микроскопом.

В практической работе «Насекомые» предложено исследование с помощью цифрового микроскопа препаратов «Нога мухи», «Нога комара» и «Нога жука» и высказывание предположений «Как же удается насекомым ползать вниз головой и при этом не падать».

Помимо описания практических работ с использованием цифрового микроскопа в методических рекомендациях в помощь учителям предложены загадки, ребусы, кроссворды, варианты создания проблемных ситуаций и другие полезные дидактические материалы [4].

На портале Московского института открытого образования (ГАОУ ВО МНООО) и кафедры начального образования размещены три авторские практические работы для 2-4 классов, разработанные Н.В. Дмитриевой: «Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства веществ», «Царство Грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора. Правила хранения продуктов», «Организм человека. Самоисследование: кожа, ее строение, ее производные и их роль» [5].

Автором дается весьма подробное описание практических работ: выделены этапы выполнения, инструкции для учащихся, таблицы для заполнения результатов наблюдения, вопросы и выводы и т. д., что дает возможность учителям использовать данные разработки в своей практической деятельности. Следует отметить, что выполнение практических работ предусматривает обеспечение каждой пары учеников цифровым микроскопом, благодаря чему учащиеся не только рассматривают объекты при увеличении в 10 и 60 раз, но фотографируют их, снимают фильмы онлайн.

Поскольку обеспеченность цифровыми микроскопами массовой начальной школы пока не позволяет проводить практические работы с использованием этого средства обучения в условиях организации работы учащихся в парах или малых группах, то, к сожалению, представленные выше методические разработки не могут быть востребованы в полной мере.

В настоящее время учителями начальной школы накоплен определенный наработанный ими опыт использования цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки учащихся на уроках окружающего мира. Так, учителя В.П. Гусева [6], И.В. Попова [7], А.В. Самойлова [8] и др. самостоятельно отбирают объекты изучения, используют готовые микропрепараты, а также изготавливают свои образцы. Отмечают учителя и трудности в такой работе. Например, О. П. Закирова сетует: «Передо мной, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами?» [9].

Таким образом, использование инновационного средства обучения - цифрового микроскопа, позволяет реализовывать деятельностный подход в процессе естественно-научной подготовки учащихся начальной школы. Учителями начальных классов накоплен определенный наработанный ими опыт использования цифрового микроскопа по исследованию младшими школьниками окружающего мира. Тем не менее, на сегодняшний день существует острый дефицит методических рекомендаций для осуществления педагогами начальной школы такого рода деятельности.

Список литературы:

1. Цифровой микроскоп. Инструктивно-методические материалы для педагога. - М.: БизнесМеридиан, 2011. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school-18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программа 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013. -

192 с.

3. Клепинина З. А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

4. Васильева Ю. А., Гудзь Л. В. Исследование окружающего мира младшими школьниками с помощью цифрового микроскопа: методические рекомендации для учителей начальных классов. -М.: Просвещение, 2012. - 48 с.

5. Дмитриева Н. Цифровой микроскоп. Примеры лабораторных работ. URL: http://1-4.mioo.ru/mod/resource/view.php?id=1830239 (дата обращения: 25.09. 2016)

6. Гусева Т. В. Использование цифрового микроскопа на уроках и внеурочной деятельности. URL: http://multiurok.ru/multitanya/blog/ispol-zovaniie-tsifrovogho-mikroskopa-v -nachal-noi-shkolie.html (дата обращения: 30.05.2017)

7. Попова И. В. Возможности цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла в начальной школе на примере УМК Л. В. Занкова. URL: http://pandia.ru/text/78/456/5609.php (дата обращения: 30.05.2017)

8. Самойлова А. В. Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся.URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/08/14/primenenie- tsifrovogo-mikroskopa-na-urokakh (дата обращения: 30.04.2017)

9. Закирова О. П. Урок окружающего мира «Кладовая витаминов» для 1-2-х классов с использованием цифрового микроскопа. / URL: http://festival.1september.ru/articles/624248/ (дата обращения: 30.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.