7. Чмутова Ю.С. Особенности преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе гиперактивными подростками: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 26 с.
УДК:373.33
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
Габдулинова К.Г., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров
Коврижных Е.Л., 2018 Вятский государственный университет, студентка факультета педагогики и психологии, г. Киров
Аннотация: в статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных. Авторами предложены объекты изучения, средства обучения, а также приводится пример реализации наглядного метода - демонстрации натуральных объектов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается фотографиями, выполненными авторами с помощью цифрового микроскопа.
Ключевые слова: цифровой микроскоп, окружающий мир, младшие школьники, беспозвоночные животные.
ON THE USE OF A DIGITAL MICROSCOPE AT LESSONS OF THE ENVIRONMENT IN THE 3RD GRADE AT THE STUDY OF INVERTEBRATE ANIMALS
GabdulinovaK.G., 2018
Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Kirov
Kovrizhnykh E. S., 2018 Vyatka state University, student of the faculty of pedagogy and psychology, Kirov
Abstract: abstract: the article presents the pedagogical experience of using a digital microscope in the lessons of the environment in the 3rd grade in the study of invertebrates. The authors propose objects of study, means of training, and also provides an example of the implementation of a visual method -demonstration of natural objects using a digital microscope. The article is accompanied by photographs taken by the authors using a digital microscope.
Key words: digital microscope, the environment, younger schoolchildren, invertebrates.
В настоящее время вопрос использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средства формирования представлений младших школьников о строении и развитии природы в соответствии с современной научной картиной мира приобретает особую актуальность. Цифровой микроскоп указан в нормативных документах [1, 2], а также в ряде программ по курсу «Окружающий мир» в перечне учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования [3, 4, 5].
В данной статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных. Уроки были проведены в рамках педагогических экспериментов, проведенных в 2016-2017 учебном году на базе МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №58»
г. Кирова и в 2017-2018 учебном году на базе КОГОБУ «Средняя школа пгт Вахруши» Слободского района Кировской области и показавших свою результативность в процессе развития представлений третьеклассников о беспозвоночных животных.
Беспозвоночные животные - многочисленная группа животных, не имеющих позвоночника. Введенное Ж.Б.Ламарком в начале 19 века деление царства животных на беспозвоночных и позвоночных не имеет систематического значения, однако широко принято. Обычно выделяют 16 -23 типа беспозвоночных, иногда более. К беспозвоночным относят типы простейших, губок, кишечнополостных, иглокожих, моллюсков, несколько типов червей, членистоногих и ряд других, всего до 1 - 2 млн. видов животных [6].
По программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа 21 века») для изучения в 3 классе предусмотрены следующие группы беспозвоночных животных: черви, паукообразные, ракообразные и насекомые [3]. Для данной статьи были отобраны фрагменты уроков с использованием цифрового микроскопа по изучению ракообразных и насекомых.
Тип урока: комбинированный. Ведущий метод обучения - демонстрация натуральных объектов.
Средства обучения:
1. Вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир», 3 класс (автор Н.Ф.Виноградова), рабочие тетради.
2. Технические средства обучения: цифровой микроскоп «Digital Blue QX7», микроскоп «Levenhuk Rainbow 50L» с цифровой камерой «Levenhuk C-Series», ноутбук, проектор, экран.
3. Натуральные средства обучения: живые объекты - рачки дафнии; готовые препараты из набора микропрепаратов (levenhuk) «Увидеть всё! Изучаем окружающий мир» (таблица).
4. Вспомогательное лабораторное оборудование: пипетка, предметные и покровные стекла, бумажные салфетки.
В статье представлены фотографии, выполненные авторами с помощью микроскопа «Levenhuk Rainbow 50L» с цифровой камерой «Levenhuk C-Series» (рисунки 1 - 3) и цифрового микроскопа «Digital Blue QX7» (рисунки 4, 5).
При разработке и апробации уроков с использованием цифрового микроскопа учитывались следующие педагогические условия.
1. Подбор объектов для изучения с помощью цифрового микроскопа осуществляли с учетом следующих выделенных нами критериев: а) объекты из ближайшего окружения (распространенные и знакомые детям животные); б) наличие живых объектов или готовых препаратов; в) возможность изучения объектов с помощью цифрового микроскопа; г) доступность изучаемых особенностей объектов для понимания детьми 9-10-летнего возраста.
2. Придерживались приемов реализации метода демонстрации натуральных объектов с использованием цифрового микроскопа, предложенных К.Г. Габдулиновой [7].
На уроках по темам о беспозвоночных животных формирование естественно-научных представлений с использованием цифрового микроскопа осуществлялось на основе единичных представлений, средств и методов обучения, представленных в таблице.
Таблица - Естественно-научные представления и объекты, методы для их формирования с использованием цифрового микроскопа на уроках при изучении беспозвоночных животных_
№ Естественно- Единичные Средства обучения, объекты Метод обучения
научные представления изучения
представления
1 Ракообразные Рачок дафния Натуральные средства обучения: -временный препарат дафнии Демонстрация натуральных объектов
2 Насекомые Нога комара Нога мухи Крыло бабочки Крыло пчелы -готовые препараты: «Конечность комара», «Нога мухи», «Крыло бабочки», «Крыло пчелы».
I. Ракообразные
Для учебных целей мы использовали живого рачка дафнию, но можно использовать готовый микропрепарат этого животного из набора «Увидеть всё! Изучаем окружающий мир».
Перед демонстрацией дафнии с использованием цифрового микроскопа педагог кратко рассказал об этом рачке. «Есть существа настолько маленькие, что без микроскопа их увидеть просто не получится. Именно к таким созданиям и относятся дафнии - маленькие рачки, которые живут в прудах. В них очень много необычного. У дафний всего один глаз, как у циклопа из греческих мифов. Дафнии способны управлять своим глазом, двигая им из стороны в сторону».
С помощью цифрового микроскопа рачок был продемонстрирован на широком экране (рисунок 1).
Рисунок 1 - Рачок дафния (увел. х40)
Задания для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа рачка дафнии: 1. Внимательно рассмотрите рачка дафнию: что вы видите? (животное, оно прозрачное и с одним глазом). 2. Как вы считаете, зачем дафнии длинные ветвистые усики на переднем конце тела? (чтобы плавать в воде).
Дети самостоятельно делают вывод: у рачка дафнии прозрачное тело, один глаз; плавает в воде, взмахивая ветвистыми усиками.
При изучении ракообразных на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа, помимо дафнии, также можно использовать рачка артемию (Artemia). Опыт использования артемии на уроках окружающего мира описан К.Г.Габдулиновой [8].
III. Насекомые
Общие признаки насекомых, изучаемые, в начальной школе: три пары ног, насечки на теле. С помощью микроскопа представления третьеклассников о насекомых можно расширить, изучив, например, особенности ног и крыльев у разных групп насекомых.
1. Ножка комара
Перед демонстрацией препарата «Конечность комара» учащимся была предложена для обсуждения следующая проблемная ситуация. «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы возвращаетесь домой. Ваш взгляд падает на потолок, а так - комары. Знакомая картина, не так ли? Возникает очень простой вопрос - как комары не падают?» Дети затрудняются с ответом.
Ножка комара была продемонстрирована детям с помощью цифрового микроскопа на широком экране (рисунок 2).
коготок
Рисунок 2 - Ножка комара (увел. х100)
Задания для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа готового препарата «Конечность комара»: 1. Внимательно рассмотрите кончик ножки комара: что вы видите? (коготки). 2. Сделайте вывод о том, почему комары не падают с потолка.
Дети самостоятельно делают вывод: тонкие и острые коготки не дают комару упасть с потолка, а также с кожи людей.
2. Ножка мухи
Перед тем, как продемонстрировать следующий препарат, учащимся был задан вопрос: «Почему мухи не падают с потолка?». Ответ детей: «Цепляются за потолок коготками».
Ножка мухи с помощью цифрового микроскопа была продемонстрирована детям на широком экране сначала при среднем (рисунок 3, А), затем при большом увеличении (рисунок 3, Б).
Рисунок 3 - Ножка мухи: А - увел. х 100; Б - увел. х 400
Задания для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа готового препарата ножки мухи: 1. Внимательно рассмотрите кончик ножки мухи: что вы видите? (волоски, коготки). 2. Ученые, как и вы, долгое время считали, что именно коготками муха цепляется за неровности в поверхности стен и потолка. Оказалось, что это не так. 3. Что находится рядом с коготками? (что-то похожее на губку). 4. Это так называемая «подушечка». Что видно на поверхности «подушечек»? (мелкие волоски). 5. Если рассмотреть «подушечку» при еще большем увеличении, то можно на ней увидеть мельчайшие клейкие капельки. 6. Выскажите предположение: может ли «подушечка» на ножке помогать мухе удерживаться на потолке? (может; «подушечкой» муха прилипает к потолку).
Дети самостоятельно делают вывод: благодаря липкой «подушечке» муха не падает с потолка.
3. Крыло бабочки
Перед тем, как продемонстрировать готовый препарат «Крыло бабочки», учащимся было дано задание после наблюдения ответить на вопрос: «Почему нельзя ловить бабочек?».
Крыло бабочки было продемонстрировано детям с помощью цифрового микроскопа на широком экране (рисунок 4).
Рисунок 4 -Крыло бабочки (увел. х 60)
Задания для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа готового препарата «Крыло бабочки»: 1. Внимательно рассмотрите крыло бабочки: что вы видите? (чешуйки). 2. Как вы думаете, помогают ли бабочке чешуйки на ее крыльях при полете? (дети затрудняются с ответом).
Пояснение учителя: для того, чтобы летать, бабочки используют специальные чешуйки на своих крыльях. Чешуйки служат не только для того, чтобы удерживать бабочку в воздухе, но и создают удивительные узоры, иногда поражающие воображение своей красотой.
Дети самостоятельно делают вывод: бабочка будет летать плохо или вовсе не сможет летать, если ее поймают, так как будут стерты с ее крыльев чешуйки, помогающие бабочке летать?
4. Крыло пчелы
Крыло пчелы было продемонстрировано детям с помощью цифрового микроскопа на широком экране (рисунок 5).
Рисунок 5 - Крыло пчелы (увел. х 60)
Задания для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа готового препарата «Крыло пчелы»: 1. Внимательно рассмотрите крыло пчелы: какое оно? (прозрачное, с прожилками). 2. Как вы думаете, чем раньше были эти прожилки? (дети затрудняются с ответом)
Пояснение учителя: тонкие прожилки крыла раньше были кровеносными сосудами; крыло было живым, оно росло и развивалось, но затем, когда пчела взрослела, поток крови в крылья прекратился, а кровеносные сосуды становились пустыми и плотными. И стали выполнять другую роль. Какую?
Дети самостоятельно делают вывод: прожилки придают крыльям пчелы прочность.
Таким образом, использование цифрового микроскопа в учебном процессе дает возможность изучать исследуемый объект всему классу одновременно, и актуальным может являться метод демонстрации натуральных объектов. В статье приведены примеры реализации данного метода с использованием цифрового микроскопа, предложены объекты изучения и средства обучения при изучении беспозвоночных животных на уроках окружающего мира в 3 классе.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный ресурс] / Режим доступа: poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 28.05.2018).
2. Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений. - Просвещение-регион, 2011. - 220 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: perechen_Prosvregion.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013. -
192 с.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
6. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: «Советская энциклопедия», 1986. - 831 с.
7. Габдулинова К.Г. Цифровой микроскоп как средство реализации наглядных методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. 2017 Издательство: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга» (Новосибирск) https:/^Hbrar-y.ш/item.asp?id=29931917 (дата обращения: 28.05.2018).
8. Габдулинова К.Г. Рачок артемия как объект изучения на уроках окружающего мира с использованием цифрового микроскопа. - Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. -№9 - 10 (13-14). С.53-56. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30455452 (дата обращения: 28.05.2018).
УДК 159.95
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ
Штанько И.А., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, магистрант 2 курса Института педагогики и психологии, Оренбург
Аннотация: в данной статье представлены результаты изучения особенностей учебного сотрудничества первоклассников со сверстниками на этапе адаптации. В результате исследования выявлено, что по развитию умений учебного сотрудничества школьники, принимающие участие в опытно-поисковой работе, находятся примерно на одинаковом уровне. В основном дети придерживаются формальной стороны общения, беседы носят бессодержательный характер. Для большинства младших школьников характерен средний уровень отношений со сверстниками.
Ключевые слова: учебное сотрудничество, сотрудничество со сверстниками, первоклассник.
SUBSTANTIAL FEATURES OF EDUCATIONAL COOPERATION THE FIRST GRADER
OF ADAPTATION
Shtan'ko I.A, 2018
Orenburg state pedagogical University, magistracy 2nd year student of the Institute of pedagogic
and psychology, Orenburg
Annotation: this article presents the results of studying the peculiarities of educational cooperation between first-graders and peers at the stage of adaptation. As a result of research it is revealed that on