Научная статья на тему 'Рачок артемия как объект изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа'

Рачок артемия как объект изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
631
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Габдулинова К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рачок артемия как объект изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа»

2. Клепикова Наталья Михайловна Модель операционализации понятия «нарциссизм» в пределах психической нормы автореф. ... канд. псих. наук 19.00.01 Хабаровск, 2011, 24 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.

4. Фромм Э. Душа человека / Эрих Фромм, пер. с нем. В. Закса. - М.: АСТ: Астрель, 2011. -

251с.

5. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности: Психология нарциссических расстройств личности / Перев. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 296 с.

6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/10675/НАРЦИССИЗМ (Дата обращения 14.10.2017)

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

УДК:373.33

РАЧОК АРТЕМИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

Габдулинова К.Г., 2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

ARTEMIA (CRUSTACEAN) AS THE OBJECT OF STUDY ON THE LESSON OF THE ENVIRONMENT USING A DIGITAL MICROSCOPE

Аннотация: в статье представлен опыт использования рачка артемии (Artemia) как объекта изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа в начальной школе. Автор дает краткую характеристику артемии, способ получения личинок этого животного для ознакомления учащимися на уроке окружающего мира, предлагает примеры тем уроков, заданий и вопросов для организации наблюдений детьми этих объектов. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: артемия, цифровой микроскоп, окружающий мир, начальная школа.

ARTEMIA (CRUSTACEAN) AS THE OBJECT OF STUDY ON THE LESSON OF THE ENVIRONMENT USING A DIGITAL MICROSCOPE

GabdulinovaK.G., 2017

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Kirov

Abstract: the article presents the experience of using Artemia (crustacean) as the object of study in a lesson of the environment using a digital microscope in the primary school. The author gives a brief description of Artemia, a method for obtaining the larvae of this animal for the students to familiarize in the lesson of environment, offers examples of the topics of lessons, tasks and questions for organizing observations of children of these objects. The article is accompanied by author's photographs taken using a digital microscope.

Key words: artemia, digital microscope, environment, primary school.

Артемия (Artemia) - животное класса Ракообразные (Crustacea) подкласса Жаброногие (Branchiopoda), отряда Жаброноги, или Беспанцирные (Anostracа) [1, с. 362]. Длина тела 0,8-1 см. Распространена в соленых озерах и лужах зоны полупустынь, пустынь и способна жить в огромном диапазоне солености. [2, с. 37]. Ареал распространения артемий в Западной Сибири в пределах Российской Федерации с севера ограничен 56 северной широты, с юга примыкает к казахскому ареалу зоны полупустыни. С запада он ограничен восточными склонами Уральского хребта, с востока -западными склонами Алтайских гор и Салаирского кряжа. Раннее все популяции артемий были

отнесены к одному виду Artemia salina (Linn.). В настоящее время в мире выделено 7 видов артемий

[3].

Развитие с метаморфозом (науплиус, метанауплиус). Науплиус - планктонная личинка многих ракообразных. Тело не сегментировано, с 3 парами придатков: впереди рта - одноветвистые чувствительные антеннулы, позади - двуветвистые антенны и жвалы, служащие для плавания. Имеется непарный («науплиальный») глаз. Науплиус переходит в стадию метанауплиуса [2, c. 396].

Размеры яиц артемии в пределах от 0,20 до 0,37 мм в диаметре. Длина науплиусов от 0,43 до 0,57 мм [3].

Издавна артемии разводили на корм аквариумным рыбкам. В настоящее время разработаны методы разведения артемий на рыбоводных заводах для откорма молоди осетровых рыб [1, с. 362].

В отдельных практических руководствах для детей к использованию микроскопов предложены опыты с рачком артемии [4].

В курсе «Окружающий мир» предусмотрено изучение ракообразных [5, с. 121], в том числе и мелких рачков: дафний и циклопов [6]. Рачок артемия как объект изучения ракообразных животных в программах по окружающему миру нами не был выявлен.

Далее в статье будет представлен опыт использования рачка артемия как объекта изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа. Приведенные в статье иллюстрации являются авторскими фотографиями, выполненными с помощью микроскопа с цифровой камерой.

Урок на тему «Размножение и развитие животных» с артемией был апробирован нами в 3 Г классе МБОУ «СОШ с УИОП предметов № 58» г. Кирова в 2016-2017 учебном году.

Яйца артемии были приобретены нами в магазине аквариумов г. Кирова. Для выведения рачков придерживались прилагаемой инструкции. Для приготовления раствора использовали морскую (не йодированную соль). Яйца артемии в соляном растворе выдерживали в теплом месте (t 25-27°C) при боковом освещении (на подоконнике). Личинки (науплиусы) артемии появились уже на второй день после начала инкубации яиц.

На уроке по теме «Размножение и развитие животных» формирование естественно-научных представлений с использованием цифрового микроскопа осуществлялось на основе единичных представлений, средств и методов обучения, представленных в таблице.

Таблица - Естественно-научные представления и объекты, методы для их формирования с использованием цифрового микроскопа на уроке по теме «Размножение и развитие животных»

(фрагмент)

Естественнонаучные представления Единичные представления Средства обучения, объекты изучения Метод обучения

Размножение и развитие животных Яйца и личинки рачка Натуральные средства обучения: яйца и личинки рачка артемии Демонстрация натуральных объектов

Тип урока: комбинированный. Ведущий метод обучения - демонстрация натуральных объектов. УМК «Школа России», автор программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Средства обучения: вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир», 3 класс (автор А. А. Плешаков), рабочие тетради; технические средства обучения: микроскоп «Levenhuk Rainbow 50L» с цифровой камерой «Levenhuk C310 NG 3M, USB 2,0», ноутбук, проектор, экран; натуральные средства обучения (см. табл.); вспомогательное лабораторное оборудование: предметные и покровные стекла, пипетка.

Статья иллюстрирована авторскими фотографиями, выполненными с помощью микроскопа с цифровой камерой.

При разработке и апробации уроков с использованием цифрового микроскопа учитывали следующие организационно-методические условия.

1. Придерживались требований, предъявляемых к методике формирования естественнонаучных представлений и понятий. Так, наблюдение школьниками с помощью цифрового микроскопа изучаемого объекта сопровождали специальными заданиями и вопросами, направленными на уточнение восприятия.

2. Учитывали, что использование цифрового микроскопа в наглядных методах обучения даст возможность реализовать эти методы на качественно новом уровне при условии соблюдения методических требований к ним [7, с. 174], [8].

С помощью цифрового микроскопа организовали демонстрацию сначала яиц артемии при помощи верхней подсветки (рисунок 1).

Рисунок 1 - Яйца рачка артемии (верхняя подсветка, увел. х40)

Задание для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа яиц артемии: внимательно рассмотрите яйца артемии и охарактеризуйте их форму, цвет и размеры (яйца артемии круглые, желтоватого цвета, мелкие, их можно рассмотреть только под микроскопом).

Далее с помощью нижней подсветки была организована демонстрация классу личинок артемии и их появление из яиц (рисунки 2 и 3).

<

Рисунок 2 - Появление из яйца личинки (науплиуса) рачка артемии (нижняя подсветка, увел. х40)

Задание для организации наблюдения детьми с помощью цифрового микроскопа появления личинок артемии из яиц: внимательно рассмотрите препарат и постарайтесь увидеть и охарактеризовать, как появляется рачок из яйца.

Рисунок 3 - Личинки рачка артемии (нижняя подсветка, увел. х40)

Дети характеризовали увиденное следующим образом. Алина Ф.: «Из яйца появился рачок, но он пока под пленкой. Видно, как шевелятся усики и ножки рачка. Рачок готов вот-вот выйти из яйца». Юлия П.: «Рачки вылупляются из икры достаточно долго! Они маленькие и ничего не понимают и толкают другие икринки, но они достаточно умны, чтобы не выходить на сушу».

Таким образом, выбор рачка артемии как объекта изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа обусловлен, во-первых, возможностью приобретения яиц артемии (в магазинах аквариумов) и легкостью получения личинок из яиц в любое время; во-вторых, доступностью этого объекта для понимания детьми 9-10-летнего возраста. В нашем эксперименте использование артемии способствовало расширению представлений детей о ракообразных, размножении и развитии животных, а также развитию познавательного интереса детей к этим животным.

Список литературы

1. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.:ВЛАДОС, 1999. - 592 с.

2. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831 с.

3. Литвиненко Л. И. Жаброногие рачки рода Artemia Leach, 1819 в гипергалинных водоемах Западной Сибири (география, биоразнообразие, экология, биология и практическое использование) 03.00.16 - Экология Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора биол. наук. - Пермь, 2009. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: LitvinenkoLI.doc (дата обращения: 25.10.2017).

4. Практическое руководство по проведению опытов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.4glaza.m/products/materials/0/bresser-experiments-with-microscopes-

UM-ru.pdf (дата обращения: 25.10.2017).

5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 222 с.

6. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир». -М.: Баласс [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mfourok.ru/programma-okruzhayuschiy-mir-dlya-chetiryohletney-nachalnoy-shkoli-aa-vahrushev-dd-danilov-as-rautian-sv-tirin-458782.html (дата обращения: 25.10.2017)

7. Клепинина, З.А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

8. Габдулинова К.Г. Цифровой микроскоп как средство реализации наглядных методов обучения на уроке окружающего мира в начальной школе // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1(1). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С.14-19. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagogy/i/82302 (дата обращения: 25.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.