- взгляд на деятельность дошкольной организации со стороны.
- участие родителей в оценке позволяет понять их ожидания и уровень удовлетворенности.
- улучшается взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.
Таким образом, роль родителей в оценке качества дошкольного образования неоценима. Понимание ожиданий родителей и стремление их реализовать даст дошкольному учреждению возможность повысить качество предоставляемых образовательных услуг и организовать эффективную подготовку детей к обучению в школе и жизни в современном обществе.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями является важной задачей в осуществлении педагогической деятельности. Именно слаженная работа дошкольной организации и семьи позволит грамотно выстроить обучение и воспитание детей в рамках реализации новых требований государства и общества.
Список литературы:
1. Камаева, Л.Н. Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации / Л.Н. Камаева // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. - 2015. - С. 109-111.
2. Гогоберидзе, А.Г. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова // Человек и образование. - 2012. - № 4. - С. 8185.
3. Никитина Т.А. Педагогический мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ [Текст] / Т.А. Никитина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 43-46.
4. Баринова, Н.М. Детский сад и семья - активные формы взаимодействия [Текст] / Н.М. Баринова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся - 2014. - №1. - С. 7-15.
5. Рябова, Д.Н. Оценка качества дошкольного образования родителями воспитанников ДОУ [Текст] / Д.Н. Рябова, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №4. - С. 315-317.
УДК:373.33
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Габдулинова К. Г., 2019 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования,
г. Киров Широкова М. Н, 2019 Вятский государственный университет, студентка 5 курса факультета педагогики и психологии, г. Киров Булдакова Т. А., 2019 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» города Кирова, руководитель методического объединения
учителей начальных классов, г. Киров
Аннотация: в статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа как средства развития представлений у третьеклассников о неживой природе (на примере изучения свойств льда и состава почвы). Предложены объекты изучения и средства обучения, приведены примеры заданий и вопросов для организации наблюдений детьми с помощью цифрового микроскопа изучаемых объектов. Статья сопровождается фотографиями, выполненными авторами с помощью цифрового микроскопа.
Ключевые слова: цифровой микроскоп, окружающий мир, младшие школьники, неживая природа.
THE DIGITAL MICROSCOPE USED AS A MEANS OF DEVELOPMENT A KNOWLEDGE ABOUT THE INANIMATE NATURE BY THIRD-GRADE CHILDREN
GabdulinovaK.G., 2019
Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov
Shirokova M.N., 2019 Vyatka State University, 5th year student of the faculty Pedagogy and Psychology, Kirov Buldakova T.A., 2019
Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 11» of the city of Kirov, head of the methodical association of primary school teachers, Kirov
Abstract: the article presents pedagogical experience in using a digital microscope as a means of developing ideas for third-graders about inanimate nature (on the example of studying of properties of ice and structure of the soil). The article gives a object of study and learning tools, examples of tasks and questions for the organization a children's observations using a digital microscope. The text is accompanied by photographs made by the authors using a digital microscope.
Keywords: digital microscope, nature study, junior school pupils, inanimate nature.
Цифровой микроскоп - инновационное техническое средство обучения - в настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС НОО [1, с. 29] входит в перечень материально-технического оборудования начальных классов многих школ и находит все большее применение в практике работы учителей. В ряде публикаций описан педагогический опыт использования цифрового микроскопа при изучении тем о растениях [2] и животных [3]. В данной статье нами предлагается описание педагогического опыта по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении тем о неживой природе.
Сведения о неживой природе являются важной частью содержания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе, отсюда важность развития представлений о ней у обучающихся, в том числе с использованием современных средств обучения.
Цифровой микроскоп, помимо нижней подсветки, имеет также верхнюю подсветку, которая и позволяет рассматривать непрозрачные объекты, например, образцы песка, глины, почвы и других объектов неживой природы. Биологический световой микроскоп не дает такой возможности, так как он обеспечивает только нижнюю подсветку наблюдаемых объектов.
Анализ программ по предмету «Окружающий мир» позволил определить перечень объектов неживой природы, изучение которых, на наш взгляд, возможно с помощью цифрового микроскопа: лед, песок, глина, гранит, почва и другие [4, 5].
Педагогический эксперимент с использованием цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении неживой природе был проведен в 2018-2019 учебном году на базе МБОУ «СОШ №11 г. Кирова» и показал свою результативность. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 класса.
Для данной статьи были отобраны фрагменты уроков в 3 классе по программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России») [5]: «Вода», «Что такое почва».
Тип урока: комбинированный. Ведущие методы обучения - демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов [6, с. 176-181].
Средства обучения:
1. Вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир», 3 класс (автор А.А.Плешаков), рабочие тетради.
2. Технические средства обучения: микроскоп «Levenhuk Rainbow 50L» с цифровой камерой «Levenhuk C-Series», ноутбук, проектор, экран.
3. Натуральные средства обучения: образцы льда, почвы.
4. Вспомогательное лабораторное оборудование: пипетка, стакан (или капельница) с водой.
Придерживались приемов реализации метода демонстрации натуральных объектов с использованием цифрового микроскопа [7].
В статье представлены фотографии, выполненные авторами с помощью микроскопа «Levenhuk Rainbow 50L» с цифровой камерой «Levenhuk C-Series.
I. Вода
Для урока по изучению свойств воды был заранее подготовлен лед. На уроке детям предлагалось определить свойства льда при помощи органов чувств (холодный и скользкий на ощупь, хрупкий, бесцветный и прозрачный, сохраняет форму, тает в тепле).
Для наблюдения льда с помощью цифрового микроскопа небольшой образец льда был помещен на подложку (использовали перевернутые небольшие по размеру крышки от банок) и с помощью цифрового микроскопа с использованием его верхней подсветки продемонстрирован классу на широком экране (рис.1).
Рисунок 1 - Образец льда (увел. х 100)
Задания и вопросы для организации наблюдений детьми с помощью цифрового микроскопа
льда:
1. Рассмотрите кусочек льда под микроскопом. Что вы видите? (пузырьки) 2. Как вы думаете, что это за пузырьки? (воздух) 3. Что происходит с пузырьками воздуха при таянии льда? (пузырьки с воздухом лопаются).
Дети самостоятельно делают вывод: лед содержит множество пузырьков, заполненных воздухом; при таянии льда пузырьки лопаются.
Пояснение для детей: ученые доказали, что лёд имеет ажурное строение с полостями и пустотами, которые, действительно, содержат воздух. Этим объясняется способность льда не тонуть в воде. При таянии льда вода вытесняет воздух, заполняя пустоты, и мы видим этот процесс под микроскопом в виде лопающихся пузырьков с воздухом.
II. Что такое почва
Для урока по изучению состава почвы заранее подготовили образец плодородной почвы (с огорода).
В начале изучения темы о составе почвы в ходе беседы с детьми обсуждался вопрос: «Почва -это живая или неживая природа?». Дети выдвигали предположения, многие из которых связывали почву с неживой природой. Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям предлагалось изучить состав почвы с помощью цифрового микроскопа.
Для наблюдения почвы с помощью цифрового микроскопа небольшой образец почвы поместили на подложку (использовали перевернутые небольшие по размеру крышки от банок) и с помощью цифрового микроскопа с использованием его верхней подсветки продемонстрировали классу образец почвы на широком экране (рис. 2-4).
Рисунок 2 - Остатки растений в составе почвы (увел. x 40)
Задания и вопросы для организации наблюдений детьми перегноя в составе почвы с помощью цифрового микроскопа: 1. Рассмотрите, что представляет собой почва под микроскопом? (множество мелких частиц, кусочки корней). 2. Как называется часть почвы, образованная корнями и другими остатками частей растений? (перегной).
Дети самостоятельно делают выводы: в составе почвы есть мелкие кусочки частей растений -это перегной.
Задания и вопросы для организации наблюдений детьми песка и глины в составе почве с помощью цифрового микроскопа: 1. Что, помимо, перегноя можно наблюдать в составе почвы под микроскопом? (рис.3) На что похожи эти части почвы (на песчинки и кусочки глины).
Дети самостоятельно делают выводы: в составе почвы есть песчинки и кусочки глины.
Рисунок 3 - Песок и глина в составе почвы (увел. х 40)
4. Посмотрите, что произойдет, если добавить в почву воду (рис. 4) (появляются пузырьки).
пузырьки воздуха
Рисунок 4 - Результаты опыта по обнаружению воздуха в почве (увел. х 40)
2. Чем заполнены пузырьки и как они появились? (пузырьки заполнены воздухом; когда вода заполняла пустоты в почве, воздух из них вытеснялся, отсюда и появление пузырьков воздуха).
Дети в ходе наблюдения образца почвы с помощью цифрового микроскопа выяснили, что с его помощью можно увидеть в составе почвы перегной, песок, глину, воздух. Далее в ходе беседы с детьми уточнили, какие еще компоненты входят в состав почвы (вода и минеральные соли), но их с помощью микроскопа увидеть нельзя.
После этого было предложено вернуться к вопросу, который был поставлен перед наблюдением почвы под микроскопом: «Почва - это живая или неживая природа?». Дети отвечали, что в почве есть компоненты как неживой природы: песок, глина, вода, воздух, минеральные соли, так и компоненты, которые имеют происхождение от живого (перегной). Таким образом, почва сочетает в себе и живую и неживую природу. Часто все же почву выделяют как неживую природу, ведь сама по себе она не обладает признаками живого.
На наш взгляд, представленный в статье педагогический опыт использования цифрового микроскопа как средства развития представлений третьеклассников о неживой природе на уроках окружающего мира (на примере изучения льда и почвы) может быть полезен для учителей начальной школы и применен в практике их работы.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 - 31 с. (Стандарты второго поколения)
2. Габдулинова, К.Г. Реализация наглядного метода обучения в процессе формирования у третьеклассников представлений о размножении растений на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа. - Вопросы педагогики. 2017. №9. С. 14-18.
3. Габдулинова, К.Г. Об использовании цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных. // К.Г.Габдулинова, Е.Л. Коврижных - Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №4-5 (20-21). С.75-80.