Научная статья на тему 'О реализации наглядных методов обучения с использованием цифрового микроскопа на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»'

О реализации наглядных методов обучения с использованием цифрового микроскопа на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП / РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулинова К. Г.

В статье приводится пример реализации наглядных методов обучения: демонстрации натуральных объектов и демонстрации опыта с использованием цифрового микроскопа при изучении темы «Размножение и развитие растений» на уроке окружающего мира в 3 классе. Автором осуществлен подбор объектов изучения с помощью цифрового микроскопа, предложены примеры заданий и вопросов для организации наблюдений детьми объектов. Автор дает примеры заданий для формирования представлений о размножении и развитии растений. Статья сопровождается фотографиями объектов изучения, выполненными автором с помощью цифрового микроскопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулинова К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации наглядных методов обучения с использованием цифрового микроскопа на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»»

15. Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека // Педагогика искусства. 2006. № 1. С. 27-30.

16. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика. - Новосибирск, 2011. - 101 С.

17. Макаровский Д. А. Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 25 с.

18. Савина Н.В. Деятельность педагога-психолога в инновационном процессе общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2003. - 16 с.

УДК:373.33

О РЕАЛИЗАЦИИ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ»

Габдулинова КГ., 2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, дог(ент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Аннотация: в статье приводится пример реализации наглядных методов обучения: демонстрации натуральных объектов и демонстрации опыта с использованием цифрового микроскопа при изучении темы «Размножение и развитие растений» на уроке окружающего мира в 3 классе. Автором осуществлен подбор объектов изучения с помощью цифрового микроскопа, предложены примеры заданий и вопросов для организации наблюдений детьми объектов. Автор дает примеры заданий для формирования представлений о размножении и развитии растений. Статья сопровождается фотографиями объектов изучения, выполненными автором с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, размножение и развитие растений, окружающий мир, младшие школьники.

ON THE IMPLEMENTATION OF VISUAL TEACHING METHODS USING A DIGITAL MICROSCOPE AT THE LESSON OF ENVIRONMENT IN THE 3rd GRADE OF PRIMARY SCHOOL ON THE TOPIC "REPRODUCTION AND DEVELOPMENT OF

PLANTS"

GabdidinovaK.G., 2017

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov

Abstract: the article provides an example of implementing visual methods of teaching: demonstrations of natural objects and experiments using a digital microscope in the study of the topic "Reproduction and development of plants" during the lesson of the environment in the 3rd grade. The author has chosen the objects of study with the help of digital microscope, suggested tasks and questions for the organization of observations of these objects. The author gives examples of tasks for the formation of ideas about the reproduction and development of plants. The article is accompanied by photographs of objects of study made by the author with a digital microscope.

Key words: digital microscope, reproduction and development of plants, the environment, primary school pupils.

К началу XXI века человечество расширило способы познавательной деятельности, накопило огромный запас научной информации во всех областях знаний. Школа не может игнорировать это

явление. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Требования к предметным результатам включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» [1, с. 8]. Для достижения планируемых результатов ФГОС НОО определены требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, в том числе обеспечивающих учащимся проведение наблюдений микрообъектов [там же, с. 29].

Цифровой микроскоп — инновационное техническое средство обучения — указан в нормативных документах [2, 3], а также в ряде программ по курсу «Окружающий мир» в перечне учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования [4, 5, 6].

С учетом всего вышесказанного, а также учитывая, что целью предмета «Окружающий мир» является формирование у младших школьников естественно-научных представлений и понятий, вопрос использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средства формирования представлений о строении и развитии природы в соответствии с современной научной картиной мира приобретает особую актуальность.

Использование цифрового микроскопа в учебном процессе дает возможность изучать исследуемый объект или явление всему классу одновременно, так как информация может выводиться и на монитор компьютера, и на проекционный экран. В связи с этим актуальными могут являться наглядные методы обучения [7, с. ].

В статье представлен опыт реализации наглядных методов обучения: демонстрации объектов и демонстрации опыта на уроках окружающего мира с использованием цифрового микроскопа, показавший свою результативность в процессе формирования у учащихся представлений о размножении и развитии растений. Два урока на тему «Размножение и развитие растений» с использованием цифрового микроскопа были апробированы нами в 3 классе МБОУ «СОШ с УИОП предметов № 58» г. Кирова в 2016-2017 учебном году.

УМК «Школа России». Тип урока: комбинированный. Ведущие методы обучения — наглядные: демонстрация натуральных объектов и демонстрация опыта.

Средства обучения:

1. Вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир», 3 класс (автор А. А. Плешаков), рабочие тетради.

2. Технические средства обучения: цифровой микроскоп «ЬеуепЬик-50» с цифровой камерой, ноутбук, проектор, экран.

3. Натуральные средства обучения: живые объекты природы или их части (см. табл.).

4. Вспомогательное лабораторное оборудование: пинцет, для опыта: чашки Петри, бумажные салфетки.

В статье представлены фотографии, выполненные автором с помощью цифрового микроскопа «ЬеуепЬик-50» с цифровой камерой.

При разработке и апробации уроков с использованием цифрового микроскопа учитывались следующие организационно-методические условия.

1. Подбор объектов для изучения с помощью цифрового микроскопа осуществляли с учетом следующих выделенных нами критериев: 1) объекты из ближайшего окружения (распространенные и знакомые детям комнатные, овощные растения); 2) возможность изучения объектов с помощью цифрового микроскопа; 3) доступность изучаемых особенностей объектов для понимания детьми 9— 10-летнего возраста.

2. Придерживались требований, предъявляемых к методике формирования естественнонаучных представлений и понятий [7, 8]. Так, наблюдение школьниками с помощью цифрового микроскопа изучаемого объекта сопровождали специальными заданиями и вопросами, направленными на уточнение восприятия, а на этапе формирования представлений (уже без использования микроскопа) детям предлагались задания, требующие воспроизведения увиденного с

помощью микроскопа (зарисовки по памяти), по узнаванию и различению объектов (подписи к готовым фотографиям и рисункам), заполнение таблицы.

3. Учитывали, что использование цифрового микроскопа в наглядных методах обучения (демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов) даст возможность реализовать эти методы на качественно новом уровне при условии соблюдения методических требований к ним [7].

В соответствии с программой формирование у учащихся 3 класса представлений о размножении растений традиционно осуществляется на примере цветковых растений: даются представления о пыльце и ее переносе с цветка на другие цветки с помощью насекомых, а также представления о способах распространения плодов. При формировании представлений о развитии растений рассматриваются последовательные этапы развития растений из семени. Роль внешних условий в развитии растений изучается с привлечением опыта о влиянии воды на развитие семян [9].

На уроке по теме «Разнообразие и развитие растений» формирование естественно-научных представлений с использованием цифрового микроскопа возможно на основе единичных представлений, средств и методов обучения, представленных в таблице.

Таблица — Естественно-научные представления и объекты, методы для их формирования с использованием цифрового микроскопа на уроке по теме «Размножение и развитие растений»

№ Естественнонаучные представления Единичные представления Средства обучения, объекты изучения Методы обучения

1 Размножение растений Пыльца Натуральные средства Демонстрация

Крючочки цепкого соплодия обучения: натуральных

— пыльца герани объектов

— соплодие лопуха

2 Развитие растений Проростки — проростки редиса

3 Роль внешних условий Роль воды в развитии — семена кресс-салата Демонстрация

в развитии растений растений сухие и в условиях опыта

увлажнения

— корешок кресс-салата Демонстрация

натурального

объекта

I. Размножение растений

Пыльцу в цветке герани рассматривали с использованием верхней подсветки цифрового микроскопа на проекционном экране сначала при малом (см. рисунок 1, А), затем при большом (см. рисунок 1, Б) увеличении.

А Б

Рисунок 1 — Пыльца в цветке герани: А — увел. х40, Б — увел. х100

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми пыльцы: 1. Внимательно рассмотрите части цветка герани под микроскопом. Что вы видите? 2. Какую форму и цвет имеет пыльца? 3. Как пыльца может удерживаться на боковых стенках частей цветка? 4. Какое свойство пыльцы является приспособлением для ее переноса насекомыми с одного цветка на другие?

Суждения детей: мелкие желтые зернышки — это пыльца, скорее всего пыльца липкая и поэтому может прочно удерживаться на частях цветка; липкие свойства пыльцы помогают ей также прилипать к тельцу насекомых-опылителей и вместе с насекомыми попадать на другие цветки.

Для формирования представлений о способах распространения плодов и семян рассматривали цепкие соплодия лопуха (репейника) с использованием верхней подсветки цифрового микроскопа сначала при малом (рисунок 2, А), затем при большом (рисунок 2, Б) увеличении.

А Б

Рисунок 2- Крючочки цепкого соплодия лопуха: А - увел. х40, Б - увел. хЮО

Задания и вопросы для организации наблюдений крючочков цепкого соплодия лопуха: 1. Внимательно рассмотрите объект и выскажите предположения: что это? 2. У каких частей растения могут быть такие крючочки и какую роль они выполняют?

Дети самостоятельно делают вывод: крючочки находятся на плоде растения, с помощью крючочков плоды цепляются за шерсть животных и переносятся в другие места. Там они попадают на почву и прорастают. Так растение лопуха приспособилось к распространению своих плодов с помощью животных.

II. Развитие растений

Для наблюдения этапов начального развития растения — последовательного появления частей растения из зародыша семени — использовали семена редиса. Для проращивания семена редиса закладывали с разницей в два дня (за 4 и 2 дня перед уроком), чтобы наблюдать на уроке проростки на разных этапах развития.

На уроке демонстрацию проростков семени редиса проводили с использованием верхней подсветки цифрового микроскопа при малом увеличении, в порядке: первым — с только проклюнувшимся корешком (рисунок 3, А) и вторым — с корешком и уже заметными стебельком и листочками (рисунок 3, Б).

('/ Jk

V

Рисунок 3 - Проросток редиса: А - корешок, Б - корешок, стебелек, видна часть листочков (увел. х

40)

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми первого проростка:

1. Внимательно рассмотрите объект и выскажите предположения о том, что вы видите.

2. Определите, какого цвета видимая часть проростка. 3. Какую функцию выполняет эта часть проростка?

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми второго проростка: 1. Сколько и какие части можно видеть у этого проростка. 2. Укажите последовательность появления частей проростка. 3. Постарайтесь объяснить, почему последовательность развития частей проростка именно такая: корешок, стебелек, листочки.

На наш взгляд, у многих детей первоначальные представления о развитии растений из семени уже были сформированы, о чем свидетельствуют результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента. Благодаря увиденному с помощью цифрового микроскопа, представления о первоначальных этапах развитии растений из семени стали для детей не просто более четкими и полными, они перешли на уровень убеждения.

III. Роль внешних условий в развитии растений

Для опыта о влиянии воды на развитие семени мы выбрали однолетнее растение из семейства крестоцветных рода клоповник - кресс-салат. Кресс-салат культивируется как зеленная культура. Выбор этого растения был связан с малыми размерами его семян и быстротой появления из семян проростков. Корешки кресс-салата появляются уже на второй день после начала проращивания семян.

Опыт включал два варианта: контроль (семена сухие) и опыт (семена в условиях увлажнения). На второй день после закладки опыта на уроке с использованием цифрового микроскопа детям был продемонстрирован результат опыта: семена сухие (контроль) (рисунок 4, А) и в условиях увлажнения (опыт) (рисунок 4, Б).

А Б

Рисунок 4 - Результаты опыта «Влияние воды на развитие семени кресс-салата»:

А — семена сухие, Б — семена в условиях увлажнения (увел. х40)

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми сухого семени кресс-салата: 1. Внимательно рассмотрите семя кресс-салата и охарактеризуйте его. 2. Выскажите предположение, почему это семя не проросло. 3. Какие три условия необходимы для прорастания семян? 4. Какого условия нет у этого семени для прорастания.

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми семени в условиях увлажнения: 1. Внимательно рассмотрите второе семя кресс-салата и охарактеризуйте его. 2. Выскажите предположение, почему это семя проросло. 3. Что происходит с семенем при его прорастании? Назовите три условия, которые позволили этому семени прорасти. 4. Сделайте вывод о роли воды для развития растений.

Ученики с помощью учителя сделали вывод, что из трех условий, необходимых для прорастания семени: воды, воздуха и тепла, два условия (воздух и тепло) были у всех семян, а третье условие — вода — только в опыте. Следовательно, в данном опыте роль воды как важного условия для прорастания семян была доказана.

Для подтверждения выводов детей по результатам опыта «Влияние воды на развитие семени кресс-салата» учащимся был продемонстрирован с использованием цифрового микроскопа корешок с корневыми волосками кресс-салата. Корневые волоски развились на корешках проростков через 3-4 дня после закладки опыта (рисунок 5).

Рисунок 5 — Корешок с корневыми волосками кресс-салата (увел. х40)

Задания для организации наблюдения детьми с помощью микроскопа корешка кресс-салата: 1. Внимательно рассмотрите объект и охарактеризуйте 2. Какую роль выполняет корень в жизни растения и выскажите предположения о том, как корневые волоски помогают корню.

С помощью учителя учащиеся приходят к выводу о том, что на корне имеется множество корневых волосков, которые помогают корню поглощать воду с растворенными в ней питательными веществами.

На наших уроках после работы с цифровым микроскопом (уже без демонстрации объектов) учащимся предлагались задания в карточках-заданиях, направленные на воспроизведение увиденного с помощью микроскопа (зарисовки по памяти), по узнаванию и различению объектов (подписи к готовым фотографиям), заполнение таблицы [рисунок 6]. В соответствии с методикой формирования естественно-научных представлений работа такого рода способствует формированию у детей отчетливых представлений об изучаемых объектах и явлениях [7, 8].

Работа в парах

Задание 1. Зарисуйте в кружке пыльцу в цветке герани (по памяти)

Задание 2. Найдите на фото, укажите стрелкой и подпишите приспособления для распространения плода.

название

Задание 3. Укажите в таблице условия внешней среды, необходимые на этапах развития растения из семени (поставьте знак «+» в соответствующей строчке таблицы)

Таблица - Последовательность развития частей растения из семени и необходимые условия внешней среды_

Последовательность Условия внешней среды

развития частей воздух тепло вода

растения из семени

Развитие корешка

Развитие стебелька

Развитие листочков

Рисунок 6 - Карточка-задание по теме «Размножение и развитие растений»

Таким образом, использование цифрового микроскопа в учебном процессе дает возможность изучать исследуемый объект всему классу одновременно, следовательно, актуальными могут являться наглядные методы обучения. В статье мы привели пример реализации наглядных методов обучения: демонстрации натуральных объектов и демонстрации опыта с использованием цифрового микроскопа при изучении темы «Размножение и развитие растений» на уроке окружающего мира в 3 классе.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 - 31с. (Стандарты второго поколения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений. - Просвещение-регион, 2011. - 220 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: perechen_Prosvregion.pdf (дата обращения: 18.08.2017).

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный ресурс] / Режим доступа: poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 18.08.2017).

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013. -

192 с.

5. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

6. Плешаков A.A., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

7. Клепинина, З.А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». - М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

9. Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1. -М.: «Просвещение», 2013. - 175 с. (Школа России)

УДК 37.022:55

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО

ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Литвинова И.Н., 2017

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №157 г. Санкт-Петербурга имени принцессы Е.М.Ольденбургской, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается проблема снижения мотивации учащихся при обучении математике. В качестве одного из важных направлений решения данной проблемы предлагается развитие познавательного интереса через использование в процессе обучения математических сюжетов, занимательных задач из литературных произведений. В статье приводятся примеры, проблемные задания для создания учебной доминанты урока, положительного эмоционального настроя учащихся. На конкретных темах учебного предмета показано как можно применять приемы организации усвоения учебного материала с использованием предложенных идей, чтобы способствовать формированию универсального учебного действия «смыслообразование», лежащего в основе формирования внутренней мотивации.

Ключевые слова: проблема снижения мотивации, познавательный интерес, методика обучения математике, приемы активизации познавательного интереса.

LITERARY WORKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN

MATHEMATICS

Lih'inova I.N. ,2017

State Government-Funded Comprehensive Educational Institution educational institution gymnasium No. 157 St.-Petersburg Princess E. M. Oldenburg, Saint Petersburg

Аннотация: the article considers the problem of reducing the motivation of students in learning mathematics. As one of the important directions of solving this problem is the development of cognitive interest through the use in the learning process of mathematical subjects, entertaining task of literary works. The article provides examples, problem of the task to create a training dominant of the lesson, the positive emotional mood of the students. On specific topics of the subject are shown how to apply the methods of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.