Научная статья на тему 'Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа'

Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП / ГРИБЫ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулинова К. Г., Терехова Е. А.

В статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы о грибах. Предложены возможные объекты (дрожжи, плесень мукор) для ознакомления детей с грибами, приемы реализации наглядных методов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулинова К. Г., Терехова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа»

элементом в данной сфере является безопасность здоровья и жизни граждан. А это возможно только при условии высокого уровня профессионализма сотрудников этих организаций, которое во много м зависит от качественного обучения. Многие государственные вузы на данный момент серьезно занимаются разработкой различных инновационных моделей реализации ДПП, преимущество которых заключается в существенной экономии материальных и трудовых ресурсов как заказчиков, так и исполнителей образовательных услуг [4]. Но зачастую все эти усилия остаются невостребованными, потому что руководители при организации процесса обучения своих сотрудников ошибаются при выборе образовательной организации и попадаются на различные маркетинговые уловки. Тем важнее, на наш взгляд, является необходимость консультационной помощи руководителям организаций, которые стремятся соответствовать всем современным требованиям.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» //Российская газета, № 190, 28.08.2013.

3. Яковлева Е.И., Иванов П.Ю. Образовательный кластер как ресурс инновационного развития регионов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. № 5 (9). 2017. С. 9-13.

4. Яковлева Е.И., Шобонов H.A. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

УДК:373.33

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ О ГРИБАХ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

Габдулинова КГ., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, дог^ент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Терехова Е.А., 2018

МБОУ «Средняя обгцеобразователъная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58», учитель начальных классов, г. Киров

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы о грибах. Предложены возможные объекты (дрожжи, плесень мукор) для ознакомления детей с грибами, приемы реализации наглядных методов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, грибы, окружающий мир, начальная школа.

THE STUDY OF THE TOPIC OF MUSHROOMS ON THE LESSON OF ENVIRONMENT IN THE 3rd GRADE OF PRIMARY SCHOOL USING A DIGITAL MICROSCOPE

GabdulinovaK.G., 2018

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov

Terekhova E.A, 2018.

MBOU «Secondary General School with in-depth study of individual subjects № 58», primary

school teacher, Kirov

Abstract: the article presents the pedagogical experience of using a digital microscope at the lessons of the environment in the 3rd grade in the study of mushrooms. Possible objects (yeast, mold Mucor) for

familiarizing children with mushrooms, methods of implementing visual methods using a digital microscope are proposed. The article is accompanied by copyright photographs taken with a digital microscope.

Key words: digital microscope, mushrooms, environment, primary school.

В данной статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа при изучении темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе.

Грибы - одно из царств живых организмов. Своеобразие грибов определяется сочетанием признаков как растений (неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, наличие клеточных стенок), так и животных (гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, запасных углеводов в виде глигогена, образование мочевины) [1, c. 160].

Дрожжами называют грибы, которые существуют на протяжении всего или большей части жизненного цикла в виде отдельных одиночных клеток. Первым дрожжи увидел Антони ван Левенгук. Рисунки дрожжевых клеток с описанием он направил в 1680 г. Королевское общество в Лондон. Эту дату связывают с открытием мира микроорганизмов [2, с.92-94]. Дрожжи вызывают спиртовое брожение, при котором глюкоза превращается в винный спирт (этанол) и выделяется двуокись углерода [3, с.207]

Мукор - это грибы, образующие белый или серый налет (плесени) на пищевых продуктах (хлебе, варенье, овощах) [3, c.136].

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа по теме «В царстве грибов» был проведен в рамках педагогического эксперимента в 2017 году на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58» г. Кирова. В эксперименте, который показал свою результативность, приняли участие учащиеся 3 Б класса (контрольный класс, 22 человека) и 3 Г класса (экспериментальный класс, 25 человек).

Тип урока: комбинированный. Ведущие методы обучения - наглядные: демонстрация натурального объекта, демонстрация опыта.

Средства обучения: вербальные средства обучения: учебник «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков); технические средства обучения: микроскоп «Levenhuk-50» с цифровой камерой «Levenhuk С-Series», ноутбук, проектор, демонстрационный экран; натуральные средства обучения: живые дрожжи, постоянный препарат плесени мукор; вспомогательное лабораторное оборудование: предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, бумажные салфетки; сахар.

В программе «Окружающий мир» (А. А. Плешаков, УМК «Школа России») в 3 классе в тематическом планировании включено: Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники [4].

Выбор нами дрожжей и плесени для изучения разнообразия грибов на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа был обусловлен следующим. Во-первых, дети 8-9 лет зачастую имеют лишь бытовые представления о дрожжах и плесени, не всегда относят их к грибам. Во-вторых, дрожжи и плесень мукор по сравнению с другими грибами являются более доступными любое время года, более удобными для ознакомления детей разнообразием грибов с помощью микроскопа.

На уроке по теме «В царстве грибов» формирование естественно-научных представлений с использованием цифрового микроскопа осуществлялось на основе единичных представлений, средств и методов обучения, представленных в таблице.

Таблица - Естественно-научные представления и объекты, методы для их формирования с использованием цифрового микроскопа на уроке по теме «В царстве грибов»

Естественно- Единичные Средства обучения, объекты Методы

научное представления изучения обучения

представление

Грибы Дрожжи Натуральные средства -демонстрация

обучения: натуральных

-временный препарат объектов

дрожжей -демонстрация

Плесень - готовый препарат плесени опыта

мукор

В представленных ниже разработках представлены примеры заданий и вопросов для организации наблюдения детьми объектов с помощью цифрового микроскопа.

Дрожжи. Для ознакомления учащихся с дрожжами использовали хлебопекарные дрожжи. Временный препарат дрожжей продемонстрировали детям на экране с помощью цифрового микроскопа при большом увеличении (рис. 1).

Рисунок 1 - Дрожжи (увел. х400) Задания для организации наблюдения детьми дрожжей с помощью цифрового микроскопа: внимательно рассмотрите дрожжи и охарактеризуйте их размеры и форму. Под руководством учителя детьми был сделан вывод: дрожжи - это очень мелкие грибы, имеющие круглую форму.

Опыт с дрожжами был проведен с целью формирование у учащихся представлений о питании грибов готовыми веществами. С этой целью был заложен опыт «Чем питаются дрожжи?», который включал в себя два варианта: контроль (дрожжи в воде) и опыт (дрожжи в водном растворе сахара). Спустя 30-40 мин после закладки опыта на уроке учащимся был продемонстрирован с помощью цифрового микроскопа результат опыта: дрожжи в воде (контроль) (рис. 2, А) и в водном растворе сахара (рис. 2, Б).

Рисунок 2 - Результаты опыта «Чем питаются дрожжи?» А - дрожжи в воде (увел. х400), Б - дрожжи в водном растворе сахара (увел. х400)

Задание для организации наблюдений детьми дрожжей в воде с помощью цифрового микроскопа: внимательно рассмотрите дрожжи под микроскопом. Видны ли дрожжи, которые соединены в цепочки?

Задания и вопросы для организации наблюдений детьми дрожжей в водном растворе сахара с помощью цифрового микроскопа: 1. Внимательно рассмотрите другой препарат дрожжей. Видны ли на нем дрожжи, которые соединены в цепочки? 2. Как вы думаете, что нужно добавить в воду, чтобы «покормить» дрожжи?

- Дрожжи, оказывается, большие сладкоежки. Питаясь сахаром, они выделяют газ -углекислый газ - отчего тесто становится воздушным и пышным.

Плесень. Готовый препарат плесени мукор продемонстрировали детям с помощью цифрового микроскопа при большом увеличении (рис. 3).

Рисунок 3 - Плесень мукор (увел, х 40)

Задания для организации наблюдения детьми плесени с помощью цифрового микроскопа: 1. Внимательно рассмотрите плесень мукор. Как она выглядит? 2. Что располагается на кончиках нитей? 3. Темные «шарики» - это коробочки со спорами гриба. Когда споры созревают, коробочки раскрываются, из них в воздух попадает множество микроскопических спор. 4. Сделайте вывод: что общего между шляпочным грибом и плесенью. Как появляется новая плесень?

Дети под руководством учителя делают выводы: плесень, как и шляпочные грибы, питается готовыми веществами, размножается спорами; если споры попадут на продукты, например, на молоко, хлеб, кашу или варенье, споры начнут прорастать. Так появляется новая плесень.

Апробированный нами урок окружающего мира с использованием цифрового микроскопа по теме «В царстве грибов» показал свою результативность. На этапе контрольного эксперимента в контрольном классе хорошее знание о разнообразии грибов продемонстрировали 13,6% учащихся класса, в экспериментальном классе таких детей было в 5,6 раза больше (76% учащихся от общего количества детей в классе). Дети в экспериментальном классе к грибам уверенно относили не только шляпочные грибы (например, шампиньон, подберезовик и др.), но и дрожжи, и плесень. Благодаря использованию цифрового микроскопа, учащиеся этого класса проявляли высокий познавательный интерес к изучаемому материалу.

Список литературы

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831 с.

2. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. А.А.Федоров. Т.2. Грибы. Под ред. проф. М.В.Горленко. -М.: Просвещение, 1976. -479 с.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: Учеб. для фармац. институтов и фарм. фак мед. вузов / Под ред. И.В.Грушвицкого. - Высш.шк., 1990. - 367 с.

4. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.