государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Таким образом, правовая культура личности - это ее позитивное правовое осознание в действии.
Высокий уровень правовой культуры личности способствует ее правомерному поведению, которое формируется в зависимости от: степени понимания и принятия ценностей правовой культуры общества; специфики профессиональной деятельности субъекта; личностных ценностных ориентации человека.
Трудность понимания правовой культуры личности состоит в индивидуальности осмысления позитивности правомерного поведения и критического понимания допустимости нарушения прав.
Список литературы
1. Шиханова Е.Г. К вопросу о правовой культуре студентов // В сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: педагогика и психология. Сборник ст. межд. науч-практ. конф. -2016. - С. 50-52.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 118 с.
3. Сомова Н.М., Овечкина И.С. Личность в теории культуры // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - №6. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/lichnost-v-teorii-kultury.
4. Новикова Л.А. Формирование культуры личности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2009. - №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kultury-lichnosti.
5. Шишкова О.А. Роль культуры в формировании личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-kultury-v-formirovanii-lichnosti.
6. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. Сластенина В.А. - М.: Прометей, 1993. - 117 с.
7. Гулякин Д.В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза // ИСОМ. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-determiniruyuschie-neobhodimost-formirovaniya-sotsialno-informatsionnoy-kultury-studentov-tehnicheskogo-vuza.
8. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-пресс, 1998.
10. Карасартова М.М. Развитие правовой культуры личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pravovoy-kultury-lichnosti.
УДК 373
ДОСТИЖЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Комарова О.Н., 2017
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 407, Санкт-Петербург
Аннотация: Данная статья раскрывает специфику преподавания предмета Окружающий мир в начальной школе, показывая более выгодное использование методов и средств для достижения учащимися познавательных метапредметных умений. Показана технология наиболее простого и рационального запоминания учащимися большого объема информации.
Ключевые слова: младший школьник, познавательные универсальные учебные действия, достижение образовательных результатов, предмет Окружающий мир.
Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования нацеливает педагогов на «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [1]. Одной из важнейших задач современного образования является достижение учащимися метапредметных результатов, включающих в себя познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Регулятивные УУД помогут выпускнику начальной школы ставить цель своей деятельности, планировать и оценивать ее. Коммуникативные — свободно общаться, решая ту или иную учебную задачу.
Если достижение коммуникативных и регулятивных метапредметных умений возможно через использование различных приемов, методов и форм, применяемых педагогом практически на всех предметах, то в выборе инструментария для достижения младшими школьниками познавательных УУД, учитель часто испытывает затруднения. К познавательным УУД относятся:
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач [2]. Для достижения младшими школьниками познавательных УУД могут быть использованы
следующие приемы:
• представление учащимся учебной информации в различных формах (таблицы, схемы, карты, графики, диаграммы, аудио-, видеофрагменты);
• перевод учащимися информации из одной формы в другую, кодирование и шифрование информации;
• осуществление поиска учебной информации в различных источниках (учебная, художественная, научная, справочная литература, карты, видеофильмы, аудиозаписи);
• перевод учащимися информации из одной формы в другую (создание таблиц, графиков, схем, диаграмм);
• работа с текстом (нахождение в тексте ответ на определенный вопрос, чтение «по диагонали», работа с научным текстом).
Единственным предметом, где возможно постоянное использование всех вышеперечисленных приемов и методов, является Окружающий мир.
Специфика данного предмета заключается в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории. То есть, знакомит учащихся
с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Таким образом, на этом предмете рассматривается огромный объем информации, которую целиком запомнить младший школьник не может.
Практически все учебники по окружающему миру для 1 -4 классов содержат в себе длинные и сложные для запоминания ребенком в этом возрасте тексты, касающиеся процессов, явлений, их взаимосвязи в природе, обществе. Зачастую учащемуся очень сложно вычленить главное, исключив второстепенное, и запомнить необходимую ему информацию. А представленная наглядность ничуть не помогает запомнить конкретные сведения той или иной темы.
Ведущим видом памяти младших школьников является образная. То есть, ребенок лучше и прочнее запомнить материал, представленные в графическом изображении, а не написанный длинным сложным текстом.
Именно поэтому необходимо включать в уроки окружающего мира такие виды работы, как:
1. работа с текстом;
2. работа с картой;
3. представление информации в таблицах и схемах;
4. просмотр видеороликов и прослушивание аудио-фрагментов;
5. чтение графиков и диаграмм.
Технология запоминания учебного материала может быть следующей:
Знакомство учащимися с информацией, представленной в виде текста
Представление
данной информации в
иной форме (таблица, схема, карта...)
Использование
данной информации в виде наглядности при изучении раздела
Осмысление информации через личный опыт ребенка
р
В первом классе в рамках предмета Окружающий мир познавательные УУД, в большей степени, достигаются при изучении раздела «Что и кто?», содержащем первичную информацию о социальных и природных объектах, явлениях. Изучая тему о частях и развитии растений, учащиеся могут с помощью учителя изобразить рисунок-схему с обозначением частей растений, показывающую его развитие.
Во втором классе продолжать развивать познавательные метапредметные умения учащихся, используя новый для детей вид работы, можно при изучении раздела «Здоровье и безопасность». Здесь учащиеся могут создать буклет-памятки о безопасном поведении на природе и дома. Данный вид работы будет строиться на приеме сжатия текста и выделении из него главного.
В третьем классе новый вид работы возможно внедрить при изучении раздела «Путешествия». В данном разделе учащиеся осваивают работу с географической картой и уже самостоятельно могут создать маршрут путешествия, показав его на карте.
Кроме того, учащиеся уже могут активно использовать не только учебную, но и художественную и познавательную литературу, извлекая из нее сведения об изучаемых географических объектах.
В четвертом классе идет активное изучение исторического материала. При знакомстве с различными историческими событиями и личностями, учащиеся могут составить схему (ленту времени, с обозначением главных исторических события, изучаемых в четвертом классе), либо составить таблицу, показывающую хронологию правления русских князей и царей.
При изучении различных тем можно использовать широкий диапазон приемов, позволяющих учащимся достигать познавательных УУД. В конкретных примерах показаны лишь те, которые стоит вводить на определенном году изучения данного предмета.
Образование, полученное в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать главную задачу: закладывать основы формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат» [3, с.5].
Раскрыв специфику предмета и предъявляемые к нему требования ФГОС, можно сделать вывод о том, что познавательные универсальные учебные действия, в большей степени, возможно достигать, именно на уроках Окружающего мира.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. http://xn— 80аЬисшЬ^у9а.хпрЩ/%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВА%Р1%83%Р0%ВС%Р0%В5%Р0%ВР%Р1%82% Р1%8В/922/%Р1 %84%Р0%В0%Р0%В9%Р0%ВВ/8262/роор поо reestr.pdf
2. ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015-goda.html
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010.
УДК: 373.33
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Габдулинова К.Г.,2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров
Аннотация: В статье рассматриваются возможности и проблемы использования цифрового микроскопа в процессе естественно-научной подготовки младших школьников по курсу «Окружающий мир». Приводятся примеры тем из программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», предусматривающих использование на уроках микроскопа. Указывается, что согласно З.Ф. Клепининой, Г. Н. Аквилевой, цифровой микроскоп в системе классификации средств обучения предмету «Окружающий мир» относится как к техническим средствам обучения, так и к группе вспомогательных средств обучения. Автор приводит краткую характеристику отдельных методических разработок по исследованию учащимися начальной школы окружающего мира с помощью цифрового микроскопа.
Ключевые слова: цифровой микроскоп, естественно-научная подготовка, окружающий мир, младшие школьники.
Известно, что в основе реализации ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. Инновационным средством обучения в процессе естественно-научной подготовки младших школьников на уроках окружающего мира, позволяющим реализовывать современные образовательные технологии деятельностного типа, является цифровой микроскоп.
Цифровой микроскоп - разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор персонального компьютера.
Цифровой микроскоп по сравнению с оптическим микроскопом имеет ряд преимуществ. Так, возможно использование как прозрачных, так и непрозрачных объектов, как фиксированных, так и не фиксированных микропрепаратов. Благодаря использованию цифрового микроскопа можно проводить исследование больших размеров, которые невозможно рассматривать с помощью светового микроскопа. Большое значение имеет и тот факт, что можно быстро фотографировать или проводить видеосъемку. Все данные автоматически сохраняются при этом на жестком диске компьютера. Фотографии можно сразу же изменять, не покидая программу микроскопа, например, подписывать, оставлять указатели, копировать участки изображения и т. д. При необходимости пользователь компьютера может распечатать увеличенные изображения предметов
Использование цифрового микроскопа в учебном процессе дает возможность: изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера или на проекционный экран; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы; изучать объект в динамике; создавать презентационные фото- и видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях [1].
Так, по программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой во 2 классе предусмотрено использование метода наблюдения с использованием микроскопа на уроках по темам «Кустарники леса»