Научная статья на тему 'Формирование картографических знаний и умений в краеведческом курсе локального уровня на примере Таттинского улуса (района) РС(я)'

Формирование картографических знаний и умений в краеведческом курсе локального уровня на примере Таттинского улуса (района) РС(я) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АТЛАС / СТЕННЫЕ КАРТЫ / КОМПЛЕКТ КОНТУРНЫХ КАРТ / КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стручкова Алена Николаевна

Раскрыты методические условия реализации системы раннего формирования картографических знаний и умений учащихся в локальном краеведческом курсе. Разработано содержание вводной темы картографического характера, для чего произведен отбор картографических знаний и умений, сформулированы основные требования к их освоению. Создан комплект картографических произведений для обеспечения курса «Родной край», разработан и внедрен комплекс учебных заданий разных типов для работы с краеведческими картографическими произведениями локального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование картографических знаний и умений в краеведческом курсе локального уровня на примере Таттинского улуса (района) РС(я)»

А Н Стручкова ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАГШНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

плекса предусматривается организация совместного издания учебников, учебно-методических пособий, закрепление базовых лабораторий научно-исследовательских институтов за учебными заведениями для практического обучения студентов. Происходящие реформы в системе образования дадут новые инновационные подходы в решении проблем, которые стоят перед нашим технику мом в условиях интеграции российского образования в мировую.

Литература

1. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования Республики Саха (Якутия) // Профессиональное образование Якутии. - 2008. - № 1. - С. 24-29.

2. Климова И. К. Профессиональное самоопределение студентов ССУЗ сельскохозяйственного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 16 с.

3. Пахомов A.A. Из первых рук // Профессиональное образование Якутии. - 2008. - № 1. - С. 2.

4. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена Постановлением

Правительства PC (Я) от 28 сентября 2007 г., № 403. - Якутск, 2007.

5. Поминова O.J1. Теория управления и практика профессиональной подготовки специалистов в ссузах Минсельхоза России: дис. ... доктора пед. наук. - СПб., 2004. -421 с.

E.E. Aeustroev

Secondary vocational training under new socio-economic conditions

The authors discuss a problem of training of skilled personnel and mid-level professionals under labor market condition and growth of production, a formation of modern middle class as the basis for social stability. Actual trends of innovative development of Yakutsk Agricultural College have been proved: modernization of educational activity, information education, development of research activities, spiritual and physical development of students, development of material-technical resources and academic programs

Key words: secondary vocational education, qualified personnel, new socio-economic conditions, modernization of educational activity, innovative development.

УДК 372.891

A. H. Стручкова

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИИ И УМЕНИИ

В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

Раскрыты методические условия реализации системы раннего формирования картографических знаний и умений учащихся в локальном краеведческом курсе. Разработано содержание вводной темы картографического характера, для чего произведен отбор картографических знаний и умений, сформулированы основные требования к их освоению. Создан комплект картографических произведений для обеспечения курса «Родной край», разработан и внедрен комплекс учебных заданий разных типов для работы

с краеведческими картографическими произведениями локального уровня.

Ключевые слова: картографические знания и умения, методические условия формирования, краеведческий курс локального у ровня, краеведческий атлас, стенные карты, комплект контурных карт, комплекс учебных заданий разных типов.

Картографические знания и умения составляют важнейшую часть содержания общего образования, так как умение пользоваться картой является частью общей культуры человека. Согласно новым подходам к результатам образования, сформулированным в Концепции Федерального образовательного стандарта нового поколения,

СТРУЧКОВА Алена Николаевна - аспирант БГФ ЯГУ. E-mail: tatta san(a} mail.ru

умение пользоваться картографическими источниками информации можно отнести не только к предметным географическим, но и надпредметным (метапредметным) результатам [1]. В настоящее время именно им придается особое значение в подготовке выпускника средней школы. Следует согласиться также с мнением географа-методиста Т.С. Комиссаровой, что важность карты возрастает в связи с усилением ее роли как документа общения, отражающего уровень развития общества, его культуры и восприятия мира [2]. Это особенно важно,

если учесть, что географическая карта - один из языков международного общения. В связи с этим проблема формирования картографических знаний и умений у школьников является весьма актуальной.

Однако установленное на федеральном уровне в 1994 году сокращение часов на преподавание географии в 6 классе (с 68 до 34 часов), в рамках которого изучается единственная картографическая тема, уже отрицательно сказывается на процессе обучения - уровень картографической грамотности школьников постепенно снижается. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного нами в Таттинском улусе среди школьников -выпускников 6 классов. Результаты контрольных работ по теме «План и карта», содержание которой наложено на краеведческий контекст, позволило выявить не только недостаточность знаний о природе, населении и хозяйстве родного улуса, но и искаженность или несформи-рованность картографических представлений о своей местности. В связи с этим необходимо было провести педагогическое исследование, в рамках которого могли быть выявлены методические условия более эффективного формирования картографических знаний и умений школьников в условиях Республики Саха (Якутии) (далее - РС (Я)).

На первом этапе процесс формирования картографических знаний и умений происходит в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение» («Естествознание»), изучаемых в начальной школе и в 5 классе основной школы соответственно. Полученные школьниками пропедевтические знания и умения (от греч. propaideuб - предварительно обучаю) служат фундаментом для успешного освоения картографической составляющей курса географии, изучаемого в 6-10 классах средней школы.

Как уже отмечено выше, в систематическом курсе географии (6-9 класс), продолжающем естественнонаучное образование школьников вслед за «Природоведением», картографические темы в виде отдельного блока изучаются только в 6 классе в «Начальном к>рсе географии». Отметим, что в более ранних программах по географии подобные темы изучались также в 7 и 8 классах. В настоящее время в последующих курсах географии («География материков и океанов», «География России») картографическая составляющая представлена только в виде отдельных заданий, направленных на развитие умений и расширение области применения ранее полученных знаний и умений. Новые теоретические знания по картографии далее не вводятся в процесс обучения.

В связи с особыми подходами в построении структуры школьной географии в РС (Я), процесс формирования картографических знаний и умений здесь может быть более эффективным за счет введения в 5 классе, наряду с «Природоведением», учебного предмета «Родной край». На него может быть возложена миссия закрепления пропедевтических и формирования первоначальных картографических знаний и умений. Согласно Концепции раз-

вития географического образования в нашей республике, в этом курсе изучается относительно небольшая территория, которая соответствует понятию «своя местность» и, как правило, это территория улуса [3]. Уточним, что курсы «Родной край» и «География Якутии» отнесены к разным уровням учебного краеведения: первый к локальному, второй - к региональному.

Мы предполагаем, что разработанный в 1992 году для школ с якутским языком обучения, а позднее вошедший в основной Базисный учебный план школ Якутии, курс «Родной край» дает возможность младшим подросткам не только получить комплексное представление об истории, природе, населении и хозяйстве своей местности, но и начать формирование картографических знаний и умений еще до того момента, когда они присту пят к изучению систематического курса географии [4].

Анализ методических работ и диссертационных исследований по проблеме формирования картографических знаний и умений в процессе изучения локальных краеведческих курсов показал, что в настоящее время не разработана соответствующая методика обучения школьников 5 класса.

Создавая методическую систему формирования картографических знаний и умений у пятиклассников необходимо было выявить методические условия, позволяющие повысить эффективность обучения. К ним мы отнесли:

- во-первых, включение вводной картографической темы перед началом обучения курсу «Родной край»;

- во-вторых, создание и применение в обучении необходимого и достаточного комплекта картографических произведений, обеспечивающих курс «Родной край»;

- в-третьих, разработка и применение в обучении комплекса учебных заданий, направленных на формирование различных групп картографических знаний и умений.

Первое методическое условие связано с отбором содержания и введением в процесс обучения курса «Родной край» вводной темы картографического характера. Изучение данной темы носит прикладной характер и связано с необходимостью подготовки пятиклассников к освоению всех тем этого комплексного краеведческого курса.

Определяя составляющие системы картографических знаний и умений для освоения в рамках вводной темы в курсе «Родной край», мы опирались на «Методику обучения географии в средней школе». Согласно этой настольной книге каждого учителя географии, система включает два главных блока: 1 - «Знания о карте как объекте изучения» и 2 - «Собственно географическое содержание карт». В свою очередь, первый блок предполагает изучение геодезической (градусная сетка) и математической (проекции, масштаб, искажения) основ карт, а также классификации карт Второй блок реализуется через географическую основу, тематическое содержание и типы условных знаков [5].

А Н Стручкова ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

К моменту изучения краеведческого курса в 5 классе, согласно «Требованиям к уровню подготовки оканчивающих начальную школу», представленным в Примерной программе начальной школы по «Окружающему миру», говорится, что учащиеся должны уметь: ориентироваться на местности с помощью компаса (геодезическая основа карт), показывать на глобусе и карте материки и океаны, горы и равнины, моря, реки, границы России и родного края, родной город, столицу и еще 1-2 города (географическая основа карт), опознавать некоторые условные знаки (горы и равнины, моря, реки, населенные пункты (типы условных знаков)) [6].

В содержании курса «Природоведение» для 5 класса, продолжающего естественнонаучное образование школьников, практически отсутствуют возможности для формирования картографических знаний и умений. В Примерной программе по курсу природоведения предусмотрено выполнение только одной практической работы картографической направленности - «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности» [7].

Отбирая картографическое содержание, возможное для усвоения школьниками в рамках курса «Родной край» в 5 классе, нами принималось во внимание наличие опыта раннего преподавания географии в младших классах школ России, а значит, и приобретения ими некоторых картографических знаний и умений [8]. Такой опыт был выявлен во второй четверти XIX века, а также в середине XX века, когда отдельные курсы геофафии были переведены в начальную школу [9]. На рубеже XX и XXI веков в рамках системы развивающего обучения в России проводились эксперименты по изучению географии, начиная со второго класса [10,11].

Вышеизложенное дает основание предполагать, что планируемый нами перенос отдельных картографических знаний и умений из основного курса географии в учебный предмет краеведческой направленности, изучаемый в 5 классе, достаточно обоснован и не противоречит накопленному в системе преподавания географии опыту.

В соответствии с содержанием курса «Родной край», включающего такие разделы, как «Вводный», «Историко-культурный», «Природный», «Население», «Хозяйство», «Человек и природа», а также при наличии картографических представлений, полученных в начальной школе и в курсе «Природоведение» (5 класс), учащиеся, завершившие изучение краеведческого курса, должны отвечать следующим требованиям:

- знать положение на карте и глобусе элементов градусной сети (полюса, параллели, меридианы, экватор, тропики, полярные круги); типы условных знаков;

- уметь определять географические объекты по условным знакам; показывать на карте горы, равнины, реки, озера улуса, границы республики, своего улуса, город Якутск, административный центр своего улуса; опреде-

лять местоположение (географические координаты) географических объектов, определять на местности, плане и карте направления, высоты точек;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного ориентирования на местности с помощью компаса, чтения карт различной тематики.

Уточнив картографические знания и умения, которые могут быть сформированы в локальном краеведческом курсе, следовало определить необходимый и достаточный комплект соответствующего картографического обеспечения краеведческого курса.

В процессе обучения географии обычно применяются настольные (атлас, контурные карты, глобус) и демонстрационные (стенные карты, проецируемые карты, стенные контурные карты, глобусы демонстрационные, индукционные, рельефные карты) картографические произведения. Одним из основных картографических произведений, без которого невозможно обучение географии и краеведению, является школьный атлас. Краеведческий атлас характеризуется комплексностью, отображая все компоненты территории: историю, природу, население, экономику, состояние окружающей среды и т.п.

Школьные краеведческие атласы регионального уровня в нашей стране начали издаваться с 1961 года, что связано с введением в программу по географии темы «Своя область». За прошедшие годы утвердилась наиболее оптимальная структура атласа, содержание, объем, соотношение картографических материалов и текстовой части. Опыт разработки был обобщен в «Руководящих технических материалах по созданию школьно-краеведческих атласов союзных республик, АССР, краев, областей и автономных округов СССР», в котором регламентируется: структура и объем атласов, тематика, содержание и масштаб карт; способы картографического отображения [12]. Первый школьный атлас Якутии «Географический атлас Якутской АССР» был издан в 1981 году [13], затем в 2000 году вышел географический атлас «Республика Саха (Якутия)» [14].

В 1990-е годы наступил новый этап в развитии школьного краеведения - начинают издаваться краеведческие атласы локального уровня. Первый такой атлас для Демянского района Новгородской области был создан специалистами географического факультета РГПУ им. А.И. Герцена - В.Г. и C.B. Васильевыми [15]. В 1997-2002 гг. появились атласы административных районов Санкт-Петербурга: Невского, Красносельского, Калининского, Приморского, Курортного [16, 17, 18, 19, 20]. Эти атласы, созданные для Петербурга и Новгородской области, послужили основой для анализа структуры и содержания локальных картографических пособий и формулирования региональных подходов к их разработке. Так, по заказу НИИ национальных школ PC (Я) автором принимаюсь участие в создании концептуальной модели локального краеведческого атласа. В настоящее

время в Якутии создан и издан ряд краеведческих атласов некоторых административных территорий [21,22, 23, 24], разработка и создание подобных атласов для других

улусов республики продолжается.

Поскольку базой нашего педагогического эксперимента по раннему формированию картографических знаний и умений в курсе «Родной край» были определены школы Таттинского улуса, автором проведена разработка комплекта картографического обеспечения краеведческого ку рса «Край мой Таттинский». В его состав вошли: атлас, стенные карты, комплект контурных карт, карты на

форзацах учебного пособия.

Основным компонентом картографической поддержки любого краеведческого курса служит атлас, то есть комплект тематических карт. В нашем случае - это атлас Таттинского улуса [25]. При его разработке, кроме общепринятых (научность, систематичность и др.), принимались во внимание следующие дидактические принципы:

- взаимодополняемость карт, необходимая при выполнении приема наложения и сопоставления двух и более карт различной тематики, реализуемая через единство масштаба, особенно необходимое при работе с пятиклассниками, которые только начали изучение карт;

- введение разновременных карт и статистических данных с целью выявления динамики природных и социально-экономических процессов, даюшее возможность сравнивать изменение территории, развитие существующих отраслей хозяйства и социальной сети. Например, историко-культурный раздел представлен картами: «Археологические памятники», «История заселения», «История изучения и хозяйственного освоения территории», «Военные события XX века», «Наш улус в XX веке», «Культура и просвещение». По этим картам познается развитие территории, начиная с позднего палеолита до наших дней:

включение большого объема справочно-иллюстративного материала, позволяющего разнообразить методы и приемы обучения, направленные на стимулирование интереса учащихся, установление устойчивого визуального образа родного края, особенно отдаленных ее участков, формирование навыков работы со статистическим и графическим материалами. Например, в социально-экономическом блоке атласа содержится 27 диаграмм, из которых 11 круговых, отражающих соотношения различных величин (например, населения), 16 столбчатых, позволяющих анализировать некоторые показатели за ряд лет (например: численность населения с 1926 по 2008 гг.);

- согласованность содержания карт с материалами учебного пособия «Край мой Таттинский» [26], а также с другими картографическими произведениями: стенными картами и комплектом контурных карт. Этот принцип способствует установлению логических взаимосвязей между изучаемыми объектами и их картографическим отображением, способствует организации работы уча-

щихся со всеми компонентами учебно-методического комплекса. Например: в аппарате организации усвоения содержания учебного пособия (далее - АОУ) особое место занимают вопросы и задания картографического характера. Они отражены в 40% практических работ по данному курсу. Большинство таких работ связано не только с заполнением контурных карт по темам курса, но имеются и примеры, направленные на анализ картосхем, на формирование картометрических умений, например, «Определение основных форм рельефа, нахождение наиболее высоких точек территории улуса». Особое место занимают практические работы, связанные с наложением и даже созданием новых картосхем - «Составление картосхемы природных и культурных достопримечательностей своего наслега», «Составление туристского маршрута» и т.д.

Кроме того, в АОУ содержания учебного пособия предусмотрена специальная рубрика «Работа с картой». Этот блок заданий направлен на закрепление картографических знаний и умений. Например, в теме «Численность, состав и занятость населения» даны задания:

1. При помощи статистических данных и карт атласа, установи численность и половозрастной состав населения своего наслега.

2. Рассмотри карту плотности населения и выяви наслеги со средней плотностью более 2 человек на 1 км2, штриховкой обозначь их на контурной карте.

Рубрика «Номенклатура» полностью направлена на формирование картографических представлений, прежде всего, единичных. В пособии «Край мой Таттинский» упоминается 92 единичных географических понятий-топонимов. В этот список включены названия соседних улусов, наслегов своего улуса, рек и озер и др.

Краеведческий атлас Таттинского района состоит из 5 разделов: вступительного, историко-культурного, природного, социально-экономического, эколого-туристского, и содержит 43 различные карты, текст, таблицы, схемы, рисунки, гипсометрический профиль, фотографии. Быстрому поиску нужного содержания в атласе способствует общин фон, объединяющий все карты каждого из тематических разделов.

Области применения локатьного краеведческого атласа достаточно широки, он может использоваться как справочно-иллюстративное пособие не только на уроках по курсу «Родной край», но и в процессе изучения истории, родного языка и литературы, национальной культуры, биологии, а также для проведения различных элективных курсов, факультативов, дополнительных занятий.

Следующий элемент картографической поддержки краеведческого курса - это стенные карты. Они, как правило, предназначены для организации фронтальной работы с классом и индивидуальной работы с учащимися. Кратко рассмотрим взгляды различных авторов на соотношение содержания краеведческих стенных карт

А Н. Стручкова. ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

и аналогичных карт школьного атласа локального уровня. Первая точка зрения заключается в том что, стенная карта по своему' содержанию должна быть менее насыщенной, нести нагрузку меньше, чем карты атласа, быть предельно генерализированной [26]. Противоположный подход изложен в «Требованиях к отдельным видам учебного оборудования»: «...содержание стенных карт может быть больше содержания карт атласов, если это не ухудшает различимость объектов» [27]. Третий взгляд на данный вопрос предусматривает полную идентичность стенных карт и карт атласа. Карты, полученные путем увеличения масштаба карт атласа, хорошо читаемы, особенно удобно с ними работать с младшими подростками, которым легче ориентироваться по картам с полным соответствием (т.е. то, что видят на карте атласа, находят на стенной карте) [28].

Как правило, количество стенных карт для изучения краеведческих курсов, например, «География Якутии», довольно ограничено и составляет минимально необходимый набор, включающий карты рельефа, административного деления, климата, населения, хозяйства. Поскольку каждый учитель, кроме печатной версии, может быть обеспечен электронным вариантом атласа Тат-тинского улуса, то в качестве стенных карт для изучения курса «Край мой Таттинский» возможно использование практически всех его карт. Спроецированные на экран при помощи мультимедиа технологий (компьютер + проектор) картографические произведения значительно расширяют обучающие возможности атласа.

Контурные карты обычно применяются на всех этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний и выполнении домашних работ. Работа с конту рной картой способствует развитию у учащихся зрительной памяти, чувства пространства, формированию ментальной карты.

Структу ра разработанного нами комплекта контурных карт в целом соответствует общепринятой и содержит такие компоненты, как: «обращение к учащимся», «правила работы с контурными картами», «контурные карты с заданиями для учащихся». Содержание комплекта контурных карт подчинено общей структуре созданных нами учебного пособия и атласа [25,22]. В комплекте содержится 26 конту рных карт, в том числе на 2 разворотах размещены карты полушарий с заданиями по вводной картографической теме, 21 карта различной тематики («Географическое положение», «Административное деление», «Рельеф», «Климат», «Аласы», «Воды» и т.д.), 3 карты наслегов, сгруппированных по территориальному признаку.

Вопросы и задания, предлагаемые в комплекте контурных карт, логически привязаны к атласу и служат средством закрепления и углубления картографических знаний и умений. Объем предлагаемых вопросов и заданий достаточно большой, например, к одной карте могут быть предложены от 3 до 7 заданий и учитель может са-

мостоятельно отбирать необходимое их количество. Это способствует организации дифференцированного подхода к обучению, зависящего от целей и задач конкретного урока и других факторов.

Карты, размещенные на обоих форзацах учебного пособия «Край мой Таттинский», завершают комплект картографической поддержки краеведческого курса. По содержанию и оформлению они полностью соответствуют аналогичным картам в атласе - это карта рельефа и административного деления улуса. Эти две основные карты могут использоваться практически на каждом уроке по курсу «Родной край».

Отметим, что рассмотренный выше комплекс картографических произведений для курса «Родной край» является необходимым и достаточным, а также соответствует его содержанию, все компоненты комплекса (атлас, стенные карты, комплект контурных карт, форзац-ные карты) выполняют свои функции по обеспечению процесса обучения школьников картографическим знаниям и умениям.

Третье методическое условие успешного формирования картографических знаний и умений - это наличие специально разработанного комплекса учебных заданий для работы с картографическими произведениями. Согласно классификации Г.Ю. Грюнберга, нами разработан комплекс учебных заданий для работы с локальными краеведческими атласами [29]. Он включает в себя 4 типа заданий:

а) чтение карт;

б) наложение двух и сопоставление нескольких карт;

в) картометрические работы;

г) картосоставительские работы

Каждый тип заданий развивает определенные картографические знания и умения, способствует их закреплению. Данная система позволяет учителю выявлять уровень овладения учащимися картографическими знаниями и умениями.

В 2008-2010 гг. нами проведено экспериментальное обучение учащихся в Таттинском районе по апробации вышеописанных методических условий.

В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента проведены контрольные работы в 6 классах (97 учащихся), позволившие выяснить уровень овладения школьниками картографическими знаниями и умениями. Шестиклассники выбраны в связи с тем, что они уже освоили картографическую тему «План и карта», изучаемую в начале учебного года. Выявлено, что они, в целом, владеют основными картографическими знаниями, полученными в начальном ку рсе географии-уровень усвоения составил 62%. Однако вопросы, проверяющие картографические знания о своей местности, а также задания на проверку картографических умений, вызвали затруднения у школьников. Анкетирование школьников показало, что им интересно изучать свой край, свою местность, а при ответе работать с картой.

Анкетирование учителей географии Таттинского улуса (апрель 2008 года), направленное на выявление проблем обучения краеведческому курсу, показало, что они испытывали трудности при обучении школьников краеведению по разным причинам, в том числе из-за отсутствия какого-либо учебно-методического обеспечения курса «Родной край», в том числе картографического.

В ходе обучающего этапа педэксперимента, проведенного в 2010 году в школах Таттинского улуса, во всех группах перед началом изучения краеведческого курса «Край мой Таттинский», учащиеся осваивали вводную тему картографического характера. В ходе ее изучения и в дальнейшем обучении применялись разработанные нами картографические произведения локального уров-

ня: атлас, стенные карты, комплект конту рных карт, фор-зацные карты. В экспериментальных классах, в отличие от контрольных, использовался также комплекс специально разработанных учебных заданий разных типов по работе с картами.

В эксперименте приняли участие 4 группы школьников, общим количеством 88 человек. Результаты обучения показали доступность краеведческих картографических пособий, полноту их соответствия программе курса «Родной край». В то же время сравнение результатов обучения экспериментальных и контрольных групп выявило относительно более высокий уровень усвоения картографических знаний и умений в экспериментальных классах-на 17,1% (табл. 1).

Таблица 1

Результаты экспериментального обучения учащихся картографическим знаниям и умениям в курсе «Родной край»

(на примере Таттинского улуса)

Гру ппы картографических заданий Результаты усвоения знаний и умений (%)

Контрольные группы (44 учащихся) Экспериментальные группы (44 учащихся)

Чтение карты 45,5 69,7

Наложение двух и на сопоставление нескольких карт 39,7 57,3

Картометрические работы 68,4 83,8

Картосоставительские работы 70,8 82,0

Итого: 56,1 73,2

В ходе экспериментального обучения выявлено, что учащимся особенно интересно выполнять картометриче-ские и картосоставительские задания. Последнее можно объяснить тем, что в ходе выполнения заданий ученики выполняют практические действия: измеряют, вычисляют, оформляют контурные карты и т.д. Наибольшую сложность вызвали у учащихся задания на наложение двух и на сопоставление нескольких карт, что также объяснимо необходимостью проведения достаточно абстрактных и многоступенчатых действий для достижения цели.

Таким образом, положительные результаты раннего формирования картографических знаний и умений, полученные в ходе экспериментального обучения пятиклассников, подтвердили высказанное нами предположение о том, что применение в обучении необходимого и достаточного комплекта краеведческих картографических произведений, а также использование специально разработанного комплекса учебных заданий разных типов для работы с ними приводит к повышению эффективности процесса обучения. Полученные результаты позволяют также положительно оценить включение вводной темы картографического характера, так как эксперимент показал доступность для младших подростков картографических знаний и умений, отобранных к освоению в курсе «Родной край».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Общая методология, концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения: сб. нау чных трудов / Л.Н. Боголюбов, A.A. Жу-рин, Т.В. Иванова, М.В. Рыжаков, И.А. Сасова; под ред. М.В. Рыжакова. - М.: ГНУ ИСМО РАО. 2005. - 128 с.

2. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии. - СПб.: ЛГОУ им.

A.C. Пушкина, 2000. -69 с.

3. Кривошапкина О.М., Максимов Г.Н. Концепция географического образования в Республике Саха (Якутия) (проект) // Итоговые документы научно-практической конференции «География для будущих поколений». - Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО PC (Я), 2001. - С. 4-14.

4. География: программа для якутских школ. - Якутск, 1992.- 16 с.

5. Методика обучения географии в средней школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Уч. лит-ра, 1997. - 320 с.

6. Примерная программа начального общего образования по окружающему миру (I-IV классы) /www.mon.gov.ru (дата обращения: 11.06.2009).

7. Примерная программа основного общего образования по природоведению (V класс) /www.mon.gov.ru (дата обращения: 11.06.2009).

8. Горощенко В.П. Методика преподавания географии в

А Н Стручкова ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

начальной школе: учебник для педагогических училищ. - М., 1953.- 160 с.

9. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А.Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 1968. - 391 с.

10. Казаков А.Н. География: учеб. для 2 кл. нач. шк. / Под ред. Н.В. Нечаевой. - М.: Федоров, 1996. - 191 с.

11. Казаков А Н. География: учеб. для 3 кл. нач. uik. / Под ред. Н.В. Нечаевой. - М.: Федоров. 1997. - 191 с.

12. Лалкина Н А., Пашканг К.В. Региональные учебно-краеведческие атласы // Геогр. в шк. - 1980. - № 5. - С. 76-78.

13. Географический атлас Якутской АССР / Под ред. З.М. Дмитриевой. - М., 1981. - 40 с.

14. Географический атлас «Республика Саха (Якутия)» / Под ред. О.А. Лазебник. - Якутск, 2000. - 64 с.

15. Атлас Демянского района Новгородской области / Под. ред. В.Г. Васильева. - Гатчина: Издательство «Дон Боско», 1997.-36 с.

16. Атлас Невского района Санкт-Петербурга / Под ред. C.B. Васильева. - Гатчина: Салезианский центр «Дон Боско», 1997.-32 с.

17. Атлас Красносельского района Санкт-Петербурга / Под ред. C.B. Васильева. - Гатчина: Салезианский центр «Дон Боско», 1999. - 34 с.

18. Атлас Калининского района Санкт-Петербурга / Под ред. C.B. Васильева. - Гатчина: Салезианский центр «Дон Боско». Изд-во РГПУ им. Герцена 2002. - 32 с.

19. Атлас Приморского района Санкт-Петербурга - СПб.,

2002. - 36 с.

20. Курортный район Санкт-Петербурга. Справочные материалы по краеведению. - СПб.: СЦДБ, 2004. - 27 с.

21. Быстрова А.В., Иванова Л.К., Захаров Н.С., Захарова ВН.. Капитонова П.П., КлимонтоваС.В., КривошапкинаО.М ,

Назарова Л.Г., Никифоров Т.Т., Попов Г.Д. Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / Под ред. Кривошап-киной Ü.M. - Якутск: Изд-во ИПКРО PC (Я), 2007. - 40 с.

22. Баишева П.К., Бурнашева В В., Иванова Д.Е., Криво-шалкина О.М., Малышева Н.К., Огоюкина С.И.. Павлов И И., Стручкова А.Н. Таттинский улус (район) Республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению / Под ред. О.М. Кривошапкиной. - Якутск: Изд - во ИПКРО PC (Я), 2008. -56 с.

23. Андреева М.Д., Иванова С.А., Колтовская М.Е., Корякина H.A., Кривошапкина О.М., Махарова А.Е., Павлов И.С., Петров Н.П., Семенова А.П., Семенов Р.И., Сивцева С.Г., Туту-каров Ю.И. Атлас Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / Под ред. О.М. Кривошапкиной. - Якутск: Изд-во

ИПКРО PC (Я), 2009.- 56 с.

24. Васильев Г.Н., Васильева A.B., Григорьева И.Е., Иванова Н.К., Капустина М.А., Копылова А.Н., Макарова М.В., Па-хомова Л.С., Савинова А.Н.. Федоров В.А. Нюрбинский район Республики Саха (Якутия): атлас. - Якутск, 2009. - 74 с.

25. Баишева П.К., Бурнашева В.В., Иванова Д.Е., Кривошапкина О.М., Малышева Н.К., Огоюкина С.И., Павлов И.И., Стручкова А.Н. Край мой Таттинский: учеб. пособие по курсу «Родной край» для учащихся 5 класса / Под ред. О.М. Кривошапкиной. -Якутск: Компания «Дани Алмас», 2010. - 184 с.

26. Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии: пособие для учителей. - М.: 1960. - 461 с.

27. Требования к отдельным видам учебного оборудования / Под ред. С.Г. Шаповаленко. - М., 1970. - 32 с.

28. Лапшина Т.М. Школьные географические карты и атласы СССР // Геогр. в шк. - 1957. - № 5. - С. 32-39.

29. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии: пособие для у чителей. - М.: Просвещение, 1979. -95 с.

A. A. Struchkova

Formation of cartographic knowledge and skills in the regional contest of the local level

on the example of Tatta district of the Republic of Sakha (Yakutia)

The author studies methodological conditions for implementation of cartographic knowledge and skills for students studying Eocal Eore course. There has been developed a content of the introductory cartographic topic and a selection of cartographic knowledge and skills has been made. Besides, the author has developed main academic requirements and created a set of cartographic products for the course "Native Land", developed and implemented a series of learning tasks of different types to work with local history cartographic products on the local level.

Key words: cartographic knowledge and skills, methodical conditions of formation, local history course the local level, local history atlas, wall maps, a set of contour maps, complex of learning tasks of different types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.