Научная статья на тему 'Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях'

Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ КАДРЫ / НОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Егор Егорович

Раскрыта проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях рынка труда и роста производства, формирования современного массового среднего класса как основы общественной стабильности. Обосновываются актуальные направления инновационного развития Якутского сельскохозяйственного техникума: модернизация образовательной деятельности, информатизация образования, развитие научно-исследовательской деятельности, духовное и физическое развитие студентов, укрепление материально-технической базы, совершенствование перечня обучаемых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях»

ВЕСТНИК ИГУ, 2010. там 7. Л*>

УДК 377 (571.56) £.£". Hey с трое в

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Раскрыта проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях рынка труда и роста производства, формирования современного массового среднего класса как основы общественной стабильности. Обосновываются актуальные направления инновационного развития Якутского сельскохозяйственного технику ма: модернизация образовательной деятельности, информатизация образования, развитие научно-исследовательской деятельности, духовное и физическое развитие студентов, укрепление материально-технической базы, совершенствование перечня обучаемых специальностей.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалифицированные рабочие кадры, новые социально-экономические условия, модернизация образовательной деятельности, инновационное развитие.

На современном этапе развития среднего профессио-

Экономико-управленческое отделение заочной

нального образования наблюдается рост востребованно- формы обучения со специальностями: «Государственное сти и объема подготовки специалистов среднего звена, и муниципальное управление», «Экономика и бухгалтер-занимающих одно из ведущих мест в профессионально- ский учет (по отраслям)» и «Правоведение».

квалификационной структуре рабочих кадров, а также являющихся наиболее многочисленной категорией

Якутский сельскохозяйственный технику м - один из старейших и крупных средних специальных учебных за-специалистов. Подготовка специалистов с начальным и ведений не только в республике, но и на Дальнем Восто-средним профессиональным образованием в Республике ке. История создания, становления и развития среднего Саха (Якутия) осуществляется в 33-х государственных сельскохозяйственного учебного заведения в Якутии на-учреждениях профессионального образования республи- чалось с открытия в сентябре 1918 г. земских 4-годичных ки, в том числе в двух вузах. Из них в 25-и образователь- сельскохозяйственных курсов постановлением Народно-

ных учреждениях осуществляется подготовка кадров по 77-и различным специальностям и специализациям для 12-и ведущих отраслей народного хозяйства республики

го комиссариата земледелия. В первый год работы этих курсов было 24 учащихся и 4 преподавателя. Директором был назначен агроном H.H. Астраханцев. В 1919 г. [1]. эти курсы были реорганизованы в сельскохозяйственное

Среди них особое место занимает Якутский сельско- училище, а с 1 октября 1925 г. указом Наркомпросздрава

ЯАССР училище преобразовано в Якутский сельскохозяйственный техникум. В 1927 г. сельскохозяйственному техникуму было передано опытно-производственное хозяйство, которое располагалось в 5 км от г. Якутска у Агронотехнологическое отделение очной фор- озера Ытык-Кель, благодаря чему учащимся была предо-

хозяйственный техникум, который в настоящее время превратился в престижное учебное заведение. В четырех отделениях техникума подготавливают кадры для народного хозяйства по 13 специальностям:

V

мы обучения со специальностями: «Агрономия», «Ветеринария», «Зоотехния», «Ихтиология и рыбоводство»,

ставлена возможность закреплять полученные теоретические знания на практике. Свой полувековой юбилей «Охотоведение и звероводство», «Технология молока и в 1968 г. техникум встретил с пятью отделениями: зоо-молочных продуктов».

^ Отделение подготовки руководящих кадров очной формы обучения со специальностями: «Государственное и муниципальное управление», «Земельно-имущественное отношение», «Землеустройство», «Эко-

техническое, землеустроительное (1925), ветеринарное (1929), агрономическое (1949), лесное (1960). В 1991 г. в состав нашего техникума вошел Якутский техникум по подготовке руководящих кадров.

За годы своего существования техникум внес весо-

номика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Право- мый вклад в развитие народного хозяйства республики.

ведение». за лет техникумом подготовлено более 13 тысяч

у ^н.р.анплргипр ^г^г,^.,,^ л,™..,, квалифицированных специалистов среднего звена по оч-

ной и заочной формам обучения. Из числа учащихся первых лет вышли замечательные люди, которыми гордится вся республика-это народный поэт Серафим Кулачиков-Эллэй, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, автор книги «Якутская лошадь», работавший в 20-е годы наркомом земледелия ЯАССР, Президент Академии наук Беларусской ССР Михаил Федорович Габышев, заслуженный врач РСФСР и ЯАССР Лев Афанасьевич Львов,

Земельно-лесное отделение заочной формы обучения со специальностями: «Землеустройство», «Земельно-имущественное отношение», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология молока и молочных продуктов».

НЕУСТРОЕВ Егор Егорович - директор Якутского сельскохозяйственного техникума, г. Якутск. E-mail: neustroevnd@rarnbler.ru

ЕЕ Неустроев СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

заслуженный зоотехник ЯАССР и РСФСР Пантелеймон Андреевич Кангаласов, застуженный деятель науки, кандидат экономических наук Иван Петрович Авдеев, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Евдокия Иннокентьевна Коркина, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, министр сельского хозяйства ЯАССР с 1956 по 1960 гг. Тимофей Григорьевич Николаев и другие. Из выпускников послевоенного периода можно назвать заслуженного деятеля науки PC (Я), доктора ветеринарных наук, профессора ЯГСХА И.С. Решетникова; заслуженных агрономов ЯАССР, кандидатов сельскохозяйственных наук Е.И. Нечаеву и A.C. Яковлева; героя социалистического труда Е.И. Новгородову, заслуженных землеустроителей РСФСР С.Н. Кривошапкина и И.М. Данилова, заслуженных зоотехников РСФСР В.И. Потапова, И.Н. Соловьева и многих других.

На пороге своего 90-летнего юбилея техникум в 2007 году принял участие в Всероссийском конкурсе и вошел в число «100 лучших ссузов России» из 260 учебных заведений, принявших участие на данном конкурсе. Актуальными направлениями инновационного развития техникума являются: модернизация образовательной деятельности, информатизация образования, развитие научно-исследовательской деятельности, духовное и физическое развитие студентов, укрепление материально-технической базы, совершенствование перечня обучаемых специальностей.

В настоящее время в техникуме обучается по указанным выше специальностям 1722 студента, в том числе 716 по очной форме и 1006 по заочной форме. Процесс профессиональной подготовки обеспечивают 44 преподавателя, среди которых: 1 - заслуженный учитель PC (Я), 7 почетных работников СПО РФ, 6 отличников образования PC (Я), 2 кандидата наук, 16 преподавателей с высшей квалификационной категорией. Техникум располагает современной учебно-материальной базой, созданы все условия для учебы и проживания студентов.

Процесс реформирования ярко свидетельствуют о том,

что Россия переживает сложный путь перехода к другой общественно-экономической формации. Этот переход был остро необходим, так как в конце 1970-х - начале 1980-х гг. обозначилась тенденция отставания страны от современного мирового уровня развития. В настоящее время в России идет процесс модернизации, что подразумевает кардинальные изменения, распространение рациональных ценностей, расчетливость и ориентацию на финансовый успех. Наблюдается становление рыночных отношений, в том числе и в сельском хозяйстве.

Однако структурная перестройка экономики страны, появление массовой безработицы и изменение отношения к собственности привели к изменениям в социальной структуре общества. Одна часть общества, в основном городская, сумела приспособиться к новым услови-

ям, изменила свои социальные статус и роль. Другая, в основном сельская, оказалась не готовой к ним [2].

Сельское хозяйство - это та сфера, которая обеспечивает единство и целостность народного хозяйства, без нее функционирование других отраслей невозможно. Это обстоятельство еще более актуально для России, т.к. значительную часть ее населения всегда составляли сельские жители.

В соответствии с поставленными Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) задачами по реализации «Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной Правительством РФ от 8 февраля 2007 г. Министерством науки и профессионального образования РС (Я) совместно с Министерством экономического развития РС (Я) разработана и согласована со всеми министерствами и ведомствами республики «Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007-2011 гг. и ее основные направления до 2015 года». Эта программа утверждена Постановлением Правительства РС (Я) 28 сентября 2007 г., № 403. В ней рассчитана прогнозная потребность республики в профессиональных кадрах. Для выполнения данной Программы целенаправленно ведется работа по открытию в учебных заведениях профессионального образования всех уровней новых специальностей технического профиля, особенно специальностей рабочих профессий, создаются инновационные образовательные учреждения [3].

Основными целями Государственной программы по обеспечению профессиональными кадрами являются:

- формирование трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал республики;

- обеспечение местными профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- развитие системы подготовки профессиональных кадров, отвечающей потребностям регионального рынка труда.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- анализ кадровой обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы республики и прогноз потребности в профессиональных кадрах с учетом перспектив развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- совершенствование государственной региональной политики в сфере профессионального образования;

- определение объемов подготовки профессиональных кадров в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях, отвечающих потребностям отраслей экономики и социальной сферы республики;

ВЕСТНИК ЯГУ. 2010, том 7. У? 3

- развитие нормативно-правовой базы системы подготовки и закрепление профессиональных кадров;

- оптимизация бюджетного финансирования системы профессионального образования; оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в плане перепрофилирования по специальностям в соответствии с потребностью рынка труда республики;

V

- снижение уровня общей безработицы в республики;

- развитие материально-технической базы среднего и начального профессионального образования;

- создание системы мониторинга профессиональных кадров отраслей экономики и социальной сферы [4].

Отсутствие современного механизма мониторинга потребностей и распределения молодых специалистов, нерациональное их использование, привели к серьезным структурным перекосам во всем профессиональном образовании. Все это приводит к текучести кадров, использованию кадров не по специальности (более 15% молодых специалистов работают не по специальности). Снижена цена труда молодого специалиста [5].

Направления модернизации обращены на стандартизацию общеобразовательной школы исключительно под задачи высшего образования, и на этой основе складывается негативное общественное мнение к средним профессиональным образованиям. В общественном сознании у коренилась позиция, что успешность молодого человека связывается исключительно с получением высшего образования. Кроме того, посту пление в вуз становится гарантом отсрочки от призыва в армию. Существующая в настоящее время формула школа-вуз стала основой модернизации средних общеобразовательных учреждений. Утверждению такого понимания способствуют и средства массовой информации. Поэтому актуальной стала задача использовать средства массовой информации, различные формы профориентационной работы с молодежью, учащимися общеобразовательных школ по разъяснению роли, значения и места среднего профессионального образования (СПО) для общественного и социально-экономического развития России и ее регионов. При этом необходимо иметь в виду существование прямой зависимости между востребованностью услуг системы профессионального образования на всех его у ровнях и развитием приоритетных отраслей хозяйства в регионах. Эту зависимость следует учитывать при лицензировании деятельности образовательных учреждений и их филиалов. Важным механизмом достижения соответствия между имеющимися вакансиями и уровнем квалификаций выпускников профессионально-образовательных учреждений в отраслевом разрезе является социальный заказ.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда и роста производства, но и для формирования современного массового среднего класса как основы общественной стабиль-

ности. В последние годы наблюдается перепроизводство ряда категорий специалистов с высшим образованием. Это сказывается на трудоустройстве молодых специалистов по полученным специальностям, что напрямую отражается на благосостоянии населения. Поэтому необходимо обеспечить высокое качество начального и среднего профессионального образования, что может создать наиболее адекватный современным условиям канал социальной мобильности, доступный для семей, принадлежащих к разнообразным слоям и группам. При этом необходимо предусмотреть и непрерывность образования школа - профессиональное образование - вуз.

В системе непрерывного образования взаимосвязь среднего профессионального образования с высшим учебным заведением характеризуется тем, что должны заключаться договоры о непрерывной подготовке специалистов в системе техникум - колледж - вуз. При этом следует разрабатывать сквозные программы по родственным специальностям, создавать кафедры по профилирующим специальным направлениям для активизации при&лечения сп/дентов к научно-исследовательской работе. Это ведет к процессу объединения средних и высших профессиональных учебных заведений, а система подготовки специалистов среднего звена постепенно теряет свою самостоятельность и нередко выступает уже как первый уровень подготовки специалистов высшего образования.

В новых социально-экономических условиях техникум перестраивается в инновационный режим деятельности. Согласно существующему учебному плану для всех специальностей включен ку рс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», где используются информационно-правовые системы «Консуль-тант+», «Гарант». Кроме того, используются прикладные лицензионные программы «Полигон» для автоматизации землеустроительных работ, «Авто-карт» по дисциплине «Техническая инвентаризация объектов недвижимости» для специальностей «Земельно-имущественные отношения» и «Землеустройство», «1С: Бухгалтерия - 8» для подготовки бухгалтеров, а также создан собственный программный продукт для проведения тестирования по МДЭ, комплект тестов для самоконтроля знаний и проведения текущего контроля.

Производственная практика студентов проводится в 3 этапа: практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная), практика по профилю специальности (технологическая), преддипломная (квалификационная). Студенты проходят данные практики на производственных объектах, предприятиях, учреждениях согласно соглашениям и договорам.

Имеющиеся проблемы и рыночные условия диктуют поиск новых путей развития. К положительным тенденциям относится привлечение инвестиций от заказчиков по подготовке кадров, создание в Республике Саха (Якутия) межведомственного аграрного научно-образовательно-производственного комплекса. В программе этого ком-

А Н Стручкова ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАЛТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

плекса предусматривается организация совместного издания учебников, учебно-методических пособий, закрепление базовых лабораторий научно-исследовательских институтов за учебными заведениями для практического обучения студентов. Происходящие реформы в системе образования дадут новые инновационные подходы в решении проблем, которые стоят перед нашим технику мом в условиях интеграции российского образования в мировую.

Литература

I. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования Республики Саха (Якутия) // Профессиональное образование Якутии. - 2008. - № 1. - С. 24-29.

2. Климова И. К. Профессиональное самоопределение студентов ССУЗ сельскохозяйственного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 16 с.

3. Пахомов A.A. Из первых рук // Профессиональное образование Яку тии. - 2008. - № 1. - С. 2.

4. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена Постановлением

Правительства PC (Я) от 28 сентября 2007 г., № 403. - Якутск, 2007.

5. Поминова O.J1. Теория управления и практика профессиональной подготовки специалистов в ссузах Минсельхоза России: дис. ... доктора пед. наук. - СПб., 2004. -421 с.

E.E. Aeustroev

Secondary vocational training under new socio-economic conditions

The authors discuss a problem of training of skilled personnel and mid-level professionals under labor market condition and growth of production, a formation of modern middle class as the basis for social stability. Actual trends of innovative development of Yakutsk Agricultural College have been proved: modernization of educational activity, information education, development of research activities, spiritual and physical development of students, development of material-technical resources and academic programs

Key words: secondary vocational education, qualified personnel, new socio-economic conditions, modernization of educational activity, innovative development.

УДК 372.891

A. H. Стручкова

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИИ И УМЕНИИ

В КРАЕВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РС (Я)

Раскрыты методические условия реализации системы раннего формирования картографических знаний и умений учащихся в локальном краеведческом курсе. Разработано содержание вводной темы картографического характера, для чего произведен отбор картографических знаний и умений, сформулированы основные требования к их освоению. Создан комплект картографических произведений для обеспечения курса «Родной край», разработан и внедрен комплекс учебных заданий разных типов для работы

с краеведческими картографическими произведениями локального уровня.

Ключевые слова: картографические знания и умения, методические условия формирования, краеведческий курс локального уровня, краеведческий атлас, стенные карты, комплект контурных карт, комплекс учебных заданий разных типов.

Картографические знания и умения составляют важнейшую часть содержания общего образования, так как умение пользоваться картой является частью общей культуры человека. Согласно новым подходам к результатам образования, сформулированным в Концепции Федерального образовательного стандарта нового поколения,

СТРУЧКОВА Алена Николаевна - аспирант БГФ ЯГУ. E-mail: tatta san(a} mail.ru

умение пользоваться картографическими источниками информации можно отнести не только к предметным географическим, но и надпредметным (метапредметным) результатам [1]. В настоящее время именно им придается особое значение в подготовке выпускника средней школы. Следует согласиться также с мнением географа-методиста Т.С. Комиссаровой, что важность карты воз* растает в связи с усилением ее роли как документа общения, отражающего уровень развития общества, его культуры и восприятия мира [2]. Это особенно важно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.