Научная статья на тему 'Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения'

Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY / NATURAL SCIENCES / THE PLANNED RESULTS / TRAINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Л. А.

Статья посвящена приемам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания как средства формирования планируемых результатов обучения в свете ФГОС 2-го поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INFORMATIVE ACTIVITY ACTIVIZATION AT STUDYING COURSE «NATURAL SCIENCES» AS MEANS OF PLANNED RESULTS FORMATION OF EDUCATIONS

The article is devoted to activization informative activity trained at natural sciences lessons as means of the planned results formation of training in the light of standards of the 2nd generations.

Текст научной работы на тему «Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения»

УДК: 37.012.7

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

© 2011 Л.А.Сорокина

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Статья поступила в редакцию 28.03.2011

Статья посвящена приемам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания как средства формирования планируемых результатов обучения в свете ФГОС 2-го поколения. Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, естествознание, планируемые результаты, обучающиеся.

Глобальные изменения в современном обществе диктуют необходимость модернизации всех сфер социального бытия. Образовательная система является одним из важнейших компонентов социума, чья деятельность направлена на воспроизводство социальных институтов и определения динамики развития общества в целом. Отличительная черта современного образования - это изменение в его характере, направленности, целях, содержании, ориентированных на «свободное развитие человека», на его творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность1. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальными задачами обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата2.

Ответом на требования к подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений является внедрение в отечественную школу Федеральных государственных образо-

Сорокина Людмила Александровна, инженер 2-ой категории, соискатель кафедры медико-валео-логических дисциплин. E-mail: lux-86@mail.ru

1 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М.: 2000; Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособ. - СПб.: 2008; Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - М.: 2010.

2 Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для студентов среднего профессионального образования педагогического профиля. - М.: 2001; Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов - М.: 2008; Тряпицына А.П. Инновации в образовании как ответ на вызовы времени //

Информационный бюллетень РГПУ им. А.И.Герцена. - 2006. - №2(30).

вательных стандартов 2-го поколения (далее ФГОС). Данный стандарт позволит разработать систему объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего и полного общего образования. Разработанный с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации стандарт направлен на обеспечение ряда условий необходимых для качественного усвоения основных общеобразовательных программ, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и ориентация на становление личностных характеристик выпуск-ника3. Все это позволяет сделать вывод о соответствии вносимых изменений современным требованиям образования.

Требования, предъявляемые сегодня к результатам освоения образовательных программ основной образовательной школы возрастают. Результаты освоения в соответствие с ФГОС 2-го поколения подразделяются на: 1) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформирован-ность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности; 2) мета-предметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия; 3) предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной облас-

3 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ....

ти деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира4.

В этой связи нельзя не учитывать значение дисциплин естественного цикла, занимающих в общей массе образовательных предметов основной школы значительный процент5. Качество освоения дисциплин данного цикла напрямую зависит от способа их преподавания6. Учебный предмет Естествознание», в соответствие с Федеральным базисным учебным планом изучается в 5 классе в объеме 2 часов в неделю, но по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе в том же объеме за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» и «Биология»7.

Изучение предмета «Естествознания» в 5 классе направлено на достижение следующих целей: 1) освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий; 2) овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки; 3) развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации; 4) воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных

с достижениями естественных наук; 5) использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения8.

Планируемые результаты обучения в свете ФГОС 2-го поколения ориентируют современную школу на инновационный путь развития. В свете данного подхода учебный предмет «Естествознание» является ведущим в формировании у школьника естественнонаучной картины мира. Для достижения планируемых результатов необходимо использование новых подходов, позволяющих эффективно осуществлять поставленных цели и задачи. В контексте сегодняшнего перехода на новый стандарт образования актуальным становится применение различных методологических приемов, направленных на достижение поставленных результатов. Одни из наиболее эффективных методов - это методы активизации познавательной деятельности учащихся.

В педагогической литературе описано достаточно много методов, которые выполняют активизирующую функцию при формировании планируемых результатов. Приведем некоторые из них: 1) словесные приемы: яркий, эмоциональный диалог, «звучащее слово» - выразительное чтение, звукозапись, проблемное изложение; 2) приемы работы со средствами наглядности: рассказ по картине, схеме; беседа по картине, рисунке; сравнение схем, диаграмм; показ фильмов, демонстрационных опытов и т.д.; 3) приемы организации учебной деятельности: целенаправленное наблюдение, умение выделять характерные стороны предмета или явления, устанавливать общее, находить различие, делать выводы и т.д.; 4) использование наглядных пособий для обеспечения творческой деятельности учащихся, составления устных описаний, рассказов, написание сочинений и т.д.9

При определении методов активизации учения школьников необходимо придерживаться следующего понятия: под методом обучения в науке понимают способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач10. Для определения активизирующей функции метода обу-

4 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ....

5 Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания: ...

6 Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для студентов вузов - М.: 2008.

7 Федеральный базисный учебный план и примерные

учебные планы для образовательных учреждений Рос-

сийской Федерации, реализующих программы общего

образования от 9 марта 2004 г. № 1312 - М.:

8 Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы): Учеб. пособ. для вузов. - СПб.: 2004.

9 Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания: .. ; Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: ..

10 Нанина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособ. / Под ред. Т.С.Паниной: Рекомендовано УМО. - М.: 2008.

чения необходимо выделить основу активизации учебно-познавательной деятельности.

Источник активизации определяют через противоречия между имеющимся опытом учащихся (знаниями, умениями, навыками) и возникающими перед ними трудностями при решении учебно-познавательных задач. В том случае, когда ученик принимает задачу и пытается ее решить, но обнаруживает недостаточность своего опыта, складывается так называемая проблемная ситуация, которая вызывает активную мыслительную деятельность11.

Выделяется четыре функции методов обучения: побуждающая, образовательная, развивающая, воспитывающая. Развивающая функция одновременно является и активизирующей. Побуждающие действия метода выражаются в том, что они, опираясь на познавательную потребность ученика, могут вызывать и приводить в движение его интерес, укреплять положительное отношение к учению. Развивающая функция методов обучения определяет мотивацию учения и возникновение потребностей к учению, познавательных интересов учащихся, она сказывается на развитии самостоятельности и активности в учении12.

В естественнонаучном образовании наиболее полно отвечает требованиям учебного процесса способ классификации методов активизации познавательной деятельности по источнику знаний, рядом авторов предложено учитывать характер деятельности педагога и обучающихся. В практике преподавания естествознания передача знаний обучающимся осуществляется словом, показом и в работе. Обучающиеся используют знания, как средство формирования естественнонаучное картины мира13. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Выбор метода активизации познавательной деятельности не должен быть произвольным. Он должен быть связан с целью, которую ставит перед собой педагог, как для курса в целом, так и для каждого урока в отдельности. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод активизации познавательной

деятельности, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие аспекты. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, наиболее подходящих для достижения немеченых задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс14.

В заключении можно сказать, что грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания позволяет формировать планируемые результаты более эффективно, что крайне важно для школьника, живущего в современном обществе. Естественнонаучная картина мира позволяют ребенку объективно оценивать окружающее его пространство, способствует развитию критического мышления, формированию культуры дискуссии и ответственной аргументации - качеств, необходимых не только будущим квалифицированным специалистам, но и каждому члену современного гражданского общества. Велико значение естественнонаучной грамотности и в раскрытии комплексной проблемы формирования всесторонне развитой личности с высоким интеллектуальным потенциалом. Именно на данные аспекты нацелены планируемые результаты обучения, изложенные в ФГОС 2-го поколения.

11 Нанина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: ..

12 Там же.

13 Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источни-

ки, структура и условия// Хрестоматия по возрас- 14 Нанина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы тной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Под активизации обучения: ....; Щукина Г.И. Роль дея-ред. Д.И.Фельдштейна: Изд. 2-е, доп. - М.: 1996. тельности в учебном процессе: Учеб. пособ.- М.: 1986.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

СЛОВЕСНЫЙ НАГЛЯДНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ

\ 1 1 г

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

t

Рассказ-повествование Иллюстрация Наблюдение

1 г 1 г 1 г

Учебная дискуссия Демонстрация Описание

У г 1 г 1 г

Доказательство Моделирование Исследовательский эксперимент

1 г 1 г 1 г

Сравнительный анализ Просмотр фильмов Лабораторна я работа

Мозговой штурм

Экскурсии

Рис.1. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

METHODS OF INFORMATIVE ACTIVITY ACTIVIZATION AT STUDYING COURSE «NATURAL SCIENCES» AS MEANS OF PLANNED RESULTS FORMATION

OF EDUCATIONS

© 2011 L.A.Sorokina Herzen state pedagogical university of Russia

The article is devoted to activization informative activity trained at natural sciences lessons as means of the planned results formation of training in the light of standards of the 2nd generations. Keywords: activization of informative activity, natural sciences, the planned results, trained.

Sorokina Lyudmila Aleksandrovna, the competitor, the engineer 2nd categories, chair of medico-valeological disciplines. E-mail: lux-86@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.