Научная статья на тему 'Условия для развития и поддержки исследовательской мотивации детей'

Условия для развития и поддержки исследовательской мотивации детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / детский интерес / исследовательская мотивация / исследовательская позиция / preschoolers / children’s interest / research motivation / research position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Наталья Васильевна, Щетинина Надежда Васильевна

В статье приводится описание педагогической работы с детьми‑дошкольниками через поддержку проявленного детьми интереса к явлению, не входившему в план работы педагога. Педагог поддержал детский интерес, в группе были созданы условия для его развития, что способствовало формированию устойчивого познавательного интереса к природным явлениям. Кроме того, у ребят появился опыт поиска ответа на самостоятельно поставленный вопрос, что указывает на готовность детей к овладению исследовательской деятельностью и начало формирования их исследовательской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Наталья Васильевна, Щетинина Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the Development and Support of Children’s Research Motivation

The article describes the pedagogical work with preschool children through the support of their interest in a phenomenon that, originally, was not part of the teacher’s plan. The teacher supported the children’s interest, so, conditions were created for its development in a group, which contributed to the formation of a strong cognitive interest in natural phenomena. In addition, the children gained experience of finding answers to independently raised questions, which indicates the readiness of children to master research activities and the beginning of the formation of their research position.

Текст научной работы на тему «Условия для развития и поддержки исследовательской мотивации детей»

Белякова Наталья Васильевна, Щетинина Надежда Васильевна

Условия для развития и поддержки исследовательской мотивации детей

Conditions for the Development and Support of Children's Research Motivation

Аннотация. В статье приводится описание педагогической работы с детьми-дошкольниками через поддержку проявленного детьми интереса к явлению, не входившему в план работы педагога. Педагог поддержал детский интерес, в группе были созданы условия для его развития, что способствовало формированию устойчивого познавательного интереса к природным явлениям. Кроме того, у ребят появился опыт поиска ответа на самостоятельно поставленный вопрос, что указывает на готовность детей к овладению исследовательской деятельностью и начало формирования их исследовательской позиции.

Ключевые слова: дошкольники, детский интерес, исследовательская мотивация, исследовательская позиция

Abstract. The article describes the pedagogical work with preschool children through the support of their interest in a phenomenon that, originally, was not part of the teacher's plan. The teacher supported the children's interest, so, conditions were created for its development in a group, which contributed to the formation of a strong cognitive interest in natural phenomena. In addition, the children gained experience of finding answers to independently raised questions, which indicates the readiness of children to master research activities and the beginning of the formation of their research position. Keywords: preschoolers, children's interest, research motivation, research position

Качественное, соответствующее современным требованиям дошкольное образование должно строиться, исходя из того будущего, в котором будут жить сегодняшние дети и к которому они должны быть готовы. Многие эксперты определяют это будущее как общество знаний. Перед нами, воспитателями, стоит сложная задача: научить детей жить в этом обществе, в стремительно меняющемся потоке информации.

Белякова

Наталья Васильевна,

старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», г. Москва e-mail: bel-ak@mail.ru

Щетинина

Надежда Васильевна,

воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», г. Москва

e-mail: 06varvara@mail.ru

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Natalia

Belyakova,

Senior Teacher of the Preschool Department, Zagorye School No. 1861, Moscow

Nadezhda

Shchetinina,

Preschool Department Teacher, Zagorye School No. 1861, Moscow

1 Сооружение для содержания муравьев или искусственный муравейник [прим. ред.].

Еще в середине ХХ века всемирно известные представители психологии А. Маслоу и К. Роджерс высказали тезис о том, что именно возможность самореализации выступает самым важным условием для полноценной жизни человека и его счастья [Маслоу, 1999]. Самореализоваться можно в самых разных сферах — от художественной до технической, однако во всех случаях самореализация связана с проявлением инициативы.

Этому требованию в полной мере отвечает исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок познает мир доступными средствами, и в ходе которой у ребенка формируется исследовательская позиция. Задача педагогов дошкольного уровня образования состоит в недирективной помощи детям, поддержке детской исследовательской деятельности и создании условий для ее становления.

Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте включает две основные задачи: это поддержка, сохранение и развитие исследовательской мотивации и «вооружение» ребенка разнообразными способами исследовательских действий. В исследованиях Д. Б. Эльконина [Эльконин, 1989] было показано, что становление мотивационно-потребностной сферы опережает операционно-техническую, то есть рождение смыслов (зачем осуществляется действие) предшествует формированию способов действий (как оно реализуется). Поэтому далее мы сделаем именно такой акцент — на создании условий для развития и поддержки исследовательской мотивации детей.

Как это может происходить на практике? История появления формикария1 в одной из групп детского сада (дошкольное отделение ГБОУ города Москвы «Школа № 1861 «Загорье») имеет свою интересную предысторию, раскрывающую ответ на этот вопрос. Его появление — это не просто идея педагога. Его появление в группе — следствие предельно важной роли воспитателя в становлении исследовательской мотивации детей, воспитателя, который умеет не только заметить детский интерес, но и бережно и перспективно поддержать его.

Как же могут в группе появиться муравьи? Конечно, педагог может просто принести формикарий в группу. Вызовет ли это интерес? Безусловно! Но будет ли это устойчивый познавательный интерес? Или формикарий вызовет лишь любопытство, которое может быстро угаснуть, и дети просто переключатся на что-то другое... Станет ли появление фор-микария условием развития детской исследовательской мотивации и позиции?

Жизнь в столице накладывает на городских детей некоторое ограничение при взаимодействии с природой. Московские ребята ограничены в возможностях наблюдать развитие растений и животных, насекомых. Не все семьи наших воспитанников имеют дачу или возможность поехать в деревню, поэтому мы по возможности всегда стараемся

Белякова Наталья Васильевна, Щетинина Надежда Васильевна

приобщить детей своей группы к миру природы. Наши ребята включаются в деятельность на огороде, где мы выращиваем сезонные овощи и ягоды, дежурят в уголке природы, ухаживают за обитателями аквариума и заодно получают необходимые знания, проживая подобный опыт.

История появления формикария в нашей группе началась, как это ни странно, именно с огорода, где весной мы, как всегда, в группе посеяли с ребятами семена помидоров, огурцов, фасоли, перца... Посадив семечки, дети наблюдали, рассматривали, отмечали в дневниках наблюдения процесс роста. И вот настала пора высадки рассады в огород. Растения из группы были успешно пересажены на грядки, однако интерес некоторых ребят к огороду только усиливался. Выходя на прогулку, ребята просили разрешения задержаться у грядок, за которыми ухаживали, проверяли, как поживает высаженная рассада, либо отпрашивались поиграть возле них (расположение участка позволяет это сделать, огород в поле видимости), и воспитатель замечала, что мальчишки активно ковыряют землю на грядках огорода.

Конечно, первым желанием воспитателя было запретить им делать это, ведь пострадают высаженные растения. Но вместо запрета педагог начала наблюдать за тем, что именно делают в огороде дети. И тут было обнаружено, что интерес детей уже был направлен не на растения, а на саму землю, на которой обнаружились какие-то ходы и много белых крупинок. Когда педагог тоже проявила интерес к находке, дети стали задавать вопросы: кто там ползает и что это за белые шарики. Вместе выяснили, что это муравьи.

Выйдя на прогулку на следующий день, ребята не обнаружили на поверхности земли белых шариков и очень заинтересовались тем, куда же они делись. А взрослые стали удивляться вместе с ними, подогревая этот детский интерес. Кто-то из ребят опять стал подкапывать землю в том месте, где видел муравьев. И тут дети обнаружили, что шарики-то — в земле! Ребята были очень удивлены, как шарики оказались в земле, если вчера они были на поверхности. Каждый день ребята бегали в огород и наблюдали за жизнью муравьев.

А в группе стали появляться энциклопедии, журналы, сказки про муравьев и других насекомых, которые приносили и педагоги, и дети из дома. Нельзя не отметить большой роли родителей в поддержке этого детского интереса, ведь благодаря им в группе появилась коллекция насекомых, набор «Жизненный цикл муравья». Воспитатели вместе с детьми разработали дидактическое пособие, а дети активно реагировали на новые «научные открытия» совместными рисунками и даже макетами муравейников. Кроме того, многие родители группы подарили своим детям микроскопы. Это было удивительно и очень значимо для ребят.

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

При этом в группе все это время тихо, но устойчиво продолжала жить тема муравьев. Во время утреннего круга некоторые дети часто поднимали тему муравьев и делились с другими ребятами и с нами, воспитателями, тем, что нового они узнали про них. После занятий с семенами и рассадой, которые мы рассматривали через микроскоп, ребята, конечно же, захотели рассмотреть в микроскоп и муравья. Зарисовывали в свои дневники наблюдений некоторые детали (лапки, усики и т. п.), кого что больше поразило и удивило.

И все так же каждый раз на прогулке дети шли к огороду и наблюдали за муравьями. Но разве может ребенок-дошкольник просто созерцать? Конечно, дети начинали активно подкапывать землю, чтобы увидеть то, что скрыто под слоем земли.

Ну а так как для рассады на огороде и для муравейника постоянное вмешательство в их жизнь уже становилось небезопасным, назрела очень деликатная ситуация — как правильно поступить воспитателю? Как объяснить детям вред от их действий, но при этом не погасить детский интерес, который длится уже достаточно продолжительное время. Это была сложная ситуация для педагогов.

На помощь пришло решение — формикарий. Дети были в восторге, рассматривали через лупу ходы, жизнь муравьев, их действия, переходы. Ребята наяву видели то, о чем читали и что рассматривали в энциклопедиях и журналах (матка, солдат, рабочий муравей, и т. д.). Ценность формикария заключалась и в том, что у ребят появилась возможность наблюдать весь цикл появления муравьев, следить за их укладом жизни и развитием в любое время дня именно тогда, когда хочется ребенку. На данный момент у нас в группе два формикария, и уголок, где они находятся, продолжает быть одним из любимых мест детей.

Здесь очень важно подчеркнуть, что условия, которые были созданы воспитателями в этой группе, действительно оказались развивающими, т. к. вызвали к жизни и другие интересы детей. Например, через некоторое время дети этой группы увлеклись бабочками. Есть такие фермы «Бабочкарий». Но, что удивительно, бабочки у ребят не прижились. Через некоторое время дети самостоятельно сказали родителям, что не надо покупать куколок. Объясняли они это тем, что увидели, что бабочки долго не живут и от неосторожных действий могут погибать еще быстрее. И это уже было проявлением формирующегося экологического сознания, понимания ценности жизни, ее хрупкости и зависимости от внешних условий.

Летом после обильных дождей на территории детского сада стали активно расти разнообразные грибы, начался период, который смело можно было назвать «грибным». Разумеется, ребята всех групп проявили интерес к грибам на территории сада, реагировали на грибную полянку, удивлялись грибам, их разнообразию. Но на этом их интерес заканчивался... А вот

Белякова Наталья Васильевна, Щетинина Надежда Васильевна

ребята этой группы, рассмотрев грибы днем, вечером подводили к ним своих родителей, вместе рассматривали повторно, искали в книгах и интернете по изображениям названия, просили воспитателя отправить в родительский чат фотографию, чтобы вместе с мамой поискать в книгах либо спросить у папы или бабушки, зарисовывали их. Через несколько дней, зайдя в раздевалку, старший воспитатель садика увидела на стене целый обзор грибов. Педагоги, поддержав детское увлечение, помогли перейти этому детскому интересу в достаточно устойчивую исследовательскую и познавательную мотивацию!

Можно сказать, что воспитатель становится именно тем человеком, который создает условия для развития и поддержки исследовательской мотивации детей. История появления формикария в нашем детском саду — яркий пример поддержки исследовательского интереса детей. А обычные, казалось бы, рисунки грибов становятся ярким свидетельством детского развития, когда видно, что они создаются и развешиваются на всеобщее обозрение не по указанию взрослого, а по инициативе самих детей.

Педагоги нашего сада уверены, что впереди наших детей ждет еще много интересных исследовательских проектов, и будут делиться с читателями новыми исследовательскими историями и детскими открытиями. А также, опираясь на интересы ребят, будут мягко включать в работу новые шаги по «вооружению» интересов детей разнообразными методами, которые помогут им проверять их предположения и отвечать на возникающие исследовательские вопросы. щ

Литература:

Маслоу, 1999 — Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский. — М.: Смысл, 1999. С. 425.

Эльконин, 1989 — Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.