Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские умения / исследовательская деятельность / познавательная активность / самостоятельные детские исследования / инициативность / research skills / research activity / cognitive activity / independent children's research / initiative.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаменская Оксана Витальевна, Высокос Ксения Эдуардовна

Статья посвящена описанию проблемы снижения исследовательской и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в РФ, а также опыта по формированию исследовательских умений у старших дошкольников. Цель статьи – показать разработанные занятий, позволяющие формировать и развивать исследовательские умения старших дошкольников. В работе раскрыто понятие «исследовательской деятельности» и «исследовательских умений», предложены методы и формы организации детской исследовательской деятельности. Данная статья будет интересна педагогам, работающим в системе дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

the Article describes the problem of reducing the research and cognitive activity of older preschool children in the Russian Federation, as well as the experience of developing research skills in older preschoolers. The purpose of the article is to show the results of classes that allow you to form and develop research skills of older preschoolers. The paper reveals the concept of "research activity" and "research skills", suggests methods and forms of organization of children's research activities. This article will be of interest to teachers working in the preschool education system

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24

Знаменская Оксана Витальевна Znamenskaya Oksana Vitalievna

Кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры ИТОиНО

Candidate of physical and mathematical Sciences, associate Professor, associate Professor of

the Department of Todino Высокое Ксения Эдуардовна Vysokos Ksenia Eduardovna Магистрант Undergraduate

Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет Institute of pedagogy, psychology and sociology Siberian Federal University

О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ON THE FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация. Статья посвящена описанию проблемы снижения исследовательской и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в РФ, а также опыта по формированию исследовательских умений у старших дошкольников. Цель статьи - показать разработанные занятий, позволяющие формировать и развивать исследовательские умения старших дошкольников. В работе раскрыто понятие «исследовательской деятельности» и «исследовательских умений», предложены методы и формы организации детской исследовательской деятельности. Данная статья будет интересна педагогам, работающим в системе дошкольного образования.

Ключевые слова. исследовательские умения, исследовательская деятельность, познавательная активность, самостоятельные детские исследования, инициативность.

Abstract: the Article describes the problem of reducing the research and cognitive activity of older preschool children in the Russian Federation, as well as the experience of developing research skills in older preschoolers. The purpose of the article is to show the results of classes that allow you to form and develop research skills of older preschoolers. The paper reveals the concept of "research activity" and "research skills", suggests methods and forms of organization of children's research activities. This article will be of interest to teachers working in the preschool education system.

Keywords: research skills, research activity, cognitive activity, independent children's research, initiative.

Формированию исследовательских умений обучающихся, в настоящее время в образовании уделяется большое внимание. Уже на этапе начального образования предполагается, что у младших школьников имеются представления об исследованиях, и они могут небольшое исследование провести и оформить самостоятельно. На этапе дошкольного образования у старших дошкольников должны быть сформированы представления и элементарные умения организации и проведения самостоятельной исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС дошкольного образования [1].

Однако, современные исследования О.В. Афанасьевой, О.В. Киреевой, Н.А. Андреевой, Л.Н Волошиной, Н.Д. Лащенко [2 , В.В. Щетинина [4, с.442] Д.И. Фельдштейн [3, с. 7], показывают, что у старших дошкольников фиксируется снижение исследовательской и познавательной активности, они не проявляют инициативу, меньше задают вопросов.

Н.А. Горлова [5, с. 5] в своих исследованиях отмечает, что у большинства первоклассников увеличивается длительность процесса адаптации к школе.

Постановкой исследовательских задач, и разработкой системы формирования исследовательской деятельности в дошкольном и начальном школьном периоде занимаются Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, А.В. Леонтович, Ю.Г. Юдина [ 6, 7, 8] и другие. В научных трудах и пособиях даются определения таким понятиям как «исследовательская деятельность», «познавательная и исследовательская активность», «исследовательское поведение», «поисковая активность».

Под исследовательской деятельностью понимается процесс или деятельность, которая направлена на умение решать исследовательские задачи, удовлетворять потребность в познание чего-либо в процессе поисковой активности, а под исследовательскими умениями - действия, позволяющие самостоятельно искать, перерабатывать и анализировать информацию.

Детская исследовательская деятельность имеет те же этапы, что и научная исследовательская деятельность, к которым относятся:

- Определение границ исследования (сферы, проблемы, темы).

- Формулирование гипотез.

- Выявление методов исследования.

- Сбор, фиксация и обработка полученных материалов.

- Анализ полученных результатов.

- Подготовка и защита исследования.

- Рефлексия.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается мышление, воображение, память и речь, поэтому данный период считается наиболее благоприятным для развития исследовательских умений.

При планировании и выстраивании работы по формированию исследовательских умений у старших дошкольников важно учитывать такие факторы как сезонность, индивидуальные возможности, интересы и потребности детей. Также должна быть создана среда, которая позволит самостоятельно проводить наблюдения, опыты, фиксировать результат.

Для того, чтобы старшие дошкольники могли приступить к проведению самостоятельных исследований их следует познакомить с известными интересными и понятными для старшего дошкольного возраста исследованиями, рассказать о пользе сделанных ранее открытий, представить этапы исследования на примере уже готовой работы или организовать совместное исследование.

В своей работе педагоги чаще используют элементы исследовательской деятельности, не знакомят или опускают часть этапов, считая их сложными и малоинтересными для детей. Исследования организуются в виде наблюдений на прогулке или в виде непосредственно образовательной деятельности на занятиях по экологии. В то время, как исследовательская деятельность может протекать в разном образовательном пространстве, и иметь разный конечный результат. Работая с комплексно-тематическим планированием, воспитатель может в рамках одной темы, которая заявляется на неделю, познакомить детей с интересной проблемой, открытием, организуя совместное исследование, которое плавно может перейти в самостоятельное детское.

Для того, чтобы дошкольники не потеряли часть полученной информации важно обучать детей разным способам ее фиксации: записывать печатными буквами, зарисовывать образами, символами.

Важно организовывать мероприятия, на которых дошкольники могли бы публично представить результаты своих исследований. Например, совместная презентация, демонстрация, изготовление плаката, выставка и другие виды. Представляя свой опыт окружающим у старших дошкольников совершенствуются такие навыки как умение выступать публично, связная речь, самоконтроль.

Наилучшим образом, развитие исследовательских умений у старших дошкольников происходит в том случае, если взрослые поддерживают детский интерес к исследовательской деятельности, создают условия, в которых ребенок может искать информацию, проверять гипотезы на практике, делится полученными результатами. Если юные исследователи не получают поддержку и не видят заинтересованность к своей деятельности, то со временем интерес к ней у большинства детей угасает.

Для формирования исследовательских умений и интереса к исследовательской деятельности нужно пройти несколько этапов, каждый из которых будет направлен на организацию форм по формирование конкретного исследовательского умения.

На первом этапе уточняется, что старшим дошкольникам известно о исследователях, о том, что они делают, о каких исследователях они хотели бы узнать. Позже следует познакомить детей с известными первооткрывателями, учеными. На третьем занятии резюмировать представления и нарисовать схематически портрет исследователя.

На втором этапе важно сформировать интерес к исследовательской деятельности. Воспитателю или педагогу нужно удержать внимание к теме, поэтому занятия должны быть яркими, запоминающимися. Для этих целей используют опыты, эксперименты, творческие занятия с элементами исследовательской деятельности, организацию игр и заданий, направленных на

развитие исследовательских умений по формулированию темы («Угадай, что исследуем»), видению проблемы («Маша растеряша», «Приключение старых вещей», «Проблемная история»), озвучиванию гипотезы («Почему и от чего»). Не все дети умеют задавать вопросы, для того, чтобы развить этот навык можно применять следующие игры («Да-нет», «Вопрос хозяину»). С целью развития умения давать определения понятиям организовывать игру «Расскажем инопланетянину обо всем», «Непонятные слова».

Важным умением исследователя является наблюдательность, внимание, умение классифицировать по определенному признаку. Для развития данных умений у детей можно использовать задачи и головоломки Я. Перельмана, игры и упражнения, например, «Четвертый лишний», «10 отличий», «Закончи ряд», «Ошибки художника», «Что изменилось» и другие.

В ходе проведения первого и второго этапа, нужно фиксировать вопросы, которые вызывают наибольший детский интерес. На третьем этапе, педагогу со старшими дошкольниками нужно определить тему для совместного исследования, вместе с детьми и родителями его организовать, и результаты представить на уровне группы или дошкольного учреждения. Далее педагог создает условия, в которых старшие дошкольники самостоятельно могли бы определить методы для исследования и проверить их на практике, учились собирать и обрабатывать полученный материал, проводить анализ полученных результатов, обсуждать, спорить, приходить к общему выводу.

Четвертый этап, в результате которого, старшие дошкольники учатся проводить самостоятельные исследования является самым длительным. Работа педагога на этом этапе заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, который захотел провести исследование. Нужно учесть не только интерес к определенной теме, но и возможности проверки гипотезы, подбор методов исследования, посильных для ребенка шести -семи лет, его интеллектуальные, творческие способности, возможность оказания помощи в проведение исследования со стороны родителей, а также умение ребенка презентовать свои результаты и достижения.

Пятый этап нужен для того, чтобы провести рефлексию проведенной работы. На нем уточняются представления детей об исследователях (рисуется коллективный «Портрет исследователя»), об отношении к самостоятельным исследованиям, о сложностях в проведении самостоятельных исследований. Анализируя, полученные результаты, педагогу нужно понять, возможность использовании данного метода в дальнейшей работе.

Без специально организованной, целенаправленной работы исследовательские умения детей будут развиваться медленнее, это показало исследование, которое проводилось в г. Красноярске на базе МБДОУ № 264 и ЧДОУ «ТаняВаня» в 2019году [9, с.43]. Если на этапе дошкольного развития взрослыми не поддерживается детская любознательность, инициативность, то познавательный интерес у старших дошкольников угасает, они стремятся к получению уже готового ответа у взрослого или электронного носителя.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013г. №1155. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

2. Андреева, Н.А. Информационная поддержка познавательной деятельности ребенка - дошкольника: векторы развития [Электронный ресурс] / Н.А. Андреева, Л.Н. Волошина, Н.Д. Лащенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27051

3. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психологопедагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдщтейн // Национальный психологический журнал. - 2010. - №2 (4). - С.6 - 12.

4. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. -№4(22). - С. 441- 444.

5. Горлова, Н.А. Об успешной адаптации к школьному обучению / Н.А. Горлова // Проблемы времени. - 2018. - №7. - С. 4-10.

6. Поддъяков, Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка -дошкольника / Н.Н. Поддъяков // Исследователь. -2009. - №2. - С. 68-79.

7. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А.И. Савенков. — 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Национальный книжный центр, 2017 - 240 с. (Библиотека журнала «Исследователь / Researcher».)

8. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 2. - С. 130-136.

9. Комплекс занятий для развития исследовательских умений старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: бакалаврская работа / Высокос К.Э. - Красноярск : СФУ, 2020. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.