Научная статья на тему 'Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность'

Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SKILLS / RESEARCH SKILLS / PROJECT / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.А.

В статье рассмотрены основные моменты развития исследовательских умений старших дошкольников путем включения их в проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских умений у старших дошкольников, посредством их включения в проектную деятельность»

Иванова Н.А.

старший преподаватель кафедры начального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия г. Самара

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация

В статье рассмотрены основные моменты развития исследовательских умений старших

дошкольников путем включения их в проектную деятельность.

Ключевые слова: умения, исследовательские умения, проект, проектная деятельность

Keywords: skills, research skills, project, project activities

Маленький ребенок по своей природе является экспериментатором и исследователем. Ему все интересно, он стремится познать окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации

(книга, телевизор, компьютер и т.п.). Для этого ему необходимо обладать рядом исследовательских умений и навыков, которые позволят ему познать неизвестное.В литературе нет четкого разграничения понятий «умения» и «навыки», в нашем понимании «умение» это способ выполнения действия, основанный на имеющихся у индивида знаниях и навыков.

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил нам выделить несколько типов умений: двигательные, познавательные, теоретические, практические, интеллектуальные, исследовательские и др.

Проблемой формирования у детей исследовательских умений и навыков занимались Леонтович А.В., Поддъяков А.Н., Савенков А.И.

А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Наиболее эффективным методом развития исследовательских умений и навыков у дошкольников, на наш взгляд, метод проектов.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Проектная деятельность в наше время широко распространена в системе отечественного образования. В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие и др.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в старшем дошкольном возрасте - это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные этапы любой проектной работы следующие:

1. Подготовительный (определение темы, целей, гипотез, задач, методов и др.).

2. Выполнение проекта - практическая часть.

3. Подведение итогов.

На каждом этапе развиваются определенные исследовательские умения и навыки. Например, на Подготовительном этапе это будут умение видеть проблему и умение выдвигать гипотезы. В ходе выполнения работы (практическая часть) - умения задавать вопросы; умения находить информацию по вопросам; умение делать выводы и умозаключения; умение экспериментировать; умение представлять результаты экспериментальной работы и проектной деятельности.

На практике в старшей группе детского сада «Конфетное дерево» мы организовали работу над проектом «Мы исследователи». Организация нашей работы представлена в таблице.

Планирование работы по развитию исследовательских умений и _ навыков у старших дошкольников _

Этапы проекта Мероприятия Упражнения, задания, игры Перечень исследовательских умений

I этап - подготовительный Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Определение темы, задач, проюлемы. - умение видеть проблему; - умение выдвигать гипотезы.

II этап -внедренческий Учебно-игровые занятия на тему: 1 «Что такое исследование и как его проводить? ». «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Назови как можно больше признаков предмета», «Задай как можно больше вопросов мне». - умения задавать вопросы; - умения находить информацию по вопросам; - умение делать выводы и умозаключения; - умение

Коллективные исследовательские проекты на тему: «Волшебный песок», «В царстве воздуха», «Удивительная фасоль». Практические задания и опыты, игры. экспериментировать; - умение представлять результаты экспериментальной работы и проектной деятельности.

III этап -р езультативный Защита проекта, представление результатов на кафедре и методическом объединении в ДОУ. Презентация.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию коммуникативных умений, творческих способностей, исследовательских умений и навыков, что приводит ребенка к познанию окружающего мира, позволяет найти ответы на возникающие вопросы «почему?» и «как?».

Список литературы

1.Алексеев, Н.Г., Леонтович А.В. - Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - 2001. - С. 64-68.

2.Поддьяков А.Н. - Дети как исследователи // Магистр. - 1999. - №1. -С. 85 - 95.

3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, Академия развития, 2002. - 160 с.

4.Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. - М., Институт практической психологии, 1997. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.