Научная статья на тему 'Вслед за ребенком: поддержка детской исследовательской активности'

Вслед за ребенком: поддержка детской исследовательской активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская активность ребенка / деятельность по инициативе детей / детский исследовательский вопрос / исследовательская позиция / орбизы / research activity of a child / children-initiated activity / children research question / research position / orbeez balls

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айматдинова Луиза Николаевна, Прокопенко Галина Витальевна

В статье представлен опыт организации детских исследований и поддержки исследовательского мотива в ситуации деятельности по инициативе самих детей, когда в задачи воспитателя входит не организация процесса, а именно поддержка собственных интересов детей и помощь в создании условий для проверки их гипотез. Увлеченность одного ребенка способствовала становлению некоторой исследовательской группы, внутри которой рождались вопросы, гипотезы, объяснения наблюдаемых феноменов, создавались условия для становления исследовательской позиции дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Following a Child: Children Research Activity Support

The article presents the experience of organizing child‑led research and supporting the motivation of a research in situations where children themselves initiate activities. Educator’s goal here is not to manage the process, but to support the children’s own interests and help create conditions for testing their hypotheses. The enthusiasm of one child contributed to the creation of a certain research group, within which questions, hypotheses, explanations of the observed phenomena were made, conditions were created for the development of a research position of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Вслед за ребенком: поддержка детской исследовательской активности»

Модели исследовательского обучения

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Айматдинова

Луиза Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Олененок»1, г. Новый Уренгой, ЯНАО e-mail: loonur@rambler.ru

Прокопенко

Галина Витальевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Олененок», г. Новый Уренгой, ЯНАО e-mail:

prokopenko.gg@mail.ru

1 Детский сад является инновационной площадкой федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности»

Вслед за ребенком: поддержка детской исследовательской активности

Following a Child: Children Research Activity Support

Аннотация. В статье представлен опыт организации детских исследований и поддержки исследовательского мотива в ситуации деятельности по инициативе самих детей, когда в задачи воспитателя входит не организация процесса, а именно поддержка собственных интересов детей и помощь в создании условий для проверки их гипотез. Увлеченность одного ребенка способствовала становлению некоторой исследовательской группы, внутри которой рождались вопросы, гипотезы, объяснения наблюдаемых феноменов, создавались условия для становления исследовательской позиции дошкольников.

Ключевые слова: исследовательская активность ребенка, деятельность по инициативе детей, детский исследовательский вопрос, исследовательская позиция, орбизы

Abstract. The article presents the experience of organizing child-led research and supporting the motivation of a research in situations where children themselves initiate activities. Educator's goal here is not to manage the process, but to support the children's own interests and help create conditions for testing their hypotheses. The enthusiasm of one child contributed to the creation of a certain research group, within which questions, hypotheses, explanations of the observed phenomena were made, conditions were created for the development of a research position of preschoolers. Keywords: research activity of a child, children-initiated activity, children research question, research position, orbeez balls

Ребенок с самого рождения познает и исследует окружающий его мир, он рождается исследователем. А мы, взрослые — родители, педагоги, более старшее поколение, зачастую невольно тормозим исследовательскую активность детей, навязывая уже готовые знания, оберегая от возможной опасности и т. д. Мы, педагоги, порой направляем ребенка по пути, не совсем интересующему его самого, предлагаем выбранную нами тему с уже заранее распланированным шаблоном действий, и, к

Вслед за ребенком: поддержка детской исследовательской активности

Айматдинова Л. Н. и др.

сожалению, нередко даже сталкиваемся с тем, что ребенку это вовсе не интересно. Вся работа лишь поверхностно (формально) является детской, на самом же деле действия детей вынуждены, они делают так, потому что так надо, так говорит педагог. В исследовательской же деятельности ситуация должна выстраиваться совершенно иначе. Здесь важно опираться на интерес самого ребенка, на его увлечения или возникший здесь и сейчас вопрос, пусть даже он нелеп, и ответ на него очевиден для взрослого. Мы заметили, что, прислушиваясь к беседам детей во время игр, в их свободной деятельности или во время возникшего спора на ту или иную тему, можно выделить такую тему для дальнейшего исследования, которой действительно заинтересованы именно дети. Это и произошло в исследовательской работе с орбизами2, где мы всецело отталкивались от интереса детей и создали условия для их исследовательской работы, отталкиваясь от тех вопросов, какие возникали у самих детей.

А дело было так: для игры «Сортер» мы с детьми вырастили шарики орбизы, которые используются для развития моторики, а также для сортировки по цветам. Возможность самостоятельной деятельности с орбизами привела к тому, что один из мальчиков — Егор — проявил особый интерес и любопытство к этому материалу, он рассматривал, перебирал, сравнивал выращенные орбизы с сухими. Задавался множеством вопросов: почему они прыгают на столе? И почему не отталкиваются друг от друга? А что будет, если орбизы залить другими жидкостями?

Такие интересные предположения привлекли еще двух детей, в результате от них мы выслушали массу предложений! Дети предлагали вырастить орбизы в молоке, «Фанте», «Кока-Коле», кефире и даже в алкоголе. Мы поддержали интерес детей и решили принести на следующий день молоко и «Кока-Колу». Ребята залили сухие орбизы этими двумя жидкостями, чтобы проверить предположение Егора, и пронаблюдали, что в молоке орбизы немного слиплись, в «Кока-Коле» — покрылись как бы пленкой, а некоторые орбизы изменили цвет. Так же дети попытались проанализировать результаты своего исследования и высказали мнение, что в молоке орбизы слиплись из-за сливок или жира, а также выяснили, что газ из газированных напитков покрывает орбизы пузыречками. Дети предположили, что орбизы вырастут в этих жидкостях, потому что в них содержится вода. Далее к нашему исследованию подключились еще четверо детей, которые проделали тот же эксперимент, и мы оставили орбизы в жидкостях до следующего утра.

На следующее утро в сравнительной таблице мы зарисовали результаты нашего исследования и выяснили, что в «Кока-Коле» орбизы выросли довольно быстро, и за время с вечера до утра они достигли таких же размеров, как и в воде. А для роста в молоке орбизам понадобилось значительно больше времени — с вечера до вечера, но и за это время нахождения

Чипчикова

Светлана Махмудовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Олененок», г. Новый Уренгой, ЯНАО e-mail: chipchikova17@ yandex.ru

2

Орбиз — это детская игрушка, сделанная из полимера «гидрогель», впитывающая и удерживающая в себе воду. На вид — это небольшие шарики, которые при попадании в воду начинают расти и через 4-6 часов могут увеличиться от начального размера в 100 раз [прим. ред.].

н

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Luisa

Aimatdinova,

Kindergarten Teacher at Olenyonok2 Kindergarten, Novy Urengoy, Yamalo-Nenets Autonomous District (YaNAO)

Galina

Prokopenko,

Kindergarten Teacher at Olenyonok Kindergarten, Novy Urengoy, YaNAO

Svetlana

Chipchikova,

Kindergarten Teacher at Olenyonok Kindergarten, Novy Urengoy, YaNAO

2 Lit. tr. — fawn.

в жидкости их размер все равно остался чуть меньшим по сравнению с орбизами, которые находились в воде.

Таким образом, предположение Егора, что в молоке и в «Кока-Коле» орбизы вырастут, подтвердилось. Он смог увлечь других детей, проявляя любознательность и исследовательскую активность. В процессе исследования дети заметили, что орбизы впитывают запахи той жидкости, в которой они находились. Они задались вопросом и проверили, вырастет ли сухой орбиз внутри выращенного орбиза, который напитан водой. Заметили, что в «Кока-Коле» они выросли рыхлыми, а в молоке — слипшимися и деформированными... Посмотрев через орбиз как через лупу, дети увидели, что изображение перевернутое. Все, что исследовали дети, было предложено ими самими. Часто между детьми возникали научные споры со своими гипотезами, которые в конце исследований опровергались или подтверждались. Нам, педагогам, оставалось только помогать юным исследователям, предоставляя необходимые материалы и условия.

Важно отметить, что такой способ организации образовательной деятельности полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, который одним из важнейших условий детского развития определяет поддержку детской активности и инициативы.

Поддерживая и развивая спонтанное исследовательское поведение детей, мы помогаем им выработать свою исследовательскую позицию по отношению к миру вокруг и к самому себе. Умение педагога не доминировать, не инструктировать, а наблюдать и подстраиваться под запросы и интересы самих детей дает положительные результаты и, можно сказать, снимает необходимость выдумывать темы для исследований, в том числе и для тем, выставляемых на исследовательский конкурс «Я — исследователь». щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.