УДК 373, 2
Джемакулова Б. А. заведующий МБДОУ «Детский сад «Руслан» г. Новый Уренгой Творческая группа: Джемакулова М.Б. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Руслан» г. Новый Уренгой Нечта Л.М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Руслан» г. Новый Уренгой Научный руководитель: Смирнов А. Ф.
к.э.н., научный руководитель Академии управления современного образования Фонда делового взаимодействия «ЛиК»
г. Перми
МУЗЕИ В «ДЕТСКОМ САДУ «РУСЛАН» Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Аннотация: Сущность опыта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащение предметно -развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей. Она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательный интерес детей.
Ключевые слова: Мини -музей, роль музея, культура, опыт работы.
Dzhemakulova B.A.
manager
MBDOU ""Kindergarten "Ruslan"
Novy Urengoy Creative Group: Dzhemakulova M.B.
educator
MBDOU "Kindergarten "Ruslan"
Novy Urengoy Nechta L.M. educator
MBDOU "Kindergarten "Ruslan'
Novy Urengoy Scientific adviser: A. Smirnov Ph.D., supervisor Academy of Management modern education Business Interaction Fund "LiK"
Perm
THE MUSEIUM IS IN KINDERGARTEN
Resume: The essence of the experience is the implementation of the Museum Pedagogy trend in kindergarten, the enrichment of the subject-developing environment of pre-school education, the enrichment of the educational and educational space with new forms.
The practical significance of the experience lies in the possibility of applying it in the everyday practice of any educational institution.
Work in the museum is very fascinating for children. It naturally stimulates their creative thought, strengthens and develops the cognitive interest of children.
Key words: Mini-Museum, the role of the museum, culture, work experience.
«Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни,
документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
Ф. Дзери
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением
становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно -исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком - гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально -
психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Задача педагогов и родителей:
- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Большая роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:
• Родители
• Библиотека
• Музеи истории
• Совместные экскурсии по достопримечательностям города
• Совет ветеранов ВОВ
• Встречи с ветеранами войны
• Встречи с тружениками тыла и детьми воин
• Связь поколений (Родословное)
• Встречи с интересными людьми
• Кружковая деятельность
• Фольклорные мероприятия
• Совместные мероприятия с родителями
Педагоги в своей работе используют наиболее интересные и результативные формы и методы работы:
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в «Детском саду «Руслан» стала работа по созданию музея. Музей - это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание музея проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей и некоммерческих организации.Сетевое взаимодействие МБДОУ «Детский сад «Руслан» города Новый Уренгой», Казачьего общества 5-го Обско-Полярного казачества отдела Сибирского войскового казачьего обществ и ВПЦ «Вымпел - Ямал».
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями (законными представителями) , нашими некоммерческими организациями музея: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания музея учитывались следующие принципы:
- интеграции - музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности - музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства - музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый -ребенок", "ребенок - ребенок";
- культуросообразности - музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие музея
В « ДС» Руслан», организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику музея и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно -патриотическому воспитанию в детском саду были созданы разнообразные формы по темам музеи :
«Зимний сад - исследования» на 240кв/м, «Дом в горах» - это кавказское подворье», «Острог Казачьи», в музей «Дружба -Дослык» - это экспонаты Русского быта, Куклы разных национальностей, Бабушкин сундучок, Наши герои, Экспонаты военной техники сделанный своими руками родителями, Макеты скотного двора сделанные с бросового материала. Макеты сталинградской битвы ,и т. д.
В процессе создания музея в детском саду особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Важная особенность музея в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в музее ДОУ не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов кадетов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
-создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея.
Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.
Собрали литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества, о кадетах. О детях - героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. Музей в ДОУ позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий.
Долг перед погибшими и пережитыми войну - сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины. Значимость музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только
рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы размышляют. Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.
Педагоги по-настоящему рады видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея, некоторые встречи в котором, как часто бывает, посвящены только какому-то одному предмету, исторической достопримечательности или факту.
Из бесед с дошкольниками постепенно выясняется, что они знают о своих родных или близких, знакомых, бывших фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск и войск-кадетов. Работа, проводимая в музее «Дружба - Дослык », лишний раз убедила в том, что серьезное ознакомление старших дошкольников с работой патриотического клуба «Вымпел» и структурными подразделениями «Альфа», »Патриот», «Юная полиция» , « Юные спасатели «, Казачьем направлением .Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие во всемирной акции «Читаем детям о войне», «Помощь солдату», »Помощь ВОВ» и ведем волонтерское движение. Провели конкурс среди кадетских групп »Юный кадет», конкурс строевой подготовки среди групп, участвовали в городском конкурсе «Орлята -2018-2019 г» , где дети с торжественно, эмоционально, с гордостью показали строевую подготовку и пели военные песни и показали инцинировку о войне, которые выбрали сами и заучили вместе с родителями. Очень затронуло всех военно - спортивная игра «Зарница», проведенная на базе «Кристал». Принимали участие 4 команды кадетских групп «Казачата», кадеты МВД »Юная полиция»,»Ямальские стерхи», кадеты МЧС »Юные спасатели», Кадеты подразделения »Альфа» и »Патриот» и патриотический клуб «Вымпел». Все участники в военных формах представляли свои команды, выполняли строевой шаг, военную песню и спортивные игры - соревнования. Было очень интересно. Все участники доказали свою ответственность, спортивные возможности и гордость за наших Защитников Отечества. Педагоги нашего ДОО приняли участие в хоре в честь посвящение кадетов и открытия музея ДОУ и городском гражданском форуме. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней
имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
Наши педагоги «Детский сад «Руслан» хотят, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою родину, уважали старших, защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике музея. Таким образом, музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей) и с некоммерческими организациями, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых и для других дошкольных организации, которые сотрудничают с детским садом, участвуют совместных мероприятиях.
Использованные источники:
1.Лысикова О.В. Музеи мира. - М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.
2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М: Дом "Карапуз", 2000. - 253 с.
3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. - Л.: Лениздат,1982. -192 с.
4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини -музей в детском саду. -М.: Линка-Пресс, 2008.
6.Рыжова Н.А. Деревья - наши друзья. Учебно-методический комплект. - М.: Линка-Пресс. 2009.
7.Рыжова Н.А. Экологически проект "Мое дерево". -М.: Карапуз-дидактика, 2006.
8.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. - М.: Обруч, 2008.
9.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. - М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)
10.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
11.Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42