Научная статья на тему 'Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики'

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЛЕШ-КАРТЫ / ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / INNOVATION COMPUTER TECHNIQUE / FLESH CARDS / THE VALUE OF TRADITIONAL NATIONAL CULTURE / DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT / THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагутина Нина Федоровна

Статья написана на основе обобщения опыта работы государственного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада №2374 «Родничок» города Москвы - по приобщению детей к ценностям традиционной народной культуры. Особое внимание в статье уделено приобщению дошкольников к культурному и художественному наследию народа средствами музейной педагогики с использованием инновационных компьютерных технологий; обоснована значимость детского музея в освоении детьми культурно-художественного наследия русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALLOWING TO INCULCATE AND INURE THE VALUES OF THE NOTION INTO CHILDREN'S MINDS SO THAT THEY COULD GET ACCUSTOMED AND FAMILIAR WITH THE CULTURAL AND ART HERITAGE OF THEIR PEOPLE BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGY

The article is written on the basis of the experience of the staff of the state educational establishment «Kindergarten № 2374 named Rodnychock» of Moscow city on familiarizing children with cultural and art heritage of their people. The special place in the article has the children's familiarizing with cultural and art heritage of their people with the help of museum pedagogy using modern computer technologies. The article substantiates the meaning of children's museum and its specifications in children's learning of a cultural and art heritage of Russian people.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики»

Н.Ф. Лагутина

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация: Статья написана на основе обобщения опыта работы государственного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада №2374 «Родничок» города Москвы - по приобщению детей к ценностям традиционной народной культуры. Особое внимание в статье уделено приобщению дошкольников к культурному и художественному наследию народа средствами музейной педагогики с использованием инновационных компьютерных технологий; обоснована значимость детского музея в освоении детьми культурно-художественного наследия русского народа.

Ключевые слова: инновационные компьютерные технологии, флеш-карты, ценности традиционной народной культуры, развивающая среда, образовательное пространство музея.

Современное российское общество остро нуждается в ценностных ориентирах. Изменения социальных условий общественной жизни, и зачастую не в лучшую сторону, привели к расхождению представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении, о ценностях, которые определяют такие понятия, как благо, добро, истина, красота, справедливость, патриотизм. Критерии нравственности, выработанные русской научной педагогикой, базируются на фундаменте общечеловеческих ценностей, которые столетиями собирала и аккумулировала традиционная культура. В современном образовательном процессе недостаточно используются педагогические технологии богатейшего потенциала традиционной народной культуры с ее идеалами духовно-нравственных ценностей.

Острая потребность в формировании ценностных ориентаций нравственного содержания в современном образовательном процессе определяет актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры.

Проблемы развития личности ребенка в системе культуры представлены в исследованиях З.А. Барышниковой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Е.П. Ильина, С.А. Козловой, Н.В. Крыловой, А.Н. Леонтьева, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой и других. Приобщение к культуре предков, художественному наследию своего народа, формирование у детей духовно-нравственных ценностных ориентиров достаточно широко заложены в программах и технологиях современной дошкольной педагогики «на основе триединства ценностных составляющих отечественной культуры: ДОБРА, КРАСОТЫ и ПРАВДЫ» [7, 24].

Рассмотрим путь приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в музейно-образовательном пространстве детского музея, который служит развивающей средой для личного участия ребенка в освоении культурно-художественного наследия, а средства музейной педагогики эмоционально и интеллектуально обогащают этот педагогический процесс. Как показывает практика, комплексное освоение художественного наследия народной культуры во всех ее видах и жанрах - устного поэтического творчества, музыкального, танцевального, изобразительно-прикладного искусства и т.д. - может быть обеспечено средствами музейной педагогики. Систематизировав теоретические основы применения музейной педагогики в воспитании детей и обобщив эмпирические наблюдения, представим опыт использования музейной педагогики как средства ознакомления дошкольников с цен-

ностями традиционной народной культуры в государственном образовательном учреждении Центре развития ребенка - детском саду № 2374 «Родничок» города Москвы.

Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве детского сада, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию музейной педагогики, которая и становится средством педагогического воздействия на воспитанников. И овладеть этим средством, в первую очередь, должны педагоги дошкольных учреждений.

Музейная педагогика - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и полихудожественно-го подхода через педагогический процесс. Педагогические исследования в сфере музейной педагогики принадлежат М.Ю. Юхневич, О.А. Ботяковой, А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Л.В. Пантелеевой, Б.А. Столярову и др.

В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов с родителями все чаще становятся посетителями музеев; наметилась тенденция создания музеев, мини-музеев и тематических музейных экспозиций в детских садах и школах, в образовательных учреждениях любого вида.

Популярность технологии музейной педагогики, на наш взгляд, объясняется тем, что в музее совпадают цели музейной педагогики и общеинтеллектуального, социальнонравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, формирования духовно развитой личности, возрождение, изучение и развитие культуры путем погружения ребенка в традиционную культуру, а также сравнения с искусством и культурой других народов. Кроме того, средства и методы музейной педагогики помогают включить культурное наследие в систему образования и воспитания, преодолеть разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.

По определению Б.А. Столярова, музейная педагогика представляет «область научнопрактической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [13, 106]. В условиях музейной среды педагогическая деятельность представлена синтезом воспитания, обучения и развития и «ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности» [13, 103].

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. Но музеи, привлекающие в своей работе детей дошкольного возраста, или музеи, создаваемые в детских садах, имеют специфику, включая в свой арсенал специальную методику, учитывающую особенности педагогического общения с ребенком.

Особенности детского музея:

• Музей адресован детям и должен быть интересен им.

• Детский музей строится на основе чувственных восприятий, и его экспозиции должны быть эмоционально привлекательными для детей.

• Дети не пассивные зрители, а активные участники или соучастники какого-то музейного действа.

• Экспозиции музея должны быть интерактивными, чтобы дети имели возможность сравнивать, рассматривать, исследовать экспонаты.

• Музей - синтез всех видов детской деятельности, дающий простор для творческой инициативы.

• Главный метод работы в детском музее - игровые приемы, «музейные игры», которые насыщают детскую фантазию образами исторической эпохи; игры-драматизации, углубляющие их эмоциональные переживания, народные игры, дидактические игры, пластические этюды и др.

Музей рассказывает детям о культуре, истории языком предметов, символов, и задачи музейной педагогики - показать ребенку скрытый смысл предметов, экспонатов, воссоздать колорит эпохи, эмоционально привлечь ребенка и, как следствие, вызвать его интерес, уважение к истории и культуре предков. Каждая экспозиция детского музея имеет свою цель, ее экспонаты должны заинтересовать ребенка, и показателем его интереса будет отражение впечатлений в свободной творческой деятельности.

Педагогический коллектив детского сада «Родничок» создал детский музей, ставший этнокультурным, художественно-эстетическим и досуговым центром учреждения, в воспитательно-образовательном пространстве которого сочетаются игра и мастерская, занятия и театр, экскурсии и познавательная деятельность. Средства музейной педагогики помогают расширять кругозор детей, развивать их познавательные, исследовательские способности; воспитывать у малышей чувства патриотизма, толерантности, уважение и интерес к истории, традициям своего народа, к ценностям культурно-художественного наследия. Открытию музея предшествовала систематизация произведений искусства, народно-прикладного творчества и подлинных этнографических реалий, которые имелись в детском саду, а также повышение профессиональной подготовки педагогов по музейной педагогике. Сотрудники архитектурно-ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», с которым детский сад связывает многолетнее сотрудничество на договорной основе, помогли в оснащении научного и научно-вспомогательного фондов музея, в составлении концепции и тематической структуры музея. В завершение этой кропотливой и многолетней работы был получен сертификат на открытие музея в детском саду.

Сегодня музей «Родничок» является комплексным, четыре экспозиции раскрывают его содержание: художественная галерея «Зал искусств», историко-краеведческая экспозиция «Прогулки в Царицыно», этнографическая экспозиция «Родной дом» и экспозиция русских народных промыслов «Веселая ярмарка».

Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Почти 80 % объема содержания детского музея занимает игровой фонд, имеющий всевозможные стилизованные атрибуты прошлых времен, предметы, костюмы, которые дети могут примерить, использовать в игре, пробуя себя в той или иной роли (художника, мастера, экскурсовода).

Рассмотрим тематическую структуру музея.

В художественной галерее «Зал искусств», стилизованный интерьер которой напоминает дворцовый зал, представлены полотна московских художников О. Калашниковой, И. Чайки, В. Муравьева, Л. Васильевой, Л. Беляковой и многих других. Произведения живописи приобщают детей к миру взрослых, развивают их художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. «Природа искусства и природа ребенка во многом родственны, в первую очередь, чувственным аспектом познания» [1, 11]. Это чувственное познание детьми окружающего мира, развитие их художественного вкуса, помогают педагогам формировать технологии музейной педагогики на материале музейной среды (в данном случае - художественной галереи).

В процессе экскурсий, применяя системный подход и учитывая возрастные группы, воспитатели знакомят детей со всеми жанрами живописи: пейзажами, портретами, натюрмортами, сюжетными и абстрактными картинами. Педагогами «Родничка» разработан цикл из десяти занятий-экскурсий «Мы идем смотреть Родину», позволяющий формировать на материале художественных полотен образные формы познания окружающего мира - восприятие, воображение, образное мышление, а разнообразие пейзажей, показывающих необъятные просторы и красоту России, вызывают у детей восхищение и радость, чувство гордости - как велика и красива наша Родина. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, на занятиях-экскурсиях «Времена года в русской природе», «Море волнуется - раз», «Дорогая сердцу речка», «Высокие горы и низкие долы» педагоги, используя приемы «вхождения в картину», приобщают малышей к миру искусства, учат воспринимать, осмысливать и оценивать произведения изобразительного творчества. В художественном музее, в картинной галерее

«осуществляется ориентация на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы детей; сообщаются знания об искусстве (эта цель является сопутствующей) в доступном для детей виде и объеме [13, 151]. Это соответствует задаче модернизации отечественного образования, предполагающей усиление роли искусства в обучении, развитии и воспитании подрастающего поколения.

На материале историко-краеведческой экспозиции «Прогулки в Царицыно» проходит знакомство с историей создания и развития музея-заповедника «Царицыно», с историей родного края. Используя средства музейной педагогики, метод реконструкции, элементы театрализации, инсценировки, игровые приемы, педагоги погружают детей в эпоху XVIII века, а материалы об архитекторах М.Ф. Казакове и В.И. Баженове, репродукции портретов Екатерины II, одежда той эпохи, альбомы с иллюстрациями и фотографиями архитектурных памятников «Царицыно» воссоздают ее колорит. С большинством экспонатов дети могут поиграть, подержать их в руках, примерить на себя бальный костюм XVIII века; девочки осваивают роль «прекрасной дамы», а мальчики примеряют «ордена» или листают альбомы с репродукциями, конструируют сами из пазлов дворец Царицыно.

Разработанный педагогами цикл из четырнадцати интегрированных занятий: «Как В.И. Баженов строил Царицыно», «Приглашаем во дворец», «Мастера XVIII века», «Святые наши имена», «О русских орденах», «Собираемся на бал» и др. - реализуется через теат-рализовано-музыкальные представления, речевые занятия, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, а информация закрепляется впоследствии в игровой форме и через самостоятельную художественную деятельность детей в свободное время.

Л.В. Пантелеева рассматривает три основных этапа «введения» дошкольников в музейную среду: подготовка к посещению музея («до музея»); работа на музейной экспозиции («в музее»); закрепление музейных впечатлений («после музея»). Как показывает практика, именно взаимодействие с родителями воспитанников способствует закреплению впечатлений детей при посещении и детсадовского музея, и настоящего музея любого профиля. Например, знакомство с историей родного края и его достопримечательностями продолжается на семейных экскурсиях в музеях-заповедниках «Царицыно», «Коломенское», где перед взрослыми и детьми предстают лучшие образцы русского зодчества - художественного и исторического и наследия национальной культуры. Анализируя многолетний практический опыт использования таких интерактивных форм музейной педагогики, как семейные экскурсии, можно сделать выводы, что они в большой степени гарантируют позитивные результаты личностного развития ребенка, его художественно-эстетического воспитания.

Технология музейной педагогики позволяет знакомить детей и взрослых с русской историей, культурой, бытом в форме интересных экскурсий и занятий на материале этнографической экспозиции «Родной дом». Музейная экспозиция не просто визуально знакомит с колоритом русского народного быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства (вышивка, бисеролетение, береста), которыми украшали дом в старину:. Как и в других экспозициях, большая часть материалов представлена для пользования детей и служит творческой мастерской, где дети, пользуясь природными материалами, под руководством педагогов мастерят традиционные народные игрушки: соломенные и тряпичные куклы, глиняные свистульки и многое другое.

На материалах музейной экспозиции «Родной дом» педагоги приобщают детей к ценностям традиционной культуры, используя все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности и черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фолькло-

ра, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

На интегрированных музейных занятиях звучат народные песни, идет просмотр слайдов по народному календарю, дети играют в традиционные игры. Особенностью большинства русских народных игр является их нравственная основа, которая способствует социальной гармонизации личности ребенка.

В результате деятельности, направленной на ознакомление с ценностями традиционной русской культуры, воспитанники ДОУ «Родничок» ежегодно принимают участие в детских Рождественских и Пасхальных фестивалях города Москвы, неоднократно становились призерами конкурса «Забытая русская игра», лауреатами фестиваля детского народного творчества «Радуйся» Южного округа города Москвы. Образовательное пространство музея служит местом для организации совместной деятельности детей и взрослых в творческих мастерских, в семейном клубе, семейных гостиных, являясь досуговым центром ДОУ

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, педагоги приобщают к исторической памяти народа, к его художественному наследию и традициям во время проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.

В копилке народных праздников собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными погодными изменениями времен года и за особенностями трудовой деятельности и различных сторон жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Праздники, как особый вид художественной деятельности детей, синтезирующей в себе музыкальное, танцевальное и устное поэтическое творчество, основанные на подлинном народном материале и направленные на овладение детьми культурного опыта народа, занимают в дошкольном учреждении большое место в приобщении детей к ценностям традиционной русской культуры. Во время сезонных праздников традиционного народного календаря, православных праздников, фольклорных «посиделок» и досугов родители водят с детьми хороводы, поют народные песни, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской культуры, с ее идеалами любви, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Интерьеры экспозиций служат прекрасным фоном для проведения в музее таких праздников, а экспонаты воссоздают колорит прошедших времен.

Как показывает практика, совместные праздники детей и взрослых, наполненные внутренним духовным смыслом, такие как «Осенины», «Рождественские утренники», «Весенний прилет птиц», «Масленица - проводы зимы», «Пасхальная радость», глубоко проникают в сердца малышей, служат упрочению содружества педагогов, детей и их родителей. По определению А.И. Морозовой, важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании и художественном образовании детей играют родители: «Участие родителей в жизнедеятельности детского сада тем активнее, чем выше уровень компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей [8, 93].

Именно в содружестве с семьей педагоги ДОУ видят перспективу преемственности поколений, формирования у детей духовно-нравственных ценностей, выраженных в сопереживании, доброте, отзывчивости, миролюбии, и воспитание их настоящими наследниками русской культуры, а технологии музейной педагогики помогают им в этом.

Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, его назначении и особенностях, научить различать его виды по основным стилевым признакам помогает экспозиция музея «Веселая ярмарка». Детям в определенной последовательности, поэтапно, экспонаты музея раскрывают процесс изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, изделий русских народных промыслов. Малыши могут полюбоваться подлинными произведениями, созданными народными мастерами, попробовать свои силы в роли мастеров и поиграть игрушками, изготовленными своими руками. Средства музейной педагогики помогают детям постичь волшебство - как шаг за шагом, в последовательности, свойственной тому или

иному промыслу, появляется какое-либо изделие, игрушка или матрешка. Занятия на материале интерактивной экспозиции построены так, что дети горят желанием полюбоваться экспонатами, потрогать их, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Методическое обеспечение к занятиям включает разработанные творческой группой педагогов «Родничка» виртуальные экскурсии в «Музей Гжели», «Музей Дымки», «Городец», «Жостово» и др.

Использование средств музейной педагогики активизирует педагогический процесс и повышает интерес детей к народной культуре, истории, традициям, художественному наследию, о чем свидетельствует анализ выполнения годовых планов ЦРР - д/с «2374 «Родничок» по разделу «Художественно-эстетическое развитие». Диагностика детей старшего дошкольного возраста по данному разделу показала, что за три последних года уровень их знаний вырос с 82 % до 96 %.

Хотя в дошкольной педагогике теории развития детей средствами народного искусства разработанной А.А. Грибовской, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой, М.Ю. Новицкой, Н.П. Сакулиной, О.А. Флериной, Е.А. Флериной и другими, накоплен большой фонд методической литературы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, на наш взгляд, традиционные подходы можно оживить инновационными компьютерными технологиями. Мы не можем не учитывать, что современные дети любят компьютерные игры, пользуются новыми техническими средствами, технологиями будущего. Инновационные компьютерные технологии позволяют объединить в настоящем времени прошлое и будущее, вызывая у детей живой интерес и эмоциональный отклик.

Творческой группой педагогов ЦРР - д/с № 2374 «Родничок» под руководством Н.В. Микляевой (Московский гуманитарный педагогический институт) были разработаны и внедрены в практику детского сада, а затем и в практику дошкольных учреждений сетевого взаимодействия новые инновационные технологии - флеш-карты по ознакомлению детей с традиционной народной культурой [6, 29-33].

Флеш-карты не заменяют, а дополняют традиционную методику, активизируя педагогический процесс ознакомления детей с ценностями народной культуры, и представляют собой анимированный фотоальбом, изготовленный в программе Microsoft Power Point в виде презентации, некоторые из них сохраняются в формате AVI, что позволяет использовать их как видеофильм. В сюжете флеш-карты отражены последовательность действий педагога и ребенка по созданию изделия того или иного промысла и его эстетическая оценка, посещение музея, фабрики по изготовлению предметов народных промыслов (например, «Гжельская сказка», «Жостово», «Золотая хохлома»). Созданные флеш-карты по знакомству детей с историческими персонажами (Илья Муромец, Дмитрий Донской), формируют у них начала патриотизма, чувство гордости за героев земли русской.

Флеш-карта снабжается системой гиперссылок, позволяющих изменять последовательность видеоряда для детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности творческой активности, а также комментариями для педагога, что помогает не только раскрыть детям красоту труда народных умельцев, но и служит подсказкой в работе молодым педагогам. После просмотра флеш-карты дети получают творческие задания с учетом гендерных особенностей, раздельные для мальчиков и девочек. В экспозициях музея накоплена большая коллекция мужских образов матрешек (богатыри, купцы, мальчики, дедушки), животных, что отражено и в содержании флеш-карты.

Флеш-карты напоминают детям их любимые мультики: здесь двигаются картинки, появляются персонажи, есть сюжет и, как во всех сказках, - счастливый конец. Занятия проходят очень оживленно, вызывают положительные эмоции у детей, дают им возможность инициировать себя с мастерами из прошлого и, что немаловажно, формируют навыки алгоритма предстоящей деятельности, сохраняя при этом установку на детское творчество.

Используются и флеш-карты для повышения компетентности родителей, в том числе и по знакомству с традиционной культурой. Размещая их на сайте детского сада, педагоги предлагают задания для детей, которые они могут выполнить с помощью родителей: пере-

вести рисунок на бумагу и раскрасить его, продолжить начатый узор, поработать на деревянных заготовках. Такие задания способствуют сотворчеству взрослых и детей в семье и поддерживают их интерес к народной культуре.

В процессе апробации технологии с флеш-картами было отмечено, что значительно повышается интерес детей к предметам народного декоративно-прикладного творчества, многие из них начинают сочинять свои сюжеты сказок с прорисовкой элементов узоров.

Практический опыт применения флеш-карт показал, что их использование оживляет связь детей с экспонатами музея, повышает их заинтересованность и активизирует их творчество. Флеш-карты незаменимы для педагогов, не имеющих возможности знакомить детей непосредственно с музейными экспонатами, они помогут создать у ребенка правильное видение мира народного творчества, заинтересовать и обогатить его опыт.

Процесс освоения человеком художественной культуры, традиций своего народа -сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека, и чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной народной культуре и ее ценностям, тем лучше. Это приобщение легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей не хранилище вещей и предметов, а пространственная среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия. Это основное психологопедагогическое условие эффективного приобщения детей к народной культуре средствами музейной педагогики. В этом случае детский музей становится целой воспитательнообразовательной системой, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в сложный мир искусства, знакомит его с миром традиционной культуры, историкохудожественного наследия. Средства музейной педагогики делают это знакомство ярким, радостным, формируют у ребенка восприятие искусства и красоты окружающего мира, воспитывают бережное отношение к ценностям художественного и культурного наследия своего народа.

1. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке [Текст] / Н.Э.Басина, О.А.Суслова. - М. : Линка-Пресс, 1997.

2. .Боронина, Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 201 с. РГБ ОД.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 1999.

4. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебное пособие [Текст]. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

5. Куревина, О.А. Путешествие в прекрасное : метод. рекомендации для воспитателей, учителей и родителей [Текст] / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М. : Баласс, 2004.

6. Лагутина, Н.Ф.. Самойлова Н.М. Анимационный фотоальбом как инновационная компьютерная технология // Детское творчество. 2011 г. №1.

7. Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре : сб. научных статей и практических материалов по результатам семинара-практикума для практических работников системы образования [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М. : МГПИ, 2007.

8. Музейная педагогика [Текст] : из опыта методической работы / под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. -М. : ТЦ Сфера, 2006.

9. Народное искусство в воспитании детей: книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. классов, рук. худ. студий [Текст] / под ред. Т.С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000.

10. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасова. - М., 1983.

11. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. - М. :

Линка-Пресс, 2003. - С.6.

12. Пантелеева, Л.В. Музей и дети [Текст] / Л.В. Пантелеева. - М. : Карапуз, 2000.

13. Столяров, Б.А. Музейная педагогика [Текст] / Б.А.Столяров. - М. : Высшая школа, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.