УДК 373. 2
Л. С. Васильченко
мультикультурно-развивающая среда музея детского сада
КАК УСЛОВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализируется деятельность инновационной формы в музейной сети России - музея детского сада. Выявляется воздействие мультикультурно-развивающей среды музея детского сада, созданной на основе духовной культуры своего народа и культур национальностей детского коллектива, как важное условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: мультикультурно-развивающая среда музея детского сада, музейная педагогика, социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня в обществе идет обновление системы дошкольного образования, направленное на реализацию Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655). В системе непрерывного образования дошкольная ступень -база, от которой зависят последующие достижения человека, на которой зиждется национальная культура, формируется личность ребенка, происходит его социальная адаптация. Актуальной проблемой дошкольного образования становится социокультурное развитие детей как процесс присвоения ими общечеловеческих социальных норм и культурных ценностей на основе духовной культуры своего народа, национальностей ближайшего окружения, на основании чего происходит самоизмене-ние человека уже на раннем этапе онтогенеза [1, с. 86].
Целью настоящей статьи является выявление воздействия на социокультурное развитие детей-дошкольников инновационных форм современной музейной педагогики, к которым относится музей детского сада и его мультикультурно-развивающая среда. В педагогике «среду» определяют как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [2, с. 132]. Ю. С. Мануйлов, разработчик сре-дового подхода, определяет в качестве среды «все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность [3, с. 31]. В его исследованиях определено несколько вариантов освоения окружающей среды: ознакомление детей с окружающей средой, организованное с учетом доступности восприятия объектов среды, постепенного расширения знаний о них; деятельностное освоение среды - организация социально значимой для окружающего социума деятельности ДОУ; пе-дагогизация окружающей среды посредством поддержки любых инициатив социума в воспитании детей, обеспечения участия родителей и общественности в делах и управлении ДОУ; персонализа-
ция среды, суть которой заключается в том, чтобы каждый индивид и каждая детская общность смогла найти в окружающей среде свою нишу, конкретные объекты для приложения своих сил. Е. С. Бабунова рассматривает среду в ДОУ как «социокультурную практику», при этом средствами организации среды выступают элементы народной педагогики: мини-музей, уголки народного творчества, краеведческий музей ДОУ [4, с. 126]. В данном случае среда характеризуется предметно-информационной обогащенностью (атрибуты народного быта, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции и др.); образцами творческой деятельности народов, представленных в этнической среде дошкольников (предметы-подлинники: книги, картины, декоративно-прикладное искусство и др.); эмоционально-ценностной культурной значимостью (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью); знаково-символической насыщенностью (портреты исторических личностей, фотографии, костюмы народов, атрибуты народного и домашнего быта). Н. Ш. Сыртланова рассматривает среду в многонациональных ДОУ как муль-тикультурно-развивающую, влияющую на формирование личности дошкольника, сохраняющей свою этническую идентичность, и как систему материальных объектов, направленных на обеспечение понимания и взаимодействия детей разных национальностей в процессе познавательной, игровой и культурно-досуговой деятельности [5, с. 74].
Следовательно, мультикультурно-развивающая среда - это часть предметно-развивающей среды детского сада, направленной на обеспечение понимания и взаимодействия детей разных национальностей в процессе познавательной, игровой и культурно-досуговой деятельности, где приоритетами являются духовные ценности, идеи развития личности, индивидуальности ребенка. Так как в содержание данной среды входят элементы материальной и духовной культуры всех детей, посещающих дошкольное учреждение, то это должно быть специальное хранилище культуры - музей, а не груп-
повая комната. Дети не могут жить в музее, а могут только посещать, непосредственно общаясь с прошлым своих предков через предметы-подлинники, обыгрывая «живых свидетелей прошлого», осознать многообразные связи между собой и далекими сородичами. При этом важно учесть, что с освоения духовной культуры своего народа, национальностей ближайшего окружения начинается формирование начал мультикультурной компетентности дошкольника, готового принять культурное наследие всего человечества. Поэтому для социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста идеально подходит мультикультурно-раз-вивающая среда музея ДОУ, где представлена культура каждого ребенка данного дошкольного учреждения. При этом главным моментом является активная включенность ребенка в среду, его эмоционально-положительное отношение к ней, а также возможность самому создавать музейные предметы - «новоделы» [6, с. 89]. Таким образом, среда музея ДОУ предназначается для активной, творческой деятельности детей по таким направлениям, как поисковая, научно-исследовательская, экспозиционная, культурно-образовательная. При этом отметим, что данные направления не строго очерчены, они часто интегрируются, взаимопроникают, обогащая и дополняя друг друга. Например, в русле нашего исследования используется экспозиционное направление в следующих вариантах:
1. Экспозиция-мастерская. Расположена в муль-тикультурно-развивающей среде музея детского сада для выполнения детьми различных поделок, свойственных родной культуре. Например, лепка из соленого теста татарских беляшей, башкирских баурсаков; выжигание по дереву, вышивка белорусского орнамента; украшение силуэтов русских барышень, предметов быта марийского, чувашского народов, изготовление обрядовых кукол-закруток и т. д.
2. Экспозиция-шежерэ (древо рода). Она предназначена и для творческой поисковой деятельности детей - выяснение у родителей, у бабушек своих корней; а также и для исследовательской - изучение семейных архивов, реликвий: какие были фотографии в то время, на какой бумаге печатали, какие прически, наряды носили, какие профессии были у наших прабабушек и прадедушек, сохранились ли эти ремесла. А выставка своих родословных, их презентация осуществляется в совместной культурно-образовательной деятельности взрослых и детей.
3. Экспозиция-чемодан (аналог «музея в чемодане»). В условиях дефицита помещения эта экспозиция самая актуальная, так как занимает мало места, может путешествовать по группам детского сада. Содержимое чемодана составляют частные
коллекции педагогов и родителей (коллекция шалей ручной работы, полотенца с орнаментами народов Башкортостана, польские шкатулки, белорусские соломенные игрушки, поделки дымковских мастеров и т. д.).
4. Экспозиция-видеотека. Экспонаты прошлого века: диапроектор, диафильмы о народных костюмах, видеоплеер, мини-плееры, видеофильмы о культуре народов Башкортостана, аудиозаписи народных мелодий и т.д. Основу данной экспозиции составляет ноутбук с интерактивной доской. В содержание презентаций входят 7 блоков: 1) Многоликий хоровод (куклы народов мира). 2) Наши мини-музеи (репортаж из музеев групп ДОУ). 3) Наши друзья - школьные музеи (близлежащие школьные музеи). 4) Наш любимый «Ижад» (сотрудничество с филиалом музея им. М. В. Нестерова). 5) Частные коллекции (слайд-шоу частных коллекций семей, педагогов, студентов БГПУ им. М. Акмуллы). 6) Парад музеев детства г. Уфы и Санкт-Петербурга. 7) Зал презентаций музеев г. Уфы (реклама музеев, в которых побывали родители со своими детьми).
5. Экспозиция-библиотека. Основу экспозиции составляют художественные альбомы из серии «Великие художники». Вернисаж детских работ «Шедевры глазами детей». Книги-спутники детства родителей, бабушек и дедушек, которые можно прочитать в музее. Портреты детских писателей. Учебные издания из серии «Изобразительное искусство Башкортостана». Книжки-раскраски «Народные костюмы». Рабочие тетради для детей Е. В. Соловьевой «Дети планеты Земля». Детская карта мира, Башкортостана, глобус. Картотека.
6. Экспозиция-игротека. Посвящается ведущей деятельности дошкольников - игре и игрушкам. В коллекцию входят куклы народов, представленных в данном социуме; настольные игры «Куклы народов Башкортостана и их гостей» (автор А. И. Сорокина), «Народы России и ближнего зарубежья» (автор С. В. Бурдина). Знакомство с куклами народов мира предлагаем по следующей технологии: 1) внести куклу, рассмотреть, 2) дать ей имя, 3) поприветствовать куклу на ее родном языке, 4) угостить ее «блюдом» из национальной кухни, 5) послушать аудиозаписи «Танцы народов мира» или сыграть на национальных инструментах - мандолине, курае, кубызе, гармошке и т. д., 6) отправиться в путешествие с куклой на ее родину по детской карте мира, 7) в мастерской нарисовать портрет куклы и обыгрывать в сюжетно-ролевой игре «Вернисаж». Можно внести атрибуты для народных игр (тряпичные мячи, мешочки с сеном, горшки, платочки и т. д.) в каталог игр по тематике «Игры трех поколений», составленный студентами кафедры дошкольной педагогики Башкирского го-
сударственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Также для электронного пособия и экспозиции был разработан цикл развивающих игр в музейной среде. По отзывам педагогов, для детей старшего дошкольного возраста наиболее востребованными оказались игры «Дружная семейка», «Передача платочка», «Мой любимый мешочек», «Многоликий хоровод», разработанные Л. С. Васильченко (подробно см. Приложение).
Проведенный анализ работы музеев детских садов г. Октябрьский Республики Башкортостан установил, что музейная среда дошкольного образовательного учреждения № 37 является ярким примером мультикультурно-развивающей среды музея ДОУ. Этот музей был создан в 2008 г. в рамках образовательного проекта «Музей семьи» с целью формирования у детей любви и уважения к институту семьи, ее ценностям и традициям, истории и культуре родного края. В экспозициях музея представлены художественно-творческие работы членов семей воспитанников, в том числе изделия народных мастеров, разнообразные семейные коллекции и реликвии: старинные фотографии, книги, предметы быта, украшения и т. д. В музее семьи ежемесячно проводятся культурно-досуговые мероприятия для детей и их родителей, многие из которых завершаются чаепитием с национальными угощениями. Дети и родители рассказывают о своих семьях, семейных реликвиях, традициях и увлечениях. Такие встречи объединяют людей разных поколений и национальностей и позволяют детям испытать чувство гордости за свою семью и за ее достижения [7, с. 52]. Добавим, что в развивающую музейную среду детского сада № 37 включены коллекции кукол всех национальностей, заявленных в данном дошкольном образовательном учреждении. В музее систематически проводятся познавательные занятия по ознакомлению детей с татарской, чувашской, марийской, немецкой, башкирской, мордовской и русской культурами.
Проведенный автором опрос родителей - заказчиков образования г. Уфы также показал заинтересованность их в представлении своей культуры в музее ДОУ Приводим примеры некоторых высказываний:
«В нашем детском саду есть музей. Там были только башкирские, татарские экспонаты. Но я -украинец. Мои родители жили в Запорожье. У нас много старинных фотографий в национальной одежде и некоторые из них мы подарили музею. Педагоги и дети были очень рады. От нас зависит, хотим мы сохранить свою культуру или нет»; «...я сама русская, а муж - чувашин. Мы нашли в музее экспонаты, присущие обеим национальностям. Это - лапти!»; «...родился в Уфе, мои предки жили в Грузии. О родной культуре почти ничего не знаю,
и как-то не задумывался об этом, но можно попробовать...»; «...мы с дедом принесли в музей башкирские народные музыкальные инструменты: курай, думбыра и кубыз. Наш сын у деда учится играть на курае. Мы считаем, что народные традиции нужно сохранить! Музей в детском саду - это здорово!»; «...я уже давно прабабушка. Подарила музею старинные книги на арабском языке. Я считаю, что в них хранится мудрость наших предков для детей и взрослых всех национальностей.».
В последующем исследовании приняли участие 185 родителей детских садов № 57, 60, 80, 174 г. Уфы Республики Башкортостан.
Цель исследования: выявление у родителей компетенций по приобщению детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения, а также их отношения к мультикультурно-развивающей среде музея детского сада как условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Кратко проиллюстрируем ход исследования. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым обучение детей родному языку?» 83 % родителей ответили «да», 8 % - «нет», 9 % - «затрудняюсь ответить». На наш взгляд, от уровня владения родным языком зависит желание детей и родителей приобщиться к культуре своего народа. На вопрос «Насколько хорошо Вы владеете родным языком?» ответы респондентов распределились следующим образом: 65 % - понимаю и могу объясниться; 16 % - не владею; 11 % - понимаю, свободно говорю, но не читаю и не пишу; 8 % - понимаю, свободно говорю, читаю, пишу. Как видно из ответов, не все владеют даже разговорным вариантом родного языка, что свидетельствует о проблемах в национальном воспитании дошкольников. Также мы отметили, что только 28 % дошкольников общаются на двух языках (русском и башкирском, русском и татарском). Язык общения в семьях: 83 % - русский, несмотря на то, что 54 % семей многонациональны по своему составу. При этом обратили внимание, что 82 % родителей окончили многонациональные школы и лишь 18 % - национальные. Большинство родителей (49.6 %) считают, что к родной культуре детей приобщает старшее поколение; 32 % родителей оставили без внимания вопрос о семейных традициях, а остальные 68 % отметили: соблюдение этноэтикетных традиций (уважение к старшим, гостеприимство, обращения, приветствия); празднование народных праздников (сабантуй, курбан-байрам, ураза-байрам). Музеи и выставки города посещают 31.8 % родителей, очень редко -35.6 %, совсем не посещают - 32.4 %. Ответы родителей на вопрос «В детском саду должен быть свой музей?» выглядят таким образом: 78.4 % респондентов ответили «да», что говорит о востребо-
ванности музеев ДОУ; 55.7 % родителей хотели бы увидеть в нем культуру всех детей, посещающих данный детский сад; 13 % - мировую культуру, 15.1 % - русскую культуру, 7.6 % - башкирскую культуру. Следовательно, больше половины родителей хотят, чтобы среда музея была мультикуль-турно-развивающей. А также 62.2 % родителей считают целесообразным представить свою национальную культуру в музейной среде ДОУ, 8.6 % отрицают, 29.2 % затруднились с ответом. Воспитательным потенциалом мультикультурно-развиваю-щей среды музея ДОУ 58.4 % родителей считают любовь к родной культуре, 22.7 % - принятие иных культур; 11.9 % - толерантность, а 7 % указали другое. Анализ полученных данных показал, что в современных семьях знакомство с национальной культурой ведет в основном старшее поколение через знакомство с народным фольклором, телепередачи на родном языке, посещение концертов народной музыки. Родители, которые не ведут работы по знакомству детей с национальной культурой своего народа, составляют 43 %. Также было отмечено, что семейные реликвии, коллекции имеют лишь 16 % родителей. Но и они затрудняются указать их ценность с точки зрения истории, памяти. Утрачены такие народные традиции, как домашний театр, игра на инструментах, составляющие основу семейного воспитания в начале XIX в.
Таким образом, анализ анкет позволил выделить три группы родителей. Первую группу (38 %) составляют родители, которые серьезно относятся к приобщению детей к культуре родного народа, используя при этом различные формы: общение на родном языке, празднование народных и религиозных праздников, посещение национальных театров, музеев, концертов народной музыки, пение песен. Эти родители понимают роль мультикуль-
турно-развивающей среды музея ДОУ в социокультурном воспитании дошкольника.
Во вторую группу (27 %) вошли родители, которые понимают важность и необходимость социокультурного развития дошкольника на основе духовной культуры своего народа; имеют представления о музейной педагогике, но не имеют достаточных компетенций по данному вопросу, поэтому часто перекладывают эту проблему на старшее поколение.
В третью группу (35 %) вошли родители, которые практически не уделяют внимания социокультурному развитию своего ребенка, в воспитании детей занимают пассивную позицию, не готовы представить свою культуру в мультикультурно-раз-вивающей среде музея ДОУ
Таким образом, обобщение полученных в ходе исследования данных позволило сделать выводы:
- родители понимают, что от уровня владения родным языком зависит желание ребенка приобщиться к культуре своего народа;
- воспитательный потенциал мультикультурно-развивающей среды музея ДОУ способствует: приобщению детей к богатству культуры не только своего народа, но и других этносов, населяющих нашу республику; естественному вхождению дошкольника в мультикультурное образовательное пространство детства;
- при активном участии самих родителей удовлетворяет культурно-образовательные запросы представителей всех этносов, составляющих данную детскую среду.
Следовательно, одним из условий социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста является мультикультурно-развивающая среда музея дошкольного образовательного учреждения, созданная на основе духовной культуры своего народа и культур национальностей детского коллектива.
Список литературы
1. Васильченко Л . С . Музейная педагогика - связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый . 2011. № 12 . Т . 2 . С . 86-89 .
2 . Полонский В . М . Словарь по образованию и педагогике . М . : Высш . шк. , 2004. 512 с .
3 . Мануйлов Ю . С . Средовой подход в воспитании . Костанай: МУСТ, 1997 . 224 с .
4 . Бабунова Е . С . Проектирование и реализация этнокультурной среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения // Си-
бирский пед . журн.2009.№ 3 . С . 123-131.
5 . Сыртланова Н . Ш . Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: дис. . . . канд . пед . наук.
Уфа, 2008. 187 с .
6 . Галкина Т . В . Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического
университета // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 10 (112) . С . 89-93 .
7 . Васильченко Л . С . Развитие нравственно-патриотических чувств как основа работы по краеведческому образованию детей дошкольно-
го возраста // Детский сад от А до Я . 2010 . № 46 . С . 50-53.
Игра «Дружная семейка» (автор: Васильченко л. С.)
Дидактическая задача. Формировать начала мультикультурной компетентности. Учить называть членов семьи на башкирском и родном языках. Расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию у детей ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, семье.
Игровое действие. Рассматривание, отгадывание, группирование.
Материал. Вязаная перчатка с вышитыми портретами членов семьи.
Ход игры (первый вариант): Занятие проводится в музее детского сада. Дети сидят полукругом на своем любимом экспонате - бабушкином коврике. Взрослый вносит перчатку и говорит: «Я потеряла одну перчатку. Сначала расстроилась, а потом решила сделать из нее игрушку. Давайте рассмотрим, кто здесь изображен? Правильно, наши родные. А сейчас их перечислим: дедушка, бабушка, папа, мама, малыш. На каком языке говорили сейчас? Вспомним, как их зовут на башкирском языке. Молодцы, афарин! Ребята, я по национальности -татарка, знаю свой родной язык, поэтому могу говорить и на татарском языке. Послушайте, как это звучит. Какие слова схожи с башкирскими названиями? Как назовем все пальчики вместе? А как прозвучат названия членов семьи на вашем родном языке? Как можно называть эту игру? Взрослый предлагает назвать игру «Дружная семейка». Дети по очереди надевают перчатку и ласково называют членов семьи на разных языках.
(Второй вариант): Взрослый предлагает подумать, что было сначала, что потом. Например, шерсть - пряжа - клубок - перчатка - игрушка. Младенец - ребенок - школьник - взрослый и т.д.
(Третий вариант): Взрослый предлагает обвести карандашами контуры своих пальчиков и разрисовать их. Можно использовать художественное слово. Например, стихи Р. М. Ураксиной «Моя семья».
Игра «Передача платочка» (автор: Васильченко л. С.)
Дидактическая задача. Продолжать работу по формированию начал мультикультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Способствовать развитию ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира. Обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение. Воспитывать уважение к культуре народов РБ, любовь к родному краю.
Игровое действие. Рассматривание, называние.
Приложение
Материал. Два платочка с изображением мальчика и девочки в национальной одежде.
Ход игры (первый вариант): Дети стоят полукругом. Взрослый предлагает вспомнить, какие костюмы народов РБ дети рассматривали в Национальном музее. Вносит платочки, предлагает передавать по кругу и называть элементы костюма.
(Второй вариант): Придумать определения к вышитым словам: батыр, хылыукай.
(Третий вариант): Проводится по технологии ТРИЗ «Оживление предмета». Дети придумывают, как бы эти куклы танцевали и под какую музыку. Вносится мандолина, дети с помощью взрослого подбирают музыку и танцуют:
- Мандолина заиграла,
Заплясали пальчики.
Наш Мишутка в пляс пустился,
Озорные зайчики.
Игра «Мой любимый мешочек» (автор: Васильченко Л. С.)
Дидактическая задача. Продолжать работу по формированию начал мультикультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Закрепить знания детей о народной кукле. Вызвать желание играть с куклами разных национальностей. Подвести детей к умозаключению, что в мире много национальностей и разных кукол. Мы должны научиться общаться, а для этого нужно изучать культуру своих друзей через народные игры и игрушки, с которыми можно ознакомиться в нашем музее.
Игровое действие. Рассматривание, называние.
Материал. Экспонаты из частной коллекции автора: маленькие куклы разных национальностей, расписной мешочек.
Ход игры (первый вариант): Дети стоят полукругом. Взрослый вносит расшитый мешочек, предлагает по очереди доставать предметы и описывать их.
(Второй вариант): Педагог предлагает послушать музыку и определить, для какой куклы звучит данная мелодия.
(Третий вариант): Педагог предлагает найти на детской карте мира, откуда «родом» эти разные, но одинаково прекрасные куклы.
Игра «Многоликий хоровод» (автор: Васильченко Л. С.)
Дидактическая задача. Продолжать работу по формированию начал мультикультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Ознакомить детей с новым экспонатом музея: с панно «Многоликий хоровод», выполненном в стиле батик (авторы: Васильева А., Васильченко Л.). Закрепить названия
национальностей народов мира, дать им имена. Воспитывать чувства дружбы, терпимости, доброты. Формировать ценностное отношение к мастерству, творчеству, искусству человека.
Игровое действие. Рассматривание, называние, обыгрывание.
Материал. Панно «Многоликий хоровод».
Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает поиграть в игру «Мои друзья». Дети произносят:
- Это я, это я, а это все мои друзья (обнимаются).
Вопросы к детям:
- Что вы чувствовали, когда обнимали друг друга?
- Почему говорят: «В любом месте веселее вместе»? Ответы детей. Знакомство с панно. Предложить нарядиться в костюмы народов мира и повести хоровод дружбы:
- Ребята подрастают на Севере, на Юге.
Поют они, играют
И помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть!
В Эстонии и Латвии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем...
Васильченко Л. С., ст. преподаватель, аспирант.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
Ул. Октябрьской революции, 3 а, Уфа, Россия, 450000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.01.2012.
L. S. Vasilchenko
MULTICULTURAL DEVELOPING ENVIRONMENT OF THE MUSEUM OF A KINDERGARTEN AS A CONDITION OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF Pre-School Children
This article discusses multicultural developing environment of the museum of a kindergarten on the basis of the spiritual culture of his people and cultures of ethnic group of children as a condition of social and cultural development of pre-school age children.
Key words: environment, developing environment, multicultural - developing environment, multicultural developing environment of the museum of a kindergarten, museum education, socio-cultural development of children under school age.
M. Akmully Bashkir State Pedagogical University.
Ul. October Revolution, 3 a, Ufa, Russia, 450000.
E-mail: [email protected]