Научная статья на тему 'Формирование медиакомпетентности специалиста дошкольного образования в идеях музейной педагогики'

Формирование медиакомпетентности специалиста дошкольного образования в идеях музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МУЛЬТИМЕДИА / ВЕБСАЙТ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / MEDIA COMPETENCE / CULTURE / MULTIMEDIA / WEB SITE / MUSEUM EDUCATION / VIRTUAL MUSEUM / MUSEUM PRESENTATIONS / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко Лилия Сулеймановна

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования медиакомпетентностей специалистов дошкольного образования. Анализируются и приводятся рекомендации по проектной деятельности в ДОУ при использовании информационных технологий с учетом идей музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Media Competence of Specialist in Preschool Education in Ideas of Museum Pedagogies

This article discusses some aspects of the formation of media competence of preschool education specialists. Analyzes and provides recommendations on the use of project activities in preschool when using information technology, taking into account the ideas of museum pedagogy.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакомпетентности специалиста дошкольного образования в идеях музейной педагогики»

УДК 373.1

© Л. С. Василь ченко

Формирование медиакомпетентности специалиста дошкольного образования

в идеях музейной педагогики

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования медиакомпетентностей специалистов дошкольного образования. Анализируются и приводятся рекомендации по проектной деятельности в ДОУ при использовании информационных технологий с учетом идей музейной педагогики.

Ключевые слова: медиакомпетентность, культура мультимедиа, веб- сайт, музейная педагогика, виртуальный музей, музейная презентация, электронная экспозиция

Уам'/’с/гепко

Development of Media Competence of Specialist in Preschool Education in Ideas of Museum Pedagogies

This article discusses some aspects of the formation of media competence of preschool education specialists. Analyzes and provides recommendations on the use of project activities in preschool when using information technology, taking into account the ideas of museum pedagogy.

Keywords: media competence, culture, multimedia, Web - site, museum education, virtual museum, museum presentations, exhibition

Социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиа средств. Сложность и многогранность взаимодействия медиа и образования отражаются в системе понятий «медиа»: «медиаобразование», «медиакультура», «медиакомпетентность» и т.д. Медиа (от лат. «media» -средство, способ, посредник) - это обобщающее понятие средств коммуникации; посредник, который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром [3]. Остановимся на интеграции медиаобразования с базовым образованием, которая может быть достигнута при максимальном использовании обучающего и воспитательного потенциала медиа для решения различных образовательных задач.

По нашему мнению, востребованность в использовании современных медиа в образовании значительно меняет роль педагога и обучаемого, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Но для того, чтобы окунуться в эту мультикультурную среду виртуального мира, необходимо изменить форму использования медиа, то есть развивать медиакомпетенции в области информационных технологий и компьютерных средств обучения у специалиста дошкольного образования. Медиакомпетентность является необходимой и жизнедеятельностной чертой конкурентноспособного специалиста и

является важнейшей составляющей его имиджа. Под медиакомпетентностью следует понимать совокупность мотивов, знаний, умений, способностей (информационная, методическая, практикооперационная), способствующих медиаоб-разовательной деятельности слушателей различного возраста [4].

Следовательно, для современного специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики, необходимо владение следующими медиакомпетентностями:

- воспринимать и понимать содержание медиатекста;

- оценить достоинство и недостатки записи звука, анимаций в движении;

- изучать новые направления работы в трехмерном пространстве;

- использовать качественные изображения для музейной презентации;

- разрабатывать свой собственный медиапродукт, сочетая его с креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа.

Интеграция вышеперечисленных умений в информационном мире и в мире музейной педагогики приводит к образованию новых технологий в содержании, что способствует увеличению познавательного интереса и потребности в их освоении.

Мы считаем, что медиакомпетентность специалиста дошкольного образования является актуальной, но недостаточно разработанной

проблемой в теории и практике образования. Был проведен предварительный опрос и анкетирование в области применения медиа и выявлены уровни медиакомпетентности у студентов заочного отделения кафедры дошкольной педагогики БГПУ им. М. Акмуллы. В анкетировании принимало участие 93 респондента. По результатам опроса были выявлены следующие уровни медиакомпетентности: нулевой - 37(41%); базовый - 48(52%); уверенный пользователь ПК-8 (7%) респондентов.

При этом респонденты подчеркнули, что владение информационными технологиями способствовало бы эффективному решению воспитательно-образовательных задач музейной педагогики. Некоторые из них высказали мнение о том, что уровень их профессиональной подготовки не позволяет грамотно использовать возможности Интернета и мультимедийного оборудования. Очевидно, что проведение курсов повышения квалификации по информационным технологиям для специалистов дошкольного образования было бы востребованным и своевременным. Частично данная проблема была решена на базе научно-методического центра дошкольного образования при БГПУ им. Ак-муллы (зав. кафедрой д-р пед. наук, проф. А.Г. Абсалямова). Так, в 2009 г. 18 руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Уфы прошли подготовку по проблеме «Информационные технологии в управлении ДОУ». На основе анализа анкет руководителей был выявлен спрос в дошкольных образовательных учреждениях на специалистов - уверенных пользователей ПК. В связи переходом в автономный режим функционирования данная проблема усложняется, так как родители - социальные заказчики образования - предъявляют вполне обоснованные требования к качеству предлагаемых услуг. Не умаляя значения традиционного воспитательно-образовательного пространства ДОУ, все же приходится констатировать: современный дошкольник более интегрирован в мировой культурный процесс и нуждается в «продвинутой» развивающей среде. Причиной тому является улучшение условий жизни, проведение культурного досуга и информационная насыщенность детей и взрослых. Учитывая данный факт и современные требования в медиакомпетентности к специалистам дошкольного образования, в учебные программы вуза введен курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», который предусматривает при-

менение программы Ш;е1 «Обучение для будущего». Данная программа адаптирована к образовательным системам различных стран. Основная цель программы: формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием мультимедиа в информационной образовательной среде, которая опирается на умения и качества человека XXI века: ответственность и адаптивность, коммуникативность, креативность и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, направленность на саморазвитие, социальная ответственность и т.д. [4]. В рамках данной программы были разработаны следующие проекты: «Моя коллекция», «Музей детства», «Музеи родного города», «Детская игрушка», «Игрушки наших дней», «Игрушки бабушек или дедушек», «Игрушка моего детства» и т.д. Для системы дистанционного обучения нами были выполнены следующие проекты: «Майский венок», «Опять весна на белом свете...», «Музей песочных фигур», «Музей Памяти» и «Дошкольникам о Куинджи». Все эти данные оказывают значительное влияние на формирование новых моделей социокультурных объектов.

Если в Х1Х-ХХ столетиях музей рассматривался в первую очередь, как храм, в котором собираются и хранятся предметы культурного наследия, то современный музей, ни в коей мере не умаляя своих традиционных функций, обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках культурных ценностей [3].

В XXI в. в обществе происходят стремительные изменения: бурно развиваются информационные технологии и средства массовой информации, усиливается конкуренция в сфере досуга и индустрии туризма. Одновременно люди стремятся знать больше о прошлом своей страны, края, и семьи. Под влиянием перечисленных факторов происходит формирование новых современных моделей социокультурных объектов. Примером этому являются виртуальное пространство, виртуальные экспозиция и музей. Термин «Виртуальный музей» появился в русскоязычном Интернете около 15 лет назад. В словаре актуальных музейных терминов под «виртуальным музеем» понимается «созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве» [2]. Вирту-

альный музей можно рассматривать как тип вебсайта, оптимизированного для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-

технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам. Одним из лучших в мире виртуальных музеев является Государственный Эрмитаж, который успешно реализовал обе эти возможности. Для виртуальных экскурсий используется Java-апплет HotMedia, а для поиска экспонатов - технология QBIC (Query By Image Content). Причем в этом ракурсе поиск информации по виртуальному музею осуществляется не только по ключевым словам, но и по цветовой гамме или композиции. Одним из первых, кто распознал потенциал вебсайт-музеев, был глава фирмы Microsoft - Билл Гейтс. С 1989 г. он скупает права на высококачественное цифровое воспроизведение предметов искусства, исторических артефактов и ценных рукописей. На первых порах для посетителей «Виртуальных музеев» создавались локальные справочные и информационные компьютерные системы, которые размещались в информационной зоне или в залах музея. Обращаясь к таким системам, посетитель мог изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Современные программные комплексы, ориентированные на работу с посетителями, отличаются не только более совершенными техническими устройствами и технологическими решениями, но и концептуальным содержанием, способом организации и представления информации посетителю. Такие понятия, как «Виртуальная экспозиция», «Виртуальная выставка»,

«Виртуальный музей» прочно входят в обиход не только музейных специалистов, но и самих посетителей, особенно - молодежной аудитории. Для современной эпохи характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд. Новое поколение, практически неспособное воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, ориентируется на этот тип культуры, и предпочитает получать информацию, представленную виртуально. Одной из наиболее характерных черт музея XXI века является смещение акцентов в понимании миссии музея. Это наглядно демонстрируется с помощью виртуального му-

зея. Таким образом, жизнь ставит перед нами проблему: как эффективно в педагогических целях использовать данный уже свершившийся факт - перемещение человеческого внимания в новое цифровое пространство, сконцентрированное в виртуальном мире ПК и Интернет (не всегда оправданное с валеологической точки зрения). На наш взгляд, открытие в сайтах ДОУ виртуальных музеев - музеев детства - способствовало бы реализации многих аспектов музейной педагогики, которая является педагогической наукой, ориентированной на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Но, к сожалению, приходится констатировать, что количество детей дошкольного возраста, посещающих музеи, минимальное. Этому есть объяснение: данная категория посетителей ходит в музеи только в сопровождении взрослых. Каким образом решить данную проблему? Мы предлагаем следующее: нужно повысить мотивацию к посещению музеев у взрослых - родителей и педагогов. С этой целью в сайтах ДОУ открыть виртуальный музей, где будут экспонироваться электронные путеводители музеев, которые посетил и создал автор (родители и педагоги). А руководитель (модератор) виртуального музея будет регулярно помещать рекламные ролики о предстоящих выставках, экспозициях в городе, о новых акциях, конкурсах и т.д. Данный проект рассчитан на психологический фактор: мы всегда с большим желанием участвуем в мероприятиях, о которых нам сообщают знакомые, друзья и родственники.

Таким образом, дети с музейными экспозициями знакомятся сначала в виртуальном музее ДОУ, а потом уже происходит встреча с подлинником в музейных залах. Обращаем внимание и на такой положительный момент: не все семьи имеют возможность посещать Лувр, Эрмитаж и т.д., а виртуальный музей детства дает им этот шанс. Приведем пример долгосрочного проекта из опыта работы специалиста дошкольного образования Л.С. Васильченко, по организации данной работы.

Проект 1. «Лунные пейзажи Куинджи»

Участники проекта: студенты, преподаватели БГПУ им. М. Акмуллы; дети, родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Уфы №60, 80, 174, 253.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания ребенка. Учитывая, что период детства является временем, когда заклады-

вается база общечеловеческих ценностей - базис личностной культуры, необходимо побуждать детей к овладению духовным опытом человечества в соответствии с требованиями современного общества с помощью информационных и музейных технологий.

Цель проекта: с помощью виртуального музея познакомить детей с великим русским художником - пейзажистом, «лунопоклонником»

А. Куинджи. Развивать в детях художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление, обогащать словарный запас. Вызвать у детей желание посетить выставку работ мастера из собрания Русского музея вместе с родителями.

Реализация проекта.

1 .Беседа с детьми о детстве и юности Куинд-жи, рассказ о пытливом мечтателе, который задался целью открыть секреты света - яркого солнечного и мерцающего лунного.

2. «Пейзажная прогулка» по залам Виртуального музея.

3. Участие в открытии выставки «Архип Ку-инджи, из собрания Русского музея» в залах Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

4. Посещение виртуального филиала Русского музея в информационно -образовательном центре Академии искусств г. Уфы.

5. Проведение психофизической гимнастики «Лунная сказка».

6. Художественно - продуктивная деятельность с детьми, родителями, педагогами и студентами.

Рефлексия.

Детство - это мир, который объединяет взрослых и детей. Прогулки с детьми по залам музеев - это прокладывание тропинки к душе ребенка.

Проект 2. «Яприглашаю Вас в музей»

Участники проекта: дети, родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Уфы НШДС №4; ДОУ №46, 57, 60, 80, 174 г. Уфы Республики Башкортостан.

Актуальность проекта.

Ребенок дошкольного возраста постигает смысл ценностей, которые будут определять его

образ человека. Музеи помогают включить общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир ребенка. Лишь тогда он сможет осознать связи, существующие между нами и нашими предками, и не растерять историкокультурный опыт человечества.

Цель проекта: развитие у детей и родителей мотивации и интереса к посещению музеев, обогащение социокультурного опыта детей дошкольного возраста.

Реализация проекта.

Проект реализуется по следующему алгоритму:

- установка цели, исходя из интересов и потребностей детей;

- привлечение родителей;

- планирование движения к цели;

- обсуждение плана с семьями воспитанников;

- обращение за консультацией к специалистам (творческий поиск);

- совместная разработка проекта и размещение на стенде, сайте детского сада;

- сбор информации (изучение схем);

- проведение бесед, наблюдения, экскурсии, рассматривание слайд-шоу;

- выполнение исследовательских работ детьми, родителями, педагогами;

- презентация проекта. Составление красочного альбома с фотографиями музеев, в которых побывал автор;

- завершение проекта. Выступление на круглом столе, на родительском собрании, обобщение опыта работы в виде виртуальных экскурсий.

В виртуальном музее можно организовать Парад Музеев дошкольных образовательных учреждений, существующих в данном городе, селе и т.д. Использование метода проектов позволяет эффективно решать важные задачи воспитания мультикультурной компетентной личности дошкольника.

Но для воплощения данных проектов требуются специалисты дошкольного образования, владеющие компетентностями как в информационных технологиях, так и в проблемах музейной педагогики. Работа над данными проектами повышает медиакомпетентности будущих специалистов дошкольного образования и помогает им обогатить содержание преддипломной практики.

Литература

1. Абсалямова А.Г. Мультикультурная направленность регионального содержания дошкольного образования в Республике Башкортостан // Педагогический журнал Башкортостана. - 2006. - №2. - С. 69-80.

2. Смирнова Т. Виртуальный музей // Музей. - 2010. - №8. - С. 24-26.

3. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - №3. С. 26-54.

4. Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа. - М.: Гранд, 2004. - 164 с.

Васильченко Лилия Сулеймановна, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы. E-mail: vasilchenko.l@mail.ru

УДК 378.046

© Т.Н. Колышкина

Обеспечение профессиональной готовности педагога к работе в интеграционном образовательном пространстве

В статье рассматриваются составляющие профессиональной готовности педагога к работе в интеграционном образовательном пространстве. Раскрывается механизм обеспечения профессиональных компетентностей через деятельность ресурсной лаборатории многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, образовательное пространство, ресурсная лаборатория.

T.I. KofysMina

Providing of Teacher’s Professional Readiness to Work in Integrative Educational Space

In the article special attention is paid to the components of professional readiness of teachers to work in the in the integration educational space. Mechanism for providing professional competencies is activities of the resource laboratory of the establishment of extended education for children.

Keywords: professional readiness, professional competence, educational space, resource laboratory

Современные реформы образовательной системы Российской Федерации, основанные на социокультурной модернизации, предъявляют к участникам образовательного процесса качественно новые требования, одним из которых является профессиональная готовность педагога к работе в инновационном режиме, к оптимизации ресурсов образовательной среды, творческой актуализации собственного профессионального опыта.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения является одним из основных требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. Залогом успешной реализации образовательной программы являются также созданные в системе образования «условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность

восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений» [6]. Те же требования относятся и к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).

Все это обусловливает необходимость постоянно наращивать и совершенствовать профессиональную компетентность педагога. Характеристики этого феномена стали предметом исследования целого ряда специалистов. Нам представляется наиболее важной позиция

В.А. Сластенина, который устанавливает логическую связь и преемственность двух категорий: «готовность» и «компетентность» в процессе педагогического образования. Он определяет профессиональную готовность педагога как совокупность профессионально обусловленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.