СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.2 Л.С. Васильченко
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются проблемы специалистов ДОУ, реализующих в своей деятельности идеи музейной педагогики. На основе анализа проведенных исследований намечены перспективы развития по выявленным проблемам.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, музейная педагогика, мультикультурная среда музея дошкольного образовательного учреждения, социокультурное развитие дошкольника.
L.S. Vasilchenko
PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATION SPECIALIST ON THE PROBLEM OF MUSEUM PEDAGOGY: REALITY AND PROSPECTS
The article deals with the problem of preschool education specialists, who implement the idea of museum pedagogy in their activity. The prospects of the development on the revealed problems have been outlined on the basis of the analysis of carried out studies.
Keywords: competence, competency, museum pedagogy, multicultural environment of the museums ofpreschool educational institution, socio-cultural development ofpre-schooler.
В последнее десятилетие, особенно после публикации «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность». Тем не
менее устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам. И все же попытаемся разобраться, что такое «компетентность». Как трактуется данное понятие в разных источниках?
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО,1997) компетентность определяется как [3]:
1. Способность делать что-либо эффективно.
2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
3. Способность выполнять особые трудовые функции.
То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.
Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е. компетенции) рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. Данное определение усматривает два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на личностном качестве человека, т.е. компетенция как характеристика человека, другие -как составляющие его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем. А что тогда означает термин «ключевые компетенции» и каково его наполнение? Попробуем разобраться в данном вопросе. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключе-
вые компетенции - 2000» [3] указывается, что они используются в повседневной жизни при осуществлении образовательной деятельности, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих сферах жизни и служащие залогом успеха и эффективного функционирования общества» [4]. Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определено пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [3]:
- политические и социальные компетенции;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
- способность учиться на протяжении жизни.
Виды компетенций в зарубежных и российских образовательных моделях содержат в себе три больших его класса:
- профессиональные;
- надпрофессиональные;
- ключевые компетенции.
Нас заинтересовала точка зрения на проблему компетенций исследователя В. Хутмахера. В своем докладе на симпозиуме в Берне
(1996) он отметил, что «ключевых» компетенций может быть всего две - уметь писать и думать или семь: учение, исследование, думание, общение, кооперация, уметь делать дело, принимать себя. Таким образом, во всех подходах к определению «компетенция», как и понятия «компетентность», определяющим является опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию, действию в неопределенных условиях. Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А. Зимняя, компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью [2, с. 48]. По определению Д.Б. Эльконина, компетентность - это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов [там же]. Следуя логике положений, представленных в работах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова и П.М. Эрдниева, мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Таким образом, компетентность специалиста можно определить как интегратив-ную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям
профессиональной деятельности в тех или иных социально-экономических условиях. При этом считаем уместным напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». На наш взгляд, компетенция - это заданное требование к специалисту, а компетентность - актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности. В своей работе мы будем рассматривать проблемы компетентности специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики. Каковы его компетенции? Актуальны ли для его личностного развития предложенные компетенции? Как обстоит дело в реальной практике и каковы перспективы развития данного направления? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
В сфере дошкольного образования проведены исследования профессиональной компетентности педагогов (И.В. Бичева), профессионально - значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В. Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И. Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя
предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать
педагогические задачи стратегического, тактического, оперативного уровней (В.Е. Морозова).
Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области музейной педагогики, не проводилось. Недостаточно выявлены специальные - музейно-культурные, мультикультурные -компетенции специалиста по работе с воспитанниками в музее дошкольного образовательного учреждения. Если и проводились исследования по мультикультур-ному образованию (А.Г. Абсаля-мова) [1], рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы музейной педагогики. Таким образом, имеется противоречие между недостаточной разработанностью и практической необходимостью определения компетенций для профессионального развития педагога ДОУ по проблеме музейной педагогики. Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре с помощью специалиста, владеющего специальными компетенциями, которые, в конечном счете, и обеспечат успешную деятельность, очевидна. Поиск разрешения противоречия, как в теоретическом, так и практическом аспекте, привел нас к проведению исследования с целью выявления и обоснования профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики, а также определению перспектив его
развития по выявленным проблемам.
В исследовании принимало участие 67 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Уфы. Организация исследования включала: анкетирование, первичную обработку полученных данных, анализ результатов исследования и на основе полученных данных составление паспорта компетенций специалиста и рекомендаций для оптимизации работы по направлению музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях. Проиллюстрируем ход исследования.
Первые три вопроса респондентам были информативного характера и включали сведения о респонденте, об образовательном учреждении.
Следующий вопрос выявлял компетентность педагога в понятии «музейная педагогика».
Ответы респондентов выглядели следующим образом:
- 10 (15 %) респондентов оставили вопрос без ответа;
- 19 (28 %) респондентов содержание понятия раскрыли близко к научному толкованию;
- 18 (27 %) респондентов понятие связывают с этнографическим музеем ДОУ, с национальными традициями;
- 19 (28 %) респондентов понятие связывают с нравственно-патриотическим воспитанием;
Комментарии. У подавляющего большинства респондентов понятие «музейная педагогика» ассоциируется с тем музеем ДОУ, где они работают. Как правило, это музеи этнографического, краеведческого профилей. Наиболее
часто встречающееся толкование выглядит таким образом: «Музейная педагогика-это ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой, бытом народа». Ответы респондентов наглядно показывают нам о недостаточной компетентности педагогов по данной проблеме и указывают на необходимость системной работы с ними по этому направлению.
На вопрос о наличии музея в дошкольных образовательных учреждениях 62 респондента ответили утвердительно (92,6 %); 5 респондентов (7,4 %) заявили об их отсутствии.
Комментарии. При такой «радужной» информации о количестве музеев в дошкольных образовательных учреждениях мы склонны придерживаться мнения, что не все заявленные музеи соответствуют статусу «музей». К сожалению, приходится констатировать, что речь идет о «мини-музеях», об уголках национальной культуры. Не умаляя значение вышеназванных развивающих зон, на наш взгляд, для реализации идей музейной педагогики необходимо наличие музея ДОУ. Тем более когда речь идет о музейно-культурной компетентности специалиста современного дошкольного образовательного учреждения.
По мнению респондентов, из 62 заявленных музеев ДОУ:
- 12 (20 %) исторического профиля;
- 7 (11,5 %) этнографического профиля;
- 7 (11,5 %) художественного профиля;
- 2 (3,2 %) краеведческого профиля;
- 2 (3,2 %) естественнонаучного профиля;
- 1 (1,5 %) музыкального профиля;
- 14 (23 %) другое.
Остальные 17 (27 %) респондентов не смогли определить профиль музея.
Комментарии. Затруднения педагогов в классификации музеев выявляют их недостаточную компетентность по данной проблеме. Например, музеи «Пчела» и «Чудо-дерево» нужно было бы отнести к музеям естественнонаучного профиля. Также мы отметили, что респондентами не было заявлено ни одного музея технического и литературного профилей.
На вопрос о взаимодействии ДОУ и семьи по направлению музейной педагогики ответы выглядят следующим образом:
- 39 (58,2 %) респондентов считают, что данная работа проводится в виде сбора экспонатов для музея ДОУ;
- 6 (9 %) респондентов - в виде совместных праздников, открытых занятий;
- 5 (7 %) респондентов представляют работу в виде совместных экскурсий;
- 3 (4,5 %) респондента думают, что это - участие в конкурсах;
- 3(4,5 %) респондента видят работу в составлении шежере (родословной);
- 3 (4,5 %)респондента представляют работу в виде анкетирования, бесед;
- 3 (4,5 %)респондента думают, что это - устройство выставок семейных коллекций;
- 1 (1,4 %) респондент видит участие в круглых столах;
- 1 (1,4 %) респондент представляет фотосъемку, видеозапись музейных мероприятий;
- 1 (1,4 %) респондент ответил, что у него нет родителей;
- 2 (2,9 %) респондента оставили вопрос без ответа.
Комментарии. При обработке анкет наше внимание привлек ответ респондента: «У наших детей нет родителей». При личной беседе с молодым специалистом из Дома ребенка выяснилось, что она давно хотела выяснить, каким образом хотя бы частично компенсировать отсутствие родителей, домашнего тепла и семейного уюта в учреждениях закрытого типа. Во время консультации специалиста приняли решение привлечь Совет ветеранов и с их помощью создать музей «В гостях у бабы Мани». Составили план работы, циклы занятий: «Бабушка - сказочница», «Бабушка-рукодельница» и т.д. Таким образом, анкетирование выявило еще одну проблему-отсутствие технологии работы по музейной педагогике с детьми, лишенными родителей, и актуальность курсов повышения квалификации по данной проблеме.
На вопрос, что послужило причиной открытия музея дошкольного образовательного учреждения, ответы выглядят следующим образом:
- 15 (24 %) респондентов не указали причину открытия музея
ДОУ;
- 11 (17,7 %) респондентов указали, что стимулом явилось объявление районного конкурса музеев ДОУ;
- 7 (11,2 %) респондентов считают, что открытие музея способствует углубленной работе по краеведческому образованию;
- 6 (8,9 %) респондентов ответили, что причиной послужило наличие накопленного материала по национально-региональному компоненту дошкольного образования;
- 5 (8 %) респондентов видят причину в интересе к прошлому;
- 3 (4,8 %) респондента считают, что причиной служит потребность в новых формах работы по духовно-нравственному воспитанию;
- 3 (4,8 %) респондента указали, что музей является необходимым компонентом всестороннего развития дошкольника;
- остальные 17 (27,4 %) респондентов считают, что открытию музея способствовала личная активность педагогов.
Комментарии. Те респонденты, которые не смогли указать причину открытия музея ДОУ, либо являются новыми сотрудниками и это говорит о непостоянстве кадрового состава в данных учреждениях, либо вообще не проявляли заинтересованности к данному вопросу. Мы же придерживаемся мнения, что работа в музейной среде требует от педагога активной жизненной позиции, духовности и стремления к самообразованию. Если педагог - личность, то он всегда найдет повод открыть музей для социокультурного развития детей. А причина одна: музей является тропинкой к душе ребенка.
Информация от респондентов о перечне экспонатов в музеях ДОУ ранжируется таким образом:
1. Предметы быта.
2. Национальная одежда, головные уборы, обувь.
3. Куклы разных народов.
4. Декоративно-прикладное искусство.
5. Фотографии, открытки.
6. Детские книги.
Без комментариев. На вопрос о перспективах развития музея ДОУ, т.е. о новых экспозициях, ответы респондентов выглядят следующим образом:
- 15 (24 %) связывают с экспозицией к 65-летию Победы;
- 6 (9,6 %) планируют пополнить имеющиеся экспозиции;
- 5 (8 %) видят мини-музеи в группах ДОУ;
- 2 (3,2 %) планируют открыть экспозицию о национальной кухне;
- 2 (3,2 %) связывают с экспозицией о башкирской пчеле;
- 2 (3,2 %) планируют выставку тюбетеек и калфаков;
- 6 (9,6 %) связывают экспозицию так или иначе с Башкортостаном;
- 24 (38,7 %) респондента оставили вопрос без ответа.
Комментарии. Огорчает тот факт, что 38,7% респондентов оставили без внимания данный вопрос. Мы предполагаем, что в данных ДОУ нет перспективных планов развития музея. А это означает, что работа в музее ведется бессистемно, от случая к случаю.
На вопрос о наличии музеев в близлежащих школах и ДОУ:
- 53 (79 %) респондентов ответили утвердительно;
- 14 (21 %) респондентов не владеют информацией.
Комментарии. При сопоставлении положительных ответов респондентов со следующим пунктом анкеты выяснилось, что из них лишь 30(44%) сотрудничают с музеями близлежащих школ и ДОУ. На наш взгляд, остается невостребованным опыт работы коллег в музейной среде образовательного учреждения. Для оптимизации работы в этом направлении мы предлагаем составить отдельный план работы по преемственности между ДОУ и школой, используя образовательный потенциал музеев данных учреждений. Как правило, руководителями школьных музеев работают опытные профессионалы (например, гимназии № 105, 48, 65, 80, 109 г. Уфы), и сотрудничество с ними значительно повысило бы музей-но-культурные компетенции педагогов ДОУ.
С музеями г. Уфы сотрудничают 37 (55,2 %) респондентов из 67 опрошенных.
Комментарии. При обработке анкет обратили внимание на тот факт, что многие педагоги отмечают о своем желании посещать с детьми музеи г. Уфы. Но руководители ДОУ не разрешают проведение выездных экскурсий, мотивируя требованиями безопасности к жизни и здоровью детей. Данную проблему можно было бы решить организацией экскурсий выходного дня с привлечением попечительских Советов родителей. Лично сами педагоги посещают музеи: «часто» - ответили 19 (28 %) респондентов, «редко» -48 (72 %).
Рекомендации педагогов для музейных работников по работе с детьми дошкольного возраста выглядят так:
- разработать программу работы с детьми дошкольного возраста;
- адаптировать имеющуюся информацию для детей дошкольного возраста;
- в конце экскурсий использовать «сюрпризные» моменты.
Из 67 опрошенных респондентов курсы повышения квалификации по направлению музейной педагогики прошли 3 (4,5 %) педагога.
Комментарии. При качественной обработке анкет обращает на себя внимание на тот факт, что наиболее востребованными являются следующие направления:
- деятельность дошкольного образовательного учреждения по музейной педагогике;
- методические аспекты музейной педагогики;
- обучение технологиям работы в этнографических музеях
ДОУ;
- личностное развитие дошкольника в мультикультурной среде музея детского сада.
На вопрос об оказании методической помощи воспитателям ДОУ наиболее типичным является ответ: помогаю воспитателям подбирать литературу по подготовке к занятиям.
Комментарии. Методической литературы по музейной педагогике в ДОУ достаточно, - ответили 14 (21 %) респондентов, «недостаточно» - 51 (76 %) респондент. Педагоги подчеркнули, что, владея информационными техно-
логиями, частично можно было бы решить данную проблему. Однако уровень их профессиональной подготовки не позволяет грамотно использовать возможности Интернет - сети, мультимедийного оборудования. Очевидно, проведение курсов повышения квалификации по информационной компетентности педагогов было бы востребованным и своевременным. Частично данная проблема была решена на базе НМЦ дошкольного образования при БГПУ им. М. Акмуллы: за 2009 год 18 руководителей ДОУ г. Уфы обучались информационным технологиям при управлении ДОУ.
В каких методических пособиях по направлению музейной педагогики нуждаются специалисты ДОУ?
Первичная обработка анкет выявила, что у 18 (27 %) респондентов нет запросов, а у остальных 49 (73 %) респондентов ответы в обобщенном виде выглядят таким образом: педагоги нуждаются в методических пособиях об организации музея в современном ДОУ; циклах занятий по ознакомлению дошкольников с предметами быта народов, населяющих Республику Башкортостан; планах - конспектах развлечений в музейной среде; методических материалах по проведению экскурсий в музеях г. Уфы; информации о музеях мира.
Комментарии. Последний вопрос выявлял представления респондентов о музее Детства. 14 (21 %) респондентов оставили без внимания данный пункт анкеты.
По представлению остальных 53 (79 %) респондентов Музей
детства в обобщенном виде выглядит так: «Большое и светлое помещение, в котором будут игрушки и костюмы детей разных поколений. Сюда придут счастливые дети в сопровождении любящих родителей. Они будут играть, примеряя на себя костюмы детей разных эпох. Папы и мамы, бабушки и дедушки будут вспоминать свое детство, свои игры и включатся в игры детей».
Таким образом, обобщение полученных в ходе исследования данных позволило выявить проблемы специалистов ДОУ, реализующих в своей деятельности идеи музейной педагогики. Каковы эти проблемы? В каком направлении нужно работать, чтобы решить выявленные проблемы? Каковы перспективы развития музеев ДОУ?
Для конструктивного решения поставленных вопросов необходимо: во-первых, составить про-фессиограмму компетенций специалиста дошкольного образования, реализующего в своей деятельности идеи музейной педагогики, а также наметить перспективы развития музея по выявленным
проблемам; во-вторых, составить программу спецкурса по музейной педагогике для будущих специалистов ДОУ; в-третьих, организовать КПК, практикумы, мастер-классы с участием музейных педагогов; в-четвертых, разработать методические рекомендации по созданию развивающей мульти-культурной среды музея ДОУ; в-пятых, открыть в сайтах ДОУ виртуальные музеи детства.
Литература
1. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образовательное пространство в организации воспитательного процесса дошкольных учреждений Республики Башкортостан // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та: Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - С.81-85.
2. Асадуллин Р.М., Васильев Л.И., Иванов В.Г. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография. - Уфа: Вагант, 2008. - 132с.
3. Иванов Д.А. Компетентности и ком-петентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. -32 с.
4. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT.
Васильченко Лиля Сулеймановна, методист НМЦ ДО кафедры дошкольной педагогики, аспирант ГОУВПО БГПУ им. М. Акмуллы, педагог-психолог высшей категории. E-mail: vasilchenko. [email protected]
Vasilchenko Lilya Suleimanovna, methodologist of SMC PE, department of preschool pedagogy, postgraduate student, M.Akmulla Bashkir State Pedagogical University, teacher-psychologist of higher category.