УДК 373.2016:069 ББК 74.100.55
Васильченко Лилия Сулеймановна
старший преподаватель кафедра дошкольной педагогики БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Vasilchenko Liliya Suleymanovna
Senior Lecturer Chair of Preschool Pedagogy Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Ufa
Педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Pedagogical Environmental Complex of Preschool Children’s Socio-Cultural Development by Means of Museum Pedagogy
В статье анализируются культурологические составляющие педагогического процесса, стимулирующие социокультурное развитие детей на основе духовной культуры своего народа и культур национальностей детского коллектива.
This article analyzes the cultural components of educational process to encourage children’s social and cultural development on the basis of the spiritual culture of its people and cultures of nationalities in children’s team.
Ключевые слова: социокультурное развитие детей, музейная
педагогика, мультикультурно-развивающая среда музея детского сада, Виртуальный музей Детства, воспитательно-образовательное пространство музеев.
Key words: children’s social and cultural development, museum pedagogy, multicultural developing environment of kindergarten museum, Virtual Museum of Childhood, educational-and-upbringing space of museums.
На современном этапе в дошкольном образовании
актуализируется роль культурологической составляющей педагогического процесса, стимулирующей социокультурное развитие детей на основе
духовной культуры своего народа и культур национальностей детского коллектива. В связи с этим использование музейной педагогики, как средства социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста обусловлено потребностью дошкольных образовательных учреждений, а так же введением Федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655).
Проблеме социокультурного развития детей посвящены диссертационные исследования С. А. Андреевой, Л. И. Канина, К. И. Чижовой, Л. Н. Шабатура, О. В. Федоскиной. Отдельные аспекты социокультурного развития детей освещаются в исследованиях и публикациях Т. Ю. Бильгильдеевой, Р. Н. Бунеева, Э. В. Андреевой, Т. М. Кондратенко, Н. Я. Большуновой, Е.А. Медведевой, Л.М.Захаровой. Анализ источников по данной проблеме показал, что в справочной литературе сформулирована дефиниция «социокультурное развитие детей». В исследованиях Н. Я. Большуновой социокультурное развитие представляет собой процесс восхождения ребенка в культуру, открытия для себя горизонта человеческих ценностей (истины, правды, добра, красоты), пространства собственно человеческого становления [1, с. 14]. В своём диссертационном исследовании К. И. Чижова отмечает: «Социокультурное развитие ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходит его физическое приспособление к социуму, к среде обитания, определение и усвоение своей экологической ниши, как ниши безопасности. Второй этап — постижение самого себя, формирование «я -концепции», постижение окружения, достижение определенного уровня социального развития...»[2, с.23].
Применительно к детям старшего дошкольного возраста понятие «социокультурное развитие детей» рассматривается как процесс социально контролируемого вхождения ребенка в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей при непосредственном участии значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза. Таким образом, дошкольное детство является периодом в жизни человека, когда происходит интенсивное становление социокультурного опыта, формирование таких качеств, как самостоятельность, социальная активность, нравственность, духовность, самопознание, формирование рефлексивной позиции и т.д. Многочисленные исследования ученых свидетельствуют, что без целенаправленного формирования данных
36
качеств невозможно воспитание у детей стойких убеждений, умения жить и работать по нормам нравственности в настоящем и будущем. Исследования Е.С.Бабуновой, А.Г.Гогоберидзе, С.А.Козловой, Т.С.Комаровой, Л.В.Коломийченко, О.А. Соломенниковой, Р.М.Чумичевой показывают решение данной проблемы через приобщение ребенка к народной культуре; Р.Л.Агишева, А.Г.Азнабаева, Р.Х.Гасанова, Л.М.Кашапова, А.В.Колбина, З.Ф.Нафикова, А.Ф.Фазлыева выделяют в своих исследованиях роль национальных ценностей башкирского народа в воспитании дошкольников; исследования А.П.Оконешниковой, Л.А.Парамоновой, Е.Ю.Протасовой, Н.Ш.Сыртлановой посвящены раскрытию особенностей общения детей разных национальностей. На наш взгляд, для решения данной задачи целесообразно обратиться к музейной педагогике, которая, как известно, ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. При этом отметим, что проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики до настоящего времени не была объектом специального исследования. В исследованиях А.М.Вербенец, Т.Н. Панкратовой, Л.В.Пантелеевой, Н.Д.Рева, О.В.Мельниковой, А.Н.Морозовой, Т.В.Чумаловой и М.Ю.Юхневич музейная педагогика рассматривается как приобщение ребенка к сокровищам художественной культуры, а не как средство социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, актуальность проблемы исследования на социальнопедагогическом уровне (содержание музейной педагогики должно обеспечить интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру); на научно-теоретическом уровне (научное осмысление и методологическое обоснование потребностей субъектов многонационального общества в удовлетворении культурных и духовных запросов в музейно-образовательном пространстве); на научно-методическом уровне (необходимость разработки содержания, методического сопровождения и создания необходимых педагогических условий для реализации социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики) обусловлена рядом как традиционных, так и новых противоречий между:
37
- общественной потребностью, ориентированной на сохранение культурного наследия каждого народа в условиях многонационального государства, и образовательной практикой работы дошкольного учреждения, осуществляемой без учета взаимодействия культур;
- необходимостью социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в многонациональных дошкольных учреждениях и недостаточным обоснованием теоретических подходов к их реализации;
- введением в содержание образовательного процесса современных дошкольных образовательных учреждений средств музейной педагогики с учетом ФГТ и отсутствием комплексной методической поддержки, ориентированной на многонациональную среду дошкольников.
На основании выявленных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в решении следующих вопросов: «Каковы педагогические условия, необходимые для социокультурного развития дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества? Каким образом применение современных средств музейной педагогики может оптимизировать социокультурное развитие дошкольника?» На наш взгляд, социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- определено содержание социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста;
- комплексное использование средств музейной педагогики, как-то: мультикультурно-развивающая среда музея детского сада, где представлены культуры детей и взрослых данного дошкольного учреждения; Виртуальный музей Детства, представленный на сайте детского сада; воспитательнообразовательное пространство музеев города.
Рассмотрим данные педагогические условия социокультурного
развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной
педагогики. В теории и практике педагогики существует множество трактовок
38
и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия», в частности. В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать» [3, С.421]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит»[4,с.729]. Но для нас важна педагогическая трактовка данного понятия, поэтому мы придерживаемся взглядов Н.Ш. Сыртлановой: «Условие - это категория, отражающая зависимость одного предмета (явления) от другого и включающая комплекс определенных организационно педагогических мероприятий [5, с. 349]. Одним из условий социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста является определение его содержания. В ФГТ представлены интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Используя их, мы составили портрет выпускника современного дошкольного образовательного учреждения осуществляющего социокультурное развитие детей средствами музейной педагогики.
Портрет растущей личности выпускника ДОУ
1. Бережно относится к окружающей среде.
2.Умеет сообща трудиться на всеобщую пользу.
3.Может самостоятельно заниматься выбранным делом.
4.Умеет устанавливать контакты с другими детьми.
5.Умеет спокойно отстаивать свое мнение.
6.Действует по правилам, предложенными взрослыми.
7. Придерживается правил, заранее оговоренных с другими детьми.
8. Уважительно относится к взрослым.
9. Умеет выслушивать собеседника и без надобности не перебивать его.
10.Заботливо относится к малышам.
11. Сочувствует и приходит на помощь при затруднениях других детей.
12. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах.
13.Умеет ограничивать свои желания.
14.Пользуется вежливыми формами обращения.
15.Умеет приветливо обращаться с вопросами.
16. Может кратко представить себя.
17. Знает свои корни, семейные традиции.
18.Дружелюбно относится к культуре иных национальностей.
19.Проявляет интерес к посещению музеев.
20.Имеет представление об обществе, его культурных ценностях.
В воспитательно-образовательном пространстве ДОУ целесообразно создать такие условия, которые бы обеспечивали приобретение дошкольником данных качеств личности, составляющих содержание социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, комплексное использование средств музейной педагогики, как-то мультикультурно-развивающая среда музея детского сада, где представлены культуры детей и взрослых данного дошкольного учреждения; Виртуальный музей Детства, представленный на сайте детского сада; воспитательнообразовательное пространство музеев города Уфы будут способствовать решению этой задачи.
Выявленные педагогические условия представим в виде структурнофункциональной модели (рис.1).
Рис. 1. Структурно-функциональная модель социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Методологической базой структурно-функциональной модели стали труды В.В.Давыдова, В.В. Краевского, Г.К.Селевко, В.А.Штофф. По определению В.А. Штофф, модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования, способна заменить ее так, что ее изучение дает новую информацию об объекте исследования [6, с.28]. Компоненты спроектированной структурно-функциональной модели раскрывают содержание и педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Теоретической основой модели выступили культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Культурологический подход послужил основанием для создания мультикультурно-развивающей среды музея ДОУ с учетом социальноэтнической среды дошкольной группы и обеспечения «интеграции личности в национальную и мировую культуру» (М.М.Бахтин, В.С.Библер). Личностнодеятельностный подход позволил рассмотреть социокультурное развитие дошкольника в ходе игровой, познавательной и культурно-досуговой деятельности (О.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, Л.В.Трубайчук, Д.Б.Эльконин).
Активизирующая функция направлена на то, чтобы вызвать интерес, желание дошкольников познакомиться с культурой родного народа и культурой народов ближайшего национального окружения с использованием средств музейной педагогики. Развивающая функция направлена на умения дошкольников использовать полученные знания в игровой и культурно -досуговой деятельности. Преобразовательная функция формирует способность дошкольников самостоятельно и творчески использовать полученные знания в различных видах деятельности. Разработанная структурно-функциональная модель включает работу с детьми, педагогическим коллективом, родителями, со школой и учреждениями дополнительного образования. На наш взгляд, сочетание всех компонентов модели позволит эффективно реализовать педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
42
Библиографический список
1. Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление [Текст] / Н.Я. Большунова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.
2. Чижова К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). - 147с.
3. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. - М.: Сов. энцикл.,1983. - 840с.
4. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
5. Сыртланова, Н.Ш. Педагогические условия реализации мультикультурного образования в ДОУ Республики Башкортостан [Текст] /Н.Ш. Сыртланова // Сборник научн. статей по материалам междунар. научно-практической конф. СПб, 4-6 апреля 2007. - СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - С.349-356.
6. Штофф, В.А. Моделирование и познание [Текст] / В.А.Штофф. - Минск, 1974.
- 301с.
Bibliography
1. Bolshunova, N.Ya. Subject As a Sociocultural Phenomenon [Text] / N.Ya. Bolshunova. - Novosibirsk: Publ. House of NSPU, 2005.
2. Chizhova, K.I. Sociocultural Development of Children in the Process of Musical Education [Electronic resource]: Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.05. - M.: RSL, 2003 (From the Funds of the Russian State Library). - 147 p.
3. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Explanatory Dictionary of Russian [Text]: 80000 Words and Phraseological Expressions / The Russian Academy of Sciences. Institute of Russian n.a. V.V. Vinogradov / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.
4. Philosophical Encyclopaedic Dictionary [Text] / Chief Ed. L.F. Ilyichev, P. N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. - M.: The Sov. Encyclopaedia, 1983. - 840 p.
5. Shtoff, V.A. Design and Cognition [Text] / V.A. Shtoff. - Minsk, 1974. - 301p.
6. Syrtlanova, N.Sh. Pedagogical Conditions of Multicultural Education Realization at Perschool Educational Institutions in the Republic of Bashkortostan [Text] / N.Sh. Syrtlanova // Collected Articles. SPb, April, 4-6, 2007. - SPb.: "UNION" Publishing House, 2007. - P. 349-356.