Научная статья на тему 'Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира'

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3002
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILD / CULTURE / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Лариса Михайловна, Пурскалова Юлия Владимировна

В статье рассмотрено понятийное поле проблемы, а также основные компоненты социокультурного развития ребенка старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре народов мира. Отражены познавательно-нормативный, эмоционально-ценностный и коммуникативнотворческий компоненты социокультурного познания. Авторами разработана и рассмотрена программа по ознакомлению с культурой английского народа, предусматривающая расширение представлений у детей о многообразии мировых культур, развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, овладение определенным социокультурным минимумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF A SENIOR PRESCHOOL CHILD IN THE PROCESS OF LEARNING OF THE WORLD NATIONS’ CULTURES

The article considers the conceptual sphere of the problem, the main components of a senior preschool child’s sociocultural development in the process of learning the culture of world nations. It distinguishes cognitive, emotional, communicative and creative components of the sociocultural learning. The authors have developed a program on British culture learning designed to expand children’s ideas about diversity of world cultures, to develop motivation for foreign language study, and to provide certain sociocultural basics.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира»

УДК 37.2

Захарова Лариса Михайловна Zakharova Larisa Mikhaylovna

доктор педагогических наук, доцент, PhD in Education Science,

заведующий кафедрой дошкольной педагогики Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Пурскалова Юлия Владимировна

ассистент кафедры германистики и лингводидактики Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ МИРА

Аннотация:

В статье рассмотрено понятийное поле проблемы, а также основные компоненты социокультурного развития ребенка старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре народов мира. Отражены познавательно-нормативный, эмоционально-ценностный и коммуникативнотворческий компоненты социокультурного познания. Авторами разработана и рассмотрена программа по ознакомлению с культурой английского народа, предусматривающая расширение представлений у детей о многообразии мировых культур, развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, овладение определенным социокультурным минимумом.

Ключевые слова:

социокультурное развитие, ребенок старшего дошкольного возраста, культура, социальное развитие.

Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях. Однако активная жизненная позиция невозможна без знаний культурных традиций своего и других народов.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Все это актуализирует проблему социокультурного воспитания детей на социально-педагогическом уровне. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка.

Многие исследователи (Н.Я. Большунова, Т.В. Соколова, О.В. Федоскина) отмечают, что социокультурное развитие человека определяется способностью соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами [1].

По мнению О.В. Федоскиной, социокультурное развитие человека осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций. При этом происходит выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта и свободного самоопределения [2].

Assistant Professor, Head of the Preschool Education Subdepartment, Ulyanovsk State Teachers’ Training University

Purskalova Yulia Vladimirovna

Assistant of the Germanic Studies and Linguistic Didactics Subdepartment, Ulyanovsk State Teachers’ Training University

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF A SENIOR PRESCHOOL CHILD IN THE PROCESS OF LEARNING OF THE WORLD NATIONS’ CULTURES

Summary:

The article considers the conceptual sphere of the problem, the main components of a senior preschool child’s sociocultural development in the process of learning the culture of world nations. It distinguishes cognitive, emotional, communicative and creative components of the sociocultural learning. The authors have developed a program on British culture learning designed to expand children’s ideas about diversity of world cultures, to develop motivation for foreign language study, and to provide certain sociocultural basics.

Keywords:

sociocultural development, senior preschool age child, culture, social development.

В последние годы появились различные исследования, направленные на определение психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста. С.В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т.И. Бабаева характеризует социокультурное развитие дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр; внесение в игры разнообразного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия.

К.И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Она отмечает, что погружение в активную музыкальнотворческую деятельность создает благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум [3].

Социокультурное развитие - конкретизированное понятие процесса социализации с выделением культуры (общественной, индивидуальной) как определяющего фактора развития личности.

Определение культуры представлено в различных толкованиях. Философский словарь дает ряд синонимов, раскрывающих понятие «культура», среди которых возделывание, образования, воспитание, почитание; то есть те ценностные результаты человеческой деятельности, которые имеют материальный и идеальный характер. Это то, что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. С позиции философии, культура выявляется в установлении эволюции форм, которыми человек пользуется для сохранения и обновления социального бытия [4].

С точки зрения культурологии культуру можно рассматривать не только как способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), но и с позиций ее «конечного продукта», которым определяется человек как ценность, то есть задача культуры -«производство исторически определенного типа человека» [5].

В каждой культуре складывается определенный тип личности, - «нормативный канон человека» - который рассматривают как идеал, к которому стремятся, который формируют и развивают в условиях своего общества.

Социокультурное развитие связано с воспроизводством общественных норм и правил, способов деятельности, которые обеспечивают непрерывность функционирования человеческого общества, то есть воспроизводства его культуры. А это, в свою очередь, одна из функций традиций. В современной философской, этнографической литературе (Е.В. Борисова, Н.Ф. Голованов, И.Я. Лернер, И.В. Суханов, С.А. Токарев и другие) под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению на протяжении ряда столетий.

Традиция - не просто механизм простой передачи информации от прошлого в настоящее и будущее, а «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры» [6].

Еще один аспект социокультурного воспитания связан с тем, что культура общества обладает огромным творческим потенциалом, поскольку она всегда не завершена; ее содержания бывает недостаточно для каждого конкретного действия в конкретных условиях места и времени. Тем самым культура открывает возможности творчества, расширения веера человеческих потребностей и возможностей [7].

Опираясь на концепции С.И. Гессена, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева, Л.В. Коломий-ченко, можно утверждать, что присвоение культуры общества - это творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности.

В культурологической, социологической и философской литературе рассматривается еще один аспект раскрытия значения и роли культуры в развитии человеческого общества, согласно которому именно она является основой для взаимопонимания между людьми и народами; для совместной деятельности. Культура определяется фактором интеграции человеческого общества. В связи с этим в контексте социокультурного развития формирующейся личности необходимо создание условий для познания культуры не только своего народа, но и других, в том числе и зарубежных стран. Изучение культуры других народов необходимо для расширения кругозора, выработки ценностных ориентаций, для формирования собственной культуры личности, которая будет выражаться в характере отношений, поведении в разных социокультурных условиях.

Анализ различных точек зрения на определение сущности социокультурного развития позволяет рассматривать данное понятие как процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм, присущих

данному обществу, и через творческую внутреннюю переоценку данного опыта формирует свою модель поведения в данном обществе. Основными механизмами социокультурного развития являются процессы инкультурации, интериоризации, социализации.

В культуре конкретного общества можно выделить его содержательные составляющие, которые дают в обобщенном виде схематическое представление о наиболее ценностных векторах его функционирования и развития. На наш взгляд, к ним относятся такие элементы, как географическая, гражданско-правовая, языковая и этническая культура. Выделенные составляющие можно рассматривать и как часть культуры общества, и как составляющие личностной культуры, характеризующие уровень ее развития.

Применительно к личности, географическая культура раскрывается через наличие географических знаний, необходимых умений; гражданско-правовая - через представления о структуре государства и власти, отношение субъекта к общественным явлениям; этнокультура личности связана со знанием и соблюдением традиций своего народа; языковая культура характеризует определенный уровень развития языка.

Язык общества и язык отдельного человека являются отражениями культуры и считаются показателями ее уровня в любой нации. Языковая культура формирует общую культуру любого общества и личности, вносит вклад в их развитие [8].

Рассматривая процесс приобщения детей к культуре народов мира, важно определить содержание, доступное ребенку-дошкольнику. Знания географического характера предполагают знакомство детей с особенностью климата, обусловленного расположением конкретного государства; с экологическими памятниками; гражданско-правовая составляющая ориентирует педагогов на формирование у детей представлений о государственной символике, об архитектурных объектах, имеющих мировое значение; этнокультурная направленность воспитания вводит ребенка в мир народного творчества, праздников, традиций, обычаев (гостеприимства, приветствия и другого); языковая составляющая предполагает знакомство с иностранным языком, овладение некоторыми формами речевого общения.

Социокультурное развитие дошкольника в процессе приобщения к культуре народов мира характеризуется изменениями во всех сферах личности. В связи с этим основными компонентами социокультурного развития детей в процессе познания культуры народов мира являются:

- познавательно-нормативный (представления о культуре своей страны; культуре других народов, стран; знания в области норм поведения, общения в соответствии с культурой общества (общее и специфическое));

- эмоционально-ценностный;

- коммуникативно-творческий (соблюдение правил взаимодействия в повседневной практике общения, владение средствами общения; знание иностранного языка в соответствии с возрастом и задачами воспитания); творческое применение познаваемого в продуктивной деятельности.

В целях выявления представлений детей 6-7 лет о культуре английского народа, нами были проведены беседы. Вопросы, ориентированные на выявление имеющихся знаний ребят, показали, что дети старшего дошкольного возраста называют разные страны, в основном те, куда ездили отдыхать с родителями (56 % опрошенных детей), отмечая при этом, «что они говорят по-другому», у них другая одежда. Были названы и некоторые отличительные особенности (в Китае едят палочками). На вопрос о том, как могут люди понимать друг друга, дети предлагали разные подходы: учить язык (62 % детей), вместе играть (6 %), уехать в другую страну (6 %). Серия вопросов, связанная с конкретизацией знаний об английской культуре, к сожалению, не имела правильных ответов. Как свидетельствуют результаты констатирующего этапа, социокультурное развитие детей 6-7 лет в процессе приобщения к культуре народов мира характеризуется тем, что он в основном осуществляется стихийно, - дети получают информацию из внешних источников. В то же время, педагог, опираясь на заинтересованность и имеющийся опыт у ребенка, может стать партнером для последующего обучения дошкольников диалогу культур.

Для расширения детских представлений о культуре народов мира, развития интереса к их многообразию, формирования ценностного отношения к народным традициям нами разработана программа по ознакомлению с культурой английского народа, предусматривающая расширение представлений у детей о многообразии мировых культур, развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, овладение определенным социокультурным минимумом, позволяющим расширить речевые и страноведческие знания об Англии и воспитывать дружеское отношение к людям другой национальности. Основные подходы, которые лежат в основе разработке данной программы: культурологический, коммуникативный, системный, деятельностный и средовой. Они позволяют учитывать и возрастные особенности детей, и основные факторы личностного развития.

Ссылки:

1. Большунова Н.Я. Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации. 11Р1_: http://lib.convdocs.org/docs/index-196048.html (дата обращения: 11.11.2013).

2. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 245 с.

3. Чижова К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 147 с.

4. Кемеров В. Философская энциклопедия. М., 1998.

5. Гуревич П. Словарь по культурологии. М., 1996.

6. Шабатура Л.Н. Традиция в социокультурном развитии личности: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. 414 с.

7. Ахиезер А. Социокультурный словарь. 11Р1_: http://royallib.ru/book/ahiezer_a/sotsiokulturniy_slovar.html (дата обраще-

ния: 11.11.2013).

8. Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218). Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.