Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВКЛЮЧЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВКЛЮЧЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙ / МИНИ-МУЗЕЙ / ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салькова Алиса Валерьевна

В статье изложен теоретический анализ педагогического опыта по проблеме включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста. Дается представление о понятиях «музей», «музейная среда», «художественное воспитание», «виртуальный музей», «медиатехнологии», «медиаресурсы», «интерактивный музей», «мини-музей», «коллекционирование», «игровые приемы», «квест-игры», «детский проект», «маршрутные листы», «детские путеводители», «дидактические книги», «рабочие тетради» применительно к дошкольной образовательной организации. Определены варианты, технологии, приемы включения музейной среды в систему художественного воспитания дошкольников. Обозначены механизмы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами. Раскрывается содержание направлений взаимодействия субъектов единого музейно-педагогического сообщества. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего системного и целостного изучения данной темы в рамках научной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF INCLUDING MUSEUM ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF EARLY CHILDHOOD (PRESCHOOL) ARTS EDUCATION

The present study provides a theoretical analysis of pedagogical experience related to the problem of including museum environment in the system of early childhood (preschool) arts education. There is given insight of such concepts as “museum”, “museum environment”, “arts education”, “online museum”, “media technologies”, “media resources”, “interactive museum”, “mini-museum”, “collecting”, “play techniques”, “quest games”, “children’s project”, “route sheets”, “children’s guidebooks”, “didactic books”, “workbooks” in relation to preschool educational organization. The study identifies options, technologies and methods of including museum environment in the system of arts education of preschool children. There are also determined the mechanisms of interaction between preschool educational institutions and social partners. The content of directions of cooperation between the subjects of a single “museum and pedagogical community” is revealed. The author comes to conclusion that it is necessary to conduct further systemic and holistic study of the present topic within the framework of a scientific theory.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВКЛЮЧЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

Салькова Алиса Валерьевна

специалист по учебно-методической работе первой категории отдела аспирантуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВКЛЮЧЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Salkova Alisa Valeryevna

Specialist in Educational and Methodical Work of the First Category of the Postgraduate Department, Herzen State Pedagogical University of Russia

THEORETICAL ANALYSIS OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF INCLUDING MUSEUM ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF EARLY CHILDHOOD (PRESCHOOL) ARTS EDUCATION

Аннотация:

В статье изложен теоретический анализ педагогического опыта по проблеме включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста. Дается представление о понятиях «музей», «музейная среда», «художественное воспитание», «виртуальный музей», «медиатехнологии», «медиаресурсы», «интерактивный музей», «мини-музей», «коллекционирование», «игровые приемы», «квест-игры», «детский проект», «маршрутные листы», «детские путеводители», «дидактические книги», «рабочие тетради» применительно к дошкольной образовательной организации. Определены варианты, технологии, приемы включения музейной среды в систему художественного воспитания дошкольников. Обозначены механизмы взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами. Раскрывается содержание направлений взаимодействия субъектов единого музейно-педагогического сообщества. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего системного и целостного изучения данной темы в рамках научной теории.

Ключевые слова:

музей, музейная среда, художественное воспитание, цифровой музей, мини-музей, игровые приемы, социальные партнеры дошкольной образовательной организации, музейно-педагогическое сообщество

Summary:

The present study provides a theoretical analysis of pedagogical experience related to the problem of including museum environment in the system of early childhood (preschool) arts education. There is given insight of such concepts as "museum", "museum environment", "arts education", "online museum", "media technologies", "media resources", "interactive museum", "mini-museum", "collecting", "play techniques", "quest games", "children's project", "route sheets", "children's guidebooks", "didactic books", "workbooks" in relation to preschool educational organization. The study identifies options, technologies and methods of including museum environment in the system of arts education of preschool children. There are also determined the mechanisms of interaction between preschool educational institutions and social partners. The content of directions of cooperation between the subjects of a single "museum and pedagogical community" is revealed. The author comes to conclusion that it is necessary to conduct further systemic and holistic study of the present topic within the framework of a scientific theory.

Keywords:

museum, museum environment, arts education, online museum, mini-museum, play techniques, social partners of a preschool educational institution, museum and pedagogical community

Вопросы художественного воспитания детей (формирование эстетической картины мира, развитие творческих способностей и обогащение художественно-эстетического опыта ребенка) не перестают занимать современных исследователей и практиков (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, С.М. Каган, А.М. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, H.H. Фомина, Е.А. Флерина и др.). Под художественным воспитанием исследователи понимают воспитание средствами искусства, которое сопряжено с образовательной областью «искусство» [1, с. 336].

В современной педагогической системе координат приобщение детей дошкольного возраста к искусству немыслимо без знакомства с музеем. Он является особым феноменом культуры, способным создать условия для пересечения детского мира с миром искусства. Такая связь способствует развитию кругозора, художественного восприятия, формированию я-позиции и всестороннему обогащению детского опыта.

Художественный музей обладает особым образовательным потенциалом в рамках исследуемой темы и выступает как «территория творчества», где возникают уникальные условия для знакомства с культурным наследием и приобщения к визуально-пространственному языку экспозиции. Художественный музей погружает ребенка в насыщенную переживаниями атмосферу, создавая условия для развития интереса к освоению предметов искусства [2].

Дети дошкольного возраста могут испытывать затруднения в восприятии экспозиции художественного музея. Такие сложности связаны с отсутствием опыта понимания художественного образа. Гармоничное становление подобного опыта возможно только при включении музейной среды в систему художественного воспитания дошкольников.

Музейная среда - это часть воспитывающей, образовательной, творческой социальной среды на базе подлинного музейного предмета, тематических экспозиций [3]. Существуют различные способы включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста. Данный процесс связан с детскими культурными практиками.

Коллекционирование выделяют как одну из культурных практик, которая возникает в период дошкольного детства и сопровождает человека в течение всей жизни. Данное понятие можно рассматривать как «целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих художественный и познавательный интерес» [4].

Дети дошкольного возраста имеют особое отношение к коллекциям в отличие от взрослых. Ребенок может собирать самые неожиданные предметы (пуговицы, перья, пробки, камни) и позже с особым трепетом прятать эти сокровища в тайник. Главная ценность такой коллекции не в уникальности экспонатов, а в возможностях для игровой деятельности.

Существуют разные формы организации коллекции: коллективная, домашняя, индивидуальная, эмоциональная, познавательная, социальная. Особым потенциалом для организации коллекций с учетом визуальности и манипулятивности детского коллекционирования обладает интерактивный музей. М.В. Мацкевич рассматривает данную форму через призму диалога посетителя с музейными предметами, музейной средой и атмосферы максимального комфорта. Такая среда предполагает проявление активной позиции ребенка в различных видах детской деятельности [5]. Например, опыт коллекционирования камней в МБДОУ № 84 «Восход» в Калуге позволил создать интерактивный музей «Волшебный мир камня».

Е.И. Мулюкина отмечает следующие ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание в процессе организации интерактивного музея в дошкольной образовательной организации.

Возможность реализации различных видов деятельности в пространстве музея, в том числе по отношению к экспонатам.

Необходимость создания условий для поступательного развития умений коллекционирования у детей. В совместной деятельности взрослый постепенно прививает ребенку ряд навыков: сбор материала, оформление коллекции и т. д.

Наличие вариантов для переоформления коллекции - возможны изменения в соответствии с характерными признаками экспонатов.

Коллекционирование как вариант свободного проявления ребенком желаний, замыслов и интересов имеет развивающий эффект, если взрослый поддерживает, сопровождает эту деятельность как культурную практику с позиции единомышленника.

Начальный опыт коллекционирования ребенок может приобрести в привычной и комфортной среде, которую формирует мини-музей. Технология его создания в ДОО широко известна педагогическому сообществу и является актуальной на данный момент. Мини-музеи позволяют решить проблему удаленности учреждения от музеев, культурных достопримечательностей.

В практике дошкольной педагогики процесс организации полноценного музея на территории детского сада представляется затруднительным. Однако мини-музей хотя и будет обладать ограниченной тематикой и скромной экспозицией, он способен стать пространством для решения ключевых задач в рамках реализации требований ФГОС ДО: развитие личности, мышления, речи ребенка и т. д.

Технология создания мини-музея в пространстве школы подробно освещалась в науке (Г.В. Вишина, Е.Ф. Голикова, О.Н. Кокшайская, Н.Л. Кульчинская, Н.П. Макарова). На уровне дошкольного образования эта тема не получила достаточного внимания, а соответствующие исследования носят фрагментарный характер.

Мини-музеи могут быть посвящены различной тематике: «Лучший друг» - о роли животных; «Мой родной город» - об истории города; «Театральные куклы» - приобщение к миру культуры и искусства и т. п. Безусловно, тематика должна быть близка и заманчива для ребенка. В пространстве подобных музеев организуются экскурсии, занятия, встречи с социальными партнерами, в том числе родителями воспитанников. Таким образом, родители задействованы в образовательном процессе уже с позиции не наблюдателя, а полноценного активного участника.

А.М. Вербенец и М.С. Вересова выявили целесообразные педагогические условия создания мини-музея:

- организуется как «оболочка» для детских коллекций и временных выставок по разным темам;

- тематики коллекции должны быть вариативны;

- необходимо использовать особые приемы развития групп умений музейной коммуникации [6].

В процессе организации мини-музея следует учитывать данные условия. Их реализация способствует обогащению музейного опыта детей и гармоничному приобщению к культурному наследию.

При включении музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста специалисты используют медиатехнологии и медиаресурсы, поскольку данные средства обучения дают возможность задействовать сразу несколько чувственных модальностей - аудиальную, визуальную, аудиовизуальную. Такие методы позволяют создать условия для полноценного восприятия художественного объекта.

Среди подобных технологий особое внимание стоит уделить виртуальному музею, который формирует реальность, совершенно отличную от традиционного представления о музее. Экспозиция такого музея постоянна только в своем развитии, а выставки могут продолжаться годами. Ограничения в реализации данной технологии могут возникнуть только концептуального характера. Также виртуальный музей не связан с реальным помещением, что только подтверждает актуальность использования этой технологии в рамках образовательного процесса ДОО.

Виртуальный музей представляет собой веб-сайт, оптимизированный для музейной экспозиции, которая включает предметы искусства, исторические артефакты, коллекции, реликвии и др. На данный момент уже существуют примеры создания такой музейной формы на базе ДОО: музей «Волшебная пещера», организованный при поддержке Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН; международный проект «Русский музей: виртуальный филиал»; Виртуальный музей детства, сотрудничающий с филиалом Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова - выставочным залом «Ижад», и др. [7].

Становится очевидным, что в реализации данной технологии ДОО взаимодействует с социальными партнерами - музеями, школами, вузами, библиотеками. Подобное сотворчество направлено на приближение мира культуры, искусства к ребенку, гармонизацию общественных отношений и является источником педагогических инноваций.

Для эффективного включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста воспитатели, специалисты музейно-педагогической направленности используют особые игровые приемы (ассоциирование с героем, персонажем и личным опытом, обыгрывание предмета и т. п.). Подобные приемы обладают весомым образовательным потенциалом: активизация музейной коммуникации, создание позитивной атмосферы, организация условий для лучшего запоминания и мотивации к посещению музея.

Среди популярных игровых приемов встречаются «оживление» экспоната, придумывание слов-ассоциаций, подбор музыкального (шумового) сопровождения к предмету, «литературная мозаика» и т. д. Особое внимание педагоги уделяют квест-играм, которые направлены на активизацию самостоятельного детского поиска в музейной среде. Такие игры имеют различную форму, но чаще всего эта технология состоит в последовательном передвижении маленьких исследователей от одной локации к другой, где дети демонстрируют разные виды деятельности, что позволяет решить поставленные задачи в рамках данного события [8].

Также реализация и перспективы игровых технологий и приемов динамично исследуются в поле научно-педагогического сообщества. В работах М.В. Мацкевич определен потенциал подобных методик в рамках музея, а также разработаны особые формы игры: дидактическая, игра-поиск, игра-моделирование, игра-самопроекция, ритмическая, сюжетно-ролевая, арт-терапевти-ческая и т. д. [9]. При проектировании и реализации игровых приемов в процессе включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста необходимо учитывать доминирующую роль объекта или информации о нем во избежание смещения акцента в сторону самой игры (ради развлечения).

Среди современных и часто используемых форм организации деятельности дошкольников следует выделить детские проекты, которые могут быть ориентированы на создание условий для формирования познавательного интереса к музею. На данный момент существуют исследования в области классификации проектов, характеристики проектной работы, проектирования и организации детской проектной деятельности.

В процессе включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста и в рамках реализации музейно-педагогических программ («Мы входим в мир прекрасного», «Детство») организуются проекты по обобщенной теме «музей». Идея подобных проектов должна заключаться в активизации интереса детей к последующему посещению музея. Под «технологией» проектов подразумевается не проведение запланированного мероприятия, а

сопровождение детско-взрослой досуговой деятельности. Это позволяет создать условия для гармоничного восприятия детьми привычки приятного времяпрепровождения в музее.

А.М. Вербенец определяет особо значимые аспекты в организации проектов по теме «музей»: последовательность и событийность, содержательная вариативность, технологический, развивающий, организационно-технологический, мотивационно-результативный, ресурсный, экскурсионный, аспект социального партнерства. Подготовка и реализация детской проектной деятельности в соответствии с упомянутыми аспектами позволяют эффективно использовать музейные технологии, создавать условия для возникновения интереса к миру музея.

Для благоприятного включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста зачастую необходимы особые «средства-помощники», которые стимулируют самостоятельное освоение пространства музея детьми. Такими инструментами могут стать маршрутные листы (активизация «продвижения» детей в пространстве музея и мире «осваиваемых» идей), детские путеводители (представление разнообразной достоверной информации об объектах музея), рабочие тетради, дидактические книги (подготовка к восприятию предметов, передача содержания небольшого объема информации и заданий).

А.М. Вербенец подтвердила эффективность использования маршрутных листов в процессе детской экскурсии: «Значительно улучшаются показатели художественно-эстетического восприятия предмета» [10]. Также этот исследователь выделяет группы требований к данным материалам: к содержательному наполнению, структуре, оформлению. Кроме требований, выделяются и методические правила: начальная ориентация в маршрутном листе, стратегия «вариативности», приемы сопровождения музейной коммуникации и т. п. Работы указанного автора демонстрируют интерес современных детей дошкольного возраста к применению маршрутных листов, усиление их познавательной активности, становление постоянного желания посещать музеи.

Таким образом, анализ педагогического опыта позволил выявить различные варианты включения музейной среды в систему художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Музейная среда как часть образовательного пространства ДОО. В дошкольной образовательной организации в рамках исследуемой темы могут быть реализованы коллекционирование, мини-музей, интерактивный музей, виртуальный музей, детские проекты по обобщенной теме «музей», тематический уголок и т. д.

Музей как социальный партнер ДОО. Музей и ДОО могут объединить усилия для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей (Т.И. Бабаева, Л.В. Байбородова, Т.А. Нежнова, А.А. Майер). В рамках подобного взаимодействия музей выступает как социальный партнер. При этом музейные работники осуществляют консультирование воспитателей, музейных педагогов ДОО, специалистов, родителей воспитанников по теме знакомства с миром музея, приобщения к культуре; проводят воркшопы, мастер-классы для педагогов и родителей. Таким образом налаживаются профессиональные контакты между субъектами-партнерами.

В пространстве музея, помимо традиционных экскурсий, возможно применение игровых приемов: дидактических игр, игры-поиска, игры-моделирования, игры-самопроекции, ритмических, сюжетно-ролевых, арт-терапевтических, квестов. Также целесообразно представление «успехов» детей посредством подарков музею, сделанных своими руками на тему экспозиции. Это могут быть рисунки, необычные сказки, стихотворения, письма с интересными вопросами.

Музей и ДОО как участники единого музейно-педагогического сообщества. Проблема развития детей средствами музейной педагогики определила появление единого музейно-педагоги-ческого сообщества, нацеленного на изучение, определение направлений и проектирование процесса развития детей средствами искусства, усилиями музеев и образовательных учреждений (О.Б. Архипова, Л.М. Ванюшкина, А.М. Вербенец, Г.В. Вишина, Л.А. Неменская, М.В. Мацкевич, Ю.Н. Протопопов, Б.А. Столяров). Подобное взаимодействие можно наблюдать в рамках реализации следующих музейно-педагогических программ:

- «Здравствуй, музей!» (раздел «Мы входим в мир прекрасного») (Б.А. Столяров);

- «Музейный всеобуч» (Е.Г. Ванслова);

- «Воспитание культурой» (Н.Б. Кутьина);

- «Кругозор» (Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылова, А.А. Соколова).

«Взаимодействие субъектов осуществляется в нескольких взаимовыгодных для всех участников направлениях:

- диагностическое (совместное изучение особенностей становления художественной культуры современных детей);

- исследовательское (поиск и апробация инновационных форм работы с детьми);

- проектировочное (совместная р азработка музейно-педагогических программ, пособий);

- просветительское (информирование субъектов-партнеров);

- образовательное (создание единой образовательной среды)» [11].

Нужно отметить, что большинство исследований, посвященных включению музейной среды в систему художественного воспитания дошкольников и предлагающих теоретическое осмысление актуальных сопутствующих проблем, направлены на точечные аспекты (образовательные технологии, приемы, средства обучения, особенности субъектных проявлений, развитие интереса детей к музею и т. д.). Полувековой опыт исследований на пересечении музейной и дошкольной педагогики обозначил круг вопросов, которые требуют комплексного теоретического осмысления и анализа.

Многие векторы развития механизмов взаимодействия ДОО и заинтересованных социальных партнеров, отчетливо проявившиеся в музейно-педагогической практике, не изучены теоретически. Представляется, что данная тема требует системного и целостного исследования в рамках научной теории.

Ссылки:

1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. СПб., 2013. 464 с.

2. Вербенец А.М. Приобщение старших дошкольников к изобразительному искусству в условиях взаимодействия ДОУ и музея // Педагогика искусства. 2011. № 2. С. 16-34.

3. Решетникова М.И., Мугуев Г.И. Музейная среда в пространстве образовательного диалога // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 84-88.

4. Мулюкина Е.И. Культурная практика коллекционирования как способ накопления экспонатов для создания интерактивного музея в ДОО // Вопросы педагогики. 2020. № 3. С. 154-158.

5. Мацкевич М.В. Интерактивность в музее: прямая и обратная перспектива // Музейный просвет : сборник статей. СПб., 2009. С. 134-141.

6. Вербенец А.М., Вересова М.С. Особенности и направления развития умений музейной коммуника-ции у старших дошкольников в условиях мини-музея // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего : сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2020. Т. 6, вып. 1. С. 55-59.

7. Фарфоровская Е.Г., Сотникова Л.В. Использование возможностей виртуального музея в работе с детьми дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 4. С. 4-6.

8. Халикова К.К. Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2017. № 2 (12). С. 112-115. https://doi.org/10.21661/r-117852.

9. Мацкевич М.В. Указ. соч.

10. Вербенец А.М. Особенности восприятия и использования музейных маршрутных листов и детских путеводителей старшими дошкольниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. СПб., 2015. Т. 1, вып. 1. С. 133-139.

11. Вербенец А.М. Приобщение старших дошкольников...

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.