Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Екатерина Радионовна

В статье представлен опыт работы и рекомендации по нравственно патриотическому воспитанию подрастающего поколения посредством вариативных форм работы, с учетом возрастных особенностей воспитанников. Рассмотрены основные формы и методы работы, механизм реализации задач по данному направлению, апробированные в Дс «Теремок». Статья носит практико ориентированный характер, будет интересна методистам, специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Екатерина Радионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MORAL AND PATRIOTIC FEELINGS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article presents work experience and recommendations for the moral and patriotic education of the younger generation through variable forms of work, taking into account the age characteristics of the pupils. The main forms and methods of work, the mechanism of implementation of tasks in this area, tested in "Teremok", are considered. The article is practice oriented in nature, it will be of interest to methodologists, specialists and teachers of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Князева Екатерина Радионовна

инструктор по физической культуре

Детский сад «Теремок», Россия, Новый Уренгой Россия. E-mail: teremok--20112011@mail.ru Аннотация

В статье представлен опыт работы и рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения посредством вариативных форм работы, с учетом возрастных особенностей воспитанников. Рассмотрены основные формы и методы работы, механизм реализации задач по данному направлению, апробированные в МБДОУ ДС «Теремок».

Статья носит практико-ориентированный характер, будет интересна методистам, специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, музейная педагогика, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование и воспитание.

§ Актуальность нравственно-

патриотического воспитания как одного из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе [1; 3]. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте [2; 5].

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабиль-

10

ности, упрочения единства и дружбы народов».

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны.

В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений [6; 7].

Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ гос-

ударства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

1. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об особенностях русских военных традиций.

2. Отсутствие достаточной системы в работе по воспитанию патриотических качеств у дошкольников.

3. Недостаточная сформированность системы работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Задачи, решающие актуальные проблемы:

- скоординировать работу педагогического коллектива и родителей по введению новых форм взаимодействия;

- повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- систематизировать знания и умения детей и педагогов об историческом прошлом своей Родины на примере русской военной славы (зарождение Русского государства, подвиг народов в годы ВОВ, мужество современных защитников Родины);

- гармонизировать детско-родительские взаимоотношения в процессе патриотического воспитания дошкольников.

Условия решения поставленных задач:

- внедрение современных подходов к методике обучения и воспитания, позволяющих на специально организованных модельных ситуациях получить практический опыт (отказ от формально-традиционного подхода патриотического воспитания, использование интерактивных методов, учет возможностей и реальных потребностей ребёнка);

- изменение уклада дошкольного учреждения:

а) через идею приоритетного направления развития ДОУ - через новое содержание и новые формы работы;

б) изменение взаимоотношений «ДОУ -социум», включая семью, микрорайон, местное сообщество и т.д.

- создание условий для саморазвития и самосовершенствования педагогического коллектива (понимание сущности, назначения, основных направлений приоритетной идеи, умение осуществлять интегрированный подход в воспитании, развитии и обучении дошкольников, владение методикой использования активных и интерактивных методов обучения, способность к самообучению, развитие коммуникативной культуры педагогов).

Педагогические средства и методы, позволяющие решать поставленные задачи:

- организация мини-музея;

- педагогические советы и семинары-практикумы для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников;

- перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с городом, в котором мы живем, по изучению истории русской военной славы;

- информационно-практическая работа творческой группы педагогов ДОУ;

- введение в воспитательно-образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями (строевая подготовка, проведение постоянного тематического дня «Мы - будущие военные», родитель в роли педагога).

Последовательность данной работы представлена в схеме: Семья - Детский сад - Родная улица, район - Родной город -Страна - Права и Обязанности. Под руководством взрослых (воспитателей и родителей) у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений [4].

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Нормативно-правовое обеспечение:

- Конституция Российской Федерации».

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

- Закон «О ветеранах».

- Закон «О воинской обязанности и военной службе».

- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 - ФЗ. Принят Государственной думой 10 февраля 1995г. (с изменениями от 22 августа 2004 года).

- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов».

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации (от 5 октября 2010 г. № 795).

- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000г. №551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях.

Организационное обеспечение

А) Возможны изменения в организации режима занятий.

Проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе: создание музейных экспозиций, подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвящённых Дням воинской славы, проведение тематических дней «Мы - будущие военные» (один раз в неделю), введение профильного учебного плана.

Б) Формы работы с педагогами и родителями:

- семинары-практикумы «Дни воинской славы», деловые игры «По страницам Великой победы» и т.д.,

- привлечение ветеранских и общественных организаций при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций,

- организация мини-музеев,

- перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми,

- информационно-практическая работа творческой группы педагогов,

- введение в воспитательно-образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями (строевая подготовка, проведение постоянного тематического дня «Мы - будущие военные», родитель в роли педагога).

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, творческая мастерская «Очумелые ручки», мини-музей истории военной славы.

Механизм реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Воспитание патриотических чувств -длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Информационно-аналитический блок

Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей через:

• анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами;

• анкетирование педагогов;

• анкетирование родителей;

• анализ состояния воспитательно-образовательной работы;

• анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.

Практический блок

Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.

Контрольно-оценочный блок

Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг) через:

• анализ эффективности мероприятий;

• контроль за проведением мероприятий;

• анализ полученных результатов;

• внесение коррективов на основе полученных результатов;

• организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и заместитель заведующего по ВМР, согласно плану работы;

• контроль за проведением плановых мероприятий;

• отчет о реализации программы на педсовете;

• корректировка содержания планов.

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание средствами физической культуры

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих

факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств - таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма (рис. 1).

Рис. 1. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

• Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.

• Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.

• Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

• Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. Строевые упражнения включаются в факультатив по общей физической подготовки с детьми подготовительной группы (1 раз в неделю).

В строевых упражнениях различают:

- построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;

- перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.д.;

- повороты налево, направо, кругом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- размыкания и смыкания;

- передвижения строем.

Методика руководства строевыми упражнениями учитывает готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности, и стимулирует самостоятельность действий.

Дети обязательно переодеваются в форменную одежду. На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с боль-

шим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду; получают знания о разных видах строя, знают свое место в строю, умеют быстро и четко строиться, знают, как стоять, понимают значение команд и распоряжений.

Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанными с ними действий обеспечивают взаимопонимания взрослых и детей и делают результативным обучение навыкам строя.

Строевые упражнения - обязательная составная часть каждого физкультурного занятия, это способ организации детей, но когда строевые упражнения проводит не инструктор по физической культуре, а родитель, это дает совсем другой результат. Совместное проведение факультатива с родителями дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться -это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой.

Опыт работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало высокую моторную плотность (по результатам медико-педагогической диагностики). В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки.

Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить:

- высокую общую моторную плотность занятия;

- формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;

- индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;

- проявление личностных качеств «Я -хочу, и я могу это сделать!».

С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии, развитие патриотических чувств с детьми подготовительной группы в течение года (1 раз в месяц) проводятся сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику (табл.).

Таблица 1

сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику

№ Месяцы Тематика

1. Октябрь «Зарница»

2. Ноябрь «Летчики»

3. Декабрь «Воины-пограничники»

4. Январь «Воины-пехотинцы»

5. Февраль «Мы ребята - бравые солдаты»

6. Март «Моряки»

7. Апрель «Разведчики»

8. Май «Военный парад»

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Развитие задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ нам представляется через использование музейной педагогики.

Создавая мини-музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания. Концептуальная основа музейно-образовательной среды ДОУ - субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

В процессе создания модели музейно-образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные (рис.1).

Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репро-

дукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.

Социально-средовые средства - включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;

• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;

• Экспериментальную деятельность -опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета)

Рис. 2. Направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников через музейную педагогику

Таблица 2

Распределение тематики экспозиции мини-музея на учебный год

Месяц Тематические экспозиции Возрастные группы

Сентябрь (1,2 недели) «С праздником, любимый город» Все возрастные группы

Сентябрь (3, 4 недели) «Защитники земли русской» Старшая и подготовительная группы

Октябрь(1 неделя) «Бабушкин сундук» Все возрастные группы

Октябрь (2-4 недели) «Вот мой сад родной!» Все возрастные группы

Ноябрь (1 неделя) «В единстве наша сила!» Старшая и подготовительная группы

Ноябрь (2неделя) «Юный патриот» Старшая и подготовительная группы

Ноябрь (3, 4 недели) «Мама всегда рядом» Все возрастные группы

Декабрь (1,2 недели) «Мы на Ямале живём!» Старшая и подготовительная группы

Декабрь (3,4 недели) «Освободители земли русской» Старшая и подготовительная группы

Январь (3, 4 недели) «Музей одного образа» Все возрастные группы

Февраль (1-3 недели) «Есть такая профессия - Родину защищать!» Старшая и подготовительная группы

Февраль (4 неделя) «Главный город страны» Старшая и подготовительная группы

Март (1, 2 недели) «Города - герои» Старшая и подготовительная группы

Март (3, 4 недели) «Великие полководцы победы» Старшая и подготовительная группы

Апрель (1,2 недели) «Знаменательные места города» Старшая и подготовительная группы

Апрель (3, 4 недели) «Дети - герои» Старшая и подготовительная

группы

Май (1,2 недели) «День Великой Победы» Старшая и подготовительная группы

Организация работы с семьёй в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания в МБДОУ ДС «Теремок» оказывают следующие действующие формы работы с детьми и родителями:

1. Целевые прогулки к Площади Памяти в сочетании с экскурсией по мини-музею детского сада.

2. Экскурсия к Площади Памяти. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником (рис. 2).

Рис. 3. Экскурсия на площадь Памяти и к монументу воинской славы

3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной емле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и

сражениях - «Дети войны», «Наша Родина-Россия» «9 мая- День Победы!»).

5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

6. Встречи с ветеранами труда, представителями Казачества г. Новый Уренгой, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др. (рис. 3).

Рас. 4. Мероприятие «Юный патриот России». Приглашенные гости - представители Казачества г. Новый Уренгой

7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.

8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.

9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина - место, где я родился», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой» и т.д.

10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.

11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

12. Просмотр иллюстративного материала в мини-музее детского сада.

13. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники) и пошиве костюмов в военно-патриотических мероприятиях «Зарница», «Юные патриоты» и др.

14.Общее родительское собрание, по-свящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Детский сад - открытое образовательное пространство, координируя систему

работы по данному направлению, ДОУ создает условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс:

• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка», «Человек начинается с детства».

• Заседание родительского комитета - на данном заседании определяются совместно с родителями формы работы по данному направлению.

• Психолого-педагогическое консультирование родителей, которое позволяет показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.

• Организация различных тематических мероприятий.

• Организация автобусной экскурсии к Площади Памяти.

• Посещение городского музея, выставки картин российских художников ко Дню Победы.

• Оформление папки-передвижки; настенных газет, где систематизируется и иллюстрируется накопленный фотоматериал по патриотической теме.

Литература

1. Виноградова Л. Дорогая моя столица / Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.

1997. №4.

2. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. 2006. №5. С. 3-10.

3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. -сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. М. : Арктика, 2003.

4. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей / О.В. Лебедева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1.

5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1.

6. Остапца А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / А.А. Остапца, Г.Н. Абросимова, М.Е. Трубачева. Москва, Арктика. 2004. 173 с.

7. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста / И.М. Цветкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Князева Е.Р. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста / Е.Р. Князева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 10. С. 10-20.

Сведения об авторе

Князева Екатерина Радионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инструктор по физической культуре

Детский сад «Теремок», Россия, ЯНАО, г. Новый Уренгой. E-mail: teremok--20112011@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 10, pp. 10-20.

EDUCATION OF MORAL AND PATRIOTIC FEELINGS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Knyazeva E.R.

Kindergarten "Teremok", Russia, Novy Urengoy Russia. E-mail: teremok--20112011@mail.ru

Abstract. The article presents work experience and recommendations for the moral and patriotic education of the younger generation through variable forms of work, taking into account the age characteristics of the pupils. The main forms and methods of work, the mechanism of implementation of tasks in this area, tested in MBDOU DS "Teremok", are considered.

The article is practice-oriented in nature, it will be of interest to methodologists, specialists and teachers of preschool educational institutions.

Keywords: patriotic education, preschoolers, museum pedagogy, moral and patriotic education, preschool education and upbringing.

References

1. Vinogradova L. Dorogaya moya stolitsa [My dear capital], Doshkolnoe vospitcmie [Preschool education], 1997, no. 4. (In Russ.).

2. Komratova N. O grazhdanskom vospitanii doshkolnikov [On civic education of preschoolers]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2006, no. 5,pp. 3-10. (In Russ.).

3. Kak nauchit detey lyubit Rodinu: rukovodstvo dlya vospitateley i uchiteley [How to teach children to love the Motherland: a guide for educators and teachers]. avt. - sost. Yu.E. Antonov, L.V. Levina i dr. (author - comp. Yu.E. Antonov, L.V. Levina et al.). Moscow, 2003. (In Russ.).

4. Lebedeva O.V. Etapyi patrioticheskogo vospitaniya detey [Stages of patriotic education of children]. Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management of preschool educational institution], 2005, no. 1. (In Russ.).

5. Mahaneva M.D. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie doshkolnikov [Moral and patriotic education of preschoolers]. Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management of preschool educational institution], 2005, no. 1. (In Russ.).

6. Ostaptsa A.A., Abrosimova G.N., Trubacheva M.E. Patrioticheskoe vospitanie doshkolnikov sredstvami kraevedo-turistskoy deyatelnosti [Patriotic education of preschoolers by means of local history and tourism activities]. Moscow, 2004. 173 p. (In Russ.).

7. Tsvetkova I.M. Lyubov k Rodine vospityivaetsya s rannego vozrasta [Love for the Motherland is brought up from an early age]. Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management of a preschool educational institution], 2005, no. 1. (In Russ.).

Information about the author Knyazeva Ekaterina Rodionovna

physical education instructor

Kindergarten "Teremok", Russia, YANAO, Novy Urengoy. E-mail: teremok--20112011@mail.ru

Поступила в редакцию 25.09.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.