Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ИНИЦИАТИВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

Введение. В современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних, в том числе дошкольников. Моделирование процесса развития инициативы у детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность недостаточно изучено. Цель статьи: разработка модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической реализации. Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы по педагогике и психологии дошкольного возраста; изучение практики и обобщение опыта работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; анализ документов по деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома; методики исследования различных аспектов инициативы у детей дошкольного возраста. Результаты. Модель поддержки инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и деятельностного. Доказано, что эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др. Предложено организовать кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии. Заключение. При помощи познавательно-исследовательской деятельности можно сформировать и поддерживать в актуальном состоянии интерес детей дошкольного возраста к исследованиям, получению опыта успешной собственной экспериментальной деятельности, развивать восприятие, мышление, речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF INITIATIVE IN PRESCHOOL CHILDREN IN COGNITIVE RESEARCH ACTIVITIES

Introduction. In modern conditions, the Russian state and society express the need for new educational models that provide comprehensive and favorable development of minors, including preschoolers. Modeling of the process of developing the initiative of preschool children in the context of their inclusion in cognitive research activities has not been sufficiently studied. The purpose of the article is to develop a model to support the initiative of preschoolers in cognitive research activities and describe its phased practical implementation. Research methods: analysis of scientific and educational literature on pedagogy and psychology of preschool age; study of practice and generalization of experience in supporting the initiative of preschool children in cognitive research activities in a preschool educational institution; analysis of documents on the activities of Kindergarten № 1 in Murom; methods of research of various aspects of the initiative preschool children. Results. The model of initiative support for preschool children in cognitive research activity consists of target, criterion and technological blocks implemented in three stages: motivational, educational and activity. It is proved that effective types of cognitive research activities of preschool children in the process of supporting their initiatives are experimentation, collecting, modeling, conducting mini-studies, etc. It is proposed to organize an office, classes in which will ensure the development of primary natural science ideas, observation, curiosity, activity, mental operations in children. It is recommended to introduce methods of organizing cognitive research activities of children and supporting their initiatives into the activities of the preschool educational institution: “researcher's map”, creation of layouts and play sets, case method, press conference, festival of children's research works and projects, virtual excursions. Conclusion. With the help of cognitive research activities, it is possible to form and keep up-to-date the interest of preschool children in research, gaining experience in successful own experimental activities, developing perception, thinking, speech.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Оригинальное исследование

УДК 373.24

DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-5

Пронюшкина Т.Г.

Поддержка инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

Муромский институт Владимирского государственного университета ул. Орловская, д. 23, г. Муром, 602200, Россия TGPron@yandex.ru

Статья поступила 11 ноября 2022; принята 14 июня 2023; опубликована 30 июня 2023

Аннотация. Введение. В современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних, в том числе дошкольников. Моделирование процесса развития инициативы у детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность недостаточно изучено. Цель статьи: разработка модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической реализации. Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы по педагогике и психологии дошкольного возраста; изучение практики и обобщение опыта работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; анализ документов по деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома; методики исследования различных аспектов инициативы у детей дошкольного возраста. Результаты. Модель поддержки инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и деятельностного. Доказано, что эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др. Предложено организовать кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии. Заключение. При помощи познавательно-исследовательской деятельности можно сформировать и поддерживать в актуальном состоянии интерес детей дошкольного возраста к исследованиям, получению опыта успешной собственной экспериментальной деятельности, развивать восприятие, мышление, речь.

Ключевые слова: дошкольники; инициатива; познавательно-исследовательская деятельность; творческая инициатива; познавательная инициатива

Информация для цитирования: Пронюшкина Т.Г. Поддержка инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №2. С. 56-67. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-5.

T.G. Pronyushkina ©

Support of initiative in preschool children in cognitive research activities_

Murom Institute of Vladimir State University 23 Orlovskaya Str., Murom, 602200, Russia TGPron@yandex.ru

Received on November 11, 2022; accepted on June 14, 2023; published on June 30, 2023

Abstract. Introduction. In modern conditions, the Russian state and society express the need for new educational models that provide comprehensive and favorable development of minors, including preschoolers. Modeling of the process of developing the initiative of preschool children in the context of their inclusion in cognitive research activities has not been sufficiently studied. The purpose of the article is to develop a model to support the initiative of preschoolers in cognitive research activities and describe its phased practical implementation. Research methods: analysis of scientific and educational literature on pedagogy and psychology of preschool age; study of practice and generalization of experience in supporting the initiative of preschool children in cognitive research activities in a preschool educational institution; analysis of documents on the activities of Kindergarten № 1 in Murom; methods of research of various aspects of the initiative preschool children. Results. The model of initiative support for preschool children in cognitive research activity consists of target, criterion and technological blocks implemented in three stages: motivational, educational and activity. It is proved that effective types of cognitive research activities of preschool children in the process of supporting their initiatives are experimentation, collecting, modeling, conducting mini-studies, etc. It is proposed to organize an office, classes in which will ensure the development of primary natural science ideas, observation, curiosity, activity, mental operations in children. It is recommended to introduce methods of organizing cognitive research activities of children and supporting their initiatives into the activities of the preschool educational institution: "researcher's map", creation of layouts and play sets, case method, press conference, festival of children's research works and projects, virtual excursions. Conclusion. With the help of cognitive research activities, it is possible to form and keep up-to-date the interest of preschool children in research, gaining experience in successful own experimental activities, developing perception, thinking, speech.

Keywords: preschoolers; initiative; cognitive research activity; creative initiative; cognitive initiative

Information for citation: Pronyushkina, T.G. (2023), "Support of initiative in preschool children in cognitive research activities", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 9 (2), 56-67, DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-5.

Введение (Introduction). В современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних.

Для полноценного развития страны необходимо формирование нового поколения молодых людей - социализированных, активных и самостоятельных, готовых к творчеству и саморазвитию. В этом смысле дошкольный возраст (в диапазоне от 3 до 7 лет) является ключевым в развитии и поддержке инициативы у детей.

Инициатива детей старшего дошкольного возраста является первоосновой и ключевым условием познавательно-исследовательской деятельности: только проявляя инициативу, ребенок может получить новые знания о себе, родителях, окружающем мире и т.д. Это подчеркивается и в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО, 2013), где определяются руководящие начала и принципы воспитания и развития детей, среди них отдельно выделена поддержка и сопровождение инициативы несовершеннолетних в разных видах деятельности.

Анализ современного информационного поля позволил выявить достаточное количество исследований, посвященных вопросам поддержки инициативы детей (Т.А. Евсеева, И.А. Ефимова, С.В. Павленко, О.Н. Черепанова), поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности (Т.А. Аксенова, И.И. Гончарова, О.А. Иванова, Л.А. Королева, М.Г. Красникова, Т.Н. Матвеева, Н.М. Рублева, Л.А. Рыжова, М.А. Черненко) и др. Так, по мнению И.А. Ефимовой, важным личностным образованием дошкольного возраста является «инициативность - это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная

или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение целей» (Ефимова, 2018). В старшем возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности. Исследователь Т.А. Аксенова считает, что «познавательно-исследовательская деятельность - это личностная активность детей, обращенная на решение целей проблемного характера, которая характеризуется множеством вариаций активно-модифицирующей поисковой деятельности эмпирического и поискового характера» (Аксенова, 2016).

Обобщив, мнение обозначенных выше ученых, отметим, что с использованием средств познавательно-исследовательской деятельности педагоги способны формировать и закреплять интерес детей дошкольного возраста к различным экспериментам, исследованиям, что обеспечивает их комплексное развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, а также речи. В рамках познавательно-исследовательской деятельности ребенок учится размышлять о разных объектах окружающего мира, выражать свое мнение, анализировать и сопоставлять. Познавательно-исследовательская деятельность, таким образом, становится важным условием социальной адаптации и социализации детей дошкольного возраста, а ее не-сформированность вызывает апатию и негатив при столкновении с любыми проблемными ситуациями. Поэтому познавательно-исследовательскую деятельность можно считать важным условием эффективного и благоприятного социального развития детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования показывают, что первичные начала познавательно-исследовательской деятельности формируются еще в раннем возрасте. При этом ребенок ощупывает и использует разнообразные предметы и игрушки, на ос-

нове чего вырабатывает первичные представления об их форме, цвете и других характеристиках. В среднем и старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность усложняется, становится более вариативной, сопровождает все процессы развития несовершеннолетних. Для детей дошкольного возраста характерно изменение ведущей деятельности за счет повышения их самостоятельности. Более содержательными становятся следующие психолого-педагогические особенности: повышается уровень произвольности и свободы поведения, проявляется адекватная оценка успешности в деятельности и стойкая мотивация ее достижения.

Таким образом, на основании теоретического анализа определено, что, занимаясь оздоровительной, познавательной, творческой деятельностью, несовершеннолетние дети проявляют и показывают инициативу, эффективным средством поддержки инициативы у детей дошкольного возраста является разнообразная и интересная познавательно-исследовательская деятельность.

Как мы отмечали ранее, что в современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних, в том числе дошкольников, то мы выявили, что моделирование процесса развития инициативы детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность недостаточно изучено.

Проблема нашего исследования обусловлена необходимостью создания в дошкольных образовательных учреждениях условий, обеспечивающих поддержку инициативы. Значительные возможности для этого предоставляет познавательно-исследовательская деятельность, однако во многих ДОУ ей уделяется недостаточно внимания, либо она организуется неэффективно. Необходимо изучение инициативности как качества, напрямую определяющего успешность процесса личностного развития ребенка до-

школьного возраста, определить и обосновать моделирование процесса развития инициативы детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность в условиях ДОУ. В связи с этим значимую актуальность приобретает диагностика уровня инициативы у детей дошкольного возраста и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности по развитию данного процесса у детей дошкольного возраста в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Целью статьи является разработка модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической реализации.

Материалы и методы (Methodology and methods). Для достижения цели исследования использовались следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы по педагогике и психологии дошкольного возраста; изучение практики и обобщение опыта работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; анализ документов по деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома; методики исследования различных аспектов инициативы у детей дошкольного возраста. В процессе исследования было охвачено 35 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа.

Исходя из особенностей выявленных нами проблем, на базе МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома была проведена диагностика уровня инициативы у детей дошкольного возраста, реализована опытно-экспериментальная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в три этапа: диагностический, экспериментальный и контрольный. На диагностическом этапе проведено обследование дошкольников, показавшее недостаточные уровни развития у воспитанников ДОУ познавательной и творческой инициативы. На экспериментальном этапе проведена работа

по моделированию поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности, в том числе организован фотокросс «Первые шаги в науку». На контрольном этапе проведено контрольное диагностическое исследование, показавшее положительную динамику в познавательной и творческой инициативе детей, по результатам исследования даны рекомендации по совершенствованию деятельности по развитию инициативы дошкольников в рамках познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОУ.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). По результатам проведения теоретического анализа литературы нами были определены основные виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы:

1. Опыт и эксперимент, где основной задачей является изучение причинно-следственных связей.

Черненко М.А. и ряд других авторов (Черненко, 2021) определяют, что модернизация дошкольного образования, содержание которого определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)1, ставит перед педагогами задачу развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Достижению намеченных целей дошкольного образования в большей степени способствует познавательно-исследовательская деятельность детей, обозначенная в ФГОС ДО. Одной из форм организации такой деятельности является «детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение и элементарные опыты, проводимые ребенком. Дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельно-

1Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министер-

ств - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем» (Черненко, 2021).

Деятельность в рамках опытов и экспериментов (первый вид познавательно-исследовательской деятельности) имеет целью: увлечь детей показом нестандартного действия с тем или иным предметом или явлением, дать возможность детям экспериментировать и обсуждать полученный результат, сформулировать причины и следствия, использовать самостоятельно то или иное оборудование.

2. Работа по классификации (коллекционирование): выявление сходств и различий предметов в процессе обсуждения для того, чтобы далее внести в таблицу для их классификации.

3. Овладение пространственными схемами (путешествие по карте): выбрать и обсудить пункт назначения и вид транспорта, маршрут и высказать свое мнение о том, что может повстречаться на пути; изучить растительный и животный мир, деятельность общества на пути назначения; заполнить участок карты очертаниями и метками изученных маршрутов.

4. Овладение временными отношениями (путешествие по «реке времени»).

Также в ходе построения работ по осуществлению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, направленной на поддержку инициативы детей дошкольного возраста, необходимо использовать моделирование, наблюдения, проблемные ситуации, мини-исследования, беседы и компьютерные игры (Хорева, 2020).

Моделирование, как правило, является наглядно-практическим методом. Предоставляет детям дошкольного возраста возможность абстрагировать свои представления и знания, так как модель применяется для исследования предметов, решения задач и приобретения новой информации. Как

ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013 г.

следствие, «модель - это некий объект (система), применение которого предназначается для приобретения знаний и представлений о другом объекте (оригинале), примером может послужить географическая карта или глобус» (Ефимова, 2018).

Поэтому, при работе с детьми старшей группы ДОУ наглядное моделирование включает: обозначение объектов, применение условно-схематичного воссоздания предметов, графическое описание признаков предметов, ориентирование в пространстве по схематическому отображению, отображение плана реального пространства, создание модели по своему замыслу.

Проблемная ситуация - это задача, которая подлежит решению. Все проблемные ситуации можно условно разделить для детей дошкольного возраста на представляемые и реальные, которые возникли спонтанно. Поэтому, у детей должно возникнуть умение самостоятельно ставить проблему и решить ее без помощи и поддержки воспитателя.

Мини-исследование - особая форма познавательно-исследовательской деятельности и направлено на освоение способов осуществления познавательных инициатив. Для детей дошкольного возраста темы мини-исследований выбирается самостоятельно. Как правило, они выбираются из личных интересов, собственных представлений с помощью воспитателей группы. Основная цель мини-исследования - отработка простейших умений в анализе объектов, а также навыков демонстрации полученных результатов (Савенков, 2012).

Для поддержки инициативы и познавательной активности ребенка-дошкольника могут использоваться компьютерные игры, где дети приобщаются к исследовательской работе, даже не подозревая об этом. Поэтому, воспитателям необходимо поддерживать в ходе игр детей следующие навыки: умение получать информацию, делать выводы и корректировать дальнейшую деятельность в игре. Важный момент - выбор компьютерных игр для детей дошкольного возраста, совместное обсуждение со взрослым и

решение в ходе игровой ситуации проблем. Все это может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры позволяют заниматься исследованием, а именно, анализировать, искать варианты решения, пробовать, проверять, корректировать свои действия, делать выводы, при этом самостоятельно (Козырева, 2014).

Для выстраивания технологии поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности необходимо определить ее показатели и критерии. На наш взгляд, основными показателями являются: постановка цели, планирование, решение задач, причем без помощи других людей, принятие решений, проявление настойчивости, получить задуманное в виде результата.

В проведенном нами исследовании, модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотиваци-онного, обучающего и деятельностного.

Первый (мотивационный) этап направлен на формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности, где формируется цель деятельности, реализуется планирование этой деятельности. Для этого взрослый должен занимать обучающую и организующую позицию, а именно, привлекать старших дошкольников к обнаружению новых способов нахождения информации. Для этого необходимо проводить беседы, организовывать опыты, подбирать компьютерные игры. Но самое главное, как мы считаем, привлекать детей к созданию моделей, которые будут способствовать постановке цели, осуществлению планирования деятельности (Парамонова, 2011).

Второй (обучающий) этап, по нашему мнению, направлен на самостоятельную реализацию деятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности. По-

сле постановки цели деятельности и ее планирования, необходимо стремление к решению задач деятельности без помощи других людей. Для этого рекомендуется проявление инициативы и творчества в принятии нестандартных решений. В процессе реализации поэтапной познавательно-исследовательской деятельности необходимо выработать у детей дошкольного возраста умение рассуждать, делать выводы, использовать сведения в практической деятельности. Необходимо работать сосредоточенно и продолжительно, научиться приобретать нужные знания, проявляя настойчивость в постижении объекта познания.

Третий (деятельностный) этап необходим для формирования склонности старших дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно исследовательской деятельности.

На данном этапе детьми реализуется самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность, где основными направлениями являются: развитие способности к творчеству и инициативе, умение определять цель деятельности, ее планирование, умение работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять упорство и настойчивость, применять полученные знания в практической деятельности».

Следует отметить, что воспитатель ДОУ занимает наблюдающую и регулирующую позицию: подбирать задания, которые стимулируют инициативность в познавательно-исследовательской деятельности, развивают самостоятельность, расширяют творческие возможности.

Таким образом, модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из трех ведущих этапов: моти-вационного, обучающего и деятельностного. В ходе построения работ по осуществлению технологии поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности, направленной на поддержку инициативы детей дошкольного возраста, необходимо использовать моделирование, наблюдения,

проблемные ситуации, мини-исследования, беседы и компьютерные игры.

В соответствии с разработанной нами моделью мы провели опытно-экспериментальную работу по поэтапной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1».

В процессе исследования было охвачено 35 детей старшего дошкольного возраста. Само исследование проводилось в три этапа: диагностический, экспериментальный и контрольный.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования.

На втором, экспериментальном, этапе проведена работа по реализации модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической деятельности.

На третьем этапе проведено контрольное диагностическое исследование, показавшее положительную динамику в познавательной и творческой инициативе детей, сделаны выводы о результатах опытно-экспериментальной работы.

Кратко обозначим каждый этап исследования:

1. Как было уже отмечено, на первом этапе исследования нами проведена диагностика особенностей инициативы дошкольников в условиях детского образовательного учреждения. С этой целью, рабочим инструментом данного этапа выбрана методика: «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе» авторами которой являются Н.А. Короткова, П.Г. Неж-нов (Годовникова, 2017).

Основным методом диагностики в соответствии с методикой было наблюдение за разнообразной познавательно-исследовательской деятельностью детей в условиях ДОУ. Тип наблюдения: структурированное, невключенное, открытое. В диагностике приняло участие 35 детей старшего дошколь-

ного возраста. Обследование детей на диагностическом этапе показало, что у воспитанников ДОУ, а именно, дошкольников на нормативном уровне находятся показатели коммуникативной инициативы и инициативы как целеполагания и волевого усилия. Однако обращает на себя внимание недостаточное развитие познавательной и творческой инициативы.

Поэтому на втором этапе, экспериментальном, нами была проведена работа с дошкольниками по развитию у них познавательной и творческой инициативы.

2. Цель экспериментального этапа исследования - поэтапная реализация модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Взяв за основу результаты проведенной диагностики, нами определены задачи данного этапа:

- выработать мотивацию у дошкольников к самостоятельности и инициативе в познавательно-исследовательской деятельности;

- обучить дошкольников способам самостоятельной работы в познавательно-исследовательской деятельности;

- побуждать дошкольников проявлять самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Модель поддержки инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, которые реализуются в три этапа: мотивацион-ный, обучающий и деятельностный.

1. Мотивационный этап был направлен на формирование мотивации у дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Для осуществления данного этапа были проведены следующие мероприятия:

1. Беседа «Юные помощники» - детям предлагалось внимательно рассмотреть выданные им материалы и определить их необходимость.

2. Эксперимент «Вареное и сырое». Дети совместно с нами занялись созданием алгоритма деятельности, в котором были отражены такие способы получения информации, как «посмотреть в книге», «спросить у другого человека», «провести опыт», и действовать в соответствии с ним. Таким образом, мы побуждали детей к постановке цели, формулированию гипотезы, и просили их выражать свои мысли полным ответом.

3. Мини-исследование «Листочек с дерева» - предлагалось детям совместно поставить цель деятельности и заняться созданием алгоритма деятельности.

2. Обучающий этап был направлен на самостоятельную реализацию деятельности: развитию умения осуществлять элементарное планирование и ставить цель своей деятельности, стремления к решению задач деятельности без помощи других людей, проявлению инициативности и ответственности в условиях, требующих принятия нестандартных решений, развитию способности к становлению инициативы и творчества.

Для реализации данного этапа нами использовались:

1. Исследование «Золотое яичко» -дошкольники, зная опыт выполненных заданий, бесед, мини-исследований могут использовать уже известные алгоритмы в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Игровое задание «Угадай-ка» -необходимо посмотрев на изображение, полнее рассказать так, что изображено на нем, чтобы другие догадались.

3. Проблемная ситуация «Как очистить яйцо без рук» - используя разные источники, проводится исследование, где дошкольники узнают: очистить яйцо можно, например, при помощи уксуса.

3. Деятельностный этап направлен на развитие стремления дошкольников к проявлению инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности (осуществлялась самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность).

Для осуществления данного этапа нами применялись:

1. Игра «Разбиваем яйцо».

2. Мини-исследование «Я и моя семья» - было предложено составить генеалогическое древо семьи.

В завершении экспериментального этапа опытно-экспериментальной работы нами был организован фотокросс «Первые шаги в науку». Цель фотокросса - развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников, поддержка их уровня инициативности, выявление эффективных практик организации экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности.

Нами разработана и представлена для детей и их родителей программа фотокросса, где они совместно в установленных временных рамках делали фотографии. Далее все размещалось на специальном Интернет-сайте. Тематика фотокросса: рисуем науку, день детских изобретений, день коллекционирования, день опытов и экспериментов.

На контрольном этапе проведено контрольное диагностическое исследование. Нами вновь использована методика, применяющаяся ранее. В диагностике приняло участие 35 детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др. Реализованная опытно-экспериментальная работа привела к положительной динамике в познавательной инициативе детей.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по поэтапной реализации модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1» началась с диагностического этапа. Диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста снижены уровни развития познавательной и творческой инициативы. На основе этого реализованы занятия с детьми в рамках экспериментального этапа по поддержке инициа-

тивы и развитию самостоятельности. В завершении проведен фотокросс «Первые шаги в науку» для закрепления высокого уровня инициативы у детей. Проведенная опытно-экспериментальная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста показала значительное повышение инициативы воспитанников, что доказывает ее эффективность в условиях ДОУ.

Соотнеся полученные нами результаты с проведенными ранее исследованиями Т.А. Аксеновой (Аксенова, 2016), И.А. Ефимовой (Ефимова, 2018), О.Н. Черепановой (Черепанова, 2018), М.А Черненко (Черненко, 2021), отметим, что «развитие детской инициативы является основой культуры познания, условием содержательного и радостного детства» (Черепанова, 2018). В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности предложено организовать кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и т.д. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ новые методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии.

Заключение (Conclusions). В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы:

1. Характерными особенностями дошкольного возраста являются изменение ведущей деятельности, повышение самостоятельности детей. Важным личностным образованием дошкольного возраста является инициативность. В старшем возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности.

2. Для выстраивания технологии поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности необходимо определить ее показатели и критерии. На наш взгляд, основными показателями являются: постановка цели, планирование, решение задач, причем без помощи других людей, принятие решений, проявление настойчивости, получить задуманное в виде результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Модель поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и дея-тельностного.

4. Эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др.

5. В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности предложено организовать методический кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и т.д. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ новые методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии.

Список литературы

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Норма, 2011. 95с.

Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1-6.

Алиева Т.А. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. 2015. №9. С. 113-119.

Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. М.: Учитель, 2017.187 с.

Ефимова И.А. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности: Научно-квалификационная работа (диссертация). Тольятти. 2018. 166 с.

Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет: методическое пособие. М.: Вентана-Граф. 2015. 440 с.

Козлова С.А., Флегонтова Н.П. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2021. 202 с.

Козырева Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Стандарты нового образования. Науч.-практ. журн. НИИСО МГПУ. 2014. №2. С. 24-29.

Комарова О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №4. С.34-36.

Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование. 2006. № 7. С. 123-127.

Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера. 2011. 320 с.

Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 21-30.

Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара: Учебная литература. 2007. 32 с.

Савенков А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2012. № 2. С. 4-15.

Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2021. 121 с.

Тарасенко Т.В., Подолина Н.Ю. Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях детской

экспериментальной лаборатории // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С. 147-151.

Хорева А.В. Становление и развитие интереса в учебно-познавательной деятельности. М.: Русайнс, 2020. 160 с.

Черненко М.А., Лашкова Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (73). С. 70-77.

АЫшоуа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J, 2014. 11(10). P. 574-577.

Cameron A., Trudel M., Titah R., Leger P., Blakey P. The live teaching case: a new IS method and its application // Journal of Information Technology Education. 2012. Vol. 11. P. 27-42.

Cools W., De Martelaer K., Samaey C. & An-dries, C. Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context // Journal of Sports Sciences. 2011. 29(7). P. 649-660.

Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. Analysis of the notion "Pedagogical conditions": essence and classification // General and Professional Education. 2012. №1. P. 8-14.

References

Arkin, E.A. (2011), Rebenok v doshkol'nye gody [A child in preschool years], Norma, Moscow, Russia.

Aksenova, T.A. (2016), "The development of a preschooler in cognitive and research activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education", Molodoi uchenyi, 12, 1-6. (In Russian).

Alieva, T.A. (2015), "Children's initiative is the basis for the development of cognition, activity, communication", Doshkol'noe vospitanie, 9, 113119. (In Russian).

Godovnikova, L.V. (2018), Korrektsionno-razvivajushhie tekhnologii v doshkol'nom obra-zovatel'nom uchrezhdenii. [Correctional and developmental technologies in a preschool educational institution], Teacher, Moscow, Russia.

Efimova, I.A. (2018), "The influence of cognitive research activity on the development of independence in older preschool children", Abstract of Ph.D. dissertation, Tol'jatti, Russia.

Karpova, Yu.V. (2015), Pedagogicheskaja di-agnostika individual'nogo razvitija rebjonka 3-7 let

[Pedagogical diagnostics of the individual development of a child 3-7 years old], Ventana-Graf, Moscow, Russia.

Kozlova, S.A. and Flegontova, N.P. (2021), Teoreticheskie osnovy doshkol'nogo obrazovanija. Obrazovatel'nyeprogrammy dlja detej doshkol'nogo vozrasta [Theoretical foundations of preschool education. Educational programs for preschool children], Yurait, Moscow, Russia.

Kozyreva, N.A. (2014), "Formation of a game-developing environment in a preschool educational organization", Standarty novogo obra-zovaniya, 2, 24-29. (In Russian).

Komarova, O.A. (2007), "About the creation of a subject-game environment in a modern preschool educational institution", Upravlenie DOU, 4, 34-36. (In Russian).

Muhina, V. (2006), "The psychological meaning of research activity for the development of personality", Narodnoe obrazovanie, 7, 123-127. (In Russian).

Paramonova, L.A. (2011), Istoki: Primernaja osnovnaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [Origins: Approximate basic general education program of preschool education], TC Sfera, Moscow, Russia.

Savenkov, A.I. (2006), "Research methods of teaching in preschool education", Doshkol'noe vospitanie, 1, 21-30. (In Russian).

Savenkov, A.I. (2007), Metodika provedenija uchebnyh issledovanij v detskom sadu [Methods of conducting educational research in kindergarten], Uchebnaja literature, Samara, Russia.

Savenkov, A.I. (2012), "Educational research in the practice of modern preschool education", Detskij sad ot A do Ja, 2, 4-15. (In Russian).

Smirnova, E.O. (2021), Doshkol'naja peda-gogika: pedagogicheskie sistemy i programmy doshkol'nogo vospitanija [Preschool pedagogy: pedagogical systems and programs of preschool education], Jurajt, Moscow, Russia.

Tarasenko, T.V. and Podolina, N.Ju. (2021), "Organization of cognitive and research activities of senior preschoolers in the conditions of a children's experimental laboratory", Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 5, 147-151. (In Russian).

Horeva, A.V. (2020), Stanovlenie i razvitie interesa v uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti [Formation and development of interest in educational and cognitive activity], Rusajns, Moscow, Russia

Chernenko, M.A., and Lashkova, L.L. (2021), "Organization of educational and research activities

of preschoolers in the digital educational environment of kindergarten", Vestnik Surgutskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (73), 70-77. (In Russian).

Akimova L.A., Lutovina E.E. and Thyssen P.P. (2014), "Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects ", Life Sci J, 11(10), 574-577. (In Russian).

Cameron, A., Trudel, M., Titah, R., Leger, P. and Blakey, P. (2012), "The live teaching case: a new IS method and its application", Journal of Information Technology Education, 11, 27-42. (In English).

Cools, W., De Martelaer, K., Samaey, C. and Andries, C (2011), "Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context", Journal of Sports Sciences, 29(7), 649660. (In Russian).

Ippolitova N.V. and Sterkhova N.S. (2012), "Analysis of the notion "Pedagogical conditions":

essence and classification", General and Professional Education, 1, 8-14. (In Russian).

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Данные автора:

Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин, Муромский институт Владимирского государственного университета.

About the author:

Tatiana G. Pronyushkina PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social, Humanitarian and Legal Disciplines, Murom Institute of Vladimir State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.