Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыщикова А. В.

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового освоить принципиально новые области деятельности. Реформирование образовательной системы связано с организацией полноценного процесса познания, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. В данной статье раскрывается значимость деятельностного подхода, который лежит в основе разработанной автором педагогической системы по повышению познавательной активности детей в экспериментальной деятельности. Показана динамика уровней развития познавательной активности детей после реализации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) системы, включающей разные виды детского экспериментирования. Разработанная педагогическая система по повышению познавательной активности детей дошкольного возраста включает не только работу с дошкольниками, но и предполагает взаимодействие воспитателей детского сада и родителей, а также работу по повышению компетенций в области использования детского экспериментирования в образовательном процессе у педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыщикова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHILDRENS EXPERIMENTATION ON THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Currently, education is faced with the task of educating not only a creative, comprehensively developed person, but also flexibly orientated in a constantly changing reality, ready to master fundamentally new areas of activity. Reforming the educational system is associated with the organization of a full-fledged process of cognition, the implementation of developmental education and selfeducation, the continuity of this process at all its stages. In this regard, a special place is occupied by the problem of studying and developing cognitive activity. This article reveals the importance of the activity approach, which underlies the pedagogical system developed by the author to increase the cognitive activity of children in experimental activity. The dynamics of the levels of development of the cognitive activity of children after the implementation in the educational process of a preschool educational institution (DOE) of a system that includes different types of children's experimentation is shown. The developed pedagogical system to increase the cognitive activity of preschool children includes not only work with preschoolers, but also involves the interaction of kindergarten teachers and parents, as well as work to improve competencies in the use of children's experimentation in the educational process among teachers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

1 Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ©SyshikovaA. 1/., 2021

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-12-17

L ч Принята 30.03.2021 | Accepted 30.03.2021

УДК 372.36

INFLUENCE OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION ON THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Syshikova A. V.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сыщикова А.В.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. Currently, education is faced with the task of educating not only a creative, comprehensively developed person, but also flexibly orientated in a constantly changing reality, ready to master fundamentally new areas of activity. Reforming the educational system is associated with the organization of a full-fledged process of cognition, the implementation of developmental education and self-education, the continuity of this process at all its stages. In this regard, a special place is occupied by the problem of studying and developing cognitive activity.

This article reveals the importance of the activity approach, which underlies the pedagogical system developed by the author to increase the cognitive activity of children in experimental activity. The dynamics of the levels of development of the cognitive activity of children after the implementation in the educational process of a preschool educational institution (DOE) of a system that includes different types of children's experimentation is shown. The

Аннотация. В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового освоить принципиально новые области деятельности. Реформирование образовательной системы связано с организацией полноценного процесса познания, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. В данной статье раскрывается значимость деятельностного подхода, который лежит в основе разработанной автором педагогической системы по повышению познавательной активности детей в экспериментальной деятельности. Показана динамика уровней развития познавательной активности детей после реализации в образовательном процессе

developed pedagogical system to increase the cognitive activity of preschool children includes not only work with preschoolers, but also involves the interaction of kindergarten teachers and parents, as well as work to improve competencies in the use of children's experimentation in the educational process among teachers.

Keywords: experimental activity, cognitive activity, senior preschool age, pedagogical system.

REFERENCES

[1] Ponomareva L.I., Gan N.Yu., Obukhova K.A. Formation of the foundations for understanding by children of preschool age an integral picture of the world // EURASIAN UNION OF SCIENTISTS (ESU) Monthly scientific journal. - Volume 1, Series: Pedagogical Sciences. - 2020. - №. 10(79). - S. 3235. https://archive.euroasia-science.ru/index.php/ Euroasia/article/view/113/82

[2] Shtepina, I. S. Features of the development of the cognitive activity of preschoolers / I. S. Shtepina // Actual problems of pedagogy: materials of the I International. scientific. conf. - Chita: Young Scientist Publishing House, 2011. - pp. 89-91.

[3] Bezrukikh M., Efimova S., Kruglov B. Why is it difficult to study ?. - Moscow, 1995. - 208 p.

[4] Malanov, S.V. Development of skills and abilities in preschool children. Theoretical and practical materials. - Moscow, 2001. - 160 p.

[5] Timofeeva, L.L. Cognitive development. Acquaintance with others. Summaries of various forms of work 5-6 years. Toolkit. - Moscow: OOO Russkoe slovo, 2020. - 512 p.

[6] Marudova, E.V. Familiarization of preschoolers with the world around them. Experimentation. - Saint Petersburg, 2013 - 128 p.

дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) системы, включающей разные виды детского экспериментирования. Разработанная педагогическая система по повышению познавательной активности детей дошкольного возраста включает не только работу с дошкольниками, но и предполагает взаимодействие воспитателей детского сада и родителей, а также работу по повышению компетенций в области использования детского экспериментирования в образовательном процессе у педагогов.

Ключевые слова: экспериментальная

деятельность, познавательная активность, старший дошкольный возраст, педагогическая система.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Обухова К.А. Формирование основ понимания детьми дошкольного возраста целостной картины мира // ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ (ЕСУ) Ежемесячный научный журнал. - Том 1, Серия: Педагогические науки. - 2020. - № 10 (79). - С. 3235. https://archive.euroasia science.ru/index.php/ Euroasia/article/view/113/82

[2] Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 89-91.

[3] Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М. - 1995 - 208 с.

[4] Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. -Санкт Петербург: 2013. - 128 с.

[5] Тимофеева, Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим. Конспекты различных форм работы 5-6 лет: Методическое пособие. - М.: ООО «Русское слово», 2020. - 512 с.

[6] Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и практические материалы. - М. - 2001. - 160 с.

Syshikova A.V. - ORCID ID: 0000-0001-9831-315X

Research interests, number of main publications: Study of the problem of the development of cognitive interests in children, 5 articles were published, 1 of them in the Higher Attestation Commission and 4 in the materials of conferences.

Сыщикова А.В. - ORCID ID: 0000-0001-9831-315X

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблемы развития познавательных интересов у детей, опубликовано 5 статей, из них 1 в ВАК и 4 в материалах конференций.

For citation: Syshikova A.V. INFLUENCE OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION ON THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №3. C. 12-17. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-12-17.

Для цитирования: Сыщикова А.В. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №3. С. 12-17. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-12-17.

Введение. Современное дошкольное образование находится в состоянии поиска обновления содержания образования и методов обучения детей дошкольного возраста. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к развитию личности ребёнка. Именно деятельность лежит в основе проявления познавательной активности

дошкольников. Следует отметить, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста, в целом, и содержание обучения, в частности, давно волнуют умы ученых. Так, среди теоретиков психолого-педагогического направления дошкольной дидактики, рассматривающего познавательное

развитие ребенка, следует отметить: Н.Е. Вераксу, Р.И. Говорову, С.Н. Николаеву, А.П. Усову и др. [1].

Дошкольное детство является сензитивным периодом познания окружающей действительности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста мы будем понимать активность, которую ребенок проявляет в процессе познания. Как правило, она выражается в заинтересованном принятии дошкольниками информации, в желании ее уточнить, углубить представления о уже знакомом предмете, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов новизны, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [2].

В основе познавательной активности лежит деятельность детей. Одним из видов детской деятельности,

используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. М. Монтессори писала об экспериментировании в воспитании ребенка: «В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведёт ребёнка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком» [3, с3].

О включении дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия говорят в своих трудах отечественные педагоги Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько: «Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития

ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребёнок» [4, с. 24].

Экспериментирование входит в состав базовых способов осуществления познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте. Возрастные особенности детей 5-6 лет и задачи образовательной области «Познавательное развитие»,

представленные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, определяют смещение акцентов при организации

образовательной деятельности в дошкольной образовательной

организации в сторону

экспериментальной деятельности. Так, в старшей группе, в силу возникновения у старших дошкольников интереса к способам достижения результата, большое значение приобретают подача материала в форме игровых, познавательных, практических,

творческих задач и привлечение детей к выбору адекватных задаче способов её решения [5]. Познавательная

деятельность в данном случае понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но - главным образом -как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

В продолжение данной темы, обратимся к наблюдению М. Безруких, С. Ефимова, Б. Круглова: «... внимание поддерживается интересом; длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишённой

непосредственного интереса невозможно. ... И те педагогически трудности, на которые часто жалуются педагоги, - их не дети создают. Это взрослые учат и воспитывают неумело, не считаясь с возможностями ребёнка» [6, с. 13].

В связи с этим возникла потребность разобраться в данной проблеме и найти пути в повышении познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Цель настоящего исследования -ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме познавательной активности и описание системы работы по экспериментальной деятельности в комплексе с использованием проблемных ситуаций в повышении познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы предположили, что разработанная

авторская педагогическая система, включающая использование проблемных ситуаций в процессе

экспериментирования может повысить познавательную активность детей. Материалы и методы. Вопросы познавательной активности

представлены в трудах многих педагогов и психологов. Так, были проведены исследования проблем стимуляции познавательной активности детей (Л. С. Выготский, В. Б. Голицын, М. И. Лисина, Н. К. Постникова, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Щербаков, Г. И. Щукина и др.), в которых выделены условия формирования познавательной активности детей; активно изучалась и проблема исследовательских действий (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, А.Н. Поддъякова и др.), которые позволяют получать информацию, необходимую для решения познавательных задач, стоящих перед ребенком; исследованием проблемы организации познавательной

деятельности дошкольников в ознакомлении с окружающим миром занимались Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, С.А. Козлова и др. Также были научно доказаны педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной

деятельности (И.В. Исакова, И.В. Кочекова, Н.В. Нищева). Эти работы рассматриваются как отдельные исследования, при этом отсутствует единый практический инструментарий для педагогов с целью повышения познавательной активности старших дошкольников с учётом

экспериментальной деятельности. Кроме того, отсутствует и необходимый для практических работников дошкольных учреждений комплекс диагностических материалов.

Вышесказанное определило интерес к проведению исследования и

достижению поставленной выше цели. Исследование проводилось в группах дошкольного образовательного

учреждения с детьми 5-6 лет. Нами была разработана педагогическая система, реализованная в образовательном процессе ДОУ, с целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Под педагогической системой мы будем понимать единство всех методов, средств и процессов, необходимых для создания преднамеренного воздействия на формирование личности с заданными качествами.

Вначале реализации педагогической системы по повышению познавательной активности проведена предварительная работа: руководством дошкольной образовательной организации в режиме дня было определено специальное время для экспериментальной детской деятельности. Кроме того, проведена специальная работа с педагогами по грамотному использованию в практике работы с детьми проблемных ситуаций. Мы руководствовались наблюдением С.В. Меланова: «Педагог будет

профессионально совершенствоваться и личностно развиваться, если максимально конкретно для него будут обозначены основные теоретические закономерности эффективного развития детей, а также направления эмпирического обеспечения условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста» [6, с. 25].

Таким образом, следуя ходу исследования, для педагогов ДОУ были определены теоретические аспекты реализации системы работы по повышению познавательной активности дошкольников: проведён практический семинар для педагогов по теме «Применение технологии проблемного обучения в совместной деятельности с дошкольниками» и круглый стол (для педагогов и родителей) «Роль

экспериментирования в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Последующий опрос педагогов, в который вошли вопросы по практическому применению технологии деятельностного метода «Ситуация» позволил определить, что более 80 процентов педагогов понимают суть данной технологии и готовы применять ее в практике работы ДОУ. В ходе реализации системы работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников, педагогами особое внимание было уделено построению развивающей предметно-

пространственной среды. Так, игровые зоны были насыщены новым инвентарем и предметным содержанием,

стимулирующим детей на

исследовательские действия (например, пазлы, лего-конструкторы, карты города, схемы детского конструирования и т.д.), в режиме дня определено время проведения детского экспериментирования, составлен блочный тематический план работы проведения экспериментов (например, опыты по изучению агрегатного состояния воды и др.). В ходе проведения экспериментальной деятельности детям озвучивался проблемный вопрос, который содержал противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию. Например, «Почему снег хрустит?», «Почему трава под снегом зелёная?» или «Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?». Заинтересованные дети пытались выдвигать свои версии ответов, их было несколько. Затем дети, под руководством воспитателя, приходят к правильному выводу. Некоторые проблемные вопросы, рассматриваемые дошкольниками,

педагогом остаются без ответа. Эти сознательные действия поддерживали интерес детей к рассматриваемой теме, с ней они уходили домой и пытались найти ответ вместе с родителями. А на

следующий день все версии проверялись экспериментально. В результате определялись ошибочные версии и правдивые ответы на заданные проблемные вопросы. Родители отмечали огромный познавательный интерес детей к домашнему заданию, поиску дополнительной информации, а также с увлеченно рассказывали о экспериментах, которые проводят в детском саду. Результаты и обсуждение. До начала реализации педагогической системы нами были определены уровни

сформированности познавательной

активности детей старшего дошкольного возраста. Диагностирование проходило по компонентам «познавательная

потребность» по методике Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевича, «вопросительно-исследовательская активность» по методике «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой. Следующий этап исследования - реализация системы работы позволил определить

эффективность образовательного

процесса с учётом экспериментальной деятельности с применением проблемных вопросов в сравнении. Так в мотивационно-потребностном блоке по компоненту познавательной потребности оптимальный уровень до эксперимента

равный 18,5% поднялся после эксперимента до 41,7%. Достаточный уровень до эксперимента равный 27,8% поднялся по окончанию исследования до 34,3%, а низкий уровень с 53,7% опустился до 12%. В деятельностном блоке по компоненту вопросительно-

исследовательской активности

оптимальный уровень поднялся за период экспериментальной работы с 16,6% до 37%, достаточный уровень повысился с 33,4% до 46,4%, а низкий уровень с 50% понизился до 16,6%.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что

реализованная система работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования дала

положительные результаты. Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования показали положительную динамику в повышении познавательной активности детей дошкольного возраста. Разработанная педагогическая система по повышению познавательной активности с

использованием детского

экспериментирования показала свою эффективность.

Corresponding Author: Syshikova Anna Vladimirovna -postgraduate student of the Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: syshikova-av@edu. uray. ru

Ответственный за переписку: Сыщикова Анна Владимировна - аспирант ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская

Федерация

E-mail: syshikova-av@edu. uray.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.