педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Абальянова Елена Евгеньевна ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0001
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2020
AuthorlD: 798950
SPIN: 7031-1335
ORCID: 0000-0002-2308-5188
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» ORCID: 0000-0002-1792-8476
Абальянова Елена Евгеньевна, бакалавр
Иркутский государственный университет ((664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. На данный момент развитие у детей инициативности, самостоятельности и познавательной активности стоит на первом месте для многих дошкольных учреждений, а также это одна из задач стандарта дошкольного образования. Среди средств развития самостоятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития самостоятельности старших дошкольников в экспериментальной деятельности, раскрывающая педагогические условия, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Реальные условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания решению задач обучения и воспитания, педагоги активно организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее. Однако зачастую это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности, а значит, не получает условий для развития дошкольника.
Ключевые слова: дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, самостоятельность, детское экспериментирование, старший дошкольный возраст, интерес к познанию нового, умение отстаивать свое мнение, проявление инициативы и творчества.
ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN EXPERIMENTAL ACTIVITY S
© 2020
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Abalyanova Elena Evgenievna, bachelor Irkutsk state University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: [email protected]) Abstract. In today's rapidly changing life, preschoolers need not only to know, but first of all to be able to get the necessary knowledge independently and be able to operate with the available baggage of information, be creative and think independently. At the moment, the development of children's initiative, independence and cognitive activity is in the first place for many preschool institutions, and it is also one of the tasks of the standard of preschool education. Among the means of developing the independence of preschool children, children's experimentation deserves special attention. Developing as an activity aimed at cognition and transformation of objects of the surrounding reality, children's experimentation contributes to expanding the horizons, enriching the experience of independent activity, and self-development of the child. At the same time, to date, there has not been a complete concept of the development of independence of older preschoolers in experimental activities, which reveals the pedagogical conditions that ensure the dynamics of its formation in the educational process of a modern preschool institution. The real conditions in a pre-school educational institution often do not imply the practical implementation of activities that arise on the initiative of the child himself and meet his needs and interests. Paying maximum attention to solving the problems of teaching and upbringing, teachers actively organize children's activities, direct and regulate them. However, this often leads to the fact that such organized activities do not pass to the level of independent activity, and therefore do not receive conditions for the development of preschool children.
Keywords: preschool education, Federal state educational standard of preschool education, independence, children's experimentation, senior preschool age, interest in learning new things, the ability to defend their opinions, the manifestation of initiative and creativity.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых принципов современного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста. Значимость развития таких личностных качеств как самостоятельность и инициативность у современных дошкольников обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности современному человеку важно уметь самостоятельно анализировать информацию, принимать решения, выполнять действия по достижению определенных целей. В связи с этим развитие самостоятельности важно осуществлять уже начи-
ная с дошкольного возраста.
Основным источником развития личности детей дошкольного возраста выступают разные виды деятельности дошкольников, одну из таких видов является детское экспериментирование. Оно способствует расширению кругозора детей, обогащению опыта самостоятельной деятельности, развитию у ребенка познавательно-исследовательских умений и навыков. Способность самостоятельно осуществлять познание окружающего мира является особо значимой, и именно на этом аспекте самостоятельности базируется успешность ребенка в обучении. Поэтому развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представляет собой особый интерес с точки зрения под-
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Abalyanova Elena Evgenievna pedagogical
ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT ... sciences
готовки детей к обучению в школе.
МЕТОДОЛОГИЯ
Проведенный нами анализ проблемы самостоятельности показал, что исследователи по-разному определяют сущность данного понятия. С.Л. Рубинштейн считает, что самостоятельностью можно назвать не простую сумму, знаний, умений и навыков личности, которые позволяют ей своими силами выполнять различные дела, а общественные проявления человека, характеризующие его тип отношения к труду, людям и обществу [1].
Самостоятельность проявляется в том, что действия являются осознанными и в основе них лежит определенный мотив, они не изменяются под воздействием внешнего давления, человек сам обосновывает свои действия, находит в них основания и смысл. Относительно развития самостоятельности в дошкольном возрасте, ученые отмечают, что развитие самостоятельности происходит во всех видах деятельности [1-6].
Н.Я. Михайленко акцентирует внимание на потенциале сюжетно-ролевой игры для развития самостоятельности, М.В. Крулехт, Р.С. Буре считают, что для развития самостоятельности благоприятные условия формируются в трудовой деятельности [7]. Н.Н. Поддъяков раскрывает возможности детского экспериментирования в развитии самостоятельности [8].
А.И. Савенков в самостоятельности как личностном свойстве выделяет независимость суждений и действий от внешних факторов, способность принимать решения и реализовывать их, ответственное отношение к действиям и их результатам, осознание правильности действий и их обоснованность [9].
По мнению В.Г. Маралова в старшем дошкольном возрасте у детей отмечается достаточный уровень самостоятельности при условии, что у них сформированы знания о самостоятельности, дети проявляют соответствующие качества, к них сформирована внутренняя потребность в самостоятельных действиях и достаточный уровень навыков в разных видах деятельности. Также важное значение для проявления самостоятельности играют волевые качества личности, сформированность целеполагания, навыков планирования, самоконтроля и самооценки [10].
Развитие самостоятельности у старших дошкольников происходит во всех видах детской деятельности, в тоже время отдельно хотелось бы отметить детское экспериментирование. Как вид деятельности, детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в условиях которой формируются все составляющие деятельности, мотивация деятельности, активизирующие процессы саморазвития [11].
И.Л. Паршукова считает, что источником развития самостоятельности в экспериментировании являются противоречия, которые возникают между имеющимися у детей знаниями и умениями и актуальными познавательными задачами, решение которых требует новых знаний, способов деятельности, овладеть которыми можно в процессе экспериментирования. Детское экспериментирование стимулирует развитие любознательности, познавательных интересов [12].
РЕЗУЛЬТАТЫ
В практической части исследования мы провели изучение проявлений и уровня развития самостоятельности у детей в экспериментировании. В качестве критериев и показателей развития самостоятельности у старших дошкольников в экспериментировании мы определили следующее: интерес к познанию нового, организацию деятельности без посторонней помощи, выполнение решения без напоминаний, умение отстаивать свое мнение, способность проявлять инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Исследование проводилось на базе детского сада города Ангарска, в нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые были условно разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, 18
по 20 человек в каждой.
Для диагностики самостоятельности детей в экспериментировании мы использовали следующие методики:
1. Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой.
2. Методика, направленная на выявление особенностей и уровня развития самостоятельности в экспериментировании «Кораблекрушение» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой.
3. Методика диагностики самостоятельности в процессе экспериментирования О.И. Чехониной [13].
Также мы осуществляли анализ педагогических условий развития самостоятельности у дошкольников в экспериментировании. В ходе диагностики принимали участие 12 педагогов и 40 родителей детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы в количестве по 20 человек в каждой. Вначале мы провели оценку уровня компетентности педагогов в вопросах развития самостоятельности детей дошкольного возраста в экспериментировании.
По результатам проведенной диагностики у 17% педагогов выявлен повышенный уровень компетентности, у 50% педагогов - достаточный уровень компетентности и у 30% педагогов - критический уровень компетентности. Анализ преобладающих характеристик компетентности педагогов в изучаемом вопросам показал, что педагоги детского сада обладают определенным запасом знаний, который отражает их представления о самостоятельности как личностном качестве, механизмах и методах его развития, возрастных особенностях развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, представлений о методах и приемах развития самостоятельности у дошкольников. Педагоги в целом ориентируются в потенциальных возможностях экспериментирования как вида деятельности для развития самостоятельности, при этом у них отмечается стремление повышать уровень своих знаний и умений, поскольку, организуя работу с детьми, педагоги сталкиваются с затруднениями при постановке задач развития самостоятельности в экспериментировании, оценке уровня развития самостоятельности, использовании разных методов и приемов развития самостоятельности.
Также нами был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. Для этого мы составили предварительно перечень материалов и оборудования с Центра экспериментирования, необходимых для стимулирования самостоятельного экспериментирования детей. Оценка оснащенности Центра экспериментирования показала, что в развивающей предметно-пространственной среде группы отмечается недостаточное количество необходимых материалов для того, чтобы дети осуществляли самостоятельно экспериментирование. Это касается природных материалов, полифункциональных материалов, приборов для проведения экспериментов, материалов для фиксации результатов, необходимой литературы и дидактических карточек для самостоятельного проведения простых опытов и экспериментов.
В ходе анализа педагогических условий развития самостоятельности в экспериментировании у детей старшего дошкольного возраста мы также провели анкетирование родителей. По результатам анкетирования родителей мы установили, что повышенный уровень сформированности представлений родителей о развитии самостоятельности в экспериментировании не выявлен, достаточный уровень отмечается у 35% родителей, экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы, критический уровень отмечается у 65% родителей экспериментальной группы и 60% родителей контрольной группы.
Характеризуя представления родителей о развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, мы можем отметить, что родители, которые составляют большинство и отнесены к критическому уровню, не обладают необходимыми знаниями о развитии самосто-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Абальянова Елена Евгеньевна ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ...
ятельности. Это проявляется в том, что они испытывают затруднения, характеризуя проявление самостоятельности как личностного качества, определение методов, приемов развития самостоятельности, определении условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Родители не ориентируются в возможностях экспериментирования как вида деятельности для развития самостоятельности детей.
По итогам оценки педагогических условий развития самостоятельности старших дошкольников в экспериментировании мы констатировали, что в дошкольной образовательной организации данные условия созданы недостаточно.
По методике «Выбор деятельности» в экспериментальной группе дети распределились следующим образом: игра - 8 детей (40%), чтение - 2 человека (10%), экспериментирование - 2 ребёнка (10%), труд - 1 ребёнок (5%), изобразительная деятельность - 3 человека (15%), конструирование - 4 человека (20%).
В контрольной группе 20 %(4 человека) выбрали игру, 10% (2 человека) выбрали чтение, экспериментирование предпочли 25% (5 человек), труд выбрал 1 ребёнок - это 5 %, 3 ребёнка выбрали изобразительную деятельность (15%) и конструирование выбрали 5 человек (25%).
Как мы видим, в контрольной группе большинство детей предпочли экспериментальную деятельность и конструирование. В экспериментальной группе большая часть отдала предпочтение игре. Экспериментирование составляет всего 10 %.
Наблюдение за детьми по О.И. Чехониной проводилось по следующим критериям: отношение к познавательно-исследовательской деятельности, целеполага-ние, рефлексия, планирование, реализация.
В ходе наблюдения в процессе экспериментирования анализировались проявления самостоятельности детей в планировании своей деятельности, осуществлении контроля за выполнением действия и достижением промежуточных результатов, наличием интереса у детей к деятельности, общей активности в познавательной деятельности. Уделялось внимание анализу способности детей оценивать промежуточный и конечный результат деятельности, представлять его в речи.
В результате уровневого распределения дошкольников количество детей с низким уровнем составило по 20% (4 человека) в обеих группах. Она показали наличие слабого интереса к деятельности, трудности выдвижения предположений, планирования и реализации деятельности. Они действовали только под руководством взрослого.
Средний уровень выявлен у экспериментальной группе у 55% (11 чел.), в контрольной группе данное число составило 60% - это 12 детей. У них познавательный интерес проявлялся более устойчиво, они могли сформулировать проблему с помощью взрослого, частично планировали свою деятельность, совместно со взрослым формулировали выводы.
Высокий уровень выявлен в экспериментальной группе у 25% детей (5 чел.). В контрольной группе количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности составило 15% (3 чел.). У низ проявлялся устойчивый интерес к деятельности, они выдвигали предположения, самостоятельно планировали деятельность, оценивали результат, соотносили цель и результат.
Использование практической ситуации детского экспериментирования «Кораблекрушение» (разработка Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой) помогло нам выявить особенности и уровни развития самостоятельности детей в специально организованной экспериментальной деятельности.
Результаты по высокому уровню являлись следующими: он выявлен у 25% детей экспериментальной и 10% детей контрольной группы. Дети с высоким уровнем характеризовались наличием интереса к проблеме,
умением самостоятельно определить исследовательскую задачу, выдвинуть гипотезу, найти способы проверки предположений. В деятельности они проявлялись активность, эмоциональную вовлеченность, упорство и настойчивость, желание продолжительное время заниматься деятельностью.
К среднему уровню были отнесены 35% детей экспериментальной группы (7 чел.) и 45% детей контрольной группы (9 чел.). Интерес к проблеме дети проявляли, но определяли исследовательскую задачу с помощью взрослого, поисковые действия являлись непоследовательными, недостаточно продуктивными с частичным результатом. Дети проявляли неустойчивое эмоциональное отношение к деятельности и ее результатам.
На уровне ниже среднего по результатам диагностики оказались 30% (6 чел.) из экспериментальной группы и 25% (5 чел) из контрольной. Задачу дети принимали частично, интерес у них проявлялся устойчиво, присутствовали в деятельности непоследовательные, хаотичные пробы. Дети постоянно нуждались в помощи педагога для достижения результата деятельности.
Низкий уровень выявлен у 10% (2 чел.) в экспериментальной группе и у 20% детей (4 чел.) в контрольной группе. Дети не могли самостоятельно определить проблему, не проявляли интереса к познавательной деятельности, не проявляют самостоятельность в выборе способа действий, не могли выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Действия детей являлись непоследовательными, хаотичным.
Обобщенные результаты показали, что самостоятельность в экспериментальной деятельности, проявляется слабо.
Уровни самостоятельности детей в экспериментировании являлись следующими: высокий уровень самостоятельности - 15% детей в экспериментальной группе и 20% детей в контрольной группе, средний уровень развития самостоятельности - 40% детей в экспериментальной группе и 45% детей в контрольной группе, низкий уровень развития самостоятельности - 45% детей в экспериментальной группе и 35% детей в контрольной группе.
ВЫВОДЫ
Изучив особенности проявления самостоятельности детей в экспериментировании, мы установили, что у детей старшего дошкольного возраста неустойчиво проявляется интерес к познанию нового, они затрудняются в самостоятельной организации деятельности без помощи взрослого, нуждаются в напоминаниях при выполнении определенных действий и реализации решений, не всегда могут отстоять свое мнение, привести аргумент, неустойчиво проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач, неустойчиво проявляют волевые качества при решении различных задач.
На основании полученных результатов мы убедились в необходимости организации работы по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. Для этого нами был определен комплекс педагогических условий, в их число вошли следующие условия: организация совместной деятельности детей и педагогов, обеспечивающая возможность приобретения ребенком практического опыта проявления самостоятельности в экспериментировании; непосредственное участие родителей в организации экспериментирования; обогащение центра экспериментирования материалами и оборудованием, способствующими развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с данными условиями мы разработали блочно-модульное планирование на три недели по темам: «Песок», «Вода», «Свет», в котором отобразили все составляющие работы по развитию самостоятельности детей в соответствии с выделенными условиями. Реализацию условий мы осуществляем последовательно, в начале были определены необходимые материалы
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Abalyanova Elena Evgenievna ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT ...
pedagogical sciences
для оснащения Центра экспериментирования и организована работа по наполнению центра разными материалами и формированию у детей интереса к данным материалам через совместную деятельность и самостоятельную деятельность. Затем мы разработали и реализовали совместную образовательную деятельность с детьми по экспериментированию, а также другие виды деятельности, такие как беседы, чтение сказок, дидактические игры, фотовыставки, направленные на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. В ходе работы мы определили также формы взаимодействия с родителями, которые принимали активное участие в работе и способствовали развитию самостоятельности детей в экспериментировании.
Таким образом, реализация выделенных нами условий, как показали промежуточные результаты, способствовала повышению уровня развития самостоятельности детей в экспериментировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
2. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.
3. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
4. Барцаева Е.В. Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 299-302.
5. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.
6. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
7. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 192 с.
8. Поддьяков, А. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. - 259 с.
9. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А.И. Савенков. -М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.
10. Маралов В.Г. Психологические основы формирования самостоятельности личности детей дошкольного возраста : автореф. дис. доктора псих. наук /В.Г. Маралов. — М., 2004. — 32 с.
11. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003.— 79 с.
12. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / И.Л. Паршукова. — СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 146 с.
13. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно—методическое пособие : В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. — СПб.: Изд—воРГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 219 с.
Статья поступила в редакцию 31.03.2020
Статья принята к публикации 27.08.2020
20
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)