педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Пузняк Лариса Николаевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0056 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
© 2020
AuthorlD: 798950
SPIN: 7031-1335
ORCID: 0000-0002-2308-5188
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Пузняк Лариса Николаевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни как важнейшей предпосылки готовности к обучению в школе. В современных условиях отчетливо выделяется проблема общей незрелости будущих первоклассников, несформированности их мотивационной сферы, препятствующие успешной адаптации и освоению учебной деятельности. Анализ показывает, что несмотря на то, что сущность понятия «внутренняя позиция школьника является достаточно раскрытой, научное обсуждение вопроса не прекращается. Это связано с тем значением, которое несет внутренняя позиции школьника в общем процессе развития ребенка и в процессе перехода на новую возрастную ступень. Появление внутренней позиции школьника приводит к изменению психического облика ребенка, у него развивается целеустремленность, появляются предпосылки произвольной регуляции деятельности, отмечается устойчивость предпочтения ребенком школьных дел и заданий. Успешное развитие внутренней позиции школьника в дошкольном возрасте обуславливает необходимость изучения количественных и качественных характеристик ее сформированности, а также условий ее развития. В данной статье представлены методики для изучения проблемы, а так же результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни,
Ключевые слова: школьник, внутренняя позиция школьника, психические новообразования, готовность педагогов, готовность родителей, развивающая предметно-пространственная среда, старший дошкольный возраст, организационно-педагогические условия.
FEATURES OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF INTERNAL POSITION OF IN CHILDREN THE SEVENTH YEAR OF LIFE
© 2020
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" Pozniak Larisa Nikolaevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower Quay, 6, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the actual problem of the development of the internal position of the student in children of the seventh year of life as the most important prerequisite for readiness for school. In modern conditions, the problem of the General immaturity of future first-graders, the lack of formation of their motivational sphere, hindering the successful adaptation and development of educational activities is clearly highlighted. The analysis shows that despite the fact that the essence of the concept of "internal position of the student is sufficiently disclosed, the scientific discussion of the issue does not stop. This is due to the importance that bears the internal position of the student in the overall process of development of the child and in the process of transition to a new age level. The appearance of the internal position of the student leads to a change in the mental appearance of the child, he develops purposefulness, there are prerequisites for arbitrary regulation of activity, there is a stability of the child's preference for school Affairs and tasks. The successful development of the internal position of the student in preschool age necessitates the study of quantitative and qualitative characteristics of its formation, as well as the conditions of its development. This article presents methods for the study of the problem, as well as the results of the study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of the internal position of the student in children of the seventh year of life.
Keywords: schoolchild, internal position of the schoolchild's, mental neoplasms, teachers 'readiness, parents' readiness, developing subject-spatial environment, senior preschool age, organizational and pedagogical conditions.
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольной педагогике и психологии одной из актуальных проблем является проблема готовности детей к обучению в школе. Важнейшим показателем готовности является сформированности внутренней позиции школьника.
В современных условиях, как отмечает Н.И. Гуткина, многие дети, несмотря на владение навыками чтения и письма, оказываются психологически не готовыми к обучению в школе, что связано с особенностями проживания дошкольного периода детства [1].
В качестве причин эмоциональной мотивационной личностной незрелости Д.Н. Фельдштейн называет недостаточный опыт игры в сюжетно-ролевые игры, отсутствие широких коммуникативных связей у детей, повышенное гиперопекающее поведение со стороны родителей [2].
Проблема формирования предпосылок готовности к школьной жизни отражена также в Федеральном госу-
дарственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблеме формирования внутренней позиции школьника уделено внимание в работах Л.И. Божович, Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной, А.Э. Филипповой и других ученых [3,4,5]. Они отмечают, что седьмой год жизни является важным периодом для формирования внутренней позиции школьника в том случае, что естественный ход развития ребенка характеризовался своевременным появлением значимых психических новообразований и при условии внешней организации необходимых видов деятельности, способствующих развитию внутренней позиции школьника и создании необходимых условий для развития внутренней позиции школьника.
Анализ основополагающих исследований по данному вопросу, которые принадлежат Л.И. Божович, показали, что она рассматривает внутреннюю позиции школьника как единую систему реально действующих
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Pozniak Larisa Nikolaevna FEATURES OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS .
pedagogical sciences
мотивов по отношению к окружению или какой-либо сфере, осознание себя, а также отношения к себе в контексте окружающей действительности [3].
Д.В. Лубовский рассматривает понятие «внутренняя позиция школьника» в контексте проблем возрастной психологии и анализа формирования психологической готовности к обучению в школе детей седьмого года жизни [6].
Т.А. Нежнова обращает внимание на такую важную особенность внутренней позиции школьника как ее дальнейшей распад, на фоне которого появляются другие новообразования, выполняющие функцию произвольной регуляции поведения [4].
Л.И. Божович, рассматривая внутреннюю позиции школьника, также обращала внимание на то, что она представляет собой систему потребностей и стремлений ребенка к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнить новую важную не только для самих детей, но и для окружающих, деятельность. На седьмом году жизни развитие внутренней позиции школьника тесным образом связано с особенностями изучения самой внутренней позиции и условий ее развития для анализа и дальнейшей организации работы с детьми [3].
Н.А. Шинкарёва, В.Э. Иванова считают, что развитию внутренней позиции школьника будет способствовать развитие самостоятельности, которой особый интерес уделяется уже в дошкольном возрасте, а дошкольный возраст является благоприятным для воспитания основ самостоятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Создавая оптимальные условия для развития самостоятельности детей, к концу дошкольного возраста дети могут добиться определенного уровня проявления самостоятельности, а именно: способен проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений [7-23].
В соответствии с этим был организован констатирующий этап исследования, направленный на выявление организационно-педагогических условий формирования внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни в образовательном процессе ДОУ. Процедура констатирующего этапа включала в себя два диагностических блока.
Первый блок включал в себя анализ организационно-педагогических условий, которые включали готовность педагогов к развитию внутренней позиции школьника, характеристику развивающей предметно-пространственной среды группы, изучение представлений родителей по развитию внутренней позиции школьника.
Второй блок включал оценку сформированности внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
Основными критериями оценки уровня развития внутренней позиции школьника выступали сформиро-ванность проявлений внутренней позиции, эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе, направленность на процесс обучения.
Экспериментальной базой исследования выступал детский сад города Ангарска.
В исследовании принимали участие дети седьмого года жизни, которые создали контрольную и экспериментальную группу по 27 человек в каждой, педагоги старших и подготовительных групп в количестве 8 человек, родители детей седьмого года жизни в количестве 54 человека.
Методы исследования: анкета для педагогов, направленная на оценку когнитивного компонента готовности к развитию внутренней позиции школьника; анализ планов образовательной деятельности, позволяющий вы-
явить уровень сформированности деятельностного компонента готовности педагогов; рефлексивный опросник, используемый с целью выявления уровня сформирован-ности рефлексивного компонента готовности; экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы; анкетирование родителей.
С помощью данного комплекса методик мы проанализировали организационно-педагогические условия развития внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценка уровня сформированности готовности педагогов к развитию внутренней позиции школьника включавшая в себя изучение уровня сформированности когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов, а также определение общего уровня готовности позволила нам выявить следующие особенности: в процентном соотношении по результатам исследования уровень готовности педагогов к развитию внутренней позиции школьника характеризуется преобладанием показателей низкого уровня, которые выявлены у 50% педагогов, за ними следуют показатели среднего уровня, которые выявлены у 38% педагогов, в меньшей степени среди у педагогов встречается высокий уровень который мы выявили лишь у 12% педагогов.
Полученные результаты указывают на то, что большая часть педагогов характеризуется низкой теоретической подготовленностью, у них наблюдается несформи-рованность представлений о том, что такое внутренняя позиция школьника, каковы ее характеристики, каковы методы и приемы ее развития, возрастные особенности ее становления, необходимые для развития внутренней позиции условия. Педагоги, у которых сформирован достаточный запас теоретических знаний и понимание сущностных характеристик внутренней позиции школьника, механизмов ее развитие, знаний о методах и приемах развития внутренней позиции школьника, в выборке исследования оказалась меньше, что свидетельствует, в свою очередь, о необходимости повышения уровня готовности педагогов к развитию внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
Экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы показала, что в развивающей предметно-пространственной среде группы недостаточно представлены материалы игровые дидактические, наглядные и другие материалы школьной тематики. Несмотря на наличие отдельных материалов, отражающих особенности школьной жизни, позволяющих детям моделировать различные ситуации, связанные с началом школьной жизни, повышающими интерес к обучению в школе, использование данных материалов в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности является недостаточными. Данные наблюдений, позволили нам констатировать, что педагоги редко используют в организованной деятельности такие материалы. В свою очередь, и детьми данные материалы для организации, например, игровой деятельности, коммуникативной деятельности используются слабо.
В результате оценки уровня сформированности представлений родителей о развитии внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни мы выявили, также как и среди педагогов, преобладание показателей низкого уровня, он характерен для 65% родителей экспериментальной группы и 59% родителей контрольной группы.
Средний уровень характерен для 34% родителей экспериментальной группы и 41% родителей контрольной группы.
Высокий уровень сформированности представлений среди родителей не выявлен.
Анализ результатов показал, что большинство родителей характеризуется недостаточной сформирован-ностью представлений о развитии внутренней позиции школьника, они затрудняются определить, что такое
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Пузняк Лариса Николаевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...
внутренняя позиция школьника даже на основе предложенных вариантов, они не в полной мере осознают значимость данной проблемы, многие родители не проявляют интереса к совместной работе.
Таким образом мы видим, что актуальность проблемы развития внутренней позиции школьника в практике дошкольных образовательных учреждений обусловлена, в том числе, и тем, что недостаточно реализуются необходимые организационно-педагогические условия развития внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
Далее мы представим характеристику результатов изучения внутренней позиции школьника у детей. Сформированность мотивации обучения в школе, отношения к школе, желания быть школьником мы выявляли с помощью методики «Определение у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника». Г.А. Урунтаевой. Результаты по данной методике указывают на то, что внутренняя позиция школьника является сформированной, у 22% детей экспериментальной группы и 26% детей контрольной группы. Наибольшее количество дошкольников характеризуется частично сформированной внутренней позицией, поскольку средний уровень выявлен у 48% детей экспериментальной группы и 52% детей контрольной группы.
Характеризуя состояние сформированности внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни, мы отметили, что преобладающее большинство детей, у которых позиция частично сформирована, проявляется желание пойти в школу, но оно является неустойчивым. У детей присутствуют в структуре мотивов как мотивы, связанные с обучением в школе, так и мотивы, отражающие недостаточную личностную зрелость и свидетельствующие о преобладании игровой мотивации. Довольно большое количество дошкольников характеризуется несформированностью внутренней позиции школьника, у них не выражено желание идти в школу, не сформировано положительное отношение к процессу обучения в школе.
Анализ эмоционального отношения к школе мы осуществляли на основе методики Г.А. Урунтаевой «Веселый - грустный». Полученные по методике результаты позволили выявить у детей седьмого года жизни три типа эмоционального отношения к школе: положительное, нейтральное и негативное отношение.
Среди детей экспериментальной и контрольной групп большинство детей характеризуется нейтральным отношением, в процентном соотношении это 59% детей экспериментальной группы и 63% детей контрольной группы, часть детей характеризуется положительным отношением, что составляет 30% в экспериментальной группе и 33% в контрольной группе. Негативное отношение выявлено у наименьшего количества детей из обеих групп и составило 11% в экспериментальной и 4% в контрольной группе.
Преобладание нейтрального отношения к школе, на наш взгляд, является свидетельством того, что у большинства детей отношение к школе в целом является еще не окончательно сформированным. Проявляя разные типы эмоциональных реакций, дети не всегда могут руководствоваться собственным опытом и дать правильную оценку ситуации школьной жизни, но проявление негативных реакций также может быть обусловлено в целом наличием тревожности и страхов перед обучением. Полученные результаты также показывают, что основными ситуациями, которые вызывают беспокойство у детей седьмого года жизни, являются ситуации общения со сверстниками и ситуация взаимодействия с учителем.
Заключительным критерием оценки выступал анализ, направленный на процесс обучения в школе у детей седьмого года жизни, ее мы изучали при помощи методики «Представь себе ...» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной._
По результатам данной методики мы выявили преобладание неустойчивой направленности на процесс обучения, которая характерна для 55% детей экспериментальной группы и 59% контрольной группы. Неустойчивая направленность характеризуется противоречивыми тенденциями в своем отношении к школе, дети седьмого года жизни выбирали модель поведения, которая характеризует их как школьников, выбирающих школьную жизнь, а не посещение детского сада, учебную деятельность, а не игру, общение со сверстниками. В то же время в некоторых ситуациях у детей проявлялось обратно желание с предпочтением развлечений, отсутствие стремления учиться.
Обобщив результаты по всем критериям, мы определили общий уровень сформированности внутренней позиции школьника. В процентном отношении показатели сформированности внутренней позиции школьника в выборке исследования распределились следующим образом: внутренняя позиция оказалась сформированной у 22% экспериментальной группы и 26% детей контрольной группы.
В процессе формирования внутренняя позиция школьника находится у 52% детей экспериментальной группы и 55% детей контрольной группы, несформиро-ванной внутренняя позиция школьника является у 26% детей экспериментальной группы и 18% детей контрольной группы.
Преобладание в выборке исследования детей, у которых внутренняя позиция школьника находится в процессе формирования, свидетельствует о необходимости организации работы по развитию внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
Таким образом, исследование подтвердило необходимость организации работы по развитию внутренней позиции школьника у детей седьмого года жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н.И. Гуткина. //Культурно-историческая психология 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128.
2. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. — 2010. —№2(4) - С.6-11.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности / Л.И Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. —М. : Междунар. пед. акад., 2005. — 209 с.
4. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема / Т.А. Нежнова // Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов / Т.А. Нежнова. — М. : Изд—во АПН СССР, 1991. — С. 50 — 61.
5. Филиппова А.Э. Понятие «Внутренняя позиция школьника» в психологии /А.Э Филиппова //Психология, социология и педагогика. — 2016. — № 10. — С. 33 — 37.
6. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути / Д.В. Лубовский // Мир психологии. — 2012. — № 2. — С. 128 — 138.
7. Батенова Ю.В., Волчегорская Е.Ю., Емельянова И.Е. Современная социальная ситуация развития и формирование информационной культуры дошкольника //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 13-16.
8. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.
9. Знаменщикова Н.В., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 239-242.
10. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.
11. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158.
12. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
13. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 228-231.
14. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Pozniak Larisa Nikolaevna FEATURES OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS .
pedagogical sciences
15. Зайцева О.Ю. Условия развития образа Я детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.
16. Насибуллина Э.Р. Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 301-303.
17. Ошкина А.А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 279-282.
18. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.
19. Середкина Н.Д., Соловьева Н.А., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления культуры поведения в общественных местах детьми старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 312-315.
20. Барцаева Е.В. Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 299-302.
21. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 210-213.
22. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 239-245.
23. Косогова А.С., Зайцева О.Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263-266.
Статья поступила в редакцию 17.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020