Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / СТРУКТУРА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CURIOSITY / COGNITIVE NEED / STRUCTURE OF CURIOSITY / LEVELS OF DEVELOPMENT OF CURIOSITY / PERSONALITY PROPERTY / COGNITIVE ACTIVITY / SEARCH AND RESEARCH ACTIVITY / INTERROGATIVE ACTIVITY / COGNITIVE MOTIVES / EXPERIMENTATION / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Мазенова Наталья Валерьевна

Проблема развития любознательности детей шестого года жизни приобретает большую актуальность, в связи с тем, что в современном дошкольном образовании одним из основных принципов В соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Анализ позиций ученых позволил определить любознательность как сложное образование, имеющее многокомпонентную структуру, основанное на познавательной потребности. Развитие любознательности как стадии познавательного интереса приходится на дошкольный возраст, в частности пик развития любознательность характерен для старших дошкольников. На данный момент проблема любознательности в отечественной науке рассмотрена в работах целого ряда исследователей. Основополагающими выступают работы, в которых раскрыта сущность любознательности, ее структура, взаимосвязь с другими психическими свойствами. Речь идет о работах Б.Г. Ананьева, Д.Е. Берлайна, Н.Ц. Купарадзе, Н.Т. Лобовой и других исследователей. В дошкольном возрасте проблема любознательности также выступала предметом изучения, одной из основополагающих работ по данной проблеме является работа К.М. Рамоновой, в которой рассмотрена структура любознательности, раскрыто содержание любознательности в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте любознательность развивается, что появляется в повышении у ребёнка стремления к познанию, к установлению сходных признаков предметов, обнаружении связей между ними. У них возрастает стремление к сущности предметов, хотя они продолжают ориентироваться на внешние признаки, что делает особенно значимым организацию педагогического руководства процессом познания. В силу особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте любознательность проявляется более выраженно и носит иной характер. Дети стремятся познать сущность явлений и процессов, они задают вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития любознательности у детей шестого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Мазенова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CURIOSITY IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

The problem of developing the curiosity of children in the sixth year of life is becoming more relevant, due to the fact that in modern preschool education, one of the main principles in accordance with the Federal state educational system IS the formation of cognitive interests and cognitive actions of the child in various activities. The analysis of scientists ' positions allowed us to define curiosity as a complex education that has a multi-component structure based on cognitive needs. The development of curiosity as a stage of cognitive interest falls on preschool age, in particular, the peak of curiosity development is typical for older preschoolers. At the moment, the problem of curiosity in Russian science is considered in the works of a number of researchers. The fundamental works are those that reveal the essence of curiosity, its structure, and its relationship with other mental properties. We are talking about the works of B. G. Ananiev, D. E. Berline, N. C. Kuparadze, N. T. Lobova and other researchers. In preschool age, the problem of curiosity was also a subject of study, one of the fundamental works on this problem is the work of K. M. Ramonova, which examines the structure of curiosity, reveals the content of curiosity in preschool age. In the older preschool age, curiosity develops, which appears in increasing the child's desire to learn, to establish similar signs of objects, and to find connections between them. They have an increasing desire for the essence of objects, although they continue to focus on external features, which makes it especially important to organize the pedagogical management of the process of cognition. Due to the particular development of thinking in the older preschool age, curiosity is more pronounced and has a different character. Children seek to learn the essence of phenomena and processes, they ask questions aimed at establishing cause-and-effect relationships.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Мазенова Наталья Валерьевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0035 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2020

AuthorlD: 798950

SPIN: 7031-1335

ORCID: 0000-0002-2308-5188

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Мазенова Наталья Валерьевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: mazenowa@mail.ru)

Аннотация. Проблема развития любознательности детей шестого года жизни приобретает большую актуальность, в связи с тем, что в современном дошкольном образовании одним из основных принципов В соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Анализ позиций ученых позволил определить любознательность как сложное образование, имеющее многокомпонентную структуру, основанное на познавательной потребности. Развитие любознательности как стадии познавательного интереса приходится на дошкольный возраст, в частности пик развития любознательность характерен для старших дошкольников. На данный момент проблема любознательности в отечественной науке рассмотрена в работах целого ряда исследователей. Основополагающими выступают работы, в которых раскрыта сущность любознательности, ее структура, взаимосвязь с другими психическими свойствами. Речь идет о работах Б.Г. Ананьева, Д.Е. Берлайна, Н.Ц. Купарадзе, Н.Т. Лобовой и других исследователей. В дошкольном возрасте проблема любознательности также выступала предметом изучения, одной из основополагающих работ по данной проблеме является работа К.М. Рамоновой, в которой рассмотрена структура любознательности, раскрыто содержание любознательности в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте любознательность развивается, что появляется в повышении у ребёнка стремления к познанию, к установлению сходных признаков предметов, обнаружении связей между ними. У них возрастает стремление к сущности предметов, хотя они продолжают ориентироваться на внешние признаки, что делает особенно значимым организацию педагогического руководства процессом познания. В силу особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте любознательность проявляется более выраженно и носит иной характер. Дети стремятся познать сущность явлений и процессов, они задают вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития любознательности у детей шестого года жизни.

Ключевые слова: любознательность, познавательная потребность, структура любознательности, уровни развития любознательности, свойство личности, познавательная деятельность, поисково-исследовательская активность, вопросительная активность, познавательные мотивы, экспериментирование, старший дошкольный возраст.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF CURIOSITY IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE

© 2020

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Mazenova Natalya Valerievna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, street lower Quay, 6, e-mail: mazenowa@mail.ru)

Abstract. The problem of developing the curiosity of children in the sixth year of life is becoming more relevant, due to the fact that in modern preschool education, one of the main principles in accordance with the Federal state educational system IS the formation of cognitive interests and cognitive actions of the child in various activities. The analysis of scientists ' positions allowed us to define curiosity as a complex education that has a multi-component structure based on cognitive needs. The development of curiosity as a stage of cognitive interest falls on preschool age, in particular, the peak of curiosity development is typical for older preschoolers. At the moment, the problem of curiosity in Russian science is considered in the works of a number of researchers. The fundamental works are those that reveal the essence of curiosity, its structure, and its relationship with other mental properties. We are talking about the works of B. G. Ananiev, D. E. Berline, N. C. Kuparadze, N. T. Lobova and other researchers. In preschool age, the problem of curiosity was also a subject of study, one of the fundamental works on this problem is the work of K. M. Ramonova, which examines the structure of curiosity, reveals the content of curiosity in preschool age. In the older preschool age, curiosity develops, which appears in increasing the child's desire to learn, to establish similar signs of objects, and to find connections between them. They have an increasing desire for the essence of objects, although they continue to focus on external features, which makes it especially important to organize the pedagogical management of the process of cognition. Due to the particular development of thinking in the older preschool age, curiosity is more pronounced and has a different character. Children seek to learn the essence of phenomena and processes, they ask questions aimed at establishing cause-and-effect relationships.

Keywords: curiosity, cognitive need, structure of curiosity, levels of development of curiosity, personality property, cognitive activity, search and research activity, interrogative activity, cognitive motives, experimentation, senior preschool age.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из важнейших его принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Реализация этого принципа тесным образом связана с рассмотрением проблемы любознательности, которая выступает в

качестве одной из стадий развития познавательного интереса и предваряет его развитие.

На данный момент проблема любознательности в отечественной науке рассмотрена в работах целого ряда исследователей. Основополагающими выступают работы, в которых раскрыта сущность любознательности, ее структура, взаимосвязь с другими психическими свойствами. Речь идет о работах Б. Г. Ананьева,

Д.Е. Берлайна, Н.Ц. Купарадзе, Н. Т. Лобовой и других исследователей. В дошкольном возрасте проблема любознательности также выступала предметом изучения, одной из основополагающих работ по данной проблеме является работа К.М. Рамоновой, в которой рассмотрена структура любознательности, раскрыто содержание любознательности в дошкольном возрасте.

В отечественной науке проблема любознательности рассматривалась в работах целого ряда ученых: Д. Е. Берлайна, Н. Ц. Купарадзе, Н. Т. Лобовой, К.М. Рамонова и других исследователей [1]. В последнее время наблюдается повышенный интерес к данной проблеме, что обусловлено не только актуальными задачами современного образования, но и тем, что у современных детей проявление любознательности характеризуется недостаточной выраженностью.

Старший дошкольный возраст является периодом, на который приходится пик развития любознательности как интегрального свойства личности. Это связано с определенными предпосылками, сформированными в процессе развития детей. В тоже время под влиянием воздействия средств медиа продукции, снижением познавательного опыта детей проблема развития любознательности у детей приобретает все более острый характер.

Проанализировав работы ряда исследователей, мы смогли раскрыть сущность данного понятия. Д. Е. Берлайн, Н.А. Шинкарёва, Н.В. Знаменщикова, определяют любознательность как перцептивную и познавательную основу, которая реализуется в процессе поиска знаний [2].

Н. Т. Лобова на первый план при определении любознательности выделяет ее интегративные характеристики, в результате чего она рассматривается как свойство личности, отражающее готовность человека к активной познавательной деятельности, в которой она проявляется [3].

Раскрывая роль любознательности в развитии детей дошкольного возраста, исследователи подчеркивают, что она помогает расширить круг знаний детей, углубить понимание окружающей действительности. Благодаря любознательности происходит овладение определенными знаниями, повышается продуктивность процесса обучения в целом, поскольку любознательность стимулирует собственные познавательные мотивы ребенка и усиливает его активность в процессе познания. Любознательность носит индивидуальный характер, поэтому она проявляется в разной степени.

Н. Б. Шумакова подчеркивает, что проявления любознательности часто согласуются с другими проявлениями в развитии ребенка, такими, как быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, исследовательская активность ребенка [4].

С точки зрения структуры личности любознательность взаимосвязана с мотивационными характеристиками, эмоциональными характеристиками, когнитивными характеристиками. Многие исследователи рассматривают любознательность, как базовое свойство личности, которое по-разному проявляется у детей и взрослых. В дошкольном образовании развитие любознательности у детей также играет важное значение и оказывает влияние на познавательную деятельность детей в целом.

Н. Б. Шумакова выделяет еще одну важную черту любознательности, к которой относится стремление человека выйти за пределы увиденного. По мнению Н. Б. Шумаковой, любознательность — это общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Именно предметы и явления окружающего мира вызывают любознательность человека и стимулируют проявление определенного эмоционального отношения к ним [5].

Основу любознательности составляет познавательная потребность. По своей структуре любознательность как сложное образование состоит из нескольких компонентов. В старшем дошкольном возрасте любознатель-158

ность достигает определенного развития и представляет собой сложное образование, которое характеризуется наличием когнитивного, эмоционального и деятельност-ного компонента.

К.М. Рамоновой были охарактеризованы основные критерии, показатели и уровни любознательности в старшем дошкольном возрасте. Развитие любознательности в старшем дошкольном возрасте имеет как возрастные, так и индивидуальные особенности [6].

Н.Ц. Купарадзе считает, что старшем дошкольном возрасте, дети уже могут проявлять любознательность достаточно устойчиво, потому что многие дети умеют задавать вопросы, искать ответы на свои вопросы, применять разные способы познания. При этом важное значение имеет организованная развивающая предметно-пространственная среда, грамотное педагогическое руководство разными видами деятельности [7].

Целенаправленное обогащение представлений детей об окружающем мире способствует возникновению у детей различных вопросов, на которые они ищут ответы [8-12]. В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности, которыми занимается ребенок, в значительной степени обогащают его опыт и изменяют его представления об окружающем мире. Одним из видов деятельности, которые оказывают влияние на развитие любознательности старших дошкольников, является познавательно-исследовательская деятельность.

Н.Б. Шумакова отмечает, что вопросы, задаваемые детьми, являются важнейшим показателем развития любознательности, и при этом также выступают в качестве одного из путей развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. Чем более любознательным является ребенок, тем чаще он задает вопросы, и эти вопросы направлены на понимание сущности того или иного действия, явления, установление его взаимосвязей с другими объектами и явлениями окружающего мира [13].

В старшем дошкольном возрасте развиваются познавательные потребности детей, и находят выражение в форме поисково-исследовательской активности. Д.Н. Годовикова, Е. В. Жихарева, В.П. Конечная указывают, что данная активность направлена на обнаружение нового. Благодаря тому, что дети задают вопросы, они включаются в познавательную деятельность, стремятся сами найти на них ответы, использовать опыты и эксперименты, как способ познания окружающего мира. Многие дети старшего дошкольного возраста являются достаточно наблюдательными, проявляют интерес к процессу познания, что связано с их индивидуальным опытом [14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Е.А. Меньшикова подчеркивает, что индивидуальный опыт ребенка, его потребности в познавательной деятельности формируются, прежде всего, в семье и поддерживаются на основе развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении и разных организованных видах деятельности.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение организационно-педагогических условий развития любознательности детей шестого года жизни. Экспериментальной базой исследования выступало МБДОУ детский сад города Иркутска.

В исследовании принимали участие дети шестого года жизни в количестве 40 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек, педагоги, работающие на старших группах в детском саду в количестве 4 человек и родители воспитанников в количестве 40 человек.

В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: подобран и апробирован диагностический инструментарий для оценки уровня развития любознательности детей шестого года жизни, проведена экспертиза организационно-педагогических условий развития любознательности детей шестого года жизни; пред-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Мазенова Наталья Валерьевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...

ставлена количественно-качественная характеристика уровней развития любознательности у детей шестого года жизни. Для диагностики нами использовались такие методы как анкетирование педагогов и родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и методики диагностики любознательности детей шестого года жизни: «Волшебный домик» В. С. Юркевича, «Сказка» В.С. Юркевича, «Вопрошайка» Н. Б. Шумаковой. Проведем количественно-качественную интерпретацию полученных результатов [15].

Первый блок исследования был связан с анализом организационно-педагогических условий развития любознательности детей шестого года жизни в дошкольной организации. Оценку условий мы начали с изучения уровня готовности педагогов к развитию любознательности. С помощью анкетирования мы выявили, что высокий уровень готовности сформирован у 25% педагогов, у такого же количества педагогов уровень готовности является средним, и низкий уровень готовности выявлен у 50% педагогов.

Мы выявили, что педагоги с высоким уровнем имеют достаточный уровень знаний относительно любознательности, понимают, что такое любознательность, выделяют проявление любознательности у старших дошкольников, владеют методами и приемами развития любознательности, создают условия для развития любознательности в детском саду через создание развивающей среды и взаимодействия с родителями. Пример ответа: воспитатель со стажем 16 лет В.Н.Д. «Любознательность - это стремление к познанию, желание узнать новое, понять».

Средний уровень готовности к развитию любознательности характеризуется тем, что у них сформированы основные представления о любознательности, помогающие определить ее сущность и выделить ее ключевые характеристики, но в практическом плане педагоги испытывают трудности, поскольку не владеют в достаточной степени методами и приемами развития любознательности, затрудняются в выделении условий развития любознательности детей, определении потенциальных возможностей разных видов деятельности для развития любознательности. Пример ответа: воспитатель со стажем 12 лет П.К.Т. «Любознательность можно развивать с помощью бесед, игр, экспериментирования».

Низкий уровень готовности мы обнаружили у педагогов, которые не имеют достаточного запаса знаний, не могут четко обозначить методы и приемы развития любознательности, выделить виды деятельности для развития любознательности, охарактеризовать основные условия развития любознательности детей 6-го года жизни. Пример ответа: воспитатель со стажем 5 лет В.С.Н. «Нужно группу пополнять интересными играми, тогда будет развиваться любознательность».

Недостаточная готовность педагогов к развитию любознательности может выступать в качестве одного из препятствующих факторов к организации эффективной работы по данному направлению.

Результаты экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы показали, что в группах имеются материалы для развития любознательности, связанные с организацией познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования, в наличии имеются дидактические игры, познавательная литература, полифункциональные материалы, но мы увидели, что материалы чаще всего используются только в совместной деятельности и редко используются в самостоятельной деятельности детьми, что может указывать на то, что педагогами недостаточно создаются условия для их использования, а также недостаточно применяются конкретные приемы организации работы с детьми. Кроме того, в развивающей предметно-пространственной среде групп мы увидели, что имеющиеся материалы по своему функциональному назначению часто дублируют друг друга, и это приводит к недостаточ-

ному разнообразию среды.

Уровень готовности родителей к развитию любознательности по данным исследования является следующим: высокий уровень выявлен у 10% родителей экспериментальной группы и 15% родителей контрольной группы. 40% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы характеризуются средним уровнем, низкий уровень отмечается у 50% родителей экспериментальной группы и 35% родителей контрольной группы.

У родителей с высоким уровнем представления являются достаточно точными и глубокими, родители правильно определяют, что такое любознательность, заинтересованы в развитии любознательности ребенка, понимают значение данного качества, осуществляют работу по развитию любознательности в семье и стремятся повысить уровень своих знаний и умений по данному вопросу. Пример ответа: «Чтобы ребенок был любознательным надо загадывать загадки, играть в познавательные игры, читать книги» (Н.Б.В.).

Средний уровень характеризуются тем, что представления у родителей являются правильными, но неполными. Родители в целом представляют значение любознательности, стремятся к ее развитию, но недостаточно на практике владеют необходимыми для этого умениями и навыками. Пример ответа: «Я хотела бы научиться развивать любознательность, потому что сейчас не владею такими приемами» (Е.Р.А.).

У родителей с низким уровнем представления родителей являются неполными и фрагментарными, родители не владеют необходимыми умениями и навыками и редко осуществляют работу по развитию любознательности детей. Пример ответа: «Я не знаю, как развивать любознательность» (В.Л.И.).

Показатели готовности родителей к развитию любознательности детей шестого года жизни свидетельствует о том, что представления у родителей являются сформированными недостаточно, несмотря на то, что родители в целом представляют значение развития любознательности, они недостаточно владеют необходимыми умениями и навыками для самостоятельной организации данной работы в рамках семейного воспитания.

Комплексный анализ организационно-педагогических условий развития любознательности у детей шестого года жизни в дошкольной организации показал, что необходимо осуществлять работу над повышением качества данных условий. При анализе уровня развития любознательности у детей шестого года жизни в качестве основополагающих мы выделили такие критерии как реакция на новизну, интерес к познанию нового и проявление любознательности.

С помощью комплекса диагностических методик мы выявили особенности развития любознательности у старших дошкольников. Как показали результаты, реакция на новизну у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преимущественно средним и низким уровнем. К низкому уровню отнесены 55% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы. Старшие дошкольники, отнесенные к среднему уровню, предпринимали несколько попыток изменить однообразие работы и найти новый способ деятельности, но при отсутствии такого быстро возвращались к прежней деятельности. Например: Ваня К., обратил сразу внимание на новую фигуру, но интерес к ней быстро утратил. Низкий уровень проявлялся в том, что, увидев новый стимул, не отреагировали на него и их деятельность не изменилась. Например: Аня Р. не обратила внимания на появление новой фигуры и характер действий остался прежним.

Проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста характеризуются также недостаточной выраженностью. По методике «Сказка» мы получили следующие результаты. к высокому уровню любознательности мы отнесли 25% детей эксперимен-

тальной группы и 20% детей контрольной группы. Эти дошкольники сразу выбирали сказку про необычный объект, слушали ее с интересом и до конца, задавали по ее содержанию вопросы.

К среднему уровню любознательности мы отнесли 25% детей обеих групп. Эти дошкольники были отнесены к среднему уровню потому, что они выбрали сказку про незнакомый предмет, но в процессе рассказа они проявляли неустойчивый интерес к ее содержанию.

Низкий уровень выявлен у 50% детей экспериментальной группы и 55% детей контрольной группы. Для этих дошкольников были характерны выбор сказки по знакомому предмету, сниженный интерес к сказке, отсутствие или небольшое количество вопросов.

Результаты исследования показали, что большинство детей, а именно 50% в экспериментальной группе и 55% в контрольной группе отнесены к низкому уровню проявлений любознательности. Они проявляют неустойчивый интерес в совместной деятельности к процессу познания, редко и мало задают вопросов познавательного характера.

По методике Н.Б. Шумаковой, количество детей, задававших устанавливающие вопросы, в экспериментальной группе составило 25%, в контрольной группе составило 20%. Данный тип вопросов характеризуется те, что они направлены на выделение и идентификацию объекта исследования, с помощью них можно определить, что за предмет или явление изображено на картинке. Эти вопросы свидетельствуют о низком уровне проявления любознательности. Например: «Что это за зверь?» (Давид К.), «Что за веревка на дереве?» (Соня М.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно полученным результатам, определительные вопросы задавали дети обеих групп. В экспериментальной группе данный тип вопросов выявлен у 25% детей в контрольной группе 20% детей. Эти вопросы характеризуются тем, что они раскрывают признаки и свойства объектов, которые определены временными и пространственными характеристиками. Они свидетельствуют о наличии проявлений любознательности детей, которая выражена на уровне ниже среднего. Например: «А что это за бутылка?» (Артем М.), «А зачем коту удочка?» (Влад К.) и т. д.

К третьему типу мы отнесли вопросы 20% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Этот тип вопросов называется причинными и свидетельствует о том, что ребенок проявляет интерес к причинно-следственным связям Проявления любознательности у детей с данным типом вопросов, являются устойчивыми и показывает, что дети старшего дошкольного возраста умеют задавать вопросы. Например: «А Почему ему прищемило хвост?» (Алеша К.), «А кто будет ремонтировать поломку?» (Влад Ф.) и т. д.

Четвертый тип вопросов - вопросы-гипотезы, отражает высокий уровень любознательности, при котором интерес переходит в процесс познания. Данный тип вопросов мы выявили у 30% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы. Данные вопросы указывают на то, что ребенок не только проявляет интерес, но и способен планировать познавательную деятельность, строить гипотезы, прогнозировать результат. Например: «Мальчик расстроился, потому что разбил окно?» (Кирилл А.), «Они спрятались, потому что увидели собаку?» (Ангелина Ю.) и т. д.

Анализ характера вопросов показал, что среди вопросов разного типа у детей старшего дошкольного возраста преобладают вопросы причинные, которые связаны со стремлением установить причинно-следственные связи. Кроме того, у них присутствуют определительные вопросы и устанавливающие вопросы, связанные с выделением и идентификацией объекта исследования. Недостаточно сформированы вопросу-гипотезы, которые являются важнейшим показателем развития любоз-160

нательности.

ВЫВОДЫ

Обобщив результаты исследования, мы отнесли к высокому уровню развития любознательности 25% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. К среднему уровню нами отнесены 40% экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы, к низкому уровню отнесены 35% детей в обеих группах.

Характеризуя уровень развития любознательности детей шестого года жизни мы можем отметить, что большинство дошкольников проявляют интерес к новому, но он является неустойчивым, не всегда изменяет деятельность детей, их вопросы характеризуются тем, что ориентированы на внешние свойства, проявления любознательности у детей являются неустойчивыми.

Таким образом, анализ организационно-педагогических условий развития любознательности детей шестого года жизни свидетельствует о необходимости организации специальной работы, направленной на развитие любознательности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн //Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 54—60.

2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2017. -№8. - С. 19-20.

3. Жихарева Е. В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Жихарева, Е. В. Маликова //МНКО. - 2013. - №6 (43). - С.19-23.

4. Конечная Ж.П. Педагогические условия развития любознательности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж.П. Конечная, О.В. Удова // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016г.). В 2 т. Т. 1 /редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (7). - С. 122-124.

5. Купарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста /Н. Ц. Купарадзе. - М., 2011. -121 с.

6. Лобова Т. Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя / Т. Н. Лобова. - М., 2011. - 192 с.

7. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2009. - №1. - С.22-25.

8. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.

9. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.

10. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников//Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

11. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.

12. Бахышева Ш.А. Определение уровня социальной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 39-42.

13. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. - СПб, 2007. -187 с.

14. Шинкарёва Н. А. Знаменщикова Н. В. «Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал 2018. Том 7. - № 2(23) С.239-243. (№ 1474 в перечне изданий ВАК)

15. Шумакова Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. -М.: Знание, 2010. - 80 с.

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

Статья принята к публикации 27.08.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.