8. Golonka E. M. Technologies for foreign language learning: A review of technology types and their effectiveness / E. M. Golonka, A. R. Bowles // Computer Assisted Language Learning. - 2014. - Vol. 27. - P. 70105. DOI: https//doi.org/10.1080/09588221.2012.700315
Педагогика
УДК: 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Гилева Анжела Валентиновна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск); студентка Бражникова Ирина Александровна Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации экспериментирования как способа развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа взглядов современных ученых представлены понятия «экспериментирование» и «исследовательская активность», раскрыта их сущность, описаны особенности проявления исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста, определены педагогические условия развития исследовательской активности детей посредством экспериментирования в условиях дошкольного образовательного учреждения. Подчеркивается роль педагога как равноправного партнера процесса экспериментирования, создающего условия для формирования субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, исследовательская активность, развивающая предметно-пространственная среда, экспериментирование.
Annotation. The article deals with the organization of experimentation as a way of developing preschool children's research activity. Based on the analysis of the views of modern scientists, the concepts "experimentation" and "research activity" are presented, their essence is revealed, the features of the manifestation of research activity of preschool children are described, the pedagogical conditions for the development of research activity of children through experimentation in a preschool educational institution are determined in the article. The role of the teacher as an equal partner in the process of experimentation, creating conditions for the formation of the subjective position of children of preschool age, is emphasized.
Keywords: preschool children, research activity, developing subject-spatial environment, experimentation.
Введение. В настоящее время в стране происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно используются в образовательном практике. Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности в решении жизненно важных проблем, основы которой закладывает дошкольное образование. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности ребенка. Именно в этот период происходит возникновение важнейших психических новообразований, к которым можно отнести и формирование исследовательской активности, которая впоследствии станет основой учебной деятельности младшего школьника. Нормативно-правовые документы последних лет подчеркивают важность развития исследовательской активности подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дошкольное образование направлено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста [21. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» выступает необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности. На этапе выпуска из дошкольного образовательного учреждения дети должны уметь:
- во-первых, проявлять любознательность, любопытность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, предпринимать попытки объяснить явление природы и поступки людей;
- во-вторых, проявлять склонность к наблюдению и экспериментированию;
- в-третьих, уметь принимать собственные решения с опорой на имеющиеся знания, умения в доступных видах деятельности [81. В связи с этим поиск способов развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой педагогической науки и практики.
Изложение основного материала статьи. Вопросы развития исследовательской активности в дошкольном возрасте рассматриваются в работах Н.А. Ветлугиной, О.М Дьяченко, О.В. Киреевой, Т.С. Комаровой, А.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, M.JI. Семеновой и других. Под активностью понимается своеобразная ведущая характеристика человека, который выступает непосредственным субъектом деятельности. Активность проявляется в инициативном, творческом, самостоятельном отношении человека к действительности, к самому себе и к другим людям. Активность личности может быть реализована как своеобразная готовность, его стремление осуществлять самостоятельную деятельность, выбирать наиболее подходящие пути достижения поставленных задач, получать адекватные результаты своей целенаправленной деятельности [91. В качестве одного из самых ярких и выраженных проявлений активности ребёнка с раннего возраста считается его стремление познавать, исследовать окружающий его мир. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неотъемлемой частью поведения человека, как и любого другого живого существа, является исследовательская активность, помогающая ему выживать и развиваться в изменяющемся мире [6]. О.В. Киреева определяет исследовательскую активность как достаточно выраженное стремление субъектов, направленное на поиск решения важных проблем, для чего используется определённая выработанная система средств, приемов и методов исследования [3]. Исследовательская активность
представляет собой естественное состояние ребенка, который ориентирован на познание мира во всем его многообразии, что способствует становлению его субъектной позиции в познании. Одним из способов развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста выступает экспериментирование.
Экспериментирование представляет собой особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Достоинства экспериментирования определяются тем, что оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования. Кроме того, экспериментирование привлекает ребенка как процесс, обеспечивающий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового [41. Н.Н. Поддъяков в качестве одного из основных способов поисковой деятельности детей в дошкольном возрасте выделяет экспериментирование, определяемое им как истинная детская деятельность на протяжении дошкольного возраста. В результате проведённого анализа он пришел к выводу, что в дошкольном возрасте наряду с игровой в качестве ведущего вида деятельности может рассматриваться экспериментирование, поскольку активность ребенка в поиске, потребность исследовать окружающий мир, изучать его заложена в человеке на генетическом уровне [51.
Основные характеристики экспериментирования в старшем дошкольном возрасте проявляются в том,
что:
- экспериментирование в дошкольном возрасте представляет собой своеобразную форму поисковой деятельности с ярко выраженными процессами постановки целей, возникновения и развития новых личностных мотивов, которые положены в основу саморазвития ребенка;
- при экспериментировании у детей старшего дошкольного возраста проявляется их собственная активность, которая ориентирована на получение новых знаний, продуктов творчества;
- детское экспериментирование выступает в качестве метода обучения в том случае, если используется в целях передачи детям новых знаний, формирования умений и навыков, соответственно экспериментирования может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, выступает при этом одним из значимых видов познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- экспериментирование в старшем дошкольном возрасте рассматривается как основа любого процесса детского творчества, в процессе экспериментирования ребёнок является субъектом, самостоятельно выстраивая свою деятельность, проявляет в ней активность;
- экспериментирования проходит через все сферы жизни детей дошкольного возраста, все виды их деятельности включая игровую деятельность [71.
Для организации детского экспериментирования как способа развития исследовательской активности в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать благоприятные педагогические условия, к числу которых можно отнести организацию развивающей предметно-пространственной среды, готовность педагога к осуществлению работы с детьми, вовлечение родителей к организации экспериментирования. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность одновременного включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Она должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности, а также иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, вариативному наполнению в целях полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
В группе следует создать центр экспериментирования или «центр науки», а также мини-лабораторию, в которых будет выделено:
- место для размещения постоянной выставочной мини-экспозиции, в которой представлены коллекции минералов, кристаллов, ракушек, засушенных растений и т.п.;
- место для размещения приборов и материалов: природного, бросового в том числе неструктурированного: воды, песка, опила для проведения экспериментов;
- место для непосредственного проведения опытов в мини-лаборатории, включая специальный стол и специально оборудованное место, где ребенок будет проводить опыты.
В центре экспериментирования также должны быть размещены дидактические материалы:
- схемы и таблицы с алгоритмом проведения опытов;
- таблицы и рисунки с изображениями разнообразных природных сообществ;
- книги, справочники, энциклопедии познавательного характера, тематические альбомы, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
- разнообразные вещества и материалы, распределенные по тематическим группам: бумага, резина, стекло, пластик;
- природный и бросовый материал, а также материалы технического свойства: болты, детали конструкторов, проволока;
- бумага разного вида (креповая, наждачная, копировальная и др.);
- разнообразные красители: пищевые и непищевые;
- предметы и материалы медицинского назначения: колбы, пинцеты, пипетки;
- приборы для экспериментирования: лупа, песочные часы, микроскоп.
В качестве оборудования стимулирующего характера в центре экспериментирования размещаются резиновые перчатки, фартуки и халаты для детей. Для развития детской самостоятельности целесообразно создание картотеки экспериментов и опытов. В карточке должна быть отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержании, алгоритме проведения, о необходимом оборудовании и предполагаемом результате экспериментирования. Использование картотеки позволяет систематизировать имеющиеся материалы по экспериментированию с учетом возрастного этапа развития детей дошкольного возраста, тематики опытов, программного содержания и его результативности.
В процессе развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования важную роль играет педагог. В зависимости от уровня сформированности исследовательских умений у детей доля активности педагога изменяется. При формировании первичных представлений и умений экспериментальной деятельности педагог ставит перед детьми проблему,
выстраивает ход ее разрешения. Исследовательская активность детей в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи. В процессе дальнейшего развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста их самостоятельность в процессе экспериментирования возрастает за счет поиска способов решения поставленной педагогом проблемы. Самостоятельность при этом может быть достигнута путем объединения детей в мини-группы для коллективного поиска решения поставленной проблемы. Следующий качественный этап в развитии исследовательских умений у детей - проявление ими активности и самостоятельности на всех этапах эксперимента: от постановки проблемы - до поиска способов ее решения и формулировки вывода. Независимо от того, какую роль играет педагог в экспериментировании детей - активного участника, помощника или наблюдателя - он помогает раскрывать потенциал детей, развивать их исследовательскую активность, формировать субъектную позицию в деятельности. Следует отметить, что педагог, выступая в роли равноправного партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, обеспечивает добровольное присоединение детей к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. В процессе экспериментирования дети учатся ставить цель, определять задачи, решать поставленные проблемы опытным путем, выдвигать предложения-гипотезы, проверять их опытным путем и делать соответствующие выводы по результатам экспериментирования. Включение в процесс исследования развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес к объектам познания [11.
Процесс экспериментирования может пронизывать все сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: игровую и непосредственную образовательную, прогулку, прием пищи. Например, во время прогулки дети могут подумать над такими важными вопросами, как, что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их пригревает солнце, как «устроена» снежинка и почему скрипит снег. В процессе развития исследовательской активности важное место должно быть отведено систематическим наблюдениям. Это позволит детям экспериментальным путем познакомиться с внешними признаками разнообразных объектов окружающего мира, сформировать необходимые умения и навыки, способствующие познанию окружающего мира, а также его преобразованию. Партнерами в этом процессе могут стать родители, как полноправные участники образовательных отношений, которые готовы заинтересовать детей, предоставляя им возможность для самостоятельных исследований, стимулируя внимание и интерес к новым интересным объектам для исследований [81.
Выводы. Экспериментирование как особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует развитию исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста и предполагает активный поиск решения проблемы, выдвижение предположений, реализацию гипотезы в действии и выстраивание выводов на доступном для детей уровне. Экспериментирование рассматривается как основа познания окружающей действительности, в процессе которого ребёнок проявляет себя как субъект деятельности, самостоятельно выстраивая и проявляя в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования определяются тем, что оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования. Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, обеспечивающий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Исследовательская активность значима в развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку дает им возможность не только усваивать знания, но и получать их при помощи собственного опыта. Учитывая тот факт, что дошкольный возраст-это сензитивный период развития личности ребенка, исследовательская активность станет тем новообразованием, которое впоследствии станет основой учебной деятельности младшего школьника
Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Гилева А.В. Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности: диссертация...кандидата педагогических наук: 13.00.07 / А.В. Гилева. - Екатеринбург, 2001. - 120 с.
2. Закон об образовании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.02.2019)
3. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-issledovatelskoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-eksperimentirovanii (дата обращения: 1.10.2018).
4. Кириенко С.Д. Исследовательская деятельность дошкольников / С.Д. Кириенко, А.С. Микерина. Учебно-методическое пособие: в 2 ч. - Челябинск: Титул, 2016. - С. 91.
5. Поддъяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника. - URL https://cyberleninka.ru/article/v/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 21.02.2018).
6. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
7. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. -М.: Просвещение, 2014. - 118 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы./ Ред. Т. В. Цветкова. - М.: Сфера, 2016. - 96 с.
9. Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст1 // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 125-127. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1371/ (дата обращения: 16.10.2018).
Педагогика
УДК 378.14:373.211.24:001.89
доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется состояние проблемы подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста в современных научных и педагогических исследованиях. Должное внимание уделено анализу теоретической базы исследования, в частности наиболее известных, авторитетных исследователей и молодых ученых области профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций. Определено понятие «профессиональная подготовка», субъект и объект профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется воспитателю как ключевой фигуры педагогического процесса, а также тем характеристикам, которыми воспитатель должен обладать для успешной профессиональной деятельности. В статье раскрыт ряд подходов для оценки профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования; освещены предпосылки успешной реализации профессиональных функций воспитателя.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, воспитатель, готовность, дошкольное образование, направленность, педагогическое мастерство.
Annotation. The article analyzes the state of the problem of training future teachers of preschool children in modern scientific and educational research. Due attention is paid to the analysis of theoretical basis research, in particular the most famous, respected researchers and young scientists vocational training future teachers of preschool education cycle. The concept of "training", the subject and object of training. Special attention is paid to the kindergarten teacher as a key figure of the educational process and those characteristics that a caregiver must have for a successful professional activity. The article discloses several approaches for assessing the professional activity of specialist pre-school education; highlights the prerequisites of successful realization of professional functions educator.
Keywords: training, professional activities, teacher, readiness, preschool education, orientation, pedagogical skills.
Введение. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных социальных реалиях обострилась необходимость пересмотра и модернизации системы образования. Необходимость успешного воплощения ряда экономических, культурных, социальных трансформаций актуализировала проблему необходимости модернизации ряда аспектов системы образования, в частности образования дошкольного профиля. Российская система образования нуждается в специалистах дошкольного профиля, а в условиях современных мировых реалий такие специалисты обязательно должны соответствовать европейскому уровню компетентности, к которой стремится отечественная система образования дошкольного цикла.
«Новые реалии, ориентация российского общества на демократические принципы, реорганизация системы дошкольного образования (изменение соотношения семейного и общественного дошкольного воспитания, разнообразия его форм, многовариантность образовательно-воспитательных программ) обусловливают необходимость изменений и в системе подготовки специалистов дошкольного образования» [7]. Такой вектор развития воплощен в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы.
Система образования в РФ требует повышения уровня профессиональной подготовки специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО) и повышения эффективности системы дошкольного образования в целом. «Концепция модернизации современного образования предусматривает подготовку квалифицированных, компетентных специалистов на уровне мировых стандартов, социально и профессионально знающих» [4].
В современных условиях система подготовки будущих специалистов дошкольного образования рассматривается учеными как многофакторная структура, главная задача которой заключается в приобретении каждым студентом личностного смысла деятельности, формировании профессионального мастерства, постоянно растущем интересе к работе с детьми и их родителями, а также в развитии успешности в деятельности [3].
Среди современных исследований мы выделяем работы, которые направляют свое внимание на отдельные составляющие или узконаправленные проблемы: теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования (Н.М. Борытко), коммуникативный потенциал будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (Л.Л. Луттова), теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (Вторая половина XIX - 20-30 г.г. XX в.) (Г.А. Урунтаева), теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста (Н.С. Ежкова), формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования (Н.Ю. Каракозова), личностно-ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя системы дошкольного образования (Л.Ф. Резанова), формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки (И.Ф. Слепцова), педагогическая поддержка детей дошкольного возраста (Н.А. Колосова), профессиональная подготовка будущих специалистов дошкольного образования в вузе к сохранению экологического равновесного жизненного пространства детства (Н.С. Белобородова). Учитывая необходимость трансформации российской системы образования, в исследованиях А.Н. Васильевой, И.В. Гевальда, Н.Ю. Каракозовой, М.В. Кирилиной предложены различные модели воплощения современной компетентностной профессионально-педагогической подготовки специалистов.