УДК 373.2
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-15-18
EXPERIENCE AND EXPERIMENT AS SOURCES OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF A GIFTED CHILD OF PRESCHOOL AGE
Zaboeva M.A.
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
ОПЫТ И ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Забоева М.А.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития исследовательской активности у одаренных детей. Перед современной психолого-педагогической наукой стоит задача поиска эффективных путей и способов осуществления работы в данном направлении. Автором обосновывается актуальность исследуемой проблемы, исходящая из социального заказа общества и подкрепляемая на законодательном уровне. В статье раскрывается значение исследовательской деятельности для развития одаренного ребенка, которое заключается в формировании познавательного интереса, исследовательских навыков, а в дальнейшем - исследовательского типа мышления. Автором раскрыто понятие «исследовательская активность» ребенка, описаны ее проявления у одаренного дошкольника, среди которых: готовность откликнуться на новое, тяга к непонятному, неизвестному, обилие проблемных вопросов, наличие собственной точки зрения и позиции, настойчивость в достижении целей, самостоятельность решений. В работе сформулированы принципы организации педагогической деятельности по развитию исследовательской активности у одаренных детей. В качестве ведущего средства развития исследовательской активности у одаренных дошкольников рассмотрены опыт и эксперимент, которые, по мнению автора, позволяют удовлетворить любознательность, жажду познания дошкольников, проявляющих признаки одаренности, потребность в открытиях. Эксперимент в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как целенаправленное воспроизведение явления, действия, структуры предмета с целью ознакомления с его сущностью, особенностями протекания. Преимуществом экспериментирования является то, что оно осуществляется чувственно-практическим путем, что способствует повышению эффективности процесса познания. Автором представлены особенности выбора объектов для экспериментирования на разных ступенях дошкольного детства.
Abstract. The article is devoted to the problem of the development of research activity in gifted children. The modern psychological and pedagogical science is faced with the task of finding effective ways and means of carrying out work in this direction. The author substantiates the relevance of the problem under study, proceeding from the social order of society and reinforced at the legislative level. The article reveals the importance of research activity for the development of a gifted child, which consists in the formation of cognitive interest, research skills, and in the future, the research type of thinking. The author disclosed the concept of «research activity» of a child, described its manifestations in a gifted preschooler, including: willingness to respond to a new one, craving for incomprehensible, unknown, an abundance of problematic issues, the presence of one's own point of view and position, persistence in achieving goals, and independent decisions. The paper formulates the principles of the organization of pedagogical activity for the development of research activity in gifted children. Experience and experiment are considered as the leading means of developing research activity in gifted preschool children, which, according to the author, allow satisfying curiosity, the thirst for cognition of preschool children showing signs of giftedness, and the need for discoveries. An experiment in the conditions of a preschool educational organization is considered as a purposeful reproduction of the phenomenon, action, structure of an object in order to familiarize itself with its essence, and its flow characteristics. The advantage of experimentation is that it is carried out in a sensory-practical way, which helps to increase the efficiency of the cognition process. The author presents the features of the choice of objects for experimentation at different levels of preschool childhood.
Ключевые слова: ребенок, дошкольник, исследовательская деятельность, исследовательская активность,
опыт, эксперимент.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1]. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2009. 209 с.
[2]. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 720 с.
[3]. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. 240 с.
[4]. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. 232 с.
[5]. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
[6]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 19.03.2020 г.).
Keywords: child, preschooler, research activity, research activity, experience, experiment.
REFERENCES
[1]. Kireeva O. V. Development of research activity of older preschool children in the process of experimentation: dis. ... cand. ped sciences. St. Petersburg. 2009. 209 p.
[2]. Matyushkin A. M. Thinking, training, creativity. M.: Publishing House of the Moscow Institute of Public Relations; Voronezh: NPO MODEK, 2003. 720 p.
[3]. Cognitive-research activity as a direction of development of the personality of a preschooler. Experiments, experiments, games / comp. N. V. Nischeva. SPb.: LLC PUBLISHING HOUSE «CHILD-HOOD-PRESS», 2018. 240 p.
[4]. Savenkov A. I. Gifted children in kindergarten and school: textbook allowance for students higher ped textbook institutions. M.: «Academy», 2000. 232 p.
[5]. Savenkov A. I. Content and organization of research training for schoolchildren. M.: September, 2003. 204 p.
[6]. Federal State Educational Standard for Preschool Education [Electronic resource]. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (date of access: 19.03.2020).
Zaboeva M.A. -.SPINcode: 2127-9752; ORCID ID: 0000-0003-3360-4188.
Author Contributions. Zaboeva M.A. -review ofpsychological and pedagogical research on the problem, writing a text.
Conflict of Interest Statement. The author claims no conflict of interest.
Research interests. number of main publications: study of the problems of upbringing, education and development of preschool children, more than 50 works were published, 3 of them in WoS, 7 in the Higher Attestation Commission.
Забоева М.А. -SPIN-код: 2127-9752; ORCID ID: 0000-0003-3360-4188.
Вклад автора. ЗабоеваМ.А. -обзор психолого-педагогических исследований по проблеме, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Сфера научных интересов. количество основных публикаций: исследование проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, опубликовано более 50 работ, из них 3 в WoS, 7 в ВАК.
Введение. В современных условиях развития науки и общества от человека требуется не просто наличие умения применять готовые знания для осуществления жизнедеятельности, но, главным образом, и продуцировать их. Такая самостоятельность в научном поиске и потребность в нем формируются уже в период детства. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из его принципов становится формирование познавательных интересов и действий ребенка в разнообразных видах деятельности [6].
Развитие любознательности ребенка, стимулирование его познавательной мотивации, формирование системы представлений о себе и
окружающем мире - эти задачи в детском саду не могут быть решены с помощью традиционных методов и форм обучения. Особого подхода в данных условиях требуют одаренные дети, показатели исследовательской активности которых выше, по сравнению с другими детьми.
Цель исследования заключалась в определении эффективного средства развития исследовательской активности одаренных дошкольников, таких, которые стимулировали бы научный поиск: позволяли самостоятельно «увидеть» проблему, предложить варианты ее разрешения, апробировать наиболее доказательные из них. Опытно-экспериментальная деятельность, на наш взгляд, отвечает этому требованию.
Основная часть. Активное, исследовательское отношение к окружающей действительности, по мнению А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Куликовской, З.А. Михайловой, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова и других ученых, необходимо развивать уже в период дошкольного детства. Такая позиция будет способствовать саморазвитию и самореализации ребенка в специфически детских видах деятельности.
Исследовательская деятельность обеспечивает возможность выбора самим ребенком направления исследования, индивидуального темпа. Цель исследовательской деятельности, как отмечает А.И. Савенков, состоит в приобретении детьми функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личности воспитанника в образовательном процессе [4,
5].
Обратимся к одному из основных понятий нашего исследования - исследовательской активности детей дошкольного возраста.
О.В. Киреева определяет исследовательскую активность ребенка старшего дошкольного возраста как один из факторов становления его субъектной позиции, которая обеспечивает готовность ребенка к школе [1]. Придерживаясь позиции указанного автора, будем рассматривать исследовательскую активность ребенка как настойчивое стремление реализовать потребность в познании окружающего. Он получает новые знания посредством опытов, экспериментов, наблюдений, а затем применяет их в практической деятельности.
Как отмечает А.М. Матюшкин, исследовательская активность - есть основное проявление ребенком креативности, оно обеспечивает ему «открытие» мира [2]. Следуя мысли автора, охарактеризуем исследовательскую активность одаренного ребенка-дошкольника: готовность откликнуться на новое, тяга к непонятному, неизвестному, обилие проблемных вопросов, наличие собственной точки зрения и позиции, настойчивость в достижении целей, самостоятельность решений. Очевидно, что данные проявления необходимо поддерживать и развивать не только в условиях дошкольной образовательной организации, но и в семье.
Нами сформулированы принципы организации педагогической деятельности по развитию исследовательской активности у одаренных детей:
- принцип осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
- принцип вариативности и разнообразия предоставляемых возможностей для детей;
- принцип разумной свободы выбора (партнера, вида деятельности, способов, средств и др.);
- принцип совместной деятельности ребенка и педагога с постепенным снижением роли последнего;
- принцип постепенного усложнения материала за счет расширения зоны ближайшего развития ребенка.
Методы и формы работы с одаренными детьми должны стимулировать внутренний дея-тельностный потенциал ребенка, максимально развивать его способности ставить цель и искать способы ее достижения, осуществлять выбор и нести ответственность за него. Поэтому для категории одаренных детей предпочтительно использовать исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный методы обучения, каждый из которых отличается целью, условиями, степенью участия взрослого в образовательном процессе, но, в целом, направлены на развитие познавательной мотивации и исследовательских умений у детей.
Эксперимент в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как целенаправленное воспроизведение явления, действия, структуры предмета с целью ознакомления с его сущностью, особенностями протекания.
Экспериментирование позволяет создать модель объекта, систематизировать или совершенствовать знания ребенка о ней, сделать выводы. Все это осуществляется чувственно-практическим путем, то есть, представлено внешним чувствам, что соответствует Золотому правилу дидактики, следовательно, повышает эффективность процесса познания.
Результаты и обсуждение. Опыты и эксперименты в детском саду, на наш взгляд, позволяют удовлетворить любознательность, жажду познания дошкольников, проявляющих признаки одаренности, потребность в открытиях.
В младшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность детей носит поисковый характер. Она связана с обследовательскими действиями [3]. Основная задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к окружающему. Большой интерес у детей вызывает мир природы, поэтому различные его объекты могут быть использованы в целях развития познавательного интереса, а затем и исследовательской активности в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. Например, после наблюдения за изменением цвета камней на улице до и после дождя можно организовать опыт: намеренно еще
раз намочить камни водой после высыхания. Элементарные опыты с воздухом, снегом, водой и другими объектами неживой природы формируют представления детей об их многообразии, рождают новые вопросы познавательного характера, развивают активности и инициативу.
В среднем дошкольном возрасте содержание экспериментирования усложняется. Увеличивается и продолжительность эксперимента: он может состоять из серии простых опытов. Разнообразие объектов для опытно-экспериментальной деятельности, вариативность практических действий с ними стимулируют развитие исследовательской активности одаренного ребенка. Такие эксперименты, как «Свойства мокрого песка», «Солнечные лучи», «Бумажные кораблики», «Волшебная кисточка» и др., вызывают у детей интерес, чувство радости от маленького самостоятельного «открытия».
Стремление к установлению причинно-следственных связей в изучаемых явлениях, самостоятельному поиску недостающей информации, свойственное для детей старшего дошкольного возраста, позволяет, по праву, использовать опыты и эксперименты как богатейший источник развития исследовательской активности одарен-
ного ребенка. «Невидимые чернила», «Живой кусочек», «Воздух работает», «Звенящая вода» - вот примеры экспериментов, в которых уже сами названия заставляют мышление и воображение ребенка работать. Очень важно отвечать на многочисленные вопросы детей, не оставляя их без внимания, предоставлять детям возможность для самостоятельных действий, поощрять их исследовательскую активность, стремление размышлять, отстаивать позицию, обобщать результаты.
Выводы и дальнейшие перспективы исследования. Таким образом, опыты и эксперименты в детском саду стимулируют развитие творческого потенциала одаренного дошкольника, его интеллектуальных и нравственно-волевых качеств. Формирование исследовательской активности ребенка требует учета его возрастных и индивидуальных особенностей, предметного интереса субъекта, а также заинтересованного участия всех остальных субъектов педагогического процесса. На наш взгляд, рассматриваемая проблема имеет перспективы дальнейшего исследования в направлении изучения и организации специальной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, способствующей развитию исследовательской активности воспитанников.
Ответственный за переписку: Забоева Майя Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация, Email: zaboyevi@mail.ru
Corresponding Author: Zaboeva Maya Alekseevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department ofpreschool and social education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation, E-mail: zaboyevi@mail. ru