УДК 373:37.03
Е. В. Хмелькова Вятский государственный университет, Киров
К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье освещены актуальные вопросы познавательно-исследовательской деятельности детей как одного из видов деятельностей, определяющего ход психического и личностного развития ребенка на этапе дошкольного детства. Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии. Так, экспериментирование выделяется в качестве основного вида оирентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, важным источником личностного развития и саморазвития (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков); исследовательское поведение - универсальная характеристика человеческой деятельности, один из действенных механизмов научения, совершенствования познавательных функций, приобретения социального опыта (Н. Н. Поддьяков); под исследовательской деятельностью понимается: 1) активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию (Н. А. Короткова), 2) определенная совокупность связанных действий (операций), при выполнении которых дети получают знания об объекте или явлении (И. И. Левашева). По мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.
Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, исследовательское поведение, исследовательское обучение, дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие
Современная Россия переживает этап социально-экономического развития, характеризующийся изменениями во всех сферах общества. В системе образования происходит смена образовательной парадигмы, где главным становится формирование социально-активной личности, умеющей проявить себя в разных отраслях, быстро реагировать на меняющиеся условия жизни; личности, мотивированной к поиску творческих решений проблем; готовой к сотрудничеству и взаимопониманию с окружающими людьми. Такие характеристики необходимо воспитывать у детей, начиная с дошкольного возраста.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены различные виды деятельности (как сквозные механизмы развития ребенка): игровая, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, конструирова-
ние из разного материала и др. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам. Кроме того, дошкольники учатся договариваться между собой, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства [7].
В настоящее время в современных психолого-педагогических исследованиях возрос интерес к природной поисковой активности ребенка [1; 3]. Это обусловлено тем, что для полноценной жизни в иформационно-технической среде современному
© Хмелькова Е. В., 2016
человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Потребность познать окружающую действительность появляется ходе онтогенеза очень рано. Младенец оживленно реагирует на новую яркую погремушку, желая ощупать, позвенеть ей. Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, у него появляется возможность добираться до интересующих его окружающих предметов и познавать их с помощью доступных манипулятивных действий. Ребенок раннего возраста с помощью взрослого в процессе предметной деятельности познает функциональное назначение, размер, форму и цвет предметов. По мере развития речи у ребенка появляется множество вопросов: «А что это?», «Почему это?» и др. Детьми с рождения движет любопытство, в дальнейшем переходящее в любознательность, интерес и, позднее, в познавательный мотив.
В своих работах Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей. Любопытство, потребность ребенка в новых впечатлениях является основой зарождения поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира: чем богаче и интенсивнее исследовательская активность ребенка, тем больше узнает ребенок, тем более и полноценнее он развивается.
По выражению Н. Н. Поддьякова, принципиальным отличием ориентировочно-исследовательской деятельности от других видов является то, что в ней цель деятельности не поставлена, цель появляется и проясняется во время исследования. Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
1. Ребенок является главным субъектом деятельности, проявляет активность без участия взрослого. Он самостоятельно занимается деятельностью: ставит цели, ищет способы их достижения, удовлетворяя в ходе экспериментирования свои потребности, интересы.
2. Взрослый организует поисковую деятельность детей, конструирует ситуации, обучает ребенка определенному порядку действий. Ребенок получает те результаты, которые были запланированы взрослым.
Эти два вида ориентировочно-исследовательской деятельности редко выступают в чистом виде, они тесно связаны между собой. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся продуктом
самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные [5].
Продолжая исследования Н. Н. Поддьякова, ученый А. Н. Поддьяков раскрывает сущность феномена «исследовательское поведение». По его мнению, исследовательское поведение - это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Исследовательское поведение - один из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важным источником личностного развития и саморазвития [4, с. 5].
А. Н. Поддьяков рассматривает экспериментирование дошкольника со сложным объектом как целостную исследовательскую деятельность в условиях неопределенности, включающую творческие компоненты и имеющую свои основания и достаточно эффективные механизмы. Он проанализировал причины успешного экспериментирования дошкольников:
1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействия;
2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора;
3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов.
К важнейшим условиям успешного экспериментирования А. Н. Поддьяков относит особенности предлагаемых объектов и организацию деятельности детей [4, с. 51].
Позднее в своих работах А. И. Савенков дает общую характеристику исследовательского обучения: «Содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм» [6, с. 205]. Исследование выступает содержанием и смыслом обучения, а не набором методов и приемов учения. У детей формируется представление об исследовании как о ведущем способе контакта с окружающим миром, как стиле жизни [6].
Иная точка зрения представлена в исследованиях Н. А. Коротковой. Она, рассматривая исследовательскую деятельность, имеет в виду активность ребенка, направленную на познание устройства
вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. К дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в самостоятельную особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами. Н. А. Короткова обозначает развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:
- развитие любознательности;
- освоение ребенком причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;
- схематизация, символизация связей между предметами и явлениями окружающей действительности;
- развитие познавательных процессов, речи;
- освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений [2].
Н. А. Короткова выделила типы исследований, доступные дошкольникам: 1) экспериментирование с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте; 4) путешествие по «реке времени» [2].
В своих работах И. И. Левашева характеризует исследовательскую деятельность как определенную совокупность связанных действий (операций), при выполнении которых дети получают знания об объекте или явлении. Исследовательская деятельность включает не только поисковую активность, она предполагает также анализ полученных результатов, их оценку, прогнозирование, моделирование.
Таким образом, обобщив результаты теоретического анализа интересующей нас проблемы, можно сделать ряд выводов о том, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте:
- занимает одно из главных положений, наряду с ведущим видом - игровой деятельностью и, в равной степени, определяет ход психического и личностного развития ребенка;
- включает в себя исследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними;
- основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей;
- является средством и механизмом социально-коммуникативного развития;
- в процессе познавательно-исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей.
_Ш_
1. Александрова Н. С., Хмелькова Е. В. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных исследованиях // Казанская наука. 2015. № 12. С. 176-179.
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 208 с.
3. Корсакова О. Н., Князькина Н. Б. Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17).
4. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 49-52.
5. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии. М.: Российское психологическое общество, 1998. 85 с.
6. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.
7. Савенков А. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 659 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
Статья поступила в редакцию 11.03.2016 г.
Для цитирования: Хмелькова Е. В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2 (22). С. 39-42.
Об авторе
Хмелькова Елена Вячеславовна, старший преподаватель, Вятский государственный университет; аспирант, Вятский социально-экономический институт, Киров, hmelkova2008@yandex. т
E. V. Khmelkova Vyatka State University, Kirov
ON THE ISSUE OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOLERS
The article deals with topical issues of educational and research activity of children as one of the types of activities that determines the course of mental and personal development of the child at the stage of early childhood. Today one of the main directions in the system of education is the formation of a socially active person, able to navigate in today's information technology environment where you need to show exploratory behavior. According to the Federal state educational standard of preschool education (GEF), cognitive research involves the study of objects of the surrounding world and experimenting with them. This paper analyzes the main approaches to understanding research behavior and experimentation in research on pedagogy and psychology. So, experimentation stands out as the main form of orienting-research (search) activity (N. N. Poddjakov, A. N. Poddjakov); exploratory behavior is a universal feature of human activity, one of the most effective mechanisms of learning (N. N. Poddjakov); research activities concern: 1) child's activity aimed at cognition of things device, connections between the phenomena of the world and their ordering and systematization (N. A. Korotkov), 2) a certain set of related actions (operations), under which children receive knowledge about the object or phenomenon (I. I. Levashev). According to the author, educational and research activity based on their natural curiosity and cognitive needs of children, is a means and a mechanism of socio-communicative development of preschool children.
Keywords: educational and research activity, study of objects of the world, experimentation, exploratory behavior, research training, preschool age, social and communicative development
_m_
1. Aleksandrova N. S., Hmelkova E. V Problema social'no-kommunikativnogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta v sovre-mennyh issledovanijah [The problem of social and communicative development of children of preschool age in modern research]. Kazanskaja nauka = Kazan science. 2015, no. 12, pp. 176-179.
2. Korotkova N. A. Obrazovatel'nyj process v gruppah detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Educational process in the groups of children of the senior preschool age]. M.: LINKA-PRESS, 2007, 208 p.
3. Korsakova O. N., Knjaz'kina N. B. Rekomendacii k pla-nirovaniju obrazovatel'nogo processa v sootvetstvii s FGOS DO [Recommendations for planning the educational process in accordance with the GEF]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mali State University. 2015. № 2 (17).
4. Makarova A. B., Krylov D. A. Realizacija Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v obrazovatel'nyh organizacijah: problemy i perspektivy [The implementation of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in educational organizations: problems and prospects]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mali State University. 2015, no. 2 (17), pp. 49-52.
5. Poddjakov A. N. Problemy izuchenija issledovatel'skogo povedenija: Ob issledovatel'skom povedenii detej i ne tol'ko detej: uchebnoe posobie dlja studentov fakul'tetov psihologii [Problems of studying the research behavior: On the issue of children's research behavior]. M.: Rossijskoe psihologicheskoe obshhestvo, 1998, 85 p.
6. Podd'jakov N. N. Tvorchestvo i samorazvitie detej doshkol'-nogo vozrasta: Konceptual'nyj aspect [Creativity and self-development of preschool age children: conceptual aspect]. Volgograd: Peremena, 1995.
7. Savenkov A. I. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnik dlja bakalavrov [Pedagogical psychology]. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2012, 659 p.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal state educational standards of preschool education] [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d 13/m1155.html
Submitted 11.03.2016.
Citation for an article: Khmelkova E. V. On the issue of educational and research activity of preschoolers. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 2 (22), pp. 39-42.
About the autor
Khmelkova Elena Vjacheslavovna, senior lecturer, Vyatka State University; postgraduate student, Vyatka social-economic Institute, Kirov, [email protected]