Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста
Полякова М. Н.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье раскрываются цели, задачи и условия развития познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Основное внимание уделено проблеме развития ориентировки в окружающем мире через освоение детьми средств и способов познания. Представлены эффективные пути развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: коллекционирование, метод проектов, метод проблемного обучения, постановка творческих задач, детское экспериментирование. Описаны особенности предметно-развивающей среды для решения задач познавательного развития дошкольников.
В одном из основных документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования - федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - определены направления развития ребенка дошкольного возраста (образовательные области). Одно из них - познавательное развитие. Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире.
Потребность человека исследовать окружающий мир задана генетически. В ее основе лежит ориентировочный рефлекс, который И.П.Павлов назвал совсем ненаучно: рефлекс «Что такое?» (или исследовательский рефлекс). Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении. Исследовательское поведение - это поведение, направленное на поиск новой информации. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника - важнейший источник получения представлений о мире. На базе исследовательского поведения развивается познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются исследовательские способности.
Истоки познавательного развития ребенка - в эмоционально-чувственном постижении мира. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети усваивают сначала внешние характеристики предметов (определяют их форму, размер, цвет и другие внешние свойства). Эти характеристики закрепляются в памяти детей в виде представлений, постоянно расширяющихся, уточняющихся и дифференцирующихся. По мере накопления опыта познавательной деятельности дошкольники начинают выделять уже сущностные признаки предметов и явлений: назначение и функцию предметов (для чего нужны, как использовать), сходство и отличие предмета с группой, осуществляют классификацию. Для решения подобных задач только чувственного познания уже недостаточно, поэтому начинается освоение детьми элементов логического познания: сравнения, анализа, обобщения и др. На основе мышления дошкольники уже способны понимать связи между предметами и явлениями, причиной и следствием, преобразованиями и изменениями в мире. Таким образом, процесс познания ребенка дошкольного возраста развивается от чувственного к логическому.
Информация об окружающем мире представлена в разных формах. Это наглядная информация (предметы рукотворного мира, объекты живой и неживой природы),
образная информация (живопись, музыка, скульптура), научная информация (знаки, символы, модели, схемы).Каждая форма требует освоения ребёнком специфических познавательных действий, и на протяжении дошкольного детства ребенок овладевает разнообразными способами и средствами познания. Они помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, извлекать разную информацию и использовать ее для решения познавательных и личностных задач. У человечества издавна есть два основных способа познания окружающего мира: наблюдение и эксперимент. И.П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает нам природа, а эксперимент позволяет нам брать то, что мы хотим.
Кроме этих способов ребенок также осваивает: речь, обследование, моделирование, математические способы познания (сосчитывание, измерение, вычисление), элементы логического познания (сравнение, классификация, сериация). Основные средства познания: речь, эталоны, знаки, символы, модели, меры, нормы.
Таким образом, для обеспечения цели познавательного развития воспитатель решает следующие задачи:
1. Поддерживать и развивать интерес детей к познанию окружающего мира, стимулировать проявление ими исследовательского поведения.
2. Способствовать развитию у детей ориентировки в окружающем мире через освоение ими средств и способов познания, обогащать опыт совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности.
3. Расширять кругозор, уточнять, дифференцировать и обогащать представления об окружающем мире, стимулировать их отражение в речи и других продуктах детской деятельности.
4. Развивать субъектные проявления в познавательной деятельности (активность, инициативу, творчество), умение решать на основе накопленного опыта познавательные и личные проблемы.
Эти задачи конкретизируются для каждой группы детского сада с учетом возрастных возможностей воспитанников.
Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, жажда новых впечатлений традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира, он очень хочет познавать все, что его окружает, исследовательская, поисковая активность - его естественное состояние. К сожалению, исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Как отмечает А.И. Савенков, взрослые с трудом, но все же могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. Ограничение поисковой активности ребенка приводит к ограничению когнитивного опыта и его обеднению.
Психолог А.Н.Поддьяков выделил причины снижения исследовательского поведения и любознательности ребенка:
• Формирование глобальной личностной установки на пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов» ит.д.)
• Формирование отрицательного отношения к экспериментированию как к деятельности более низкого уровня по ее эффективности, результатам по сравнению с деятельностью «теоретической» предполагающей освоение информации с опорой на мыслительные действия и операции без внешних проб.
• Формирование отрицательного отношения к проявлениям исследовательского поведения и любознательности в определенных областях («это опасно», «это неприлично»), улиц определенного возраста («ты еще маленький»), пола («это не для девочек»), социального положения («люди твоего положения этим не должны
интересоваться»), к определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать» ит.д.).
• Частные, ситуативные и временные запреты на исследовательское поведение.
По мнению многих педагогов и психологов, главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская деятельность, построенная на спонтанном желании изучать окружающее. В основе такой деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем - как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Когда педагог поощряет детское любопытство, тогда он порождает потребность в исследовании. У ребенка появляется возможность действовать с разными предметами и материалами; формируется мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, неизвестное. Дошкольник учится сам исследовать различные проблемы и открывать для себя новые знания, приобретает навыки групповой работы при совместном решении разного рода задач.
Для поддержания и совершенствования исследовательского поведения наиболее эффективное средство - максимальное снижение ограничений на детские исследования. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин -"исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Поддержать и развить познавательный интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира возможно, поощряя и стимулируя познавательно-исследовательскую активность в коллекционировании, выполнении проектов и, в особенности, в экспериментировании.
Известный отечественный психолог Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, по его мнению, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддьяков). Эта деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте. По его мнению, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития детей.
Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Оно характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они не могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но ипреобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.
Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость, она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться реализовать их. Так происходит усложнение и развитие действий целеобразования.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования даёт ребёнку большие возможности для общения со сверстниками и со взрослыми. При этом ребёнок может выступать в роли равноправного партнёра по деятельности.
Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает его в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.
В процессе экспериментирования дети осваивают действия по измерению, преобразованию различных материалов и веществ, знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.), учатся использовать познавательные книги как источник информации.
Наблюдение - более «осторожный» в сравнении с экспериментом способ познания окружающего. Педагогу важно научить ребенка не просто смотреть на объект, но и видеть происходящие в нем изменения. Это сделать достаточно трудно, если объекты статичны, меняются медленно и незаметно. К сожалению, быстро изменяющиеся, «живые» объекты почти исчезли из российских детских садов. Но на помощь может прийти цифровая техника. Например, если поручить старшим дошкольникам в весеннее время фотографировать одну и ту же веточку кустарника ежедневно в течение недели, а затем сравнить на компьютере последовательно выложенные фотографии, то станет заметной динамика распускания листиков на ветке. У многих детей после таких наблюдений начинает проявляется устойчивый интерес к изучению окружающего, в том числе с помощью приборов.
Интерес ребенка к какой-либо проблеме, предмету может перерасти в коллекционирование. Коллекции по тематике могут быть самыми разными: камни, машинки, бабочки, пуговицы, открытки, гвозди, кусочки разной по составу ткани и пр. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на содержание коллекции, но это -достаточно распространенный вид познавательной деятельности человека. Важно поддерживать ребенка в этом увлечении, подсказать, как можно организовать и описывать коллекцию, устроить разные выставки детских коллекций. В коллекционировании замечательно развиваются логические методы познания: сравнение, анализ, обобщение, сериация, классификация.
В последние годы в образовательный процесс детского сада активно входит метод проектов. Данный метод позволяет «дробить» информацию на мелкие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Дошкольники учатся извлекать информацию из собственной исследовательской деятельности, а также из готовых источников (книг, людей, Интернет-источников).
Например, в проекте «Что такое море?» можно узнать, чего больше на планете: воды или суши, какого цвета бывает море (Белое, Красное, Черное...), почему море называется Мертвым, в какой воде кораблик из бумаги промокнет быстрее - в пресной или соленой? Что, кого сможет удержать соленая вода? Есть ли воздух в воде? Почему рыбы не тонут? Почему рыбы такие разные по цвету, размеру, форме? И еще множество вопросов, на которые так интересно искать ответы, проводя эксперименты и ища информацию в готовых источниках. А в проекте «Ах, картошка!» познакомиться с удивительными свойствами обыкновенной картошки: из нее можно сварить кисель, ею крахмалят белье, из нее варят клей, ею лечат ожоги, ее едят во всем мире и даже устанавливают ей памятники.
Для реализации проекта можно добывать информацию не только в собственном практическом исследовании, но и использовать другие возможные источники
информации: книги, познавательные ТУ передачи, электронные ресурсы, людей как источники информации.
Особенности проектной работы именно с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Но при этом воспитателю необходимо придерживаться правила: все, что ребенок может узнать сам, он должен узнать сам. Осуществляя детский проект, ребенок не только узнает информацию, но учится сам ее добывать и анализировать, а затем передавать ее другим.
Творческие задачи (вопросы, ситуации) имеют много решений (которые будут правильными), но не имеют четкого алгоритма (последовательности) решения. Эти средства, прежде всего, направлены на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого (дивергентного) мышления как важного компонента творческих способностей. Они способствуют переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания, присвоения самого знания. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы (которые уже начинают складываться), комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное - в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.
Ю.Г. Тамберг отмечает, что существуют определенные трудности в выборе задач для детей. Если задача простая - ребенку скучно, если сложная - он отказывается ее решать. Существует несколько уровней трудности задач. Первый - ребенок может решить задачу самостоятельно. Второй - самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам. Третий - не может решить, но может понять ход решения и ответ. Четвертый - не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ. Следует давать задачи первых трех уровней сложности, причем третий уровень задач надо решать в режиме «Давай решим вместе». Это воспитывает в ребенке уверенность в своих силах, смелость в постановке целей, доставляет удовольствие от общения с взрослым.
Пример творческой ситуации приведен в книге Ю.Г. Тамберга (Тамберг Ю.Г., 2002, С. 145): «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами. Придумайте, чем можно забить гвоздь, если нет молотка? В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки? В чем или на чем можно плавать по озеру, если нет обычных плавательных средств? Очень хочется рисовать, а красок, карандашей, бумаги нет. На чем, чем можно рисовать?». В совместном с взрослым и детьми обсуждении определяются возможные варианты замещения с учетом необходимых свойств объектов.
Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях и отношениях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствие от умственного руда и общения.
При организации познавательно-исследовательской деятельности неоценимую помощь может оказать семья. Родители могут помочь ребенку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для ее презентации другим. Но не всегда родители могут это делать правильно, с учетом возможностей самого ребенка. Поэтому нелишним станет проведение воспитателем работы с семьей, куда включены
> консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях
^ организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования
> подборка аудио и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для просмотра в домашних условиях
^ параллельная постановка опытов (в детском саду и в домашних условиях)
^ рекомендации по совместному (родители с детьми) посещению музеев и выставок.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Проблемность предметной среды, предметной ситуации порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству, дает возможность быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать деятельность, сравнивать, анализировать, наблюдать, экспериментировать, моделировать, получать новые результаты.
В детском саду обогащается опыт освоения дошкольниками окружающего мира. В предметной среде группы должны быть представлены такие средства познания как разнообразные модели (например, палочки Кюизенера - модели числа, модели времени, пространственные схемы, модели составления рассказа и проч.); эталоны предметные и эталоны социального поведения (цвета спектра, геометрические фигуры, картинки с правилами поведения на улице, правилами общения с детьми и взрослыми и т.п.), знаки (например, цифры, дорожные знаки, знаки-указатели), символы (например, герб и флаг России, олимпийская символика, герб города).
В группе можно организовать «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.
Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», паззл из 12 - 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника. Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Содержательная среда дает ребенку возможность освоения и применения новой информации.
Литература
1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. - М.: ТЦ «Сфера»; СПб.: Речь, 2010
3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: Ось - 89 , 2005.
4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб., Речь. 2002