СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
К.И. Есешкин, аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, e-mail: kirilliuseseus@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8539-972.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
K.I. Eseshkin, Graduate Student of the Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: kirilliuseseus@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8539-972.
УДК 373.2
Майя Алексеевна Забоева
г. Шадринск
Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста средствами
устного народного творчества
В статье рассматривается воспитательно-образовательный потенциал устного народного творчества как одного из средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Автором обоснована актуальность обращения к обозначенной проблеме. Описаны возможности разных жанров устного народного творчества в приобщении ребенка к народной культуре. Особое внимание уделяется народной сказке, ее значению для нравственного развития дошкольника и становления его культурной идентичности. Являясь неотъемлемым спутником детства, сказка выступает как эффективное средство духовно-нравственного воспитания. В ней содержатся культурные образцы, нравственные идеалы народа, представления о нормах и правилах поведения, общения, семейного уклада. Увлекательная и образная форма сказки оказывает эмоциональное воздействие на ребенка и способствует успешному осуществлению процесса культурной идентификации.
Исследование проводилось в рамках гранта «Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к ценностям русской народной культуры» договор №55Н от 22.01.2019.
Ключевые слова: культура, культурная идентичность, дошкольник, ребенок, патриотизм, устное народное творчество, сказка.
Maiia Alekseevna Zaboeva
Shadrinsk
The development of cultural identity in preschool children by means of oral folk art
The article considers the educational potential of oral folk art as one of the means of development of cultural identity in preschool children. The author substantiates the urgency of the problem. The possibilities of different genres of oral folk art in introducing a child to folk culture are described. Special attention is paid to the folk tale, its significance for the moral development of preschool children and the formation of their cultural identity. Being an integral companion of childhood, the fairy tale acts as an effective means of spiritual and moral education. It contains cultural samples, moral ideals of the people, ideas about the norms and rules of behavior, communication, family life. The fascinating and imaginative form of the fairy tale has an emotional impact on the child and contributes to the successful influence on the process of cultural identification.
The research was carried out in the context of the grant «Development of cultural identity in preschool children in the process of familiarizing with the values of Russian folk culture» contract No. 55N dated 22.01.2019.
Keywords: culture, cultural identity, preschooler, child, patriotism, oral folk art, fairy tale.
Будущее государства и общества во многом зависит от уровня самосознания его граждан. Идея патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных в системе образования и закреплена законодательно (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, государственная программа «Патриотическое воспитание гражда н Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др.).
Период дошкольного детства является наиболее сенситивным в аспекте формирования нравственной сферы ребенка, в частности, основ патриотического сознания: у него закладывается активное или пассивное, потребительское или созидающее отношение к окружающей действительности, он усваивает ценности и идеалы, правила поведения, принятые в обществе (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Л.П. Князева,
С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, Л.В. Пименова, Э.К. Суслова и др.) [2; 3]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве [8].
Процесс социализации современного дошкольника происходит в условиях поликультурного общества, в котором представлено множество этнических и национальных групп. Каждая из них интереса своими традициями, обычаями, мировоззрением. Однако истинно уважительное отношение к культуре других народов невозможно без подлинной любви к собственной. В связи с этим перед педагогической наукой и практикой встает проблема
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
65
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
поиска эффективных путей развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста.
Культурная идентификация личности ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как процесс признания принадлежности к какой-либо культурной группе и вхождение в эту группу посредством усвоения ее норм, культурных образцов.
Различные аспекты проблемы развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста представлены в исследованиях Е.В. Бондаревской, Г.Н. Данилиной, О.В. Дыбиной, Н.Б. Крыловой, Е.А. Ямбург, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко и др. [4; 6]. Все авторы едины во мнении о том, что культура является одним из важнейших факторов становления личности, а ее овладение - существенное условие успешной социализации. Человек становится полноправным членом общества, только овладев в той или иной мере человеческой культурой: ценностями, нормами, правилами поведения и общения, эталонами, способами оценивания и самооценивания.
Культурная идентификация личности обеспечивает приобретение ею индивидуальности, неповторимости. Она актуализирует творческий потенциал личности с учетом ее потребностей и особенностей самой культуры.
Среди множества средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста наиболее эффективным, на наш взгляд, является устное народное творчество, поскольку его произведения за счет яркости, образности, динамичности, а иногда и элементов волшебства, всегда вызывают живой отклик у детей. Использование устного народного творчества в процессе приобщения дошкольников к народной культуре рассматривалось в работах Г.И. Батуриной, Г.Н. Гришиной, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, Е.И. Корнеевой, Л.Д. Коротковой, Т.Ф. Кузиной, В.И. Петрова и др. [3; 4; 5].
Л.В. Кокуева, рассматривая потенциал культурных традиций русского народа, предлагает использовать народную песню, сказку и былину для формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему [5].
В работах В.И. Петрова, Г.Н. Гришиной, Л.Д. Коротковой также рассматривается проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре [1]. Авторы обращают внимание на эффективность использования народных сказок.
Большое значение народному творчеству в патриотическом воспитании дошкольников придавала А.П. Усова [7]. Его преимуществом, по мнению ученого, является доступность, благодаря которой дети знакомятся с особенностями языка своего народа, его обычаями и традициями. А.П. Усова указывает на то, что произведения
народного творчества разных народов, с одной стороны, имеют сходные черты: тематику, образы, с другой стороны, они отличаются своеобразием. С целью формирования любви и уважения к народной культуре она призывала использовать в педагогическом процессе народные сказки, песни.
В русском устном народном творчестве сочетаются слово и музыкальный ритм. Эта особенность привлекает дошкольников, тяготеющих к рифме. В его произведениях отражаются черты русского характера, идеалы русского человека, представления о таких нравственных категориях, как добро и зло, о качествах личности: красота, верность, правда, трудолюбие, хитрость и др. Во многих произведениях воспевается уважительное отношение к старшему поколению, труду, вера в добро и справедливость.
Особую категорию произведений устного народного творчества составляют пословицы, поговорки и загадки. Они позволяют не только активизировать мыслительную деятельность детей, но и приобщить их к общечеловеческим нравственным идеалам, поскольку очень часто в них высмеиваются человеческие пороки или подчеркиваются положительные качества личности.
Потешки, прибаутки для детей раннего возраста без скучного морализирования, ненавязчиво, с заботой формируют в сознании детей нормы поведения.
Народные песни (колядки, веснянки, купальские и др.) также могут быть использованы в целях развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста.
Из всех жанров устного народного творчества, на наш взгляд, природе детского развития в большей степени соответствует народная сказка. Она, безусловно, может быть использована в работе по развитию у дошкольников культурной идентичности, поскольку всегда содержит в себе множество культурных образцов. С помощью сказки ребенок узнает о традициях и обычаях своего народа, знакомится с житейской мудростью, особенностями быта.
Спецификой народной сказки является то, что в ней нет прямых нравоучений, которые порой отталкивают ребенка, но, тем не менее, всегда содержится нравственный урок, который ребенок усваивает незаметно для себя.
Таким образом, культурная идентичность у детей дошкольного возраста еще только начинает развиваться и требует создания определенных условий. Одним их них является использование в воспитательно-образовательном процессе произведений устного народного творчества, которые могут стать богатейшим источником нравственного развития детей.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_ 2542-0291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гришина, Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / Г.Н. Гришина, В.М. Петров, Л.Д. Коротко-ва. - М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 128 с.
2. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Урал. гос. пед. ун-т . - Екатеринбург, 2006. - 184 с.
3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.
4. Козлова, С.А. Я - Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. - М., 2009. - 165 с.
5. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа [Текст] : метод. пособие / Л.В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2012. - 144 с.
6. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2012. - 115 с.
7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М., 1972. - 78 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
REFERENCES
1. Grishina G.N., Petrov V.M., Korotkova L.D. Letnie prazdniki, igry i zabavy dlya detej [Summer holidays, games and fun for children]. Moscow: TC «Sfera», 2011. 128 p.
2. Zyryanova S.M., Karataeva N.A., Kiseleva G.M., Lashkova L.L. Social'no-nravstvennoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie [Social and moral education of preschool children]. Ekaterinburg, 2006. 184 p.
3. Knyazeva O.L., Mahaneva M.D. Priobshchenie detej k istokam russkoj narodnoj kul'tury: programma [Introduction of children to the origins of Russian folk culture]. Saint Petersburg: AKCIDENT, 1997. 158 p.
4. Kozlova S.A. Ya - Chelovek: programma priobshcheniya rebenka k social'nomu miru [I am a Man: a program for introducing the child to the social world]. Moscow, 2009. 165p.
5. Kokueva L.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov na kul'turnyh tradiciyah svoego naroda: metod. posobie [Spiritual and moral education of preschool children on the cultural traditions of their people]. Moscow: ARKTI, 2012. 144 p.
6. Kolomijchenko L.V. Koncepciya i programma social'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta [Concept and program for the social development of preschool children]. Perm', 2012. 115 p.
7. Usova A.P. Russkoe narodnoe tvorchestvo v detskom sadu [Russian folk art in kindergarten]. Moscow, 1972. 78 p.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.А. Забоева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: zaboyevi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3360-4188.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.A. Zaboeva, Ph.D. in Pedagogic Science, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: zaboyevi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3360-4188.
УДК 796.08
Александр Григорьевич Капустин
г. Киров Анжела Витальевна Назарова
г. Киров
Проблемы развития координационных способностей в любительском конном спорте
В связи с повышенным вниманием современного общества к здоровому образу жизни, поддержанию своего тела в хорошей физической форме большой популярностью начинает пользоваться конный спорт. Активно развивается направление любительского конного спорта, когда взрослые люди начинают заниматься верховой ездой, покупают лошадь и вместе с ней доходят до уровня участия в соревнованиях. Это не может не радовать, однако взрослые люди, начав заниматься верховой ездой, неизменно сталкиваются с проблемой: сбалансированная посадка.
В связи с этим мы можем сформулировать цель данной статьи: проанализировать причины проблем развития координационных способностей в любительском конном спорте и предложить пути решения.
Ключевые слова: конный спорт, координационные способности, сбалансированная посадка, тренажер.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
67