Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Алёна Ивановна

В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении. Методическое сопровождение педагога может являться наиболее эффективным способом по организации детского экспериментирования. В статье рассматривается проблема методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. Изучены и проанализированы взгляды авторов на сущностную характеристику понятия «экспериментирование», «Детское экспериментирование». И на проблему методического сопровождения педагогов в ДОУ. Представлены цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования экспериментальной работы в рамках темы исследования. Проанализированы организационно-педагогические условия дошкольной образовательной организации, способствующие эффективности методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. В исследовании принимали участие педагоги в количестве 10 человек, а также дети. В ходе исследования основными методами являлись: беседа, наблюдение, анкетирование. Представлены результаты изучения организации детского экспериментирования в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Алёна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON ORGANIZATION OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION

In modern conditions of development of Russian education, methodological work with teachers in pre-school educational institutions is of particular importance. Methodological support of a teacher can be the most effective way to organize children's experimentation. The article deals with the problem of methodological support for teachers of preschool educational institutions in the organization of children's experimentation. The authors ' views on the essential characteristics of the concept of "experimentation" and "Child experimentation"are studied and analyzed. And on the problem of methodological support of teachers in a secondary school educational institution. The purpose, tasks, and methods of the ascertaining stage of research of experimental work in the framework of the research topic are presented. The article analyzes the organizational and pedagogical conditions of a preschool educational organization that contribute to the effectiveness of methodological support for teachers of preschool educational institutions in organizing children's experimentation. The study involved teachers in the number of 10 people, as well as children. In the course of the study, the main methods were: conversation, observation, and questioning. The results of studying the organization of children's experimentation in a secondary school educational institution are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, АНДРЕЕВА Алёна Ивановна МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ...

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0001

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 798950 SPIN: 7031-1335 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования» АНДРЕЕВА Алёна Ивановна, магистрант Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: alenochka_andreeva@bk.ru) Аннотация. В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении. Методическое сопровождение педагога может являться наиболее эффективным способом по организации детского экспериментирования. В статье рассматривается проблема методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. Изучены и проанализированы взгляды авторов на сущностную характеристику понятия «экспериментирование», «Детское экспериментирование». И на проблему методического сопровождения педагогов в ДОУ. Представлены цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования экспериментальной работы в рамках темы исследования. Проанализированы организационно-педагогические условия дошкольной образовательной организации, способствующие эффективности методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. В исследовании принимали участие педагоги в количестве 10 человек, а также дети. В ходе исследования основными методами являлись: беседа, наблюдение, анкетирование. Представлены результаты изучения организации детского экспериментирования в ДОУ.

Ключевые слова: экспериментирование, детское экспериментирование, сопровождение, методическое сопровождение, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, деятельностный компонент, обучающиеся, педагоги, родители.

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON ORGANIZATION OF CHILDREN'S EXPERIMENTATION

© Автор(ы) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Psychology and pedagogy of preschool education» ANDREEVA Alena Ivanovna, bachelor

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: alenochka_andreeva@bk.ru) Abstract. In modern conditions of development of Russian education, methodological work with teachers in pre-school educational institutions is of particular importance. Methodological support of a teacher can be the most effective way to organize children's experimentation. The article deals with the problem of methodological support for teachers of preschool educational institutions in the organization of children's experimentation. The authors ' views on the essential characteristics of the concept of "experimentation" and "Child experimentation"are studied and analyzed. And on the problem of methodological support of teachers in a secondary school educational institution. The purpose, tasks, and methods of the ascertaining stage of research of experimental work in the framework of the research topic are presented. The article analyzes the organizational and pedagogical conditions of a preschool educational organization that contribute to the effectiveness of methodological support for teachers of preschool educational institutions in organizing children's experimentation. The study involved teachers in the number of 10 people, as well as children. In the course of the study, the main methods were: conversation, observation, and questioning. The results of studying the organization of children's experimentation in a secondary school educational institution are presented.

Keywords: experimentation, child experimentation, support, methodological support, cognitive component, emotional component, activity component, students, teachers, parents.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из своевременных задач нашего времени -считается формирование познавательной активности детей дошкольного возраста. Чтобы избежать развития у детей умственной пассивности нужно формировать у детей дошкольного возраста продуктивные формы мышления. Одним из действенных способов считается поисковая работа, а именно - экспериментирование [1].

В целевом ориентире ФГОС ДО говорится, что у детей на завершении дошкольного возраста необходимо формировать интерес к причинно-следственными связям. А также склонность к наблюдению и экспериментированию [2-6].

«Детское экспериментирование» - метод, введенный Н.Н. Поддьяковым, является главным шагом, основанным на развитии познавательной активности, характеризующейся интенсивностью усвоения всевозможных методов достижения результата, творчеством, ориентированным на практическое освоение знаний в повседневной жизни. Противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным путем проб и ошибок опытом и новыми познавательными

задачами, появившимися в ходе экспериментирования и достижения цели, считаются основой экспериментирования [7].

А. И. Савенкова. считает, что эксперимент - способ знания, с помощью которого изучаются предметы, действия или явления действительности. Эксперимент идет на основе теории, с постановкой задач и выявление его итогов [8].

В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении.

Методическое обеспечение согласно ФГОС ДО включает в себя учебно-программную документацию, учебно-методические пособия, программы и планы, учебные издания, информационно-аналитические материалы и др. Оно должно отвечать требованиям комплектности обеспечения, целям и планируемым результатам. Именно качество методического обеспечения во многом определяет качество реализации образовательного процесса в ДОУ [9].

Л.М. Шипицына рассматривает сопровождение как

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, ANDREEVA Alena Ivanovna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS OF CHILDREN'S ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

метод, в базе которого лежит единство четырех функций: исследование появившихся ошибок; информации о путях вероятного решения ошибок; консультации на фазе принятия решения и разработки плана решения ошибок; осуществление поддержки при реализации плана решения [10].

А.В. Новикова наиболее дает определение методическому сопровождению - это:

- планирование,

- разработка

-создание учебно-методического комплекса [11]. «По мнению И.А. Липского методическому сопровождению педагогической деятельности можно дать характеристику как организованной деятельности по информационному обеспечению педагогов учреждения и внедрению передовых методик в их деятельность [12].

По мнению С.Н. Митина, П.И. Третьякова именно методическое сопровождение педагога может считаться наиболее эффективным методом и способом по организации детского экспериментирования [13].

Также мы проанализировали общеразвивающие дополнительные программы по детскому экспериментированию. Мы изучали цель, задачи, возраст, тематику программы. Сделали вывод, что программы направлены на познавательно-исследовательскую деятельность. Идея программ заключается в организации интенсивной и увлекательной возрасту исследовательской деятельности для формирования представлений дошкольников. При анализе программ, мы придерживались тому, что все программы, могут быть показаны как методическое сопровождение педагогам ДОУ по организации детского экспериментирования. МЕТОДОЛОГИЯ

Для организации детского экспериментирования методическое обеспечение в нашем исследовании представлено «Методикой исследовательского обучения». Ключевая особенность исследовательского обучения -это сделать активной учебную работу педагогов, придав ей исследовательский характер, и таким образом передать инициативу в организации своей познавательной работы

Учебное исследование, также, как и исследование, включает этапы:

•постановку проблемы и представление тем; •разработка гипотез; •отбор различных вариантов решения; •сбор материала;

•анализ и обобщение приобретенных данных; •подготовку и защиту продукта деятельности [14]. При анализе литературы, следует, что методическое сопровождение педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования имеет большое значение на современном этапе, а значит нужно апробировать на практике.

Целью констатирующего этапа являлось изучение состояния методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования

Базой исследования выступало МДОУ г. Иркутск. В исследовании принимали участие педагоги в количестве 10 человек

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализировали методическое сопровождение по организации детского экспериментирования. Сделали вывод, что в детском саду по проблеме исследования, мало учебных пособий, также нет книг для детей по экспериментированию, не во всех группах есть техника безопасности во время проведения опытов, нет семинаров среди коллег и методиста, педагоги используют больше проектную деятельность, но пренебрегают исследовательской деятельности. А как говорил Н.Н. Поддъяков, экспериментирование идет, как ведущая деятельность вместе с игрой.

Результаты экспертизы развивающей предметно-пространственной среды. 14

Мы исходили из примерного списка обеспечения дошкольных образовательных учреждений (оборудование и материалы для деятельности детей и педагогов), и создали экспертный лист с перечнем оборудования. Провели анализ предметной развивающей среды в группе детского сада. Согласно теме исследования, нами был выбран «Центр экспериментирования».

В группе оборудован центр экспериментирования, выделено отдельное пространство, которое является свободным в доступе, полифункциональным и трансформируемым. Центр включает мало материала по экспериментированию. А также дети почти не пользуются материалами, играми из центра. Например, когда я попросила взять из центра экспериментирования камни и песок, дети начали смотреть на воспитателя, из этого следует, что не разрешается брать материалы без разрешения, либо вообще дети не берут, только при использовании на занятии.

Нужно добавить больше сосудов для экспериментов, зеркала, природные материалы (песок, камни), халаты для экспериментов, добавить пищевые продукты (рис, гречка, соль, сахар), добавить лупу, добавить бумаги для экспериментов, добавить разные виды тканей, добавить плакат по технике безопасности, добавить дидактический материал (игры по экспериментам, обучающие книги), добавить магниты.

Мы установили, что оборудование соответствует 60% от необходимого перечня. Педагогам ДОУ нужно уделить особое внимание наполнению развивающей предметно-пространственной среды группы, тем самым улучшить условия для детей и детского сада.

Проанализировали календарно-тематические планы педагогов ДОУ.

Цель: определить уровень сформированности де-ятельностного компонента готовности в организации педагогических условий для детского экспериментирования

Изучив календарный план педагогов за последний год, мы сделали вывод, что детскому экспериментированию уделяется недостаточное количество внимания. Из всего анализ календарного плана я увидела, что организация центра экспериментирования (где дети подходят и смотрят как растет лук).

При анализе планов по взаимодействию с родителями я не увидела работу по повышению компетентности в вопросах по детскому экспериментированию.

При наблюдении за педагогами мы увидели, что эксперименты, которые запланированы в плане, не проводят в данной группе. На занятиях по ФЭМП или обучению грамоте, дети больше всего молчат и отвечают, когда спросит воспитатель. Детям не дается возможность что-то спросить.

В самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности, дети не изучают предметы в центре экспериментирования и редко подходят к центру.

Педагогу необходимо внести в план работу с родителями по экспериментированию и у детей уделять внимание для самостоятельной деятельности в центре экспериментирования.

Например, включить игры и занятия по экспериментированию:

Занятие - «Тайна воды». Цель: создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста о состоянии воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности (детское экспериментирование)

Занятие: «Чудо магнит». Цель: создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах магнита в процессе познавательно-исследовательской деятельности (детское экспериментирование)

Занятие: «Ткани со всего мира». Цель: создание условий для формирования представлений у детей дошкольного возраста о свойствах и видах тканей в про-

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, АНДРЕЕВА Алёна Ивановна МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ...

цессе познавательно-исследовательской деятельности (детское экспериментирование)

Мы выделили критерии, способствующие эффективности методического сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования

Когнитивный компонент подразумевает наличие знаний по детскому экспериментированию, также входит на наличие познаний в особенности экспериментирования

Эмоциональный компонент связан с тем, что педагоги предают значения для организации детского экспериментирования, желают посещать семинары и участвовать в конкурсах с детьми по детскому экспериментированию, стремятся к педагогической деятельности по детскому экспериментированию.

Деятельностный компонент связан с тем, что педагоги создают условия в центрах экспериментирования, взаимодействуют с детьми, родителями и коллегами по организации детского экспериментирования, все получение новые знания используют на практике, имеют собственные методы, технологии по детскому экспериментированию, дают больше самостоятельной деятельности детей, из этого следует, повышение уровня инициативности и ответственности у детей.

По данным критериям мы вывели уровни: высокий, средний, низкий.

Для высокого уровня характерно наличие знаний по детскому экспериментированию, наличие у педагогов собственных технологий, форм, методов по детскому экспериментированию; педагоги способны активно проводить деятельность по детскому экспериментированию; педагоги организуют работу с родителями, а также постоянно повышают свои знания, участвуя в конкурсах и выступая на семинарах.

Средний уровень характеризуется тем, что педагоги не конкретно дают определение понятию детского экспериментирования. Имеют частичные представления особенностей детского экспериментирования, редко используют свои знания на практике. Педагоги выстраивают деятельность с детьми непланомерно. Но хотят посещения мероприятий по детскому экспериментированию.

Низкий уровень характеризуется следующими показателям: педагоги не обладают познаниями по детскому экспериментированию; не знают полной значимости детского экспериментирования и собственного предназначения в данном процессе, не желают улучшить свой уровень компетентности в области детского экспериментирования.

Представим анализ педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования.

Сформированность когнитивного компонента у педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования находится на низком уровне и составляет 60%. Педагоги, отнесённые к этому уровню, не обладают знаниями в области организации детского экспериментирования в ДОУ, не знают особенности по детскому экспериментированию. Неверно определяют понятие экспериментирование, не правильно выделяют авторов, которые изучали детское экспериментирование. К примеру, на вопрос: «Что такое детское экспериментирование?». Лариса М. отметила неверный ответ из предложенных вариантов.

Педагоги, находящиеся на среднем уровне, составляют 30% сформированности когнитивного компонента у по организации детского экспериментирования. Данные педагоги характеризуются недостаточными теоретическими знаниями по организации детского экспериментирования, имеют частичные представления особенностей детского экспериментирования. К примеру, на вопрос: «Какие авторы дают изучали детское экспериментирование?». Снежана В. отметила: Л.И. Божович, Н.Н. Поддъяков, Л. Кольберг. Не все варианты ответов верны

Когнитивный компонент сформирован на высоком уровне у 10 % педагогов ДОУ по организации детского

экспериментирования. Данные педагоги знают понятие и особенности детского экспериментирования, выделяют точное определение понятию экспериментирования. Знают авторов, которые изучали детское экспериментирование и постоянно повышают свои знания, участвуя в конкурсах и выступая на семинарах. К примеру, на вопросы: «Что такое детское экспериментирование?», «Какие авторы дают определение данному понятию?», Татьяна В. отметила все верные ответы.

Деятельностный компонент сформирован на низком уровне у 60 % педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. Педагоги этого уровня не организуют работу по детскому экспериментированию, не создают условия для проявления самостоятельной деятельности в центре экспериментирования у детей. Например, на вопрос «Как вы поддерживаете детскую инициативу и самостоятельность в центре экспериментирования?» Снежана В. поставила прочерк.

Деятельностный компонент сформирован на среднем уровне 20% педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. Педагоги данного уровня имеют высокие профессиональные знания в области детского экспериментирования, но редко используют собственные знания на практике. К примеру, на вопрос: «Какие формы вы применяете для детского экспериментирования в образовательной деятельности с детьми?». Анастасия В. написала: использую экспериментальные игры, беседы.

Деятельностный компонент сформирован на высоком уровне 20% педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования. Педагоги данного уровня создают все условия организации детского экспериментирования, у педагогов есть собственные технологии, формы, методы по организации детского экспериментирования, педагоги часто организуют работу с родителями, с коллегами и детьми. Например, есть ли у вас в ДОУ учебные пособия по детскому экспериментированию?». Ольга И. написала, да есть, по Рыжовой методическое пособие, а также по Ивановой и др.

Проанализировав эмоциональный компонент у педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования, сделали вывод, что он находится на среднем уровне.

На низком уровне у 40 % педагогов ДОУ сформирован эмоциональный компонент по организации детского экспериментирования. Педагоги, не проявляют внимание к детскому экспериментированию, не желают улучшить свой уровень компетентности в области детского экспериментирования. Например, на вопрос: «Хотите ли вы повысить свою профессиональную компетентность в области детского экспериментирования?». Юлия П. не дала ответа.

На среднем уровне у 20% педагогов ДОУ сформирован эмоциональный компонент по организации детского экспериментирования. Педагоги частично предают значения организовывать эксперимент в группе. Но хотят посещения мероприятий по детскому экспериментированию. Например, на вопрос: «Участвуете ли вы в конкурсах для повышения компетентности по детскому экспериментированию». Педагог не дал четкого ответа. Яна Х. ответила: «Планирую».

На высоком уровне 40% педагогов ДОУ сформирован эмоциональный компонент по организации детского экспериментирования. Педагоги этого уровня положительно относятся к организации детского экспериментирования и также стремятся посетить мероприятия по детскому экспериментированию. Педагог также постоянно повышает свои знания, участвуя в конкурсах и выступая на семинарах. Например, на вопрос: ««Хотите ли вы повысить свою профессиональную компетентность в области детского экспериментирования?». Ольга И. ответила: «Конечно, хочу, чем больше мы узнаём, тем интереснее детям в самостоятельной деятельности».

ВЫВОД

По результатам изучения состояния методического

сопровождения педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования, мы узнали, что 54% выявлено с низким уровнем педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования, 23 % выявлено со средним уровнем педагогов ДОУ и 23 % педагогов ДОУ с высоким уровнем по организации детского экспериментирования.

В полной мере в детском саду, не созданы условия для организации детского экспериментирования. Из этого следует, при наличии низкого уровня у педагогов ДОУ говорит о необходимости методического сопровождения по организации детского экспериментирования. Приобретенные результаты доказали, что нужно формировать у педагогов знания и умения, проводить мероприятия по детскому экспериментированию. А далее проводить контрольный эксперимент, по формирующимся знаниям и навыкам. Методическое сопровождение отражает взаимосвязь практического и теоретического обучения: грамотно подобранное методическое сопровождение будет способствовать успешности всего образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сапронова, Н.В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Текст] / Н.В. Сапронова //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 1 (8). С. 38-40.

2. Ивановская, Л.В. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО / Л.В. Ивановская //Методист. 2015. № 10. С. 60-62.

3. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.

4. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научный вектор Балкан. 2018. № 1. С. 64-66.

5. Пенькова Л.А., Каракозова Н.Ю. Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС ДО // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 24-26.

6. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканское научное обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.

7. Гончарова, Н.Г. Детское экспериментирование в период развития ребенка [Текст] /Н.Г. Гончарова //Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №5. С. 13-16.

8. Чемоданова М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников / М.В. Чемоданова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5 - С.970-972.

9. Луканина, И.А. Методическое сопровождение педагогов в рамках модели деятельности ДОУ при реализации ФГОС дошкольного образования /И.А. Луканина //Вестник магистратуры. 2016. № 12 (63). С. 53-56.

10. Панфилова Л.Г. Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС / Л.Г. Панфилова // ЧиО. - 2015. - №2 (43) - С.72-77.

11. Ставцева, Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ/Ю.Г. Ставцева //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 109-117.

12. Абибуллаева, Э.А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э.А Абибуллаева //Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 142-145.

13. Смирнова, Л.В. Методическое сопровождение педагогов и познавательно-исследовательская деятельность воспитанников ДОУ / Л.В. Смирнова, Ф.С. Газизова//Spirit Time. 2019. № 1-2 (13). С. 23-24.

14. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254256.

Статья поступила в редакцию 24.06.2020

Статья принята к публикации 27.02.2021

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АНДРИЕНКО Оксана Александровна и другие ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.032

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0002

ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

SPIN: 5657-5624 AuthorlD: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355

БЕЗЕНКОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина 38, e-mail: bezenkova@yandex.ru) Аннотация. Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в постоянном контакте с другими людьми. Владение профессионально грамотной речью является, с одной стороны, условием эффективности обучения и воспитания, с другой стороны, обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации обучающегося. Поэтому очень важно развивать культуру речи у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, т.к. именно от них зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения подрастающего поколения. В работе представлены результаты исследования, направленного на активное вовлечение студентов-педагогов в процесс дискуссионно-аналитического общения. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Сравнительный анализ результатов на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что рост уровня развития культуры речи студентов идет эффективно во всех экспериментальных группах, то есть активное вовлечение студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в процесс дискуссионно-аналитического общения эффективно влияет на развитие культуры речи.

Ключевые слова: речь, культура, культура речи, культура речи педагога, требования к речи педагога, направления работы, язык, коммуникативно-речевая компетентность, культура речи студента-педагога, коммуникативный контроль.

INTEGRATION OF UNIVERSITY STUDENTS INTO A NEW SOCIAL ENVIRONMENT THROUGH PROFESSIONALLY DIRECTED DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE

© The Author(s) 2021

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) BEZENKOVA Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: bezenkova@yandex.ru) Abstract. The culture of speech of a teacher is the most important quality of his professional pedagogical activity, the specificity of which consists in constant contact with other people. Proficiency in professionally literate speech is, on the one hand, a condition for the effectiveness of training and education, on the other hand, it ensures that the teacher performs such an important social function as the preservation and development of the language, through which the value orientations of the student are created. Therefore, it is very important to develop the culture of speech in students studying in pedagogical areas of training, because the further transfer of experience and knowledge, the level of culture of behavior and communication of the younger generation depends on them. The paper presents the results of a study aimed at actively involving students-teachers in the process of discussion and analytical communication. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU and the Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. Comparative analysis of the results at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the growth of the level of development of students ' speech culture is effective in all experimental groups, that is, the active involvement of students studying in pedagogical areas of training in the process of discussion and analytical communication effectively affects the development of speech culture.

Keywords: speech, culture, speech culture, teacher's speech culture, teacher's speech requirements, areas of work, language, communicative and speech competence, student-teacher's speech culture, communicative control.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема воспитания уверенной, гармонично развитой личности, обладающей навыками свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации, в современном обществе является очень актуальной [1]. Но особенную

значимость она приобретает при подготовке студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, для которых важнейшим качеством профессиональной деятельности является культура общения. Именно от студентов, как от будущих учителей и воспитателей, передающих опыт, будут зависеть знания, культура поведения и общения подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.