Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненко М.А., Лашкова Л.Л.

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду - организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель - обосновать возможность развития познавательной активности дошкольников при использовании цифровых ресурсов дошкольной образовательной организации. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и обосновании инновационного проекта «Юные Эйнштейны» детского сада г. Когалым, который был представлен на конкурсе «Педагогический потенциал Югры» (номинация «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»). Результаты инновационной деятельности отражают динамику познавательного развития детей 5-7 лет, компетентность педагогов и заинтересованность родителей в данном вопросе. Результаты проведенного исследования позволили авторам статьи выявить наиболее эффективные формы и методы обучения дошкольников: детское экспериментирование, элементарные опыты, моделирование, наблюдение и др. Выявлена необходимость грамотной разработки и реализации программ дополнительного образования, проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, сотрудничества с родителями воспитанииков. Предложены такие формы методической работы с педагогами, как мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми при использовании цифровых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITYOF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN

The article presents an urgent problem of the cognitive development of children in a kindergarten - the organization of cognitive and research activities of senior preschool children in a digital educational environment. The goal is to prove the possibility of developing the cognitive activity of preschoolers when using digital resources of a preschool educational organization. The relevance and novelty of the material lies in the development and prove of the innovative project «Young Einsteins» of the kindergarten in Kogalym, that was presented at the «Pedagogical potential of Ugra» competition (nomination «Practices of using e-learning and distance learning technologies in additional education»). The results of innovative activities reflect the dynamics of the cognitive development of children 5-7 years old, the competence of teachers and the interest of parents in this issue. The results of the study allowed the authors of the article to identify the most effective forms and methods of teaching preschoolers: children’s experimentation, elementary experiments, modeling, observation, etc. The need for competent development and implementation of additional education programs, design of a developing subject-spatial environment of a kindergarten, cooperation with parents of upbringers was identified. Such forms of methodological work with teachers as master classes, workshops, coaching, viewing and pedagogical analysis of open events with children using digital resources are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.008 УДК 373.21:004 ББК 74.102.5с51

М.А ЧЕРНЕНКО, ОРГАНИЗАЦИЯ

Л.Л. ЛАШКОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА

M.A. CHERNENKO, ORGANIZATION OF COGNITIVE L.L. LASHKOVA AND RESEARCH ACTIVITY

OF PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность развития познавательной активности дошкольников при использовании цифровых ресурсов дошкольной образовательной организации.

Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и обосновании инновационного проекта «Юные Эйнштейны» детского сада г. Когалым, который был представлен на конкурсе «Педагогический потенциал Югры» (номинация «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»). Результаты инновационной деятельности отражают динамику познавательного развития детей 5-7 лет, компетентность педагогов и заинтересованность родителей в данном вопросе.

Результаты проведенного исследования позволили авторам статьи выявить наиболее эффективные формы и методы обучения дошкольников: детское экспериментирование, элементарные опыты, моделирование, наблюдение и др. Выявлена необходимость грамотной разработки и реализации программ дополнительного образования, проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, сотрудничества с родителями воспитанииков. Предложены такие формы методической работы с педагогами, как мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми при использовании цифровых ресурсов.

The article presents an urgent problem of the cognitive development of children in a kindergarten — the organization of cognitive and research activities of senior preschool children in a digital educational environment. The goal is to prove the possibility of developing the cognitive activity of preschoolers when using digital resources of a preschool educational organization.

The relevance and novelty of the material lies in the development and prove of the innovative project «Young Einsteins» of the kindergarten in Kogalym, that was presented at the «Pedagogical potential of Ugra» competition (nomination «Practices of using e-learning and distance learning technologies in additional education»). The results of innovative activities reflect the dynamics

of the cognitive development of children 5-7 years old, the competence of teachers and the interest of parents in this issue.

The results of the study allowed the authors of the article to identify the most effective forms and methods of teaching preschoolers: children's experimentation, elementary experiments, modeling, observation, etc. The need for competent development and implementation of additional education programs, design of a developing subject-spatial environment of a kindergarten, cooperation with parents of upbringers was identified. Such forms of methodological work with teachers as master classes, workshops, coaching, viewing and pedagogical analysis of open events with children using digital resources are proposed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: познавательно-исследовательская деятельность, цифровая образовательная среда, цифровая лаборатория детского сада, дошкольная образовательная организация, дети старшего дошкольного возраста.

KEY WORDS: cognitive and research activities, digital educational environment, digital laboratory of a kindergarten, preschool educational organization, senior preschool children.

ВВЕДЕНИЕ. Направлением государственной политики России в сфере образования является поддержка и развитие детского познавательно-исследовательского и научно-технического творчества, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам страны. Реализация данного направления начинается в сенситивный период дошкольного детства, когда формируется опыт самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются интеллектуальные способности ребенка-дошкольника.

Модернизация дошкольного образования, содержание которого определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), ставит перед педагогами задачу развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.4 ФГОС ДО) [7].

Вместе с тем, Стандарт в рамках результатов освоения основной образовательной программы определяет следующие целевые ориентиры (характеристики возможных достижений выпускника детского сада):

1) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

2) способен наблюдать, проводить эксперименты;

3) склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности [7].

Достижению намеченных целей дошкольного образования в большей степени способствует познавательно-исследовательская деятельность детей, обозначенная в ФГОС ДО. Одной из форм организации такой деятельности является детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение и элементарные опыты, проводимые ребёнком. Дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Дети дошкольного возраста по своей природе — маленькие исследователи. Неутолимая жажда новых открытий, любознательность, постоянное стремление экспериментировать рассматриваются учеными как важнейшие черты детского поведения. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, проведения ими экспериментов и элементарных опытов подробно представлены в работах О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетиной [1], А.И. Ивановой [2], А.С. Микериной [3], Н.В. Нищевой

[4], Л.Н. Прохоровой [4], Н.А. Рыжовой [4] и др. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно исследования в области изучения потенциала цифровой образовательной среды для решения поставленных задач.

Вышесказанное актуализирует проблему организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации (далее ДОО), поиска эффективных информационно-коммуникационных технологий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Осуществление поставленных задач, на наш взгляд, становится возможным посредством формирования у детей познавательной активности посредством использования интерактивного цифрового оборудования.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ заключается в обосновании возможности развития познавательной активности дошкольников при использовании цифровых ресурсов дошкольной образовательной организации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Обратимся к инновационной педагогической деятельности МАДОУ «Колокольчик» г. Когалым, который был представлен на конкурсе «Педагогический потенциал Югры» (номинация «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»). Проект детского сада «Юные Эйнштейны» направлен на развитие познавательной активности детей 5-7 лет в условиях дополнительного образования.

Основная идея проекта заключается в создании на базе дошкольной образовательной организации детской познавательно-исследовательской лаборатории, с применением информационно-коммуникационных технологий дополнительного образования дошкольников. В процессе обучения педагоги активно используют такое интерактивное оборудование, как цифровая STEAM-лаборатория, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», электронная песочница, а также дополнительные ресурсы цифрового научно-познавательного центра «Экперикванториум».

Проект имеет высокую степень практической значимости, поскольку является наиболее удачной формой введения детей в мир науки и техники, раскрывает возможности использования естественнонаучного направления в сфере дополнительных услуг образования детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивного оборудования и интерактивно-познавательного материала. Оригинальность проекта состоит во внедрении в работу современного детского сада качественно новой образовательной среды, ориентированной на творческий потенциал каждого ребенка и являющейся основой инновационной практики развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Цифровой научно-познавательный центр «Эксперикванториум» размещен на Международной облачной платформе Wix.com. и представляет собой интерактивный центр познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. В рамках обширной темы «Экспериментирование» дети решают разные задачи познавательно-исследовательского характера (например, «Как сберечь воду?», «Зачем людям электричество?», «Каковы свойства магнита?» и др.).

В свободное время дошкольники и их родители имеют возможность посмотреть обучающее видео, поиграть в развивающие игры, поучаствовать в викторинах. Помощники Фиксики — герои мультипликационного кино — помогают интересно и увлекательно провести элементарные опыты и эксперименты. На память о центре всем посетителям сайта предложен постер или раскраска для совместной деятельности детей с родителями.

Созданный на сайте форум дал возможность осуществить обратную связь с родителями воспитанников. Большинство вопросов родителей направлено на выявление эффективных способов подготовки детей к школе, развитие их интеллектуальных способностей. В связи

с этим, организованы и проведены педагогические консультации с включением видеофрагментов детского экспериментирования, мастер-классы, семинары-практикумы и др. В условиях пандемии многие формы сотрудничества с родителями реализованы в формате онлайн. Так, особый интерес вызвали индивидуальные онлайн-маршруты познавательного характера, двигаясь по которым дети и взрослые совместно находили ответы на важные вопросы: «Как экономить воду и электричество?», «Что такое семейный бюджет?», «Полезные и вредные продукты», «Как уберечь себя и близких от вирусов?» и др.

В условиях цифровой образовательной среды воспитанники имеют возможность погрузиться в мир исследователей, стать «учеными», совершая маленькие открытия окружающего мира. При таком обучении дети не только овладевают определенными знаниями, но и учатся добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить. Применение интерактивного цифрового оборудования (цифровая STEAM-лаборатория, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», программно-аппаратный комплекс «Колибри» и др.) способствует развитию познавательной активности ребенка-дошкольника, формированию умений планировать работу и доводить ее до положительного результата.

Обратимся к детской универсальной STEAM-лаборатории, которая является одним из инструментов перспективного SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «BabyskШs» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность. Работая в лаборатории детского сада «Колокольчик», дети перевоплощаются в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков; проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, защищают свои первые детско-взрослые проекты. Отметим особый интерес дошкольников к такой тематике проектирования, как «Этот удивительный воздух», «Парусные гонки», «Сухой из воды», «Пар — это тоже вода», «Тонет — не тонет», «Почему опадают листья?», «Как работает термометр?», «Фокусник-магнит», «Свет вокруг нас», «Откуда берется радуга?» и др.

Применение цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволяет дошкольникам опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений. Данная лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой — мальчик Наураша — маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Путешествуя с ним по лаборатории, дошкольники в результате элементарных опытов приобретают знания о природе света, чудесах магнитного поля, загадочном мире кислотности и др.

Опыт образовательной деятельности показал, что в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности эффективна «Модель трех вопросов»:

1. Что мы знаем? (детям необходимо рассказать, что известно).

2. Что мы хотим узнать? (из этого вопроса определяются тема и план последующей познавательно-исследовательской деятельности).

3. Что нужно сделать, чтобы узнать? (совместно осуществляется выбор источников получения новых знаний).

Структура познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста насыщена разнообразным наглядным материалом — иллюстрациями, репродукциями, муляжами, видео экскурсий; предполагает активизацию прошлого опыта детей в различных формах (беседы с детьми, рисование, лепка, аппликация); обязательное участие родителей, которые беседуют с детьми дома, рисуют, записывают сказки и высказывания детей, осуществляют совместный просмотр фильмов и мультфильмов, спектаклей, рекомендованных в рамках данной деятельности; занимаются изготовлением подарков, совместно участвуют в презентациях.

Образовательная практика также показала, что при организации познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет целесообразны такие методы, как метод наблюдений, метод обучения поисковым процедурам, метод постановки проблемы, метод сравнения и аналогии, метод обсуждения, «мозговой штурм», проблемный диалог, эвристическая беседа, рефлексия и др. К примеру, в процессе экспериментирования и наблюдений возникали проблемные ситуации, которые детям необходимо было разрешить, подтвердив или опровергнув гипотезу, ответив на вопросы: Что произойдет с водой при нагревании? Как измерить температуру воды? Что такое роса и туман, как они образуются? Где рождаются снежинки? Где теплее — на снегу или под снегом?

Следует отметить, что одной из главных задач проведенной нами работы являлось развитие профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологиий. Большинство педагогов, к сожалению, оказались неготовыми к использованию нового цифрового оборудования. В связи с этим, в детском саду была создана система методического сопровождения воспитателей, включающая современные формы методической работы: мастер-классы, семинары-практикумы, решение кейсов, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми с применением цифровых ресурсов, создание портфолио педагогов и др.

Кроме того, были созданы мотивационные условия, ориентированные на нивелирование профессиональных дефицитов каждого педагога, включающие проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и персонифицированных программ повышения квалификации, консультации, персональный и групповой коучинг, брифинги с привлечением специалистов из технической сферы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Представленный нами проект реализовывался на протяжении пяти лет. Охват детей-участников проекта составил 90% от общего количества детей старшего дошкольного возраста, посещающих и не посещающих ДОО (рис. 1).

Охват дошкольников познавательно -исследовательской деятельностью

2018 -2019

Дети 5 - 7 л

(посещающие

ДОУ)

Дети 5-7 л.(не

посещающие

ДОУ)

Дети с ОВЗ

2019 - 2020

2020-2021

Рис.1 Охват детей дополнительным образованием по познавательному развитию

По данным анкетирования возрос уровень заинтересованности родителей в программах дополнительного образования по познавательному развитию детей: с 2019-2020 учебного года высокий уровень заинтересованности повысился на 50%, низкий уровень снизился до 0% (рис. 2).

_

2020- 2021

Рис. 2. Уровни заинтересованности родителей в программах дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников

Повысился и уровень профессиональной компетентности педагогов, в частности, уровень проектирования и реализации программ дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников, освоения новых информационно-коммуникационных технологий, знаний и умений в области развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при использовании цифровых ресурсов. Если в 2019-2020 учебном году уровень данной компетентности составлял лишь 10%, то в 2020-2021 году он возрос до 90% (рис 3).

100

50 0

2020-2021

Рис. 3. Уровни профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Подводя итоги анализа развивающей предметно-пространственной среды, можно сделать вывод о том, что в детском саду и на прилегающих к детскому саду территориях были созданы все условия обучения дошкольников по естественнонаучному направлению. Уголки экспериментирования пополнились различным предметами и оборудованием: песочные часы, магниты, компасы, сосуды разных форм и объемов, увеличительные стекла, микроскопы, природный материал и др. На участке детского сада возникли экологическая тропа, центр экспериментов, детская метеостанция. Постоянное обогащение образовательной среды способствовало поддержанию детского интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию умений дошкольников самостоятельно ставить вопросы и самостоятельно на них отвечать, презентовать свои «маленькие открытия» друзьям, родителям, педагогам. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды игровым и дидактическим оборудованием по познавательному развитию детей в 2020-2021 учебном году составило 100% (рис. 4).

Рис. 4. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием по познавательному развитию дошкольников

ВЫВОДЫ. Таким образом, разработанный и реализованный нами проект позволил заинтересовать дошкольников в проведении разнообразных исследований, опытов и экспериментов. Большинство детей научились самостоятельно определять проблему исследовательской деятельности, выдвигать предположения по ее решению, формулировать выводы.

Педагоги стали более активными в организации исследовательской деятельности, что проявилось в более частом проведении опытов и экспериментов. Родители стали принимать участие в исследовательской деятельности вместе с детьми, приобщать их к организации исследований не только в детском саду, но и дома.

Полученные результаты привели нас к необходимости использования цифровых ресурсов и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО.

Считаем, что реализованный нами проект «Юные Эйнштейны» будет интересен педагогическим работникам других образовательных организаций России, заинтересованных в практике развития познавательной активности детей дошкольного возраста при реализации программ дополнительного образования. Исследовательская активность ребенка будет способствовать становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивая его готовность к школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников М.: Сфера, 2019. 192 с.

2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: человек. М.: Творческий центр Сфера, 2004. 221 с.

3. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 27 с.

4. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. 240 с.

5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2010. 64 с.

6. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома: учебно-методический комплект. М.: Лин-ка-пресс, 2012. 176 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://flro.ranepa.ru/flles/docs/do/fgos/pr1155.pdf (дата обращения: 26.06.2021).

REFERENCES

1. Dybina O.V., Rakhmanova N.P., Shchetina V.V. Neizvedannoye ryadom. Opyty i eksperimenty dlya dosh-

kol'nikov [The unknown is near. Experiments and experiments for preschoolers] M.: Sfera, 2019.192 s. (In Russian).

2. Ivanova A.I. Estestvenno-nauchnye nabludeniya i eksperimenty v detskom sadu: chelovek [Natural-scientific observations and experiments in kindergarten: a man]. M: Tvorchesky tsentr Sfera, 2004.221 s. (In Russian).

3. Mikerina A.S. Poznavatel'noye razvitie detey doshkol'nogo vozrasta v integrirovannom obrazovatel'nom

protsesse [Cognitive development of preschool children in the integrated educational process]: Aftoref. ... kand.ped.nauk. Chelyabinsk, 2013.27 s. (In Russian).

4. Nishcheva N.V. Organizatsiya opytno-eksperimental'noy raboty v DOU. Tematicheskoye i perspek-tivnoye planirovaniye v raznyh vozrastnyh gruppah [Organization of experimental work in the preschool educational institution. Thematic and long-term planning of work in different age groups]. SPb: OOO «Izdatel'stvo «DETSTVO-PRESS», 2021. 240 s. (In Russian).

5. Prokhorova L.N. Organizatsiya eksperimental'noy deyatel'nosti doshkol'nikov: metodicheskiye re-komendatsii [Organization of experimental activities of preschoolers: guidelines]. M: Arkti, 2010.64 s. (In Russian).

6. Ryzhova N.A. Laboratoriya v detskom sadu i doma: uchebno-metodichesky komplekt [Laboratory in kindergarten and at home: educational and methodological kit]. M.: Linka-press, 2012.176 s. (In Russian).

7. Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of preschool education]. URL: https://flro.ranepa.ru/flles/docs/do/fgos/pr1155.pdf (data obrashheniya: 06/26/2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.