Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для интеллектуально-творческого, социального, личностного развития дошкольников и слабой организацией методического сопровождения проектной деятельности в дошкольных учреждениях, в результате проектная деятельность приобретает формальный характер, искажается ее сущность как развивающего средства обучения и воспитания, продуктивного взаимодействия педагогов, дошкольников и родителей. Цель: обосновать необходимость организации в дошкольных учреждениях методического сопровождения проектной деятельности и разработать структурно-функциональную модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по проблеме организации проектной деятельности дошкольников и метод моделирования. Результаты: методическое сопровождение рассмотрено с позиции системно-организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса - участников проектной деятельности (педагоги, дети, родители), направленного на достижение планируемой проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Предложена структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, включающая три взаимосвязанных модуля, отражающие логику и функции процесса методического сопровождения (информационно-аналитический, содержательно-организационный, оценочно-рефлексивный). Сделан вывод о том, что необходимым условием, обеспечивающим эффективность проектной деятельности старших дошкольников в детском саду, является выстраивание отношений социально-педагогического партнерства родителей (семьи) воспитанников и педагогов детского сада с целью интеграции ресурсов партнеров и координации совместных действий для успешного решения педагогических задач и достижения прогнозируемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF THE PROJECT ACTIVITIES OF SENIOR PRESCHOOLERS IN KINDERGARTEN

The relevance of the research topic is due to the contradiction between the high educational potential of project activities for the intellectual, creative, social, personal development of preschoolers and the poor organization of methodical support for project activities in preschool institutions, as a result, project activity acquires a formal character, its essence as a developing means of education and upbringing, productive interaction between teachers, preschoolers and parents is distorted. Purpose: to substantiate the need to organize methodical support of project activities in preschool institutions and develop a structural and functional model of methodological support for project activities of older preschoolers in kindergarten. Research methods: as research methods, an analytical review of scientific sources on the problem of organizing project activities of preschoolers and a modelling method were chosen. Results: methodical support is reviewed from the position of system-organized interaction of the subjects of the educational process - participants in project activities (teachers, children, parents), aimed at achieving the planned project activities, the intellectual and creative development of preschoolers, the development of psychological and pedagogical competencies of parents, mastering their pedagogical experience of interaction with children, improving the professional competence of teachers. A structural-functional model of methodological support for the project activities of older preschoolers is proposed, including three interrelated modules that reflect the logic and functions of the process of methodological support (information-analytical, content-organizational, evaluative-reflexive). It is concluded that a necessary condition for ensuring the effectiveness of the project activities of older preschoolers in kindergarten is building relationships of social and pedagogical partnership between parents (families) of pupils and kindergarten teachers in order to integrate partners’ resources and coordinate joint actions to successfully solve pedagogical problems and achieving predicted results.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF MIDDLE AND PRESCHOOL EDUCATION

Научная статья

УДК 37.025

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -27-36

Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду

Светлана Ивановна КАРПОВА*, Татьяна Дмитриевна САВЕНКОВА

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1 *Адрес для переписки: karpovasii@mgpu.ru

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для интеллектуально-твор-ческого, социального, личностного развития дошкольников и слабой организацией методического сопровождения проектной деятельности в дошкольных учреждениях, в результате проектная деятельность приобретает формальный характер, искажается ее сущность как развивающего средства обучения и воспитания, продуктивного взаимодействия педагогов, дошкольников и родителей. Цель: обосновать необходимость организации в дошкольных учреждениях методического сопровождения проектной деятельности и разработать структурно-функциональную модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по проблеме организации проектной деятельности дошкольников и метод моделирования. Результаты: методическое сопровождение рассмотрено с позиции системно-организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса - участников проектной деятельности (педагоги, дети, родители), направленного на достижение планируемой проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Предложена структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, включающая три взаимосвязанных модуля, отражающие логику и функции процесса методического сопровождения (информационно-аналитический, содержательно-организационный, оценочно-рефлексивный). Сделан вывод о том, что необходимым условием, обеспечивающим эффективность проектной деятельности старших дошкольников в детском саду, является выстраивание отношений социально-педагогического партнерства родителей (семьи) воспитанников и педагогов детского сада с целью интеграции ресурсов партнеров и координации совместных действий для успешного решения педагогических задач и достижения прогнозируемых результатов.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, старшие дошкольники, методическое сопровождение, проектная деятельность

Для цитирования: Карпова СЛ., Савенкова Т.Д. Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 1. С. 27-36. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-27-36

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -27-36

Methodical support of the project activities of senior preschoolers in kindergarten

Svetlana I. KARPOVA*, Tatiana D. SAVENKOVA

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation * Corresponding author: karpovasii@rngpu.ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Карпова С.И.. Савенкова Т.Д.. 2022

Abstract. The relevance of the research topic is due to the contradiction between the high educational potential of project activities for the intellectual, creative, social, personal development of preschoolers and the poor organization of methodical support for project activities in preschool institutions, as a result, project activity acquires a formal character, its essence as a developing means of education and upbringing, productive interaction between teachers, preschoolers and parents is distorted. Purpose: to substantiate the need to organize methodical support of project activities in preschool institutions and develop a structural and functional model of methodological support for project activities of older preschoolers in kindergarten. Research methods: as research methods, an analytical review of scientific sources on the problem of organizing project activities of preschoolers and a modelling method were chosen. Results: methodical support is reviewed from the position of system-organized interaction of the subjects of the educational process - participants in project activities (teachers, children, parents), aimed at achieving the planned project activities, the intellectual and creative development of preschoolers, the development of psychological and pedagogical competencies of parents, mastering their pedagogical experience of interaction with children, improving the professional competence of teachers. A structural-functional model of methodological support for the project activities of older preschoolers is proposed, including three interrelated modules that reflect the logic and functions of the process of methodological support (information-analytical, content-organizational, evaluative-reflexive). It is concluded that a necessary condition for ensuring the effectiveness of the project activities of older preschoolers in kindergarten is building relationships of social and pedagogical partnership between parents (families) of pupils and kindergarten teachers in order to integrate partners' resources and coordinate joint actions to successfully solve pedagogical problems and achieving predicted results. Keywords: structural and functional model, older preschoolers, methodical support, project activities For citation: Karpova S.I., Savenkova T.D. Metodicheskoye soprovozhdeniye proyektnoy deya-tel'nosti starshikh doshkol'nikov v detskom sadu [Methodical support of the project activities of senior preschoolers in kindergarten], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 27-36. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-27-36 (In Russian, Abstr. in Engl.)

'3'

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы организации в детских садах методического сопровождения проектной деятельности дошкольников обусловлена высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для интеллектуального, социального и творческого развития детей в старшем дошкольном возрасте, формирования у них качеств личности (самостоятельность, активность, целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками, продуктивно работать в команде), необходимых для успешного обучения в школе.

Различные аспекты организации проектной деятельности дошкольников представлены в научной и методической литературе: раскрыт образовательный потенциал проектной деятельности для когнитивного, социального, творческого и личностного развития дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, А.И. Савенков и др.); обоснована необходимость взаимодействия педагогов с семьями воспитанников для успешной реализации проектов и достижения запланированных результатов (М.А. Захарова, Е.М. Костина, Т.В. Кротова, Е.С. Позднякова и др.); разработаны технология организации проектной деятельности в разных возрастных группах детского сада (В.А. Дергунская, H.A. Колесникова, H.A. Кочкина, Л.Д. Морозова и др.), теоретические и методические основы формирования профессиональной готовности воспитателей к реализации проектной деятельности с дошкольниками (Н.Е. Веракса, H.A. Виноградова, Е.П. Панкова и др.).

Ученые едины во мнении, что успешность проектной деятельности дошкольников обусловлена высоким уровнем профессиональной компетентности педагогов, проявляющейся как в когнитивной и мотивацион-ной готовности к реализации проектной деятельности, так и в способности воспитателей выстраивать продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

Однако практика образовательной работы во многих дошкольных учреждениях сви-

детельствует во многом о формальном характере проектной деятельности: педагог предлагает детям и родителям темы проектов (или выбирает сам), раздает задания родителям, координирует их выполнение, продумывает наиболее эффектную презентацию продукта проекта. Проектная деятельность приобретает характер продуктивной деятельности дошкольников, выполняемой по инструкции педагога при участии родителей. Не используется высокий потенциал проектной деятельности для развития познавательной инициативы и креативности детей (Н.Е. Веракса). Родители воспитанников воспринимают привлечение их к проектной деятельности как дополнительную нагрузку для себя, заключающуюся в необходимости выполнения поручений и заданий воспитателя.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена слабой организацией (или отсутствием) в детских садах методического сопровождения образовательного процесса. В результате наблюдаются: уклонение родителей от участия в проектной деятельности, не-сформированность проектных знаний и умений воспитателей, их нежелание перестраивать педагогическое сознание, отказываться от сложившихся форм образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

Цель исследования - разработать структурно-функциональную модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ научных источников по проблеме организации методического сопровождения в дошкольном учреждении (К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, Н.В. Елжова, Е.П. Милашевич, М.Н. Нечаев и др.) свидетельствует о том, что методическое сопровождение рассматривается учеными с позиции системно-организованного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, в процессе которого создаются условия для развития профессионализма педагогов, привлечения родителей к образовательному

процессу, формирования продуктивного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, достижения поставленных целей и планируемых результатов образовательной деятельности [1-4].

Результаты теоретического анализа позволили нам прийти к выводу о том, что методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду должно быть ориентировано на целостное, системно-организованное продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса - участников проектной деятельности (воспитатели, дошкольники, родители), тогда оно будет способствовать интеллектуально-творческому и личностному развитию дошкольников, формированию педагогических компетенций родителей, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, освоению ими новых личностно-профессиональных позиций.

Основным условием, обеспечивающим успешность проектной деятельности дошкольников в детском саду, является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников (М.А. Захарова, Е.М. Костина, Т.В. Кротова, Е.С. Позднякова и др.). Наиболее продуктивной формой взаимодействия является социально-педагогическое партнерство, предполагающее включение семьи как главного социального партнера детского сада и активного субъекта образовательного процесса в проектную деятельность с дошкольниками. Содержательными характеристиками социально-педагогического партнерства являются: единая цель и система ценностей у партнеров, единство взглядов партнеров на пути достижения цели, взаимоуважение, равные позиции партнеров (Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, И.В. Кощиенко, М.Н. Недвецкая и др.).

Социально-педагогическое партнерство в проектной деятельности представляет собой сотрудничество педагогов детского сада с семьями воспитанников, направленное на объединение усилий, интеграцию ресурсов партнеров и координацию совместных дей-

ствий для достижения запланированных целей и прогнозируемых результатов [5].

Разрабатывая модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, мы опирались на интеграцию системного и функционального подходов к управлению образовательными системами и процессами (В .П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Н.В. Соло-вова, Н.Б. Стрекалова, Т.Н. Шамова и др.). В соответствии с системным подходом методическое сопровождение проектной деятельности представляет собой педагогическую систему, включающую совокупность структурных компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и образующих целостность; каждый компонент выполняет свое функциональное назначение в процессе взаимодействия с другими компонентами системы [6].

Системообразующим фактором является цель - организация и сопровождение продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса - участников проектной деятельности (старшие дошкольники, педагоги, родители) для достижения запланированных результатов проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

Функциональный подход позволяет представить методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников как целостный процесс, как совокупность постоянных видов деятельности, воссоздающих управленческий цикл - повторяющиеся этапы (функции) управления, направленные на достижение прогнозируемых результатов: анализ, планирование, организация, контроль, оценка [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структуру разработанной нами модели методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников образуют три взаимосвязанных модуля, отражающие логику и функции процесса методического сопровождения: информационно-аналитический, содержательно-организационный, оценочно-рефлексивный.

Информационно-аналитический модуль предполагает получение (сбор), анализ и обобщение информации об исходном состоянии объекта сопровождения, планирование блоков мероприятий для субъектов образовательного процесса (участников проектной деятельности), проектирование их содержания, прогнозирование итоговых результатов; реализует информационно-диагностическую, аналитическую, планово-прогностическую, проектировочную функции методического сопровождения. В рамках данного модуля проводятся:

- диагностика познавательного развития детей седьмого года жизни, с учетом результатов которой проектируется содержание и составляется программа занятий для старших дошкольников проектной и исследовательской деятельностью, прогнозируются итоговые результаты;

- самодиагностика педагогов (заполнение анкеты с целью самооценки уровня профессиональной готовности к организации проектной деятельности с детьми); индивидуальные беседы с методистом (старшим воспитателем), направленные на выявление затруднений в процессе реализации проектной деятельности; с учетом результатов проектируется содержание и составляется план мероприятий для воспитателей (лекции, семинары-практикумы, работа в творческих группах и др.);

- анонимное анкетирование и беседы с родителями воспитанников с целью выявления их мнения об участии в проектной деятельности, о формах сотрудничества с педа-

гогами дошкольного учреждения, проблемах воспитания ребенка в семье, подготовке к обучению в школе и др.; с учетом результатов проектируется содержание и составляется план мероприятий для родителей.

Содержательно-организационный модуль содержит три блока мероприятий, ориентированных на помощь участникам проектной деятельности (старшие дошкольники, педагоги, родители) в организации продуктивного взаимодействия и достижения запланированных результатов, реализует организационно-координационную, обучающую, развивающую, научно-экспериментальную функции методического сопровождения.

Первый блок мероприятий предназначен для старших дошкольников, он включает программу занятий детей 7-го года жизни проектной и исследовательской деятельностью. В процессе составления содержания занятий целесообразно использовать материал и рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности, содержащиеся в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, H.A. Виноградовой, Е.П. Пайковой, А.И. Савенкова [8-10]. В данный блок мероприятий входит создание пространства детской реализации, предоставляющее возможность для самореализации детей, развития их познавательной инициативы и творческой активности. Понятие «Пространство детской реализации» (ПДР) введено Н.Е. Вераксой как противоположное понятию «Зона ближайшего развития» (ЗБР). Содержательные характеристики этих двух понятий (ЗБР и ПДР) рассмотрены в примерной (инновационной) образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (2019 г.), разработчики программы подчеркивают, что ПДР не ограничивается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности [11].

Содержательные характеристики понятий ЗБР и ПДР, их смысловые отличия отражены в табл. 1.

Таблица 1

Содержательные характеристики понятий ЗБР и ПДР

Table 1

Content characteristics of the concepts of zone of proximal development and space of children's implementation

«Зона ближайшего развития» (ЗБР) «Пространство детской реализации» (ПДР)

Ребенок, копируя взрослого в различных ситуациях общения и деятельности, следует за ним Взрослый следует за ребенком, содействует проявлению его познавательной и творческой активности в различных видах деятельности

Продуктом деятельности ребенка является освоение с помощью взрослого уже известного образца Продуктом деятельности ребенка является создание с помощью взрослого собственного авторского нового продукта

Развитие ребенка базируется на прошлом, то есть он осваивает уже известный образец Развитие ребенка ориентировано на будущее. ПДР обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений

Таким образом, ПДР - это особая форма взаимодействия ребенка и педагога (взрослого), направленная на реализацию детской познавательной инициативы и творчества. По мнению Н.Е. Вераксы, наилучшим способом поддержки педагогом познавательной активности и творческой инициативы ребенка является проектная деятельность, позволяющая педагогу «не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы)» [11, с. 12]. Постоянно обогащая предметно-пространственную среду в группе различными дидактическими и природными материалами (конструкторы, предметы для продуктивного художественного творчества, наборы для экспериментирования и др.), воспитатели активизируют любопытство детей, создают проблемную ситуацию, побуждают детей задавать вопросы, предлагают выдвигать идеи, искать решения, таким образом, способствуют развитию детской одаренности [12].

Второй блок мероприятий содержит мероприятия для воспитателей, направленные на формирование их профессиональной готовности к осуществлению проектной деятельности с дошкольниками, совершенствование педагогической компетентности в области технологии образовательного проектирования, организации социально-педагогического партнерства с родителями (семьями)

дошкольников с целью включения их как полноправных субъектов образовательного процесса в проектную деятельность.

Н.Е. Веракса обращает внимание на необходимость осуществления воспитателями активной аналитической и рефлексивной работы для успешной реализации проектной деятельности с дошкольниками, он отмечает необходимость поддержки со стороны администрации детского сада, проявляющейся в специальной подготовке педагогов к участию в проектной деятельности. Н.Е. Веракса предлагает создавать творческие группы воспитателей на основе оценки их способности работать в ситуации неопределенности, отказа от привычных схем деятельности. Именно на творческую группу воспитателей возлагается миссия по развитию образовательного ПДР как пространства возможностей, обеспечения самореализации ребенка в социальном пространстве. Для решения этой задачи между взрослым и ребенком должен установиться партнерский стиль взаимоотношений, взрослый обязан услышать голос ребенка (его желание что-то сделать), поддержать инициативу ребенка, оформить ее в идею проекта и помочь реализовать задуманное, в процессе которого дошкольник вступает со взрослым в равноправное социальное взаимодействие [13]. По мнению Н.Е. Вераксы, воспитателю следует постоянно находиться в пространстве возможностей, внимательно наблюдать за детьми, анализи-

ровать их действия, выявлять и поддерживать адекватную форму проявления детской инициативы, развивающей творческое начало личности каждого ребенка. Организовывая проблемную ситуацию и эмоционально поддерживая детей, воспитатель не должен сам формулировать идею (замысел проекта) и озвучивать свои варианты решения проблемы, опираясь на базовые знания детей. Правильно сформулированными вопросами в процессе беседы с детьми воспитатель направляет их к высказываниям собственных вариантов решений проблемной задачи, акцентирует внимание на новизне каждого предложенного решения, просит ребенка аргументировать свой вариант решения. Мероприятия второго блока включают: мини-лекции, на которых воспитатели получают базовые знания в области теоретических основ проектной деятельности; семинары-практикумы, где воспитатели знакомятся с публикациями успешного опыта работы дошкольных учреждений, обучаются технологии проектирования; мастер классы, на которых опытные педагоги показывают наиболее удачные методы активизации познавательной инициативы детей, обогащения предметно-пространственной среды в группе; работу в творческих группах и др. Цель мероприятий заключается в развитии профессионализма воспитателей, активизации их интеллектуального и творческого потенциала, освоении ими новых личностно-профессио-нальных позиций.

Третий блок мероприятий адресован родителям (семье) воспитанников и направлен на формирование у них психолого-педагогических компетенций, овладение педагогическим опытом взаимодействия с детьми, становление отношений социально-педагогического партнерства родителей и педагогов детского сада. План мероприятий для родителей включает: проведение индивидуальных и групповых консультаций; семинаров, «круглых столов» с участием методиста, педагога-психолога, воспитателей, учителя начальных классов, в процессе которых родителям раскрывают сущность метода проектов, его значение для развития ребенка, ин-

формируют о проектной деятельности в начальной школе, объясняют роль родителей (семьи) и необходимость сотрудничества с педагогами, обучают педагогическим методам взаимодействия с детьми в процессе подготовки проектов. Для индивидуальных бесед и консультаций педагогов с родителями по согласованию сторон можно использовать современные средства связи (электронная почта, Wiber, WhatsApp, Skype, Zoom).

Оценочно-рефлексивный модуль включает мониторинг текущих и промежуточных результатов проектной деятельности, их оценку как проблемных, или успешных, подведение итогов, самоанализ и саморефлексию участников проектной деятельности; модуль реализует диагностическую, аналитическую, контрольно-коррекционную, оценочно-рефлексивную функции методического сопровождения. Мероприятия этого модуля: проведение повторной диагностики познавательного развития дошкольников; повторной самодиагностики воспитателей (самооценка уровня профессиональной готовности к проектной деятельности); повторное анкетирование родителей с целью выявления их мнения о пользе проведенных мероприятий (развитие знаний о возрастных характеристиках дошкольников, методах общения и взаимодействия с детьми и др.). Рефлексия способствует становлению адекватной самооценки и активизирует процесс саморазвития личности педагогов и родителей. Методическая служба образовательной организации проводит анализ и обобщение результатов проведенных мероприятий, их обсуждение на методическом и педагогическом советах (что удалось сделать, какие факторы помогали, а какие - препятствовали проявлению детской инициативы, вовлечению родителей в работу над проектом, продуктивному взаимодействию с ними и т. д.). На основе анализа методисты корректируют содержание методического сопровождения проектной деятельности дошкольников. Структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду

Fig. 1. Structural-functional model of methodical support of project activities of older preschoolers in kindergarten

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников отражает целостное, системно-организованное взаимодействие субъектов сопровождения - участников проектной деятельности (педагоги, дошкольники, родители), направленное на достижение планируемых результатов проектной деятельности, всестороннее развитие дошкольников (интеллектуальное, социальное, коммуникатив-

ное, творческое), формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников на уровне социально-педагогического партнерства является главным условием, обеспечивающим успешность проектной деятельности старших дошкольников в детском саду.

Список источников

1. Белая К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО. М.: Изд-во «Русское слово», 2019. 160 с.

2. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 123 с.

3. Елжова П.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 218 с.

4. Нечаев М.Н. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО. М.: УЦ «Перспектива», 2015. 212 с.

5. Карпова СЛ., Савенкова Т.Д. Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус». Тамбов, 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 73-83. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-73-83

6. Управление образовательными системами / под ред. Т.П. Шамовой. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 384 с.

7. Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Управление образовательными системами. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2018. 80 с.

8. Веракса А.Н., Веракса НЕ. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 64 с.

9. Виноградова НА., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2014. 208 с.

10. Савенков А.II. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная лит., 2010.189 с.

11. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Верак-сы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.

12. Савенков А.II., Карпова СЛ., Вершинина НА. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 3 (21). С. 73-83.

13. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр пед. образования, 2016. 205 с.

References

1. Belaya K.Y. Nauchno-metodicheskove soprovozhdeniye obrazovatel 'nogo protsessa v DOO [Scientific and Methodical Support of the Educational Process in Preschool Educational Institutions]. Moscow, Russkoye slovo Publ., 2019, 160 p. (In Russian).

2. Dubrova V.P., Milashevich E.P. Organizatsiva metodicheskoy raboty v doshkol 'пот uchrezhdenii [Organization of Methodical Work in a Preschool Institution], Moscow, Novaya shkola Publ., 1995, 123 p. (In Russian).

3. Elzhova N.V. Sistema kontrolva i metodicheskava rabota v doshkoVnom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Control System and Methodical Work in a Preschool Educational Institution], Rostov-on-Don. Feniks Publ., 2015, 218 p. (In Russian).

4. Nechayev M.P. Metodicheskava deyate I 'nost' doshkol 'noy obrazovatel 'noy organizatsii v realizatsii FGOS DO [Methodological Activity of a Preschool Educational Organization in the Implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education], Moscow, "Perspektiva" Training Center Publ., 2015, 212 p. (In Russian).

5. Karpova S.I., Savenkova T.D. Sotsial'no-pedagogicheskoye partnerstvo detskogo sada i sem'i kak usloviye pozitivnoy sotsializatsii detey rannego vozrasta [Evolution of ideas about social intelligence in domestic and foreign studies]. Psikhologo-pedagogicheskiv zhurnal "Gaudeamus" - Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 73-83. https://doi.org/10.20310/1810-23lX-2021-20-4(50)-73-83. (In Russian).

6. Shamovoy T.I. (ed.). Upravlenive obrazovatel'nvmi sistemami [Management of Educational Systems]. Moscow, "Akademiya" Publ., 2007, 384 p. (In Russian).

7. Solovova N.V., Strekalova N.B. Upravlenive obrazovatel 'nvmi sistemami [Management of Educational Systems]. Samara, Samara University Publ., 2018, 80 p. (In Russian).

8. Veraksa A.N., Veraksa N.E. Prostransh'o detskov realizatsii: proektnava deyatel'nost' doshkol'nikov 5-7 let [Space for Children's Implementation: Project Activities of Preschoolers Aged 5-7]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2020, 64 p. (In Russian).

9. Vinogradova N.A., Pankova E.P. Obrazovatel 'nvve proyekty v detskom sadu [Educational Projects in Kindergarten], Moscow, Ayris-press Publ., 2014, 208 p. (In Russian).

10. Savenkov A.I. Metodika issledovatel 'skogo obucheniva mladshikh shkol'nikov [Methods of Research Education for Younger Students]. Samara, Uchebnaya literatura Publ., 2010, 189 p. (In Russian).

11. Veraksa N.E., Komarova T.S, Dorofeyeva E.M. (ed.). Ot rozhdeniva do shkolv. Innovatsionnava programma doshkol'nogo obrazovaniva [From Birth to School. Innovative Pre-School Education Program], Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2019, 336 p. (In Russian).

12. Savenkov A.I., Karpova S.I., Vershinina N.A. Obogashcheniye soderzhaniya obrazovaniya kak faktor razvi-tiya detskoy odarennosti [Enrichment of the content of education as a factor in the development of children's giñedness]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiva-MCU Journal of Pedagogy and Psychology. 2012, no. 3 (21), pp. 73-83. (In Russian).

13. Derkunskaya V.A. Proyektnava deyatel'nost' doshkol'nikov [Project Activities of Preschoolers]. Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya Publ., 2016, 205 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Information about the authors

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагоги- Svetlana I. Karpova, Doctor of Pedagogy, Professor

ческих наук, профессор департамента педагогики, Mo- of Preschool Education Department, Moscow City Univer-

сковский городской педагогический университет, sity, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-

г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0001- 9663-1592, karpovasi(a!mgpu.ru

9663-1592, karpovasi(a!mgpu.ru

Савенкова Татьяна Дмитриевна, кандидат пе- Tatyana D. Savenkova, Candidate of Pedagogy, As-

дагогических наук, доцент департамента педагогики, sociate Professor of Preschool Education Department, Mos-

Московский городской педагогический университет, cow City University, Moscow, Russian Federation, ORCID:

г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002- 0000-0002-0426-6522, savenkovatdiSimgpu.ra

0426-6522, savenkovatdtaîmgpu.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 30.09.2021 Одобрена после рецензирования 23.12.2021 Принята к публикации 14.01.2022

The article was submitted 30.09.2021 Approved after reviewing 23.12.2021 Accepted for publication 14.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.