Научная статья на тему 'Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности'

Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская позиция / самостоятельная детская деятельность / исследовательская деятельность / инициатива / дошкольники / research position / independent children’s activity / research activity / initiative / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк Ольга Ивановна

Статья представляет собой педагогическую рефлексию о создании условий для становления исследовательской позиции и побуждении к исследовательской деятельности. Автор формулирует ряд принципов поддержки детской самостоятельной деятельности, используя примеры из практики работы с дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a Child’s Research Position in Independent Activity

This article is a pedagogical reflection on the establishment of conditions for the development of a research position and on the motivation for research activities. The author states a number of principles for supporting children’s independent activity, exemplified by the practice of working with preschoolers.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности»

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Романюк

Ольга Ивановна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Мальвина»1, г. Новый Уренгой, ЯНАО e-meil:

malvinads@nur.yanao.ru Olga

Romanyuk,

Kindergarten Teacher at Malvina Kindergarten, Novy Urengoy, Yamalo-Nenets Autonomous District

1 Детский сад является инновационной площадкой федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности»

Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности

Development of a Child's Research Position in Independent Activity

Аннотация. Статья представляет собой педагогическую рефлексию о создании условий для становления исследовательской позиции и побуждении к исследовательской деятельности. Автор формулирует ряд принципов поддержки детской самостоятельной деятельности, используя примеры из практики работы с дошкольниками.

Ключевые слова: исследовательская позиция, самостоятельная детская деятельность, исследовательская деятельность, инициатива, дошкольники

Abstract. This article is a pedagogical reflection on the establishment of conditions for the development of a research position and on the motivation for research activities. The author states a number of principles for supporting children's independent activity, exemplified by the practice of working with preschoolers. Keywords: research position, independent children's activity, research activity, initiative, preschoolers

В процессе погружения в организацию детского исследования передо мной, как перед воспитателем, вставали вопросы, определяющие подход к его реализации. В данной статье, следуя за этими вопросами, я постаралась сформулировать некоторые принципы, необходимые для поддержки детской исследовательской активности.

Прежде всего стоял вопрос « Что должно быть сформировано (развито) у ребенка, чтобы он мог исследовать и занимать исследовательскую позицию?»

В процессе наблюдения за детьми и общения с ними я пришла к выводу о том, что должна быть развита любознательность, как производная от природного качества ребенка — любопытства. Именно любознательность заставляет ребенка познавать то, что так интересно и неизвестно, побуждает двигаться вперед по пути исследования. Исследовательская позиция отражает отношение к миру как к тайне, загадке, которую непременно хочется

Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности

Романюк Ольга Ивановна

разгадать. Для этого у ребенка должны быть сформированы еще и такие важные навыки и умения, как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, экспериментировать, использовать различные оборудования и средства. Имея в своем арсенале вышеперечисленные инструменты изучения мира, ребенок уверенно применяет их в своей самостоятельной деятельности. Она для ребенка — наиболее увлекательное занятие: делай, что хочешь и умеешь, используя не только свои знания и опыт, но и свои представления о результате, который хочешь получить. Но наступает период, когда эта самостоятельная деятельность ребенка заходит в тупик — становится скучной и однообразной.

Деятельность разваливается. Почему? Потому что у ребенка нет достаточного опыта по ее дальнейшему развитию. Кстати, если ребенок умеет играть в сюжетную игру (что в наше время встречается все реже), то все это будет не так критично.

Отсюда возник новый вопрос: «Как мне, воспитателю, включиться в эту самостоятельную деятельность, неразрушив ее, а придав новый импульс для развития и продвижения исследования. Чем таким особенным должна обладать я сама,, чтобы у меня получилось это сделать ?»

Ответы были следующими:

Во-первых, воспитатель должен быть очень внимательным к детским вопросам (а дети задают их много). Для себя я установила негласное правило: когда у ребенка возникает вопрос (на который любой взрослый с легкостью может ответить), я этот вопрос повторяю для всех детей и предлагаю каждому желающему по очереди высказать свою версию и вариант ответа. После всех высказываний начинаем общее рассуждение и поиск истины. Важно выслушать и принять мнение/ответ каждого. И здесь от педагога требуется выдержка: важно победить искушение дать ответ самому (дети его посчитают сразу правильным! Потому что верят взрослому). Ребенок сам должен проверить и убедиться в верности или неверности своего утверждения. Мы с ребятами установили правило: «Сначала попробуй, проверь — а потом утверждай». Понятно, что оно заставляет ребенка не только формулировать гипотезу, но и действовать, а значит исследовать. Ведь чем больше будет попыток проверить гипотезу, тем богаче будет опыт исследовательской деятельности ребенка.

Например, мы говорили с детьми о слонах, узнали, что они самые большие животные в мире. Саша задал вопрос: «Интересно, а сколько слонов поместится в нашу группу?» Мира подхватила: «А в раздевалке?» Я сказала, что у меня ответа нет, но вопрос очень интересный, давайте разбираться. Поиск ответа на эти вопросы захватил всех детей группы. Пришлось делать расчеты, рисовать план помещений, вырезать слонов и наклеивать на план, чтобы наглядно увидеть количество слонов. Выводы были потрясающие: оказывается в группу поместиться целых три слона! В раздевалку же поместится только один слон.

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Вторым качеством, которым должен обладать педагог, является мотивированность/заряженность на поиск истины. Дети это считывают сразу, это как в игре — если они видят, что педагогу реально интересно играть с ними, они будут звать его в игру, но стоит несколько раз отказать: «Я сейчас занята/мне нужно срочно заполнить документы/у меня важное дело/я присоединюсь к вам попозже» и т. д., дети больше не позовут. Это распространяется и на исследовательскую деятельность.

Проявленный педагогом искренний интерес к деятельности порождает доверие и сотрудничество: мы уже не дети и педагог, мы — равноправные партнеры в поиске истины: пробуем, ошибаемся, удивляемся, радуемся, и все это мы делаем вместе! Это очень важный психологический аспект в развитии исследовательской позиции у ребенка.

Приведу пример. Ваня принес в группу игрушечного пингвина и взахлеб начал рассказывать все, что знает об этом животном. Дети узнали, что императорский пингвин имеет рост 1 м 20 см. Я предложила детям: «Давайте узнаем, у кого рост соответствует росту пингвина?» Все дружно пошли к медсестре, измерять свой на ростомере. Дети узнали много интересного о приборе «ростомер», сделали вывод, что один из мальчиков — Олег — соответствует росту пингвина, и начали себя сравнивать с «пингвином Олегом».

Третья составляющая — это умение педагога наблюдать. Педагог, владеющий этим научным методом познания, обладает большим преимуществом, поскольку результаты наблюдения могут быть как раз тем импульсом, который обогащает самостоятельную детскую деятельность.

Приведу примеры из практики: после праздника в группе остались гелиевые шары. Они, следуя закону физики, все поднялись вверх, под потолок. Важное пояснение: веревочки у шаров были разной длины. Ясное дело — всем захотелось их достать...

Поскольку я работаю в разновозрастной группе (братья-сестры), то старшие дети с радостью и без труда доставали шары: подпрыгнув или встав на стул. В конечном итоге, под потолком остались шары только с короткими веревочками. Малыши не могли их достать в силу своего роста, но не оставляли попыток до них дотянуться. Я наблюдала за происходящим, не вмешиваясь в процесс. Достать шары так и не получалось. Тогда дети обратились ко мне за помощью. Раньше, что бы я сделала? Достала бы шары. Но я поступила по-другому. Я сказала: «Хорошо, шары достану, но только один! А вы подумайте, как сделать так, чтобы шары не оказались под потолком и их можно было достать каждому». Это был толчок к самостоятельной деятельности детей.

Через некоторое время я с удивлением наблюдала следующее: один из ребят привязал к веревочке карандаш, и началось массовое исследование — дети привязывали все, что было под

Формирование исследовательской позиции ребенка в самостоятельной деятельности

Романюк Ольга Ивановна

руками (мягкие игрушки, машинки, детали конструктора и др.). Шары в результате оказались на разной высоте. Я задала вопрос: «Почему так произошло?» Дети сказали, что они поняли: чем тяжелее предмет, который привязан к веревке, тем ниже опускается шар. Далее выяснили, что для детей маленького роста надо привязывать более тяжелые предметы, а для высоких можно и полегче.

Во время самостоятельных игр детей можно увидеть то, что их интересует, и сделать темой для исследования.

Ребята конструировали из LEGO волчки. Я задала вопрос: «А они крутятся?» Каждый из детей хотел показать способности своего волчка. Тогда я предложила устроить соревнование: чей волчок дольше всех вращается. У детей возникли вопросы «Почему именно этот?», «С помощью чего волчок крутится?» и т. д.

На следующий день в группе появились другие волчки, и началось исследование: мы сравнивали волчки деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные, с механизмом запуска и просто юлу.

Проверялись разные версии и гипотезы, проверяли, как вращаются волчки на разных поверхностях: стол, линолеум, ковер, кровать и т. д. Даже появилась такая гипотеза: крутится в темноте волчок быстрее или нет. Измерялся вес волчка на весах-балансирах, на электронных весах. Что было удивительно, волчок на электронных весах имел один вес, а когда дети его запустили на этих же весах, вес изменился. Мы засекали время песочными часами, секундомером, измеряли размер волчков по диаметру, материал, из которого изготовлен и т. д.

Обобщая вышесказанное, хочу отметить главное: благодаря изменению моих собственных установок по отношению к деятельности ребят, я вижу становление исследовательской позиции у них. Вижу их стремление познавать окружающий мир, понять суть явлений и объектов, вижу, как они становятся более наблюдательными, внимательными, вижу, что их поведение становится направлено на поиск интересного, нового.

Комментарий Трифоновой Е. В., руководителя по исследовательской деятельности:

В рамках работы секции «Исследовательская и проектная деятельность дошкольников» на XII Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 10-12 ноября 2022) О. И. Романюк представила также видеоролик, демонстрирующий включение детей в исследовательскую деятельность, организованную И. М. Ильиновой. К сожалению, в силу технических причин ролик удалось посмотреть только очно присутствующим слушателям — как показал

Ильинова Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ «ДС «Мальвина», г. Новый Уренгой, ЯНАО

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

просмотр записи, видео и выступление не сохранились, однако это настолько важный опыт, что мне представляется очень важным донести его до педагогов ДОО, чтобы устанавливать именно те ориентиры в организации детской деятельности, которые послужат становлению детской исследовательской позиции. Ссылка на видео: https://youtu.be/84TecBys2bE.

Ситуация была самая обыкновенная: дети построили башенку и запускали с ее вершины колесики, наблюдая за тем, как они падают и дальше катятся. Мягкое вмешательство педагога дало детям возможность открыть для себя новую интересную деятельность по сравнению того, какое колесико дальше укатится. Дети охотно включаются в деятельность, попутно осваивая для себя соответствующие методы и способы: как зафиксировать, какие колеса участвуют в эксперименте, как измерить расстояние до колесика. Дети предлагают совершенно разные способы — и рулеткой, и по плашечкам и др., учатся потом сравнить наглядно получившиеся результаты.

Важно отметить, что вывод, который делает ребенок, — одно колесо катится дальше других, потому что оно легкое и маленькое, а не большое и тяжелое, как другие — на самом деле не просто вывод, а следующая гипотеза! Да, сейчас дети заметили эту закономерность — и это замечательно, и ее стоит зафиксировать — но взрослый может и дальше проблематизи-ровать ситуацию, спросив: «А точно ли так получается всегда? А если взять еще более легкое и маленькое колесико и посмотреть, как будет катиться оно? Ведь если утверждение ребят верно, то оно должно катится дальше всех. Точно ли будет так? А если взять еще и более большое, то оно далеко не укатится. Точно ли и здесь будет так?» А ведь там прозвучала еще одна гипотеза — про «шипчики».

На самом деле педагоги нередко не хотят включатся в подобные исследования, потому что сами не знают, какой результат получится. Неизвестность пугает. Исследовательская позиция по своей сути служит своеобразной «прививкой против страха неопределенности», делает эту неопределенность интересной, и поэтому даже желательной. Именно люди с такой позицией будут наиболее адапативны в ситуации неизвестного будущего.

В заключение подчеркну, что данный ролик показывает, что становление исследовательской позиции у детей группы — это не красивые слова, а реально зафиксированный факт. При этом организация подобной работы, которая полностью соответствует требованиям ФГОС ДО (поддержка детской инициативы, выстраивание образовательной работы с опорой на «программу самого ребенка», вооружение детей культурными способами реализации их собственного замысла), соотносится с передовыми практиками современного дошкольного образования. 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.