Научная статья на тему 'Исследование или проект: как определить вид деятельности и не запутаться'

Исследование или проект: как определить вид деятельности и не запутаться Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / детский проект / познавательная деятельность / младшие школьники / research activity / children’s project / cognitive activity / elementary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задера Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

В статье авторы рефлексируют собственный опыт организации исследовательской деятельности старших дошкольников 6–7 лет, обсуждают различия понятий исследовательской деятельности, проекта и изучения проблемы. Авторы анализируют причины, которые способствовали смешению используемых методов и предлагают пути организации детской деятельности, помогающие достичь формирования у детей исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задера Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research or Project: How to Determine the Type of Activity and Not Get Confused

In the article, the authors reflect on their own experience of organizing research activities for elementary school students of 6-7 years old. They discuss the differences between the concepts of research activity, project and cognitive activity. The authors also analyze the reasons that led to confusion in the methods used and suggest ways to organize children’s activities in order to help them develop research skills.

Текст научной работы на тему «Исследование или проект: как определить вид деятельности и не запутаться»

Задёра Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

Исследование или проект: как определить вид деятельности и не запутаться

Research or Project: How to Determine the Type of Activity and Not Get Confused

Аннотация. В статье авторы рефлексируют собственный опыт организации исследовательской деятельности старших дошкольников 6-7 лет, обсуждают различия понятий исследовательской деятельности, проекта и изучения проблемы. Авторы анализируют причины, которые способствовали смешению используемых методов и предлагают пути организации детской деятельности, помогающие достичь формирования у детей исследовательских умений. Ключевые слова: исследовательская деятельность, детский проект, познавательная деятельность, младшие школьники

Abstract. In the article, the authors reflect on their own experience of organizing research activities for elementary school students of 6-7 years old. They discuss the differences between the concepts of research activity, project and cognitive activity. The authors also analyze the reasons that led to confusion in the methods used and suggest ways to organize children's activities in order to help them develop research skills.

Keywords: research activity, children's project, cognitive activity, elementary school students

В дошкольном возрасте важно детей научить азам исследовательской деятельности как необходимому условию формирования исследовательского типа мышления ребенка. Но практика показывает, что педагоги, сами того не желая, зачастую понятие «исследование» подменяют понятием «проект» — вместо организации исследовательской деятельности используют поисковую и познавательную, а во многих случаях все это смешивают и называют деятельность детей «исследовательским проектом». При этом часто происходит подмена активности детей активностью самого воспитателя либо взрослых (родителей) — когда ребенок превращается из субъекта деятельности в объект получения информации, когда взрослый дает готовые ответы, сам ставит проблемы, которые, по его мнению, должны волновать детей. И мы в свое время оказались на ложном пути.

Задера

Ираида

Александровна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26»1, г. Лысьва, Пермский край

e-mail: mail@detsad26.ru

Долгих

Наталья Петровна,

директор МАДОУ «Детский сад № 26», г. Лысьва, Пермский край e-mail: natadol282008@ rambler.ru

1 Детский сад является инновационной площадкой федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности»

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Iraida

Zadera,

Kindergarten Teacher at Kindergarten No. 26, Lysva, Perm Krai

Natalia

Dolgikh,

Director of Kindergarten No. 26, Lysva, Perm Krai

Участие в работе инновационной площадки «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО» АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» под руководством канд. психол. наук Е. В. Трифоновой позволило нам разобраться в этом непростом вопросе, проанализировать имеющийся опыт, выявить ошибки и определить возможные пути развития детской деятельности, чтобы она носила исследовательский характер.

Что же оказалось не так в нашей практике? Попробуем разобраться на примере организации деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Какие мы допустили ошибки? Почему с самого начала посчитали, что это проектная деятельность, а не исследовательская? Какие признаки позволяют отнести данную деятельность к исследовательской? Что необходимо изменить, чтобы на полном основании можно было утверждать, что данная деятельность будет являться исследовательской? Как необходимо организовать детскую деятельность, чтобы она стала истинно исследовательской?

Для организации детской деятельности мы опирались на технологию, разработанную для детей дошкольного возраста канд. пед. наук Т. А. Сидорчук и описанную в методическом комплексе по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» [Сидорчук, 2015]. Согласно технологии, дети не получают готовые знания, а осваивают способы познания мира, используя инструменты ОТСМ-ТРИЗ (общая теория сильного мышления, теория решения изобретательских задач). И как одну из технологий — организацию детского проекта.

Стоит отметить, что темой детских проектов в нашей группе становятся вопросы и наблюдения детей. Это важно. Иначе, если проблема исходит от воспитателя, детям проект становится неинтересен (потому что эта проблема — не тот вопрос, который волнует детей), или проект является педагогическим. Перед тем, как начать использовать технологию детского проекта, мы учим детей наблюдать, побуждаем задавать вопросы, систематизировать информацию, определять проблему, а сами (воспитатели и другие взрослые) учимся видеть проблемы детей. Одним из таких проектов стал проект «Спасем голубей».

Итак, темой проекта послужило сообщение мальчика Максима А. на «утреннем круге»: каждое утро по дороге в детский сад он наблюдал за голубями на площади и заметил, что на асфальте лежит множество перьев. Он утверждал, что голуби без перьев не смогут летать и жить, надо как-то спасти птиц. Как спасти голубей? Надо ли их спасать? Дети очень удивились и задумались, в чем причина, что вдруг перьев стало на асфальте так много?

Задумывались ли когда-то мы, взрослые, об этом? Нет. Для нас это привычно: да, птицы линяют, как и другие животные. Но ребенка это удивляет и беспокоит! Вот настоящая

Задёра Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

интересная тема для исследования. Главное, не давать готового ответа. И вот именно за это беспокойство о птицах мы ухватились и предложили детям организовать проект.

Здесь необходимо остановиться и пояснить, что сам факт наличия множества перьев на площади мог быть проинтерпретирован по-разному: как с позиции размышления о причинах этого явления, так и с позиции его использования. Например, из перьев можно что-то смастерить, изучить, как устроено перо, задаться вопросом «почему вдруг перья отпадают?» и т. д. И уже исходя из этих размышлений, взрослый начинает определять, какой вид деятельности необходимо организовать с ребенком.

В первом случае это будет проект, потому что в итоге мы получим материальный продукт. Во втором случае — познавательная деятельность, т. к. ребенок будет получать знания. А в третьем — деятельность может перейти в исследовательскую. Наша же ошибка состояла в том, что мы, не дожидаясь сформулированного ребенком вопроса, определили сами для себя, что это будет проект. И далее стали пытаться применять эту технологию в организации детской деятельности, что не очень хорошо получалось и стоило нам нескольких бессонных ночей.

На первом этапе в процессе обсуждения мы с детьми определили проблему: голуби теряют много перьев. Как им помочь? Без перьев они не смогут жить. Дети выдвинули гипотезу: голуби теряют перья, потому что болеют, и, если выяснить причину болезни, мы сможем им помочь. К тому же Максим рассказал, что на асфальте были и маленькие, и большие перья, а голуби все одного размера. Он принес перья, которые собрал за время своего наблюдения. Дети предположили, что с перьями что-то не так, раз они становятся маленькими или перестают расти и «отпадают».

Уже на этом этапе проясняется, что это не проект, а исследование. Но мог быть выход и на проектную деятельность, если бы дети, например, решили изобрести лекарство для голубей. Но что это будет? Поиск причин или изобретение лекарства?

Дети активно рассуждали, но в тот момент мы не обратили внимания на высказывание детей о том, что птицы без перьев не смогут жить. А действительно ли это так? А, может, птицы все же смогут летать и без перьев? И это тема для еще одного возможного исследования.

Но мы согласились с утверждением детей и сразу решили, что голубей надо спасть. В итоге все вместе сформулировали цель: найти способ, как спасать голубей от потери перьев.

Опять остановимся и поясним. В зависимости от выбора пути рассуждений детей, педагог определяет, будет это проектом или исследованием. «Я хочу понять, хочу узнать...» станет исследованием, а «Я хочу сделать/изобрести.» — проектом. Это подтверждает то, что рассматриваемая нами деятельность

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

носит исследовательский характер, а не проектный. Дети хотели узнать способ, как помочь птицам. Они не поставили цель изобрести лекарство.

На втором этапе в соответствии с выбранной нами технологией детского проекта Т. А. Сидорчук мы приступили к сбору «копилки». К нашей деятельности подключились родители. Задача этого этапа состояла в сборе информации о птицах нашего города, видах перьев, их строении.

Нам необходимо было выяснить, постоянно ли голуби теряют перья? Другие птицы в нашем городе тоже потеряли свои перья? Почему на асфальте и большие, и маленькие по размеру перья? Мы стали наблюдать в садике на прогулке, дома с родителями: какие птицы живут в нашем городе, какие перья лежат на земле. И выяснили, что больше всего перьев в городе от голубей. Встречаются перья вороны. И очень редко — трясогузки. Сначала дети предположили, что заболели только голуби. Но потом выяснили, что в городе больше всего именно голубей, поэтому их перьев намного больше. Также Максим рассказал, что он давно уже наблюдает за голубями, и перья на площади были в мае и июне, летом они почти исчезли, а в сентябре появились вновь. Некоторые дети подтвердили, что раньше (летом) они и их родители перьев не замечали. Также ребята выяснили, что у птиц бывает несколько видов перьев.

Чтобы понять, что к чему (систематизировать информацию), на третьем этапе мы составили морфологическую таблицу, где проанализировали разные виды перьев. Их дети классифицировали по признакам: размер, цвет, рельеф, место, части. Таким образом, мы поняли, что на асфальте Максим обнаружил не один вид перьев, которые перестали расти, а перья совсем разного вида, так как они имеют разное строение, и перья можно объединить в группы по схожести проявления признаков.

Вновь остановимся и поясним, что задача взрослого состоит в том, чтобы ребенок не увлекся слепо процессом, а пришел к определенному результату. Педагог подводит, ненавязчиво помогает детям сформулировать проблему и верно поставить вопрос. И, что важно, на протяжении всей деятельности возвращает детей к ним. Этим мы учим ребенка достигать цель, удерживать вопрос и соотносить с ним собственные действия. В нашем же случае дальнейшие шаги вряд ли смогли бы найти способ помочь птицам. Мы, вместе с детьми увлекшись процессом, вдохновенно свалились в познавательную деятельность, когда детям даются готовые знания.

Итак, мы задались вопросами: для чего птицам разные перья? В чем особенность строения разных групп перьев?

Эту информацию дети решили узнать у «знающего человека». После обсуждения дома с родителями дети предложили искать информацию в школе у учителя биологии. И на четвертом

Задёра Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

этапе родители организовали урок биологии в лицее нашего города, где учитель рассказала и показала, как выглядит голубь, почему он может летать и какие виды перьев есть у птиц. Каждый вид перышек дети рассмотрели под микроскопом и зарисовали, что увидели. Так дети познакомились со строением разных видов перьев и их функцией. Эти сведения мы внесли в нашу морфологическую таблицу.

На этом этапе мы совершили еще одну ошибку: мы заранее не договорились с учителем о том, что «урок» надо построить на вопросах от детей, активизировать их любопытство, чтобы они поразмышляли о возможном назначении разных перьев. В итоге детям дали готовые знания, они интересные и ценные, но фактически «закрывали» проблемную ситуацию, не оставляли места для познавательной активности самих детей. А было бы здорово, чтобы дети порассуждали или выспросили у учителя, чем здоровое перо отличается от больного.

В ходе работы дети узнали много интересной информации. Но не ответили на наш главный вопрос: что же мы можем сделать, чтобы голуби не теряли перья? И вновь ребята решили обсудить дома, что же делать? Родители предложили обратиться к ученому, который занимается изучением птиц, — орнитологу. В нашем городе такого ученого нет.

Мы приступили к следующему пятому этапу, в ходе которого дети в процессе обсуждения составили вопросы к интервью с орнитологом: правда ли, что, когда птицы теряют перья, они болеют? Что хорошего и что плохого в том, что птицы теряют перья? Почему в июне мы видим на земле много перьев маховых, а в сентябре много пуховых? Надо ли спасать птиц, когда они теряют перья? Что мы можем сделать, чтобы птицы не теряли перья? На каждый вопрос дети составили схему, чтобы ее можно было читать.

Родители по скайпу организовали для детей интервью с ученым из университета. Дети сами задавали орнитологу вопросы, прочитывая созданные схемы вопросов, и получали компетентные ответы. В ходе интервью научный сотрудник опроверг гипотезу, что все голуби в городе заболели. Дети узнали, что весной и осенью птицы теряют перья по естественным причинам — это линька. И здесь опять-таки мы не создали условия для того, чтобы дети смогли рассуждать вместе с орнитологом, деятельность вновь вылилась в присвоение информации, а не исследовательский поиск.

Теперь мы понимаем, что необходимо было организовать не разовую прогулку с наблюдением за птицами на площади, а целую серию целевых выходов, в ходе которой дети на протяжении двух-трех недель смогли бы сами наблюдать, как меняется количество перьев на асфальте и фиксировать. Это позволило бы дать тему для размышления детям: могло ли такое количество больных голубей оставить так много перьев? Есть

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

ли голуби без перьев или с малым количеством перьев? Также дети смогли бы самостоятельно ответить на некоторые вопросы к орнитологу. Возможно, они сами пришли бы к выводу, что голуби не болеют, а причина кроется в чем-то другом.

Кроме этого, как возможный вариант развития исследования, можно было предложить детям узнать, есть ли у их знакомых или родственников голубятня или домашние птицы. Организовать экскурсию к владельцам птичников и задать им вопросы: было ли так, что птицы болели? Опасно ли это для человека? Отражается ли болезнь птицы на потери перьев? Отличаются ли перья больных птиц от здоровых? и т. д.

Как бы то ни было, дети в итоге поняли, что их гипотеза не подтвердилась, как таковой проблемы нет, беспокоиться не о чем и спасать голубей не надо.

То, что гипотеза не подтвердилась, является существенным признаком, что данная деятельность имела исследовательский характер. Именно в исследовании, а не в проекте, мы подтверждаем или опровергаем гипотезу.

В соответствии с выбранной нами в самом начале технологией детского проектирования на шестом этапе наиболее заинтересованные дети вместе с воспитателем и родителями подготовили презентацию проекта и выступили с результатами своей деятельности.

И в конце, на седьмом этапе, мы с детьми поставили новую проблему для дальнейшего исследования: если у голубей линька весной и осенью по причине смены перьев, то почему домашние животные линяют круглый год?

Вновь поставлен исследовательский вопрос: хочу узнать, почему домашние животные линяют круглый год. А это уже тема для дальнейшей работы по организации детской исследовательской деятельности и, непременно, с учетом всех допущенных ошибок.

В итоге, разобравшись с вопросом о различиях проектной и исследовательской деятельности благодаря работе в рамках инновационной площадки под руководством Е. В. Трифоновой, мы делаем вывод о том, что организованная нами деятельность не является проектом, а носит частично исследовательский характер и по большей части познавательный. Чтобы придать ей исследовательский характер, необходимо было наполнить деятельность детей непосредственными длительными наблюдениями с фиксацией результата, исключить обычную передачу знаний от взрослого, предоставив детям возможность самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя разные методы, фиксируя и сопоставляя результаты, делая собственные умозаключения и выводы вместо получения уже готовой информации, даже если дети с радостью предлагают «узнать у взрослого». А самое главное — обнаружить в действии ребенка

Задёра Ираида Александровна, Долгих Наталья Петровна

смысл, направить его размышления, помочь сформулировать вопрос и, исходя из формулировки вопроса, определить вид деятельности и применять соответствующие методы. Д

Литература:

Родина, Трифонова, 2015 — Родина Н. М, Трифонова Е. В. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как механизма амплификации детского развития // Детский сад: теория и практика, 2015. № 9. С. 36-45.

Савенков, Обухов, 2018 — Савенков А. И., Обухов А. С. Методические рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» // Исследователь/Researcher, 2018. № 3-4. С. 177-214.

Сидорчук, 2015 — Сидорчук Т. А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. — Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2015.

Трифонова, 2020 — Трифонова Е. В. Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как процесс поступательной дифференциации ее компонентов // Исследователь/Researcher, 2020. № 2. С. 137-155.

I 1- ! Л

ж #

/11

.»I О

А

§ ф | ф I К7

Я

ъ

ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.