Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОВЗ'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтина Т.А., Ильина Н.А.

В настоящее время одной из задач в работе учителя-логопеда стоит развитие речевой активности у дошкольников 4-5 лет. Ориентируясь на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, учителялогопеды активно используют различные игры. Наиболее интересными, на наш взгляд, мы считаем использование игр, направленных на познавательно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОВЗ»

участие весь класс (писатели, художники, редакторы, наборщики и др.).

Таким образом, будущие учителя начальных классов при освоении учебных дисциплин обучаются сочетать работу по актуализации познавательного интереса школьников с развитием их творческих способностей.

Список использованной литературы:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций./ Под ред. В.А. Сластенина. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2021.

3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2019. Носов Н. Фантазеры. [Электронный ресурс]. URL: https://nukadeti.ru/skazki/nosov-fantazery (дата обращения: 15.08.2022).

© Бахор Т.А., Карасёва В.П., Кузнецова Ж.В., 2022

УДК 1082

Бахтина Т.А.

учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»,

Ильина Н.А.

учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»,

г. Абакан РФ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОВЗ

Аннотация

В настоящее время одной из задач в работе учителя-логопеда стоит развитие речевой активности у дошкольников 4-5 лет. Ориентируясь на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, учителя-логопеды активно используют различные игры. Наиболее интересными, на наш взгляд, мы считаем использование игр, направленных на познавательно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова:

Исследовательская деятельность, речевая активность, наглядный материал, игра.

Развитие речевой активности - одно из главных направлений в потоке общей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении. Не редко, для плодотворной и качественной корректировки речи, приходится искать интересные формы преподнесения материала. Больше всего детям нравятся разнообразные игры. По опыту работы, можно сказать точно, что деятельность, связанная с творчеством, с исследованием предметов, с возможностью придумывать и добавлять что-то новое, для ребенка более желанна и интересна, нежели действия по шаблонам и правилам.

Даже уже знакомые игры, в новом оформлении становятся интереснее и увлекательнее. Некоторые игры мы представили в организованной образовательной деятельности с детьми среднего

дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе компенсирующей направленности «По дороге с перышком»

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности. Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей о классификации зимующих и домашних птиц. Развивающие:

Развивать мышление, внимание, речевую и познавательную активность у детей. Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к птицам. Предварительная работа:

Беседа о птицах. Чтение рассказов о птицах. Загадки о птицах. Материалы и оборудование:

Презентация PowerPoint, картинки птиц, обручи, мяч, перья птиц, таз с водой, яйца. Ход ООД:

I. Мотивационно-побудительный этап: *Упражнение на эмоциональный заряд перед ООД: МП/и «Птички летают» /с муз.сопровождением/.

* Введение в игровую ситуацию /сюрпризный момент/, создание ситуации занимательности: Дети находят перо.

II. Организационно-поисковый этап:

* Актуализация знаний: познавательная и практическая мотивация.

* Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы, пути ее решения.

* Открытие нового знания: наглядный, практический, словесный.

Воспитатель: Что это?... Кому принадлежит перо?...А только ли птицам принадлежат перья?... Да, ребята, птицы - единственные животные на планете, которые имеют перья.

Презентация PowerPoint

1 слайд: Перья делают птиц красивыми, но не только. С помощью перьев птица может подняться в воздух и летать. А все ли перья у птиц одинаковые?

2 слайд: Перья у птиц разные: на теле, на крыльях, на хвосте. На хвосте перья дают возможность птице управлять своим полетом. /рулевое/, перо крыла /маховое/ помогает птице летать.

3 слайд: Также на теле птицы есть и мелкие пуховые перья, которые находятся под большими.

Как вы думаете, для чего нужны они? .... Они защищают птицу от холода, а в жаркую погоду - от

жары.

Как вы думаете, от влаги спасают перья птиц? .... Давайте проверим. ОПЫТ: /вода и перо/.

4 слайд: Вывод: Для чего нужны птицам перья:

* для полета

* для сохранения тепла

* для защиты от влаги, ветра, холода и жары Воспитатель показывает детям найденное перо.

Воспитатель: Ребята, а это перо от какой птицы? Какой-то птице не хватает перышка.

Так пусть же это перо само найдет и приведет нас к своей птице.

Перышко летит.

Дидактическая игра «Разложи картинки»

Предметные картинки с изображением птиц дети раскладывают в обручи. Один обруч /с домиком/ для домашних птиц, другой /с картинкой зимы/ - для зимующих птиц.

Перышко летит дальше.

Дидактическая игра «Один - много» /с мячом/

Воспитатель называет название птицы в ед.ч., дети - во мн.ч.

Утка, снегирь, индюк, курица, воробей, голубь, ворона.

Перышко летит дальше. Оно останавливается возле стола, на котором лежат яйца птицы.

А причем же здесь яйцо? Мы же ищем птицу? Ребята, некоторые птицы появляются из яйца. Из яйца появляются детеныши курицы. А как зовут детеныша курицы?...

Посмотрите, как появляется цыпленок.

Дети с воспитателем рассматривают таблицу - схему.

5 слайд: Перышко подлетает к курице.

Воспитатель: Вот мы и нашли хозяйку пера!!! А яйца птица нам оставила в подарок, ведь мы ей сегодня помогли.

Из части яиц курица высиживает птенцов, а другую часть оставляет человеку. А для чего человеку яйца?... Человек использует яйца в пищу: как сырые, так и вареные. Что делают из сырых яиц?... А из вареных?... Как же нам узнать какие это яйца сырые или вареные?... А вы знаете как это можно легко проверить?!.../ОПЫТ с яйцами/.

III. Рефлексивно-корригирующий этап:

* Включение нового знания в систему знаний.

* Осмысление: анализ занятия.

* Поощрение.

Вам понравилось наше путешествие с перышком? А что вам понравилось больше всего?

© Бахтина Т. А., Ильина Н. А., 2022

УДК 37

Елецкая Н.М.,

воспитатель Зайцева С.С.,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №19 «Антошка»

г. Белгород

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Процесс формирования экологической культуры осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако первостепенное значение имеет дошкольный возраст, так как в этот период закладываются основы мировоззрения человека и его отношение к окружающему миру, формируются знания об основных законах природы, экологически адекватные навыки, привычки, понимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.