Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА»

Так пусть же это перо само найдет и приведет нас к своей птице.

Перышко летит.

Дидактическая игра «Разложи картинки»

Предметные картинки с изображением птиц дети раскладывают в обручи. Один обруч /с домиком/ для домашних птиц, другой /с картинкой зимы/ - для зимующих птиц.

Перышко летит дальше.

Дидактическая игра «Один - много» /с мячом/

Воспитатель называет название птицы в ед.ч., дети - во мн.ч.

Утка, снегирь, индюк, курица, воробей, голубь, ворона.

Перышко летит дальше. Оно останавливается возле стола, на котором лежат яйца птицы.

А причем же здесь яйцо? Мы же ищем птицу? Ребята, некоторые птицы появляются из яйца. Из яйца появляются детеныши курицы. А как зовут детеныша курицы?...

Посмотрите, как появляется цыпленок.

Дети с воспитателем рассматривают таблицу - схему.

5 слайд: Перышко подлетает к курице.

Воспитатель: Вот мы и нашли хозяйку пера!!! А яйца птица нам оставила в подарок, ведь мы ей сегодня помогли.

Из части яиц курица высиживает птенцов, а другую часть оставляет человеку. А для чего человеку яйца?... Человек использует яйца в пищу: как сырые, так и вареные. Что делают из сырых яиц?... А из вареных?... Как же нам узнать какие это яйца сырые или вареные?... А вы знаете как это можно легко проверить?!.../ОПЫТ с яйцами/.

III. Рефлексивно-корригирующий этап:

* Включение нового знания в систему знаний.

* Осмысление: анализ занятия.

* Поощрение.

Вам понравилось наше путешествие с перышком? А что вам понравилось больше всего?

© Бахтина Т. А., Ильина Н. А., 2022

УДК 37

Елецкая Н.М.,

воспитатель Зайцева С.С.,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №19 «Антошка»

г. Белгород

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Процесс формирования экологической культуры осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако первостепенное значение имеет дошкольный возраст, так как в этот период закладываются основы мировоззрения человека и его отношение к окружающему миру, формируются знания об основных законах природы, экологически адекватные навыки, привычки, понимание

необходимости соблюдения законов природы в практической деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Природа лежит в основе детского мышления, чувств и творческого развития». Наблюдения, экскурсии по экологической тропе носят эстетическое познавательное и природоохранное значение, а также дают оздоровительный эффект. Деревья и кустарники, цветы и декоративные растения растущие по всему периметру дошкольного учреждения, создают зелёный щит, защищают внутренние пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей, а значит микроклимат благоприятен для пребывания детей на участке детского сада. Ребёнок, проводя время на природе, изучает её законы, учится ощущать себя её частью, любоваться красотой родных просторов, привыкает бережно относится к растениям и животным, знакомится со способами поведения, безопасными для себя и окружающего мира. Важнейшим результатом работы детской души становится ощущение единства с миром природы, восхищению её таинственностью, мудростью и красотой.

К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной полезной для детей. Он писал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа воздействует на эмоции ребёнка, вызывает удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Поэтому воспитательно - образовательная работа по ознакомлению с миром природы и экологической культуры в целом осуществляется круглый год в процессе разных видов детской деятельности. В работе со старшими дошкольниками воспитатели ставят перед собой первоочередные задачи такие, как создать условия для проявления интереса детей к миру природы, развивать познавательный интерес и творческую инициативу, расширять представления детей по взаимоотношениях человека с окружающей средой. В процессе ознакомлениями с законами природы нужно формировать в детях ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности; не запрещать действовать, а подводить к осознанному отношению к природе и умению самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней.

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Если в системе применять игры с экологическим содержанием, в сочетании с другими методами работы по экологическом воспитанию, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно.

В выборе экологических игр для занятий с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствовались следующими критериями: игра иллюстрирует экологические закономерности, существующие в природе, содержит развивающую задачу; в игре присутствует активное экологически правильная позиция (нельзя повреждать растения, пугать животных громкими криками и топотом и т.д.).

Экологические игры интегрируют в разные виды детской деятельности и могут представлять собой такие игры как: предметные, имитационные, настольно - печатные, словесные, игры смешанного характера, сюжетно - ролевые, творческие. А также можно провести циклы игровых занятий, цель которых: развить у детей умение воспринимать красоту окружающего мира, воспитывать заботливое отношение к природе; формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткость отношения к окружающему миру.

Во время проведения циклов занятий, по экологического воспитания, дети проявляли самостоятельность и инициативность, стремились дать правильный ответ. Игровой характер проведения занятий позволил детям вести себя открыто и непринуждённо, в тоже время, усваивая необходимый материал, дети, попадая в особый мир игровых отношений, переживаний, сосредотачивали внимание на новых объектах.

В познании дошкольника определяющую роль играют ощущения, эмоции. Именно поэтому ребёнку необходимо непосредственное обращение и познание окружающего мира в образной,

чувственной форме через мир искусства: художественное слово, живопись, музыку. Выразительные средства разных видов искусства обогащают восприятие детей и учат передавать свои впечатления от общения с природой.

Творческое, познавательное и воспитывающее воздействие оказывает на детей поэзия. Именно поэзия позволяет детям ощутить всем сердцем всю красоту природы, формирует экологическую культуру, развивает духовные и нравственные качества личности дошкольника. На ряду с известными литературными произведениями русских поэтов мы используем в своей работе с детьми по данному направлению творчество белгородского поэта и педагога - Натальи Михайловны Елецкой. Её авторские стихотворения являются уникальным кладезем любви к родной природе, обогащая этой любовью духовный мир детей.

Стихи для детей о природе Н.М. Елецкой

Листики Ах, какие милые, Листики красивые, Нежные, зелёные... Любуемся на клёнах мы!

Природа Как красива природа От земли до небосвода: Птицы по небу летят, Колокольчики звенят, Бабочки порхают И нам напоминают: «Как красива природа От земли до небосвода! Так давайте её не губить, А всем сердцем любить!» Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Теория методика экологического образования детей. - 2-е изд., испр. - М., 2005

2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - 2-е изд., испр. - М., 2008

3. Ушинский К.Д, Человек как предмет воспитания. - Собр. Соч. - Т.9. - М., 1950.

© Елецкая Н.М., Зайцева С.С., 2022

УДК 796

Курлов А.И.

учитель физической культуры, МОУ» Солотянская ООШ» Белгородская область, Валуйского района, с. Солоти

ПОДГОТОВКАК УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО

Аннотация

Данное исследование направлено на определение уровня физического развития для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.