Научная статья на тему 'Использование игровых приёмов в логопедической работе при работе с дошкольниками'

Использование игровых приёмов в логопедической работе при работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых приёмов в логопедической работе при работе с дошкольниками»

задача запомнить, как расположены играющие, отвернуться и назвать порядок построения. Игру можно усложнить, например, попросить водящего перечислить цвет одежды играющих.

Ценностное отношение к малой родине складывается в непосредственной жизнедеятельности ребенка и ежедневном общении его с людьми из ближайшего окружения. С одной стороны постоянная включенность в культуру родного края позволяет ребенку естественно к ней приобщаться, с другой стороны рутинное, интуитивное, «скрытое» для взора ребенка включение его заставляет его репродуктивно следовать нормам, обычаям, стереотипам. Понимая процесс социализации (в том числе приобщение к культуре малой родины) как процесс активный и творческий, нужно обеспечивать ребенку возможность рефлексии жизнедеятельности и насыщать его жизнь яркими событиями. Известно, что рефлексия жизнедеятельности для детей дошкольного возраста практически не возможна по многим причинам. Однако, дошкольники уже могут адекватно реагировать на происходящие в их жизни события и оценивать их.

События часто изменяют взгляд дошкольника на окружающий мир. Погружаясь в события и переживая их, ребенок изменяется сам. События позволяют актуализировать внутреннее состояние человека, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку. События тем самым обеспечивают развитие познавательных функций (память, внимание, мышление и т.д.) и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Прием традиции группы.

«Здравствуйте, я пришел!» - утренние приветствия в кругу. Все ребята и воспитатели встают в круг и желают друг другу доброго утра, затем передавая по кругу мяч или игрушку, обращаясь к товарищам, здороваются фразой: «Здравствуйте, я пришел!». Первый называет только приветствие, второй добавляет имя предыдущего ребенка, третий называет имена двух предыдущих и т.д.

«Читательский четверг», дети приносят по очереди детские журналы и книги о малой родине. Для общего обсуждения они предлагают небольшую историю, которую читают сами (дети, не умеющие читать, могут заранее выучить короткий рассказ или стихотворение). Воспитатель организует обсуждение прочитанного для того, чтобы

дети могли устно «нарисовать» картину происходящего, передать сюжет и свое отношение к действиям героев, придумать продолжение истории.

Прием коллективные творческие работы. Коллективные работы открывают еще один путь формирования ценностного отношения к малой родине, если при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых в детском творчестве событий. Например, ко дню Семьи можно изготовить коллаж с использованием картинок из журналов, детских рисунков и фотографий. Сообща выполненная газета «День в детском саду» на основе групповых фотографий разных режимных моментов и стихов, написанных детьми в содружестве с воспитателями, рисунков и аппликаций детей, подтолкнет многих из них к активному познанию действительности.

В заключении необходимо подчеркнуть, что дошкольный возраст сенситивен для формирования ценностного отношения к малой родине в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения дошкольника, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют детям старшего дошкольного возраста не просто эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в пользу собственного развития в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского сада полноценно обеспечивает формирование сопричастности дошкольника к малой родине, подготавливает пути к развитию патриотических и гражданских чувств.

Список литературы:

1. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

2. 2.Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. - Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания Рос. акад. образования, Центр развивающего образования

B.Кудрявцева. - М.: МАКС Пресс, 2005.

3. Рожков М. Стратегии и модели воспитания // Воспитательная работа в школе. - 2008 г. - №3. -

C.18-23.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, широко используется логопедами на коррекционных занятиях. Потребность в игре у детей с нарушениями речи такая же, как и у их сверстников. Но всё же, эти дети нередко отличаются от своих сверстников. Эти отличия выражены в нарушении мелкой и общей моторики, и как следствие заторможенной двигательной активности детей. Кроме того, наличие речевого дефекта может привести к изменениям в психической сфере ребёнка. У таких детей наблюдается замкнутость, раздражительность, быстрая утомляемость.

Нередко эти дети чувствуют себя ущемлёнными, не такими как их сверстники. Правильно организованная

Чабанова Елена Николаевна.

Логопед ГБУЗ АО «ДГП № 4», Астрахань

игра, способствует не только развитию психических процессов у ребёнка, его речевого развития, но и развитию личности в целом. В процессе игры, ребёнок раскрепощается, преодолевает свою застенчивость, скованность в движениях. Научившись в игре определённым навыкам, ребёнок получает уверенность в себе, в своих силах и эта уверенность способствует успеху в работе логопеда.

В своей работе с логопатами активно использую речевые игры: « Скажи наоборот», «Один - много», « Скажем слово по слогам» и др. Особенно хочется остановиться на игре «Подскажи словечко». Игра разбита по лексическим темам и способствует развитию лексико-грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей, развитию фонематического восприятия.

Игра: « Подскажи словечко». Цель:

- Корригировать недостаточность развития: обогащать словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие.

- Развивать и корригировать основные психические функции.

- Развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью.

Оборудование:

Предметные картинки по выбранным темам.

Тема: « Игрушки».

Загадка эта не легка: Красные щёчки, Пишусь всегда через 2 «К». Пёстрые платочки. И мяч, и шайбу клюшкой бей, Хлопают в ладошки И называюсь я -...(хоккей). Весёлые ...(матрёшки).

Сегодня все ликуют: На одной ноге кружится, В руках у детворы, Беззаботна, весела. От радости танцуют В пёстрой юбке танцовщица Воздушные .(шары). Музыкальная...(юла). Тема: « Фрукты, ягоды».

Принесли из магазина В огороде вырос куст. Фруктов целую корзину: Он большой, колючий. В ней для Саши и для Зины Ягоды на нём растут Золотые .(апельсины). Сладкие, пахучие. *** Ягод этих соберём -Если только заболеешь, Целые корзины! Время даром не теряй! И варенье, и компот Поскорее этот фрукт Сварим из .(малины). В сладкий чай ты добавляй! *** В шкуре жёлтой, кислый он, Схож он с бусами немножко,

Называется...(лимон). Каждый листик, как ладошка. *** Я ему ужасно рад,

Что же это?...(виноград).

***

Я румяную матрёшку На дереве выросла ягода эта. От подруг не оторву. И имя дала для вишнёвого цвета. Подожду, пока матрёшка, Мы с сахаром сварим, Упадёт сама в траву. И будет не лишним, Как упала, мой и кушай. Зимою варенье из .(вишни). Ведь матрёшка - это.. .(груша). *** *** Он большой, как мяч футбольный. Синий мундир, Если спелый - все довольны. Желтая подкладка - Так приятен он на вкус. В середине сладко Что это за шар?...(арбуз) Вкусна и красива. ***

Угадали? Это.. .(слива).

***

Вкусны - оближешь пальчики -Оранжевые мячики. Но только я в них не играю, А их с охотою съедаю. Они вкусны, неповторимы. Что же это?...(мандарины)

Тема: « Транспорт».

Пьёт бензин, как молоко. Ясным утром вдоль дороги Может бегать далеко, На траве блестит роса. Возит грузы и людей; По дороге едут ноги, Ты знаком, конечно, с ней! И бегут два колеса. Обувь носит из резины, Угадайте, есть ответ-И зовут её.. .(машина). Это мой .(велосипед).

«Я мчусь с сиреной на пожар. Тучек нет на горизонте, Во мне воды лавина» Но раскрылся в небе зонтик Потушит вмиг огонь и жар., Через несколько минут, (Пожарная машина). Опустился .(парашют).

Если кто-то заболеет, Смело в небе проплывает, Срочно их зовёт на помощь. Обгоняя птиц полёт. Набери скорей «0-3» Человек им управляет Приедет...(скорая помощь). Что же это?...(самолёт).

Дом на рельсах тут как тут. Паровоз без колёс! Всех умчит он в 5 минут. Вот так чудо паровоз! Ты садись и не зевай, Не с ума ли он сошёл? Отправляется.(трамвай). Прямо по морю пошёл! *** Он подплыл, замедлил ход. Без разгона ввысь взлетает. Что же это?...(пароход). Стрекозу напоминает. *** Отправляется в полёт, За дымком, за свистком Наш российский .(вертолёт). Братья бегают гуськом. *** Я везу вагонов воз

Распустила алый хвост, Кто такой я?...(паровоз). Улетела в стаю звёзд. *** Наш народ построил эту, Межпланетную.(ракету).

Тема: «Школьные принадлежности».

Куда прячет ученик Карандаш и ручку? Я, наверно, угадал,

У него большой.. .(пенал).

***

Хочу, буквы я пишу,

Хочу, рисую тучку.

Всегда на помощь мне придёт,

Шариковая. (ручка).

***

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать.

Называюсь я .(тетрадь).

***

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, .(карандаш).

***

В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...(мел).

***

На столе передо мной Закрутился шар земной. Арктика, Экватор, Полюс -Уместил всю Землю .(глобус).

Тема: «Профессии».

Он учит детишек читать и писать. Подскажите, кто так вкусно

Природу любить, стариков уважать. Готовит щи капустные?

Несёт он знания и свет, Пахучие котлеты, Профессии важнее нет. Салаты, винегреты, Всё новое познать любитель Из шиповника отвар? И зовут его.(учитель). Ну, конечно, это.(повар).

Нашей Родины прекрасной В прошлый раз был педагогом,

Залезли в лужу поросята, Скачет ретиво, Умылась дружная семья, Чуть шпорами тронь, Не узнаёт детей...(свинья). Кто же это?,..(конь). На охоте два котёнка, Чтоб никто со двора Мышь поймать они хотят. Ничего не унёс, Слышат шорох из лукошка. Его сторожит Кто шуршит в лукошке?...(кошка). Добросовестный .(пес).

Охраняет он границы. Послезавтра - машинист. И на службе, на опасной, Должен знать он очень много -Одному ему не спится. Потому, что он.(артист). Он военный, он отличник

Наш российский .(пограничник). ***

***

Кружит над полем белая птица. В магазине возле касс Ждёт полосу, куда можно садиться. Он всегда встречает нас.

Белою птицей зовут самолёт, Здесь он - точно «командир»

Им управляет отважный.(пилот). Как зовут его?...(кас-сир).

Зовут его, когда больны, С огнём бороться мы должны. Заботы так его нужны. С водою мы напарники. Уверенно он в дом войдёт, Мы очень людям всем нужны. К больному близко подойдёт, Так кто же мы?...(пожар-ники).

Послушает, заглянет в рот, Рецепт оставит и уйдёт. *** Заболела, детвора? Вызывайте.(доктора).

Тема: «Дикие животные».

Хитрая плутовка, Ходит по лесу рогатый, Рыжая головка, Травку кушает сохатый. Хвост пушистый - краса, Ветка хрустнула, небось, А зовут её.(лиса). Кто идёт по лесу?...(лось).

С ним тягаться трудно в беге. В серой шубке неприметен. Коли встретить довелось, Осторожен, незаметен, Знайте, дети - это.(лось). Он идёт, и лес примолк. *** Знают все: крадётся.(волк). Он всю зиму в шубе спал, *** Лапу бурую сосал, Этот зверь тебе знаком -А, проснувшись, стал реветь. Ест мышей, пьёт молоко. Это зверь лесной ...(медведь). Но на кошку не похож, *** Весь в колючках длинных.(ёж). Лесники её котят *** Взять домой не захотят. Немытое в рот, Ей не скажешь: «Кошка, брысь!», Ни за что не возьмёт. Потому, что это . (рысь). И ты будь таким, как чи-стюля.(енот).

На ветке не птичка - Шубка - иголки, Зверёк невеличка. Свернётся он - колкий, Мех тёплый, как грелка. Рукой не возьмешь. Кто же это?...(белка). Кто это?...(ёж).

Наш зверёк живёт в тревоге. Хвост горит, ну впрямь, костёр.

От беды уносит ноги. Ум его весьма остёр. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Рыжий, хитренький бесёнок Как зверёк зовётся?...(зайка). Всем известно, он.(лисё-нок).

Приготовилась к зиме, Он в ягнятах знает толк. Домик сделала в дупле, Он зубастый, серый.(волк). Шубку пухом подложила, *** И грибочков насушила. Всей семьёй идут гулять Прыгает, мелькает стрелкой, Ночью вдоль дорожек. И зовётся зверёк . (белкой). Ёж - отец, ежиха - мать , и ребёнок...(ёжик).

Тема: «Домашние животные и их детёныши».

Купаться в речке страшновато, С постриженной гривой

- Почему корова эта Это зверь живёт лишь дома. Маленького роста? С этим зверем вы знакомы. Отвечает Вове Света: У него усы, как спицы.

- Очень даже просто. Он, мурлыча, песнь поёт. Это же ребёнок, Только мышь его боится.. Маленький.(телёнок). Угадали? Это - .(кот).

Не разнять никак щенков: Мама - свинья родила нам ребят

Каждый - забияка. Маленьких и розовых.. .(поросят). Усмирить таких сынков ***

Может лишь...(собака). У кошки- Мурки малые ребята *** Слепые, пушистые, красивые. Жил - был маленький щенок. (котята). Он подрос, однако, ***

И теперь он не щенок - У мамы - козы, малыши - ребята Взрослая ..(собака). А зовут их все.(козлята).

Жеребёнок с каждым днём Тонкий, ласковый ребёнок Подрастал и стал...(конём). У лошадки ...(жеребёнок).

У коровы в Новый Год У мамы - овцы малыши - ребята Родился ребёнок. И зовут их все ..(ягнята). И прозвали все его ***

Ласково ..(телёнок). Только увидит ворота он новые, Сразу уставит глаза бестолковые. Мигом готов он идти на таран, Таким уродился на свете . (баран).

Тема: «Птицы домашние, дикие и их детеныши» . Шипит, гогочет, Что стряслось у индюшат? Щипнуть меня хочет. Почему они спешат? Я иду - боюсь, У сарая за кадушкой Кто же это?...(гусь). Червяка нашла .(индюшка)

Живу во дворе, Всех перелётных птиц черней.

Пою на заре. Чистит пашню от червей.

На голове гребешок. Взад - вперёд по пашне вскачь

Я горластый.(петушок). А зовётся птица.(грач).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важный, толстый, На шесте - дворец.

Как сундук, Во дворце - певец.

Приходил сюда... (индюк). А зовут его.(скворец).

Не страшна ему вода, Распустила хвост жар - птица. Не намокнет никогда. Он горит и золотится. Очень я его боюсь. Из заморских к нам долин Эта птица - важный.(гусь). Этот хвост принёс.. .(павлин).

Я в любую непогоду В лесу под щебет и под свист Уважаю очень воду. Стучит лесной телеграфист: Я от грязи берегусь, «Здорово, дрозд, приятель!» -Чистоплотный, серый. (гусь). И ставит подпись.. .(дятел).

Ну-ка, марш назад, цыплятки! Я в тёплый край не улетаю.

Залезать нельзя на грядки! Здесь, под крышей, обитаю.

Ищет вас, волнуется Чик - чирик! Не робей! Ваша мама. (курица). Я бывалый .(воробей).

Эй, утята, вы куда? Длинным клювом тонким Здесь собачья будка! Схватит лягушонка. Ждёт вас около пруда Капнет с клюва капля. Ваша мама...(утка). Кто же это?...(цапля).

Шею вытянул гусёнок, На скале он строит дом. Озирается спросонок, Разве жить не страшно в нём? Еле-еле соню-сына, Но хозяин не боится По крыльцом нашла.. .(гусыня). Со скалы крутой свалится.

2 могучие крыла, у хозяина. (орла).

Тема: «Животные холодных и жарких стран».

Стройный, быстрый, В реках Африки живёт, Рога ветвисты. Злой, зеленый пароход. Пасётся весь день. Кто б навстречу ни проплыл, Кто это?... (олень). Всех проглотит.(крокодил).

У ленивого растяпы Очень он большой. Гора! Превратились в ласты лапы. Его любит детвора. Спит на льдине целый день Шлёт он вам привет - поклон,

Толстый, маленький ..(тюлень). Дружно скажем - это .(слон).

Может плавать целый день Вяжет мама длинный шарф В ледяной воде .(тюлень). Потому, что сын - .(жираф).

В Антарктиде, среди льдин, Ёжик вырос в 10 раз, Круглый год живёт.(пингвин). Получился.(дикобраз).

В лапах сила велика - Идёт спокойно, не спеша. Может завалить быка. Пусть видят все, как хороша С этим зверем не до игр И как прочна рубаха Очень уж опасен .(тигр). В которой ходит .(черепаха)

По реке плывёт бревно. Он ходит, голову задрав,

Ох, и злющее оно. Не потому, что важный граф, Тем, кто в речку угодил, Не потому, что гордый нрав, Нос откусит.(крокодил). А потому, что он .(жираф).

Целый день в реке сидит. С липким, длинным языком. Корни ест он или спит. Очень мало нам знаком. В жаркой Африке живёт Кожи цвет меняет он, Кто же это?...(бегемот). То ползёт.(хамелеон).

Кто же это ходит Хобот длинный, пасть с клыками. В костяной рубахе? Ноги кажутся столбами. В костяной рубахе Как гора, огромен он Ходят .(черепахи). Ты узнал кто это?...(слон).

Кто имеет один рог? Он решил, что он жираф, Отгадайте!...(носорог). И ходит голову задрав, Говорят из разных блюд Лишь колючки ест .(верблюд).

В процессе игровой деятельности естественно и ненавязчиво корригируется речевая функция детей. Играя, дети расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание и логическое мышление. Логопедам необходимо широко использовать игры в своей работе, при этом следует помнить об их значимости в целом, как о средстве физического, умственного и эстетического воспитания детей.

Список литературы:

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М. « Просвещение».1985-160с.; Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи. Пособие для родителей и педагогов. М. «Астрель»,2010.-94с; Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных игр для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М. «Аквариум», 1995.-384с Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. «Просвещение», 1987-285с.; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. « Просвещение».1988-305с.

1. 2.

3.

4.

5.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КАРТ ПОНЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ1

Ревин Иван Алексеевич

Канд. истор. наук, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий, ЮРГПУ (НПИ) имени М.И.Платова, г. Новочеркасск Червоная Ирина Викторовна ст. преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий, ЮРГПУ (НПИ)

имени М.И.Платова, г. Новочеркасск

Решение задач по модернизации и технологическому обновлению производственной сферы в России требует комплексного изменения технического образования в нашей стране для подготовки инженеров качественно иного уровня, с развитым профессиональным мышлением. Поэтому необходимо обращение к проблемам раз-

работки педагогических технологий развития профессионального мышления будущих инженеров. Инженерная деятельность осуществляется со сложными объектами, которые являются предметами проектирования, конструирования, производства, управления их функционированием. Для этого требуется новая структура знаний, другой

1 Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2014/143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.