Научная статья на тему 'Развитие системного мышления с использованием метода карт понятий в профессиональной подготовке инженеров['

Развитие системного мышления с использованием метода карт понятий в профессиональной подготовке инженеров[ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системного мышления с использованием метода карт понятий в профессиональной подготовке инженеров[»

Ищет вас, волнуется Чик - чирик! Не робей! Ваша мама... (курица). Я бывалый .. .(воробей).

Эй, утята, вы куда? Длинным клювом тонким Здесь собачья будка! Схватит лягушонка. Ждёт вас около пруда Капнет с клюва капля. Ваша мама...(утка). Кто же это?...(цапля).

Шею вытянул гусёнок, На скале он строит дом. Озирается спросонок, Разве жить не страшно в нём? Еле-еле соню-сына, Но хозяин не боится По крыльцом нашла.. .(гусыня). Со скалы крутой свалится.

2 могучие крыла, у хозяина. (орла).

Тема: «Животные холодных и жарких стран».

Стройный, быстрый, В реках Африки живёт, Рога ветвисты. Злой, зеленый пароход. Пасётся весь день. Кто б навстречу ни проплыл, Кто это?... (олень). Всех проглотит.(крокодил).

У ленивого растяпы Очень он большой. Гора! Превратились в ласты лапы. Его любит детвора. Спит на льдине целый день Шлёт он вам привет - поклон,

Толстый, маленький ..(тюлень). Дружно скажем - это .(слон).

Может плавать целый день Вяжет мама длинный шарф В ледяной воде .(тюлень). Потому, что сын - .(жираф).

В Антарктиде, среди льдин, Ёжик вырос в 10 раз, Круглый год живёт.(пингвин). Получился.(дикобраз).

В лапах сила велика - Идёт спокойно, не спеша. Может завалить быка. Пусть видят все, как хороша С этим зверем не до игр И как прочна рубаха Очень уж опасен .(тигр). В которой ходит .(черепаха)

По реке плывёт бревно. Он ходит, голову задрав,

Ох, и злющее оно. Не потому, что важный граф, Тем, кто в речку угодил, Не потому, что гордый нрав, Нос откусит.(крокодил). А потому, что он .(жираф).

Целый день в реке сидит. С липким, длинным языком. Корни ест он или спит. Очень мало нам знаком. В жаркой Африке живёт Кожи цвет меняет он, Кто же это?...(бегемот). То ползёт.(хамелеон).

Кто же это ходит Хобот длинный, пасть с клыками. В костяной рубахе? Ноги кажутся столбами. В костяной рубахе Как гора, огромен он Ходят .(черепахи). Ты узнал кто это?...(слон).

Кто имеет один рог? Он решил, что он жираф, Отгадайте!...(носорог). И ходит голову задрав, Говорят из разных блюд Лишь колючки ест . (верблюд).

В процессе игровой деятельности естественно и ненавязчиво корригируется речевая функция детей. Играя, дети расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание и логическое мышление. Логопедам необходимо широко использовать игры в своей работе, при этом следует помнить об их значимости в целом, как о средстве физического, умственного и эстетического воспитания детей.

Список литературы:

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М. « Просвещение».1985-160с.; Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи. Пособие для родителей и педагогов. М. «Астрель»,2010.-94с; Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных игр для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М. «Аквариум», 1995.-384с Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. «Просвещение», 1987-285с.; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. « Просвещение».1988-305с.

1. 2.

3.

4.

5.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КАРТ ПОНЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ1

Ревин Иван Алексеевич

Канд. истор. наук, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий, ЮРГПУ (НПИ) имени М.И.Платова, г. Новочеркасск Червоная Ирина Викторовна ст. преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий, ЮРГПУ (НПИ)

имени М.И.Платова, г. Новочеркасск

Решение задач по модернизации и технологическому обновлению производственной сферы в России требует комплексного изменения технического образования в нашей стране для подготовки инженеров качественно иного уровня, с развитым профессиональным мышлением. Поэтому необходимо обращение к проблемам раз-

работки педагогических технологий развития профессионального мышления будущих инженеров. Инженерная деятельность осуществляется со сложными объектами, которые являются предметами проектирования, конструирования, производства, управления их функционированием. Для этого требуется новая структура знаний, другой

1 Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2014/143.

масштаб и способ их интеграции. Это становится возможным при высоком уровне общетехнической подготовки. Но кроме технико-технологических знаний и умений, более важно наличие интегративной составляющей инженерного мышления - системного мышления. Значимость развития этого вида познавательной деятельности в подготовке инженеров для наукоемких производств и профессиональной подготовке студентов в техническом вузе отмечается многими исследователями в области новых образовательных технологий (A.M. Новиков, Д.В. Черни-левский, А.А.Кирсанов, А.М.Кочнев, В.В.Кондратьев, Р.Н.Зарипов, Н.Ш.Валеева, Л.Н. Журбенко и др.). По мнению авторов, системное мышление должно являться неотъемлемым качеством современного инженера.

В настоящее время перед педагогикой с особой остротой стоит задача создания эффективных педагогических технологий формирования системного мышления в процессе профессионального технического образования.

Целью статьи является обоснование использования метода карт понятий при разработке технологии системного мышления.

В психолого-педагогической литературе под системным мышлением понимают такой вид мышления, при котором объекты окружающего мира рассматриваются с точки зрения системного подхода. У разных авторов можно встретить нюансы в дефиниции этого вида мышления. Так, в качестве системного Шрагина Л.И. предлагает рассматривать мышление, уровень развития которого при познании человеком мира предметов и явлений объективной действительности позволяет устанавливать взаимосвязи между ними, выявлять закономерности протекания процессов их взаимодействия и развития, прогнозировать это развитие и эффективно решать возникающие при этом проблемы [7]. Автор приписывает системному мышлению некоторые особенности логического, а именно: способность устанавливать связи между явлениями и находить закономерности. Ширяева В.А. под системным мышлением понимает: «...такой вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием принципов системного познания мира» [6, с.43]. Таким образом, по мнению автора, системное мышления - это логическое мышление, использующее для изучения окружающей реальности системный подход.

Рубцов В.В. считает системным мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности [3].

Сычев И.А. противопоставляет системное мышление линейному, которое ориентировано на видение набора разрозненных частей вместо целого. Системное мышление направлено на выявление не вещей, а связей между ними, не мгновенных состояний, а закономерностей изменений. «Системное мышление необходимо, чтобы различать структуры, образующие основу сложных ситуаций» -указывает Сычев И.А. [4].

Выдающийся отечественный психолог Давыдов В.В. в качестве показателей системного мышления школьников рассматривал умение осуществлять системный анализ изучаемых природных объектов и явлений, способность ребенка анализировать объект как систему

связанных элементов, выделять общий принцип построения этой системы и конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов [1].

Приведем еще одно определение системного мышления, которое отражает механизмы его функционирования.

Под системным мышлением мы понимаем системное взаимодействие абстрактно-логического и образного мышления, которое возникает как эмерджентное свойство и проявляется в способности к отражению и познанию реальности как системы во всем многообразии ее связей. Продуктом работы рассматриваемого вида мышления является создание голографического психического образа окружающего мира с осознанием и пониманием многообразных внутренних и внешних связей его элементов [2].

Ментальная картина мира - это не просто фотографическое отображение окружающей действительности. Она является мысленной моделью, которая включает сплав образа с осознанием элементов рассматриваемого объекта и обязательным пониманием связей между ними.

Условиями для развития этого вида мышления у студентов технического вуза можно назвать:

1) высокий уровень развития логического мышления;

2) высокий уровень развития образного мышления;

3) накопление большого объема информации;

4) широкий кругозор, разносторонность интересов. Благодаря развитию системного мышления у студентов формируются следующие умения:

1. Понимание того, что окружающие объекты или явления являются системами, состоящими из элементов.

2. Умение видеть связи между элементами системы (внутрисистемные).

3. Умение видеть объект как элемент большей системы (внешние связи).

4. Умение обнаружить системный эффект. Системное мышление позволяет удалять фокус рассмотрения объекта (видеть систему включенной в надси-стему) или же приближать фокус (рассматривать подсистемы элементов более крупной системы).

При разработке технологии развития системного мышления следует учитывать, что оно возникает в результате взаимодействии наглядно-образного и абстрактно-логического мышления. Усилия преподавателей не должны быть направлены на развитие образного и логического мышления по отдельности. Этому необходимо учить на более ранних этапах обучения. Недостаточными могут оказаться и использование упражнений: «найди общий признак в построении системы», «назовите надси-стему, систему, подсистему», «назови целое по частям» и другие. Являясь, несомненно, полезными, они не опираются на механизмы функционирования системного мышления.

Основное внимание следует уделять развитию способности к взаимодействию абстрактного и образного мышления в процессе обучения, не исключая накопления как можно большего объема знаний в сфере профессиональной деятельности.

Использование системного мышления способствует созданию научной целостной модели реальности.

Однако преподаватели сталкиваются с серьезной проблемой: формирование мысленной модели - индивидуальный, внутренний процесс, недоступный внешнему наблюдению. Контролировать и направлять процесс создания индивидуальной понятийной картины мира можно, если визуализировать процесс ее построения. Именно на это и нацелен метод создания карт понятий (concept map).

Метод карт понятий основан на теории семантических сетей, разработанной американским психологом Д. Озьюбелом в 1960 г. (Ausubel, D.P., 1960). Автор предложил представить изучаемый материал в виде графической схемы, в узлах которой помещаются основные понятия. Затем, с помощью стрелок, обозначаются виды связей, существующие между данными понятиями (следствие, род, вид, свойство, функция и т. д.). Основная задача педагога, по мнению Д. Озьюбела, заключается в организации такого процесса, который поможет каждому учащемуся связать новые термины с уже имеющимися у него понятиями правильными связями [8].

Идеи Д. Озьюбела были развиты Л. Новаком. Цель обучения автор видит в построении полной сети понятий, изучаемых в данной теме. В ней должны быть отражены объективные связи явлений и объектов окружающего мира. Оценка результата работы учащихся осуществляется на основе сопоставления с картой понятий, составленной экспертами. Работа над построением карты исключает бездумные механические процессы запоминания, активизирует логическое мышление для организации поиска информации, а также визуализирует структуру знаний в виде схемы.

Дополнительные возможности тренинга взаимодействия образного и логического мышления открыло создание программных средств, позволяющих строить графические схемы: Microsoft Visio, Mind Manager, FreeMind, XMind, Cmap Tools. С помощью этих программ появилась возможность использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации. К каждому объекту карты можно добавить одну или несколько гиперссылок, при активации которых в окне программы открываются фотографии, рисунки, запускаются звуковые файлы и демонстрируются видеофрагменты. С помощью этих функций можно существенно расширить возможности графического представления различных фактов, включая причинно-следственные связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами и событиями. Можно делать заключения о тождественности или противоположности понятий, о временной (раньше, позже, одновременно) или пространственной (ближе, дальше, рядом) последовательности объектов или событий, о составе и структуре объектов и т. д. В суждение можно включать не только логические, но и различные специфические виды связей, характерные для разных предметных областей. Подбирая необходимые связи, можно представить в графической форме всё множество суждений об определённом фрагменте мира, изучаемом в рамках какой-либо предметной области.

Использование метода карт понятий открывают ряд положительных эффектов:

- при анализе предметной области возможно показать процесс составления суждений, точно отображающих связи между понятиями;

- активировать креативные процессы;

- суждения можно проверить на соответствие законам логического мышления;

- глубина исследования и отображения проблемы практически не ограничена;

- побуждение к самостоятельной активности по созданию ментальной картины мира;

- позволяет добиться наглядности при отображении логической структуры материала.

В результате применения метода карт понятий формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации. Метод позволяет сосредоточиться на осмыслении связей между элементами изучаемого материала и визуализировать этот процесс, что позволяет задействовать как логическое, так и образное мышление при выполнении одной мыслительной задачи. Поэтому разработка педагогической технологии развития системного мышления в техническом вузе с использованием метода карт понятий представляется весьма продуктивной.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

2. Ревин И.А., Червоная И.В. Специфика содержания понятия «системное мышление» инженера // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - N° 5; URL: www.science-education.ru/119 (дата обращения: 27.09.2014).

3. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987. -246 с.

4. Сычев И.А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2009. — 197 с.

5. Федосеева Ю.В. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Магнитогорск, 2009. — 197 с.

6. Ширяева В.А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Дис. ...к.п.н. Саратов. 2000. С. 43.

7. Шрагина, Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления. /Л.И. Шра-гина [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm (дата обращения: 11.05.2014 г.)

8. Ausubel, D.P. The use of advance organizers in the learning and retention of meaningful verbal material. Journal of Educational Psychology, 51, 1960. С. 267272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.