Научная статья на тему 'Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами'

Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ МЕТАФОРЫ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / КАРТИНА МИРА / ЦЕННОСТИ / АВТОРСКАЯ ТЕХНИКА "БУМАЖНЫЙ ТРЕТИЙ ГЛАЗ" / METAPHOR / CONCEPT / COGNITIVE THEORY OF METAPHOR / METAPHORICAL MODELS / WORLDVIEW / VALUES / AUTHOR''S TECHNIQUE "PAPER THIRD EYE"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закревский Алексей Анатольевич

Статья посвящена когнитивному исследованию метафорических моделей, репрезентирующих концепты психологического дискурса. Затрагивая проблему внутриличностного ценностного конфликта, автор показывает причинную обусловленность возникновения внутренних противоречий двойственной природой ценностей. В статье проанализирована роль метафорических концептов как фактора, отражающего особенности картины мира личности и ценностные его ориентации; дано методологическое обоснование использования метафор в работе с фобиями, внутриличностными противоречиями и представлена авторская техника «Бумажный третий глаз» в практике психотерапевтической работы с теневыми сторонами личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELS AS A TOOL FOR WORKING WITH INTRAPERSONAL VALUE CONFLICTS

The article is devoted to the cognitive study of metaphorical models representing the basic concepts of psychological discourse. Touching upon the problem of intrapersonal value conflict, the author shows the causal conditionality of the internal contradictions of the dual nature of values. The article analyzes the role of metaphor as a factor reflecting the features of the subject's worldview and its value orientations, provides a methodological justification for the use of metaphors in work with phobias, intrapersonal contradictions and presents the author's technique "Paper third eye" in the practice of psychotherapeutic work with the shadow sides of the person.

Текст научной работы на тему «Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами»

и эффективность пуговичной терапии. В данной статье мы рассмотрели возможности и области применения пуговиц в играх детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Средства данной технологии могут быть применены воспитателями, которые могут включать в свою деятельность работу с пуговицами в рамках комплексной коррекции речевых нарушений. Кроме того, родители детей, имеющих речевые расстройства, также могут присоединиться в процесс комплексной помощи, работая с пуговицами. Родители могут помочь снабжению дошкольного учреждения или кабинета учителя-логопеда группы материалом в виде пуговиц, а также использовать пуговицы для занятий с детьми в домашних условиях. Пуговичная терапия как вспомогательный метод в рамках комплексной коррекции речевых нарушений поможет разнообразить коррекционно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.

Подводя итог, отметим, что дидактические игры с пуговицами, или пуговичная терапия, применимы в рамках комплексной терапии. Предполагаем, что пуговицы активно войдут в коррекционную работу учителей-логопедов, воспитателей и родителей, будут на слуху, как песочная или арт-терапия, а также предполагаем возможное создание сборников дидактических игр с применением пуговиц и пособий для учителей-логопедов и родителей.

Литература:

1. Волшебная пуговица. Н.Ю.Хаперская, А.А.Ахунова. // Дошкольная педагогика, №1, 2014. -с. 8 - 17.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. - М.:Дрофа, 2009. - 189 с.

3. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка. Жулина Е.В. Шамов А.Н. // Вестник Мининского университета, №2 (19), 2017. - с. 12.

4. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

5. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Давидович Л.Р., Алмазова А. А., Антипова Ж. В. - М.: МПСИ,

2016. - 204 с.

6. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. - М.: Эксмо,

2017. - 608 с.

7. Логопедия: учеб.для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 384 с.

8. На все пуговицы. Н.Нифантова. // Наука и жизнь, №8, 2013.

9. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.

10. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

Психология

УДК 159.9

директор Закревский Алексей Анатольевич

Институт Агхора коучинга (г. Москва)

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМИ

ЦЕННОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

Аннотация. Статья посвящена когнитивному исследованию метафорических моделей, репрезентирующих концепты психологического дискурса. Затрагивая проблему внутриличностного ценностного конфликта, автор показывает причинную обусловленность возникновения внутренних противоречий двойственной природой ценностей. В статье проанализирована роль метафорических концептов как фактора, отражающего особенности картины мира личности и ценностные его ориентации; дано методологическое обоснование использования метафор в работе с фобиями, внутриличностными противоречиями и представлена авторская техника «Бумажный третий глаз» в практике психотерапевтической работы с теневыми сторонами личности.

Ключевые слова: метафора, концепт, когнитивная теория метафоры, метафорические модели, картина мира, ценности, авторская техника «Бумажный третий глаз».

Annotation. The article is devoted to the cognitive study of metaphorical models representing the basic concepts of psychological discourse. Touching upon the problem of intrapersonal value conflict, the author shows the causal conditionality of the internal contradictions of the dual nature of values. The article analyzes the role of metaphor as a factor reflecting the features of the subject's worldview and its value orientations, provides a methodological justification for the use of metaphors in work with phobias, intrapersonal contradictions and presents the author's technique "Paper third eye" in the practice of psychotherapeutic work with the shadow sides of the person.

Keywords: metaphor, concept, cognitive theory of metaphor, metaphorical models, world-view, values, author's technique "Paper third eye".

Введение. На протяжении последних десятилетий основные подступы к глубинному познанию реальности, целостного видения человека и его мира стали искать на основе синтеза различных научных подходов. Одной из категорий, консолидирующей различные направления научной мысли и способствующей их взаимодействию, является метафора. Метафорические модели интенсивно исследуются и внедряются в различные области знания: философию, логику, психологию, психоанализ, лингвистику и др. Результаты последних исследований в области гуманитарного знания свидетельствуют, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают, рассуждают и воображают [61. Более того, большое количество эмпирических исследований в когнитивной лингвистике подтверждают, что метафора предшествует, сопровождает и подтверждает любую личностную трансформацию.

Являясь способом отражения мира сознанием, метафора, по мнению Л. В.Калашниковой, есть наиболее мощный инструмент, который имеется в распоряжении человека для преобразования действительности в мир, способный адаптироваться к целям и задачам человека. Значительная часть реальности осмысляется в метафорических терминах, и поскольку представление о материальном мире отчасти также метафорично, метафора играет очень существенную роль в установлении того, что является для человека реальным [4]. Системы метафор, регулирующие процессы мышления, образуют когнитивную карту (cognitive map) концептов, организованную для соотнесения абстрактных понятий и опыта с каждодневной практикой взаимодействия познающего субъекта и внешнего мира [1].

Интерес психологов к метафоре связан прежде всего с проблемами соотношения мышления и языка, образного и логического. Психологический анализ метафорических концептов, моделей в сопоставительно-типологическом плане позволяет проникнуть в общие закономерности мышления, исследовать механизмы вербализации субъектом образа объекта, проследить процессы отражения в сознании личности объектов реальности и опредмечивания их образов в языковых формах.

Исследования метафоры широко представлены в работах психологов и психотерапевтов (М. Эриксон, Э. Росси, Ш. Копп, Р. Кроули, Д. Миллс, Н.Пезешкиан, В. Стюарт), которые отмечают возможность получения мощного терапевтического и трансформационного эффекта при правильном применении метафор в психологической и коучинговой практике. Так как метафорические модели ориентированы на глубинные слои психики, они открывают простор для понимания Картины Мира субъекта, выявляют статические и динамические характеристики бессознательного, ценностные и потребностные установки личности. В этой связи особую актуальность и исследовательский интерес представляет использование метафорического подхода в целях понимания Картины Мира субъекта и инициации сознательного или подсознательного поиска ресурсов личности для такого обогащения его мировосприятия, в котором индивид нуждается для решения волнующих его проблем.

Объект исследования - метафорические модели как отражение Картины Мира и ценностных установок личности.

Предмет исследования - метафорический подход в психологической практике для решения проблем, связанных с фобиями и конфликтом ценностей.

Гипотеза исследования: Негативно заряженные метафоры свидетельствуют об отделенных ценностях личности, а в эмоционально ярких и притягательных метафорах отражается значимая для личности, но недостаточно проявленная и реализованная в жизни ценность. Диспозиционная ценностная регуляция на основе метафорических моделей способствует решению внутренних противоречий и формированию целостной личности.

Изложение основного материала статьи. При взаимодействии человека с окружающей средой участвуют все стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и заканчивая сознанием. Результат этих взаимодействий в конечном итоге фиксируются в форме совокупного знания и целостного представлении о Мире, множестве концептов-понятий, вычленяемых сознанием в структуре действительности, при этом одну из первостепенных ролей играет язык как важнейшее средство хранения и трансляции информации.

Концепты и понятия, соединяя в себе природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, индивидуальное и общественное, репрезентируется в языке и таким образом является частью языковой картины мира. Возникнув в сознании как образ, концепт способен далее продвигаться по ступеням абстракции, превращаясь по мере увеличения уровня абстрактности из чувственного образа в мыслительный. Языковая картина мира, по мнению В.Н.Телия, - неизбежный для мыслительно-языковой деятельности продукт сознания, который возникает в результате взаимодействия мышления, действительности и языка, как средство выражения мыслей о мире [8]. Давая название неизвестному, человек вплетает новое понятие в ту систему понятий и взглядов, которые уже сложились в его сознании. Пользуясь словами, содержащими неявные смыслы, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир.

Языковая картина мира теснейшим образом связана с метафорой как одним из принципиальных способов ее создания и представляет собой не зеркальное отображение мира, а именно «картину», т.е. интерпретацию, зависящую от призмы, через которую совершается мировосприятие. С помощью метафорических выражений человеческое мышление формирует представления и производит суждения, относящиеся к пространственному и временному контексту своего существования. Само обращение к метафоре, по мнению С.С. Гусева, обусловлено не интеллектуальным бессилием человека, а тем, что она способна служить средством получения нового знания, создавая мощное ассоциативное поле с помощью ограниченного диапазона средств выразительности, в частности образов или символов. Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом [3].

Когнитивный потенциал метафоры, которую по праву называют величайшим творческим триумфом человеческого ума, был подмечен издавна, но только сейчас получает аргументированное и развернутое обоснование в рамках когнитивной теории, рассматривающей метафору как фундаментальный когнитивный агент, который организует мысли человека, оформляет его суждения и структурирует язык [5].

Основы понимания сущности концептуальной метафоры представлены в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, А. Вежбицкая, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, Э. Кассирер, Дж. Лакофф, А.П. Чудинов, и др.), среди которых наибольший интерес представляет теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Американские ученые рассматривают метафору как концептуальный механизм мышления, базирующийся на установлении ассоциативных связей, сходств и различий между явлениями мира и создающий на этой основе новые личностные смыслы, которые представляют субъективное отношение индивида к миру, трактовку его отдельного фрагмента действительности. Ключевой идеей данной теории является утверждение, что сама понятийная система, в рамках которой человек думает и действует, фундаментально метафорична по своей природе, и только поэтому, а не наоборот метафора существует в языке, поведении, действиях и поступках. [5], [8], [11].

Познавая окружающую действительность, человек непроизвольно выделяет в ней материальные или нематериальные объекты, значимые для себя и имеющие определенную ценность. Таким образом, картина мира и языковая картина мира соотносится с другим смежным термином, таким, как ценностная картина

мира, в которой совокупность концептов, упорядоченных по признаку «ценность - антиценность», репрезентируют в сознании человека облик воспринимаемой реальности [7].

Восприятие даже простейшего объекта является частью сложного процесса, а не изолированным актом. Оно зависит от системы, в которой рассматривается данный объект, а также от личности воспринимающего субъекта - его предшествующего опыта, практических целей, интересов. Очевидно, что для каждого индивида характерно свое восприятие окружающей реальности. С учетом индивидуальных ментальных особенностей человек оценивает внешний мир сквозь призму собственных чувств, эмоций, знаний и опыта, способов мышления, что накладывает определённый отпечаток на формирование «знания» об окружающем мире в его сознании и способов бытия в нем. Один и тот же объект может быть воспринят двумя людьми совершенно по-разному: у одного он может не вызывать никакой эмоциональной реакции, а у другого, напротив, - яркие эмоции и положительно заряженные метафоры. «Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины, конструктор видит элемент будущего творения. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книгопродавцом, коллекционером.

В конечном итоге оценка, регулируемая физической и психологической природой человека, в дальнейшем определяет «отношение к другим людям и предметам действительности, конкретным ситуациям, регламентирует его образ мыслей и поведение. Следовательно, определение сущности ценностной картины мира предполагает обращение к категории ценностей, к категории оценки, эмоций, индивидуальных характеристик, субъективности, культурной обусловленности среды, в которой формировалась личность, а также к языковой реальности, поскольку оценка, прежде всего, фиксируется в языке [7].

Как феномен самосознания ценности конкретизируют для человека такие высшие моральные ориентиры общества, как добро, честь, справедливость, которые благодаря высокому нравственному содержанию выводят субъекта за границы индивидуального существования, частной адаптации и приспособления к имеющимся условиям.

В своей основе ценности имеют двойственную природу и содержат две противопоставляемые универсалии. Эти пары моральных предпочтений, стоящие на разных полюсах, выглядят непримиримыми, исключающими друг друга, однако, в нравственной сфере личности один полюс не может существовать без другого: если не будет противоположного значения, потеряется смысл оценки явления, предмета. Обладая двойственным характером, смысловые универсалии личности включают в себя значения, порождаемые субъектом, а также нормы и представления, существующие в общественном сознании. Являясь изначально дихотомичными (добро-зло, любовь-ненависть, жизнь-смерть, красота-уродство и т.д.), ценности и «антиценности» человека являются диалектическими половинками одного целого [10].

Психологами признано, что одним из ключевых условий обретения личностной зрелости является умение решать внутренние психологические проблемы, связанные с конфликтом ценностей. В этой связи в фокусе внимания в психологической работе отводится формированию способности поддерживать связь между двумя непримиримыми полюсами ценностно-смысловых универсалий, регулируя их равновесие. Проведенные психологические исследования убедительно свидетельствуют, что в решении подобных проблем эффективным инструментом может являться метафорический подход [12].

Несмотря на то, что метафора не является исключительно психологической категорией, внимание к ней со стороны психологов растет с каждым годом. С точки зрения психологии эффективность метафорических моделей обусловлена их способностью активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы. Метафора - это генераторы, катализаторы, ускорители мысли в определенном направлении. В этом заключается их методологическая и в целом эвристически-познавательная функция.

Отмечая потенциальные возможности метафорических моделей, психологи (Ю. Алимова, И. Вачков, Д. Гордон, Р. Кроули, В. Солодухов, Л. Шрагина, М. Эриксон, Т. Яценко и др.) очерчивают широкий круг целей применения метафоры в деятельности практического психолога: подсказать клиенту решение, снять логические ограничения и психологические барьеры, запустить процессы воображения и помочь ему легко и свободно оперировать образами, многосторонне осмыслить ситуацию, создать новый сценарий жизни, получить доступ к собственным ресурсам для разрешения внутренних конфликтов и пр.

Как утверждает Шепель, метафорические модели являются наиболее эффективным средством речевого воздействия на адресата с целью «вторжения» и «завоевания» его концептуально-дискурсной сферы для дальнейшего ее использования в какой-либо деятельности и создания положительного или отрицательного для реципиента контекста, то есть метафорические концепты не только отражают и эксплицируют восприятие действительности, но и способны во многом формировать его в нужном направлении.

Л. Шрагина выделяет следующие психологические особенности метафорических моделей и механизмов их конструирования:

1. Сравнение несравнимого - установление отношение сходства между равными реальностями;

2. Возможна невозможность - допущение возможности сходства несравнимых в реальности сущностей;

3. Несовместима совместимость - метафора состоит из разнородных объектов;

4. Множественная единство - метафора состоит из нескольких планов: буквального словесного выражения и нового смысла [2].

Объединяя в себе логическое и чувственное восприятие мира, метафора тем самым разрешает противоречия, возникающие при его познании. Конструирование метафорических моделей позволят взглянуть на проблему «снаружи», преодолевая стереотипы и ложные установки; стимулировать новые мировоззренческие ориентиры и социальные установки; освоить коммуникативные навыки путем отработки собственных проблем, усилить мотивацию к изменениям; создать собственную «карту движения»; раскрыть потенциальные возможности личности. Путем переконструирования своих личностных метафор можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение.

В рамках настоящего исследования создана и апробирована авторская методика «Бумажный третий глаз», направленная на решение ценностных конфликтов, фобических проблем. В основе методики ряд принципиальных шагов:

1. Осознание проблемы на уровне метафор, описывающих ее.

2. Проживание проблемы на телесном уровне.

3. Осознание ценностей, скрытых за метафорой.

4. Вывод из теневой стороны непроявленных ценностей.

5. Конструирование новой метафорической модели, отражающей непроявленные ценности.

6. Диспозиционная регуляция реализации и проявления ценности в контексте конкретной ситуации и сформированных моральных принципов.

Эмпирические наблюдения в сеансах психотерапии показывают высокую эффективность применения методики в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях построения межличностных отношений, в серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать, и в случаях наличия различных фобий. Применение техники позволяет «сдвинуть» ценностные координаты, переосмыслить универсалии и направить усилия не на преодоление проблем, а на реализацию действий, обретающих ценностный статус.

Выводы. Таким образом, концептуальная метафора представляет собой смысловой стержень, представляющий собой целостный комплекс языковых, речевых и интеллектуальных факторов в их связи и взаимодействии. Сила концептуальных метафор заключается в их постоянном бессознательном использовании и влиянии на поведение, мысли, поступки. В контексте личностной трансформации эту силу можно использовать для выявления и гармоничного взаимодействия ценностей, что подтверждается в результате применения авторской техники «Бумажный третий глаз».

Литература:

1. Битокова С.Х. Когнитивная концепция метафоры // Культурная жизнь Юга России. 2008. - №3. -С. 112-114.

2. Василевська О.1, Дворшченко Л.Л. Метафора в робой психолога-консультанта // Психолопя i особистгсть, 2017, №2(12). С. 214-222.

3. Гусев С.С. Наука и метафора / Гусев С.С. - Л., 1984. - 152 с.

4. Калашникова Л.В. Метафора - мощный лингвистический инструмент, преобразующий действительность в мир воображаемый // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 3 (10). C. 69-72.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М., URSS.- 2008. 256 с.

6. Майкова Е. В. Метафора в когнитивной лингвистике // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 448-450.

7. Солодилова И.А., Перевалов В.В. Ценностная картина мира как объект лингвистического изучения// VIP Studio INFO. Серия: Гуманитарные Науки. - 2018: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vipstd.ru/index.php/серия-гуманитарные-науки/серия-гуманитарные-науки-20l8/гуманитарные-науки-2018-март/2459^ит-2018-03-42

8. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 173-178.

9. Шнщер Н.Н. Змютовш ознаки та функцюнальне покликання метафори. // Науковий вюник. Серiя «Фшо^я». - Харюв: ХНПУ, 2017. - Вип. 49. С. 108-122

10. Шпунтова В. В. Двойственность ценностей // Вестник СамГУ. 2006. №10-2.С. 300-307

11. Шепель Ю. А. Когнитивное направление в лингвистике или место метафоры в теории когниции // Метафора та ïï семютичний контекст: Матерiали науково-практичногосемшару: тези доповщей. - Дншро: Дншроп. держ. ун-т внутр. справ, 2017. - с. 14-19

12. Юрченко И.В. Специфика построения метафор в психологическом консультировании // Учен. зап.: электрон. науч. журн. Кур. гос. ун-та. 2012. - № 4 (24), т. 1. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/spetsifika-postroeniya-metafor-v-psihologicheskom-konsultirovanii

Психология

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Орлова Татьяна Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. В ходе констатирующего исследования проводится сравнительный анализ с группой нормально развивающихся сверстников. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗПР высокого уровня агрессии, тревожности и повышенного уровня страхов.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, тревожность, агрессивность, враждебность, страх. Annotation. The article deals with the peculiarities of the emotional sphere of children with mental retardation of preschool age. In the course of the ascertaining research, a comparative analysis with a group of normally developing peers is carried out. The article presents the results of diagnostics, confirming the presence of senior preschool children with high levels of aggression, anxiety and the presence of a large number of fears. Keywords: emotional sphere, anxiety, aggression, hostility, fear.

Введение. Эмоциональная сфера является фундаментом формирования личности человека. Закладка фундамента происходит в детстве. Так, уже в раннем возрасте эмоции способны управлять разными аспектами жизни человека. Но, начиная со старшего дошкольного возраста, дети учатся контролировать и осознавать свои эмоциональные переживания, формы которых постепенно усложняются. В этом возрасте меняются взаимоотношения между детьми и их окружением (взрослыми и сверстниками), дети осваивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.