Научная статья на тему 'Метафорические концепты в работе с зависимостями и фобиями'

Метафорические концепты в работе с зависимостями и фобиями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФОБИЯ / РАБОТА С ФОБИЯМИ / METAPHOR / METAPHORICAL CONCEPT / VALUES / INTEGRATION OF VALUES / PSYCHOTHERAPEUTIC PRACTICE / PHOBIA / WORK WITH PHOBIAS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закревский Алексей Анатольевич

В статье показан авторский подход к психотерапевтической работе с зависимостями и фобиями. Теоретическое обоснование подхода и практическое его применение рассмотрены сквозь призму оппозиций концептуальных метафор, описывающих психический опыт личности. Концептуальная метафора, которая является формой, способной одновременно выразить смысловую и эмоциональную компоненты ценностных ориентаций личности, по мнению автора, выступает действенным инструментом для понимания взаимодействия личности с ценностными ориентациями, для интеграции отделенных ценностей, что в результате приводит к целостному восприятию себя и освобождению от зависимостей и фобий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL CONCEPTS IN WORKING WITH ADDICTIONS AND PHOBIAS

The article shows the author's approach to psychotherapeutic work with addictions and phobias. Theoretical substantiation of the approach and its practical application are considered through the prism of oppositions of conceptual metaphors describing the mental experience of the individual. Conceptual metaphor, which is a form that can simultaneously Express the semantic and emotional components of the value orientations of the individual, in the author's opinion, is an effective tool for understanding the interaction of the individual with value orientations, for the integration of separated values, which as a result leads to a holistic perception of oneself and liberation from addictions and phobias.

Текст научной работы на тему «Метафорические концепты в работе с зависимостями и фобиями»

взрослости у них нет. Они понимают, что еще зависят от взрослых и многие жизненные вопросы им не под силу решать. Требования, выдвигаемые к ним, вводят их в определенные негативные проявления.

Пубертатный период считается самым важным в психосоциальном развитии человека. Те требования, которые выдвигает ему общество и есть те задачи, которые он должен уметь решать.

При формировании адаптационного ресурса у подростка взрослые должны учитывать: личностные, процессы саморегуляции, самореализации, самоактуализации в меняющейся социальной его среде.

Итак, тренинг - это многофункциональный метод, использующийся для изменения и развития психологических особенностей личности и группы, с целью улучшения его состояния и гармонизации всех его сторон. В процессе тренинговой работы личность приобретает необходимые и недостающие качества (знания, умения и навыки).

Форма «тренинг» затрагивает как уже выше говорилось и личностные, и общественные стороны жизни подростка, поэтому в научной литературе чаще всего можно встретить его обозначение как социально -психологический тренинг. Это более активная форма взаимодействия, с ее помощью решаются вопросы развития подростка, формирования его коммуникативных навыков, оказывается психологическая помощь и поддержка, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Социально-психологический тренинг активно используется в психотерапевтической и психокоррекционной работе.

В результате проведения тренинговых занятий испытуемые приобрели практические социальные навыки, необходимые и полезные для применения в их социальном окружении.

Итоги экспериментальной работы подтверждают эффективность влияния тренинга на дезадаптацию подростков. Выявлен качественный результат показателей социально-психологической адаптации обучающихся подросткового возраста.

Значение такой формы оказания помощи подросткам растет. Со слов М.К. Мамардашвили тренинг направлен на преобразование «естественно данных человеку способностей», формирования на их основе культурного феномена подростка [2, С. 110].

Литература:

1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) Текст. / Ю.А. Александровский. - М., 1976. - 272 с.

2. Гузяева, Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Дисс... канд. психол. наук Текст. / Н.В. Гузяева. - Томск, 1999. - 208 с.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. - 314 с.

4. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / Фирма «Имидж-контакт». - М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. - 429 с.

Психология

УДК 159.9

директор Закревский Алексей Анатольевич

Институт Агхора коучинга (г. Москва)

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ В РАБОТЕ С ЗАВИСИМОСТЯМИ И ФОБИЯМИ

Аннотация. В статье показан авторский подход к психотерапевтической работе с зависимостями и фобиями. Теоретическое обоснование подхода и практическое его применение рассмотрены сквозь призму оппозиций концептуальных метафор, описывающих психический опыт личности. Концептуальная метафора, которая является формой, способной одновременно выразить смысловую и эмоциональную компоненты ценностных ориентаций личности, по мнению автора, выступает действенным инструментом для понимания взаимодействия личности с ценностными ориентациями, для интеграции отделенных ценностей, что в результате приводит к целостному восприятию себя и освобождению от зависимостей и фобий.

Ключевые слова: метафора, метафорический концепт, ценности, интеграция ценностей, психотерапевтическая практика, фобия, работа с фобиями.

Annotation. The article shows the author's approach to psychotherapeutic work with addictions and phobias. Theoretical substantiation of the approach and its practical application are considered through the prism of oppositions of conceptual metaphors describing the mental experience of the individual. Conceptual metaphor, which is a form that can simultaneously Express the semantic and emotional components of the value orientations of the individual, in the author's opinion, is an effective tool for understanding the interaction of the individual with value orientations, for the integration of separated values, which as a result leads to a holistic perception of oneself and liberation from addictions and phobias.

Keywords: metaphor, metaphorical concept, values, integration of values, psychotherapeutic practice, phobia, work with phobias.

Введение. В последние годы в психологической науке и практике открыты новые грани метафоры, позволяющие успешно использовать ее в социальной психологии, коучинге, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и некоторых других видах и формах прикладной психологии.

Как инструмент психотерапии метафоры находят применение во всех терапевтических подходах и системах. В классической психологии известны примеры сексуальной символики Фрейда для интерпретации сновидений, фантазий и бессознательных ассоциаций. У Бёрна были «игры», у Юнга - «анимус» и «анима», Перлза - «большая собака и щенок» и т.д. Каждая терапевтическая система психологии содержит в качестве своих базовых основ некоторый набор метафорических концептов, с помощью которых выражается некая часть опыта о мире. Многие направления психотерапии (эриксоновский гипноз, НЛП, гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистические направления) используют метафору как средство осознанного воздействия на клиента. Относительно недавно благодаря создателям когнитивной теории метафоры [3] Лакоффу и

Джонсону тема стала особенно «горячей», и научное сообщество внезапно осознало, что люди не только "говорят метафорами", но и "живут" ими, воспринимают мир сквозь призму метафорических концептов и действуют в соответствии с ними. Сегодня становится очевидным, что метафоры - один из самых простых, глубоких и эффективных инструментов работы с внутренней структурой личности. Исследование имеющихся личностных, профессиональных, житейских проблем через метафорические концепты и модели как особой формы человеческого бытия - превосходный способ не только видения своего сегодняшнего дня, но и доступный, интуитивно понятный и экологично привлекательный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Изложение основного материала статьи. Анализ большого количества материала свидетельствует о широком диапазоне применения метафорических моделей в психологической практике: для исследования сценарных паттернов поведения, трансформации личной истории, инициации сознательного или подсознательного поиска личных ресурсов, активизации обучения, диагностики одаренности, стимулирования достижений и пр. В одной из публикаций автором статьи было продемонстировано применение метафорических моделей для решения ценностных конфликтов, интеграции теневых частей личности [2]. Однако, при всем разнообразии областей приложения, приемов и методов мы не обнаружили применение инструмента метафор в работе с зависимостями, страхами, фобиями. Данная статья призвана восполнить этот пробел и продемонстрировать авторский подход к использованию потенциала метафорических концептов в работе с фобиями. Прежде чем перейти к его описанию, обратимся к важным положениям и проблемам, которые прямо или косвенно касаются обозначенного подхода. Отчасти они были описаны ранее [1], [2].

Человек воспринимает окружающий мир при помощи понятийной системы, которую вырабатывает в процессе мыслительной деятельности. Согласно когнитивной теории метафоры, реальность конституируется через язык и реализуется через нарратив: понятия, концепты, истории, которыми пользуется для описания своего опыта и особенностей его проживания. При этом крайне важный аспект в системе мышления человека - особенности миропознания, от которых зависит, какая картина мира выстраивается в сознании человека, в какой реальности он существует [3].

Языковая концептуализация мира — представление психического опыта в словесно-овеществленной форме — практически всегда осуществляется на основе метафорического переноса, и человек имеет множество метафорических форм, в которых высвечивается квинтэссенция значимых для него характеристик явлений, которые, в целом, отражают его субъективный психический опыт [8]. Как отмечал О. Мандельштам: «...для нашего сознания (а где взять другое?) только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение» [5. С. 161].

Исключительность исследования метафорических моделей в том, что они открывают возможность глубокой рефлексии тех оснований, которые с помощью языка закладываются в имплицитные и эксплицитные теории человека, мира и любых феноменов, связанных с ними. Таким образом, метафорические модели, которыми оперирует человек, как словесные формулировки реальности во всём её многообразии, являются «точками входа» в субъективный образ мира человека, в пространство его убеждений, установок, верований, ценностей. Именно язык даёт возможность вывести представления о ценностях и убеждениях в «окно сознания» и «расшифровать» их через установленные для них названия.

С другой стороны, как оказалось, метафорические концепты могут стать и «точками выхода» из пространства, в котором нарушается равновесие и согласованность убеждений и ценностей.

Неисчерпаемость и текучесть процессов окружающего мира и связанного с ним психического опыта невозможно уместить в ограниченность и дискретность определения понятий, что в результате ведет к естественному игнорированию неучтенного в содержания понятия, т.е. к его отчуждению, которое, по сути, есть отчуждение части своего существования, сопровождаемое большим напряжением и внутренним противоречием - «когнитивным диссонансом» [8]. Терпимость к противоречиям позволяет сосуществовать противоречивому субъективному отношению к развитию - стремлению к изменению и страху перед изменениями, но лишь до тех пор, пока второе превышает первое. Но, как только, желание измениться и убрать противоречие начинает доминировать над страхом, человек переходит на новый уровень развития.

Не последнюю роль в разрешении этого конфликта могут сыграть метафорические концепты, анализ которых позволяет увидеть новые смыслы, скрывающиеся за концептами, разглядеть новое содержание в давно известном и перенести эти смыслы за пределы области, их породившей. Процесс разрешения противоречия, глубокой трансформации личности начинается тогда, когда на основе видения явления в целостности осуществляется объединение нового знания со старым, и, как следствие, интеграция отчуждаемых частей. Переход из отчужденной позиции к интегрированной сопровождается наиболее полноценным разрешением внутреннего противоречия и достижением более целостного восприятия себя и мира, что субъективно ощущается как «инсайт» (З. Фрейд), как «пиковое переживание» (А. Маслоу). В этом случае метафоры перестают быть просто укоренившимися в сознании символическими структурами, а становятся креативным опытом ума и тела.

Все метафоры, описывающие психический опыт, представлены в языковой картине мира в виде оппозиций — пар противоположностей, в рамках которых высвечивается психическое. [8]. Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противоположность: свобода -в анархию, истина - в разрушительную силу, добро - в зло, любовь - в ненависть и т. п. В свою очередь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству.

Любое знание об объектах реального и нереального мира как таковое содержит оценочные или эмоционально-оценочные компоненты. Эмоциональный аспект в концептуальных метафорах играет существенную роль в анализе концептов, особенность эмоций состоит в том, что они интерпретируют действительность и непосредственно отражают отношения между ценностными ориентациями и реализацией деятельности, отвечающей этим ценностям [7]. В силе и характере эмоционального заряда, передаваемые через концепты, во всей полноте проявляется смысловая значимость явления (объекта) для человека. Именно поэтому получение полной картины взаимодействия личности с ценностными ориентациями невозможно без принятия во внимание эмоций как регулятора функционального состояния организма и деятельности человека.

Рискнем предположить, что интенсивность положительных эмоций, влечение к объекту, описываемого метафорой, обусловлено желанием соединиться с теми ценностями, которые стоят за концептом, и в проявлении и реализации которых нуждается этот человек. Негативные эмоции, в свою очередь, свидетельствуют об отделенных ценностях. Отсюда становится понятен и механизм разрешения внутренних противоречий: если произвести интеграцию отделенных ценностей, то «вместилище» концепта изменится за счет появления новых смысловых значений и, как следствие, - изменится поведение клиента.

Вообще, организм воспринимает только то, что для него так или иначе значимо. Образно говоря, концепт -это «волшебный сундучок», в котором каждый находит то сокровище, какое именно он способен там найти. В обычной жизни человек осуществляет этот отбор, разделяя "важное" и "неважное", «хорошее» и «плохое» автоматически, - то есть, не «он отделяет», а отделяет некий автоматизм, стереотипная установка. Человек этим автоматизмом не владеет. Фактически, это автоматическая программа владеет человеком. Но можно выйти и на более фундаментальный уровень происходящего. Если дать возможность посмотреть, каким образом осуществляется разделение «хорошего» от «плохого», познакомиться с собственным автоматизмом, то человеку станет подвластно до некоторой степени управлять им.

Вышеизложенные идеи и были положены в основу авторского подхода в работе с фобиями, получившим название «Бумажный третий глаз» в силу специфики его применения. Технологическая процедура и основные принципы были описаны в предыдущих статьях [1], [2], здесь же покажем его применение для решения проблем зависимостей и фобий.

Чем вызвана аддикция, например, у наркоманов? В наркотике они видят средство, позволяющее им соединиться с чем-то важным, скажем, с блаженством, свободой. Это те ценности, которые в жизни этих людей не проявлены. Парадоксальная вещь: чем больше человек уходит в наркотики, в наслаждение внешним образом, тем меньше свободы и наслаждения во внешнем событийном плане: все время надо искать деньги, становится все труднее и опаснее жить. Человек все время находится в драме, потому что он ушел слишком далеко от внутреннего источника блаженства и свободы. Но, как только осознает этот источник внутри себя, исчезает и нужда в суррогате.

Результаты проведенных клиентских сессий убеждают жизнеспособность этой идеи. Приведем в упрощенном виде пример работы с одним из клиентов (клиент дал согласие использовать его кейс на условиях анонимности).

Женщина 35 лет, умеренная фобия змей (реалистичные изображения или видео вызывали телесную реакцию).

На первом шаге вслушиваемся в метафорическую речь клиента и выбираем определенные метафоры для работы. В ходе этого процесса намеренно избегаются интерпретации и теоретические объяснения. Инициатива за клиентом.

- Какие три ключевых качества присущи змее?

- Коварство, изворотливость, быстрота.

Первые два качества имеют негативную коннотацию и позволяют предположить наличие отделенных ценностей. Третье качество нейтрально или положительно, оно, скорее всего, представляет собой интегрированную ценность.

- Насколько каждое из этих качеств раздражает в других людях?

- Коварство и изворотливость ужасно бесят, а быстрота - это хорошо.

Распаковываем коварство по алгоритму "Бумажного третьего глаза".

Получаем следующий набор:

1. Противоположность «Коварства» - «Открытость». Чрезмерная «Открытость» превращается в "Простофильство". Противоположность "Простофильства" - «Мудрость».

Тестовая связь:

- Превращается ли чрезмерно проявленная «Мудрость» в «Коварство»?

- Да.

2. Противоположность «Изворотливости» - «Прямолинейность». Чрезмерно проявленная «Прямолинейность» превращается в «Косность». Противоположность «Косности» - «Гибкость».

Тестовая связь:

- Превращается ли чрезмерно проявленная «Гибкость» в «Изворотливость»?

- Да.

Итог:

1. Клиент осознает важность ценности «Мудрость», скрытой за ярлыком «Коварство».

2. Клиент осознает важность ценности «Гибкость», скрытой под ярлыком «Изворотливость».

Через несколько месяцев после работы по методике «Бумажный третий глаз» у клиентки исчезли телесные реакции на фото и видео со змеями. Появилось желание сделать татуировку с изображением змеи. Клиентка смогла спокойно забрать предмет из террариума с живой змеей.

Но последствия такой работы проявляются не только в исчезновении фобий. Клиент переживает инсайт, он обнаруживает ценные качества, их можно проявлять в своей жизни, можно действовать, исходя из них. Таким образом, последствия этой работы оказываются очень широкими и выражаются событиях в разных сферах жизни клиента.

Выводы. Интеграция теневых частей, упакованных в фобическую метафору, во-первых, освобождает от фобии, во-вторых, наполняет жизнь важными ценностями.

Говоря метафорическим языком, аддикции и зависимости - это «золотые коробочки с ценностями», а фобии и тени - это «черные коробочки с ценностями». Задача в том, чтобы освободить ценности из любых коробок, вернуть их себе, тогда и зависимости, и фобии как пустые коробки, как использованные упаковки окажутся больше не нужны. Схематическое представление происходящих процессов представлены на рисунке ниже.

Инсайты в процессе сессии часто сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. Когда человек видит нечто важное и ценное прямо сейчас и разрешает в будущем этому присутствовать и раскрываться в своей жизни - это переживается как истинное, это отражается и в эмоциях, и в теле, и это именно тот опыт, который останется с человеком, когда он выйдет из сессии.

Открыв для себя заново и назвав прежде вытесненную внутреннюю ценность, клиент одновременно видит свою задачу включить эту ценность в свою повседневную жизнь. Тем самым личность становится способна изучить не только собственные ведущие мотивы, но и оценить соподчиненные мотивы-стимулы, проявляющиеся в сознании в виде эмоций.

Применение метафор в изучении ценностных ориентаций позволяет качественно оценить субъективное эмоциональное отношение личности к собственным ценностным ориентациям. Тем самым реализуется понимание личностью собственных движущих мотивов. Понимание собственных ценностных ориентаций является значимым процессом, поскольку представляет собой часть более глобального процесса самопознания.

Литература:

1. Закревский А. Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - № 60 - Ч.4 - С. 421 - 424

2. Закревский А. Достижение личностной интегрированности: авторская техника // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Познание. - 2018 - №12 - С. 55-61

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990.С. 407.

4. Липская Т. А. Возможности метафоры как психологического метода // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-3.

5. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 161.

6. Рекунчак М. П. Метафоры в психологии как инструмент изучения Я // Психологический журнал, 2010, том 31, № 5, с. 68-78

7. Сорокоумова Е. А., Фадеев Д. С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-1

8. Трунов Дмитрий Геннадьевич Объективация психического опыта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №3.

Психология

УДК:159.99

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кольцова Ирина Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Хилько Ольга Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКСОВ МЕДЕИ И ИОКАСТЫ

Аннотация. В статье рассмотрены психологические комплексы Медеи и Иокасты, которые помогут объяснить особенности взаимоотношений матери и детей. Определена роль материнских психологических комплексов в психическом развитии и социализации ребенка. Обосновано значение просвещения педагогов и родителей в области психологических материнских комплексов: комплекса Медеи и комплекса Иокасты.

Ключевые слова: психологический комплекс, комплекс Медеи, комплекс Иокасты, психологическая готовность к материнству, танатос, либидозная энергия, психологический супруг, синдром Мюнхаузена-Прокси.

Annotation. The article discusses the psychological complexes of Medea and Iocasta, which will help explain the peculiarities of the relationship between mother and children. The role of maternal psychological complexes in the mental development and socialization of the child is determined. The importance of educating teachers and parents in the field of psychological maternal complexes: the Medea complex and the Iocasta complex has been substantiated.

Keywords: psychological complex, Medea complex, Iocasta complex, psychological readiness for motherhood, thanatos, libidinal energy, psychological spouse, Munchhausen-Proxy syndrome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.